Легендарный двигатель: его выпускали три завода!

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
linkman
26.03.2025 - 19:53
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.12.12
Сообщений: 1392
98
9 картинок

Мотор Волги ГАЗ-21 дожил до XXI века и разошелся тиражом свыше шести миллионов

Моторы почти всегда живут дольше автомобилей, для которых первоначально сделаны. Примеров, когда двигатели для легковых машин выпускали десятилетиями, в истории очень много. В этом ряду и отечественный мотор, который дебютировал на первой Волге в середине ХХ столетия и дожил до совсем новых моделей ХХI века.

Двигатель нового времени

Проектируя новую Волгу ГАЗ-М21, в Горьком готовили и абсолютно иной двигатель. Ведь в основе конструкции нижнеклапанных агрегатов ГАЗ‑12 ЗИМ, Победы ГАЗ-М20 и внедорожника ГАЗ‑69 лежал шестицилиндровый мотор Dodge конструкции конца 30‑х годов.

Четырехцилиндровый вариант ГАЗ‑20 рабочим объемом 2,1 л, который ставили на Победу и ГАЗ‑69, имел врожденный недостаток: мощности 50–55 л. с. автомобилям такого класса было явно недостаточно. Что прекрасно понимали и горьковские конструкторы – создавая этот двигатель в середине 40‑х годов, они вынуждено пошли на компромисс.

Правда, на базе нижнеклапанного двигателя сделали вариант объемом 2,4 л, который развивал уже 65 л. с. Но этот мотор не отличался долговечностью, что не было тайной ни для конструкторов, ни для эксплуатационников.

Легендарный двигатель: его выпускали три завода!
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
linkman
26.03.2025 - 19:54
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.12.12
Сообщений: 1392
Первый вариант верхнеклапанного четырехцилиндрового мотора с V‑образным расположением клапанов ГАЗ‑21 создали в 1954 году. Второй – годом позже. Мотор с цепным приводом распредвала, разнесенными по сторонам впускным трубопроводом и выпускным коллектором, а также полусферическими камерами сгорания устанавливали на первые прототипы Волги 1955 года. Но агрегат тоже показал себя недостаточно долговечным.

Серийный двигатель, спроектированный под руководством горьковского конструктора Гарри Эварта, был верхнеклапанным, с клиновидными камерами сгорания, нижневальным, с шестеренчатым приводом распредвала и штанговым приводом клапанов. Агрегат был полностью алюминиевым. Кстати, не так много в мире было тогда алюминиевых моторов.

Двигатель ГАЗ‑21 рабочим объемом 2,45 л (92×92 мм), по диаметру поршней унифицированный с V‑образной «восьмеркой» ГАЗ‑53, по всем параметрам выигрывал у предшественника ГАЗ‑20.

Мотор Победы рабочим объемом 2,1 л развивал 52 л. с. при 3600 об/мин и имел массу без оборудования 153 кг. Новый мотор массой 146 кг выдавал 70 л. с. при 4000 об/мин. На 1 л. с. у мотора ГАЗ‑20 приходилось почти 3 кг, у ГАЗ‑21 – 2 кг. Заметно вырос и крутящий момент: со 125 Н·м при 2200 об/мин до 170 Н·м при 2200 об/мин.

Степень сжатия тоже выросла – с 6,2 до 6,7. Новый агрегат в базовой версии, рассчитанной на бензин марки А72, при увеличении степени сжатия имел хороший потенциал для форсировки.

Около 1100 первых Волг ГАЗ-М21 до июня 1957 года собрали с временным нижнеклапанным 65‑сильным мотором объемом 2,4 л. Производство нового агрегата в Горьком начали в апреле 1957‑го. Он постепенно вытеснил из-под капота громкой советской новинки временный мотор.

Именно двигатель ГАЗ‑21 в первую очередь и ассоциируется с легендарной теперь первой Волгой – революционной во многих смыслах, символом нового советского времени.

Легендарный двигатель: его выпускали три завода!
 
[^]
linkman
26.03.2025 - 19:55
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.12.12
Сообщений: 1392
Проблемы роста

Дорогое алюминиевое литье Горьковский завод, не имевший таких технологий, получал с литейно-механического завода в Балашихе. Под производство моторов решили переоборудовать Заволжский завод, основанный в 1958 году для производства запчастей ГАЗ, в том числе именно алюминиевого литья, и расположенный всего в нескольких десятках километров от Горького.

Первый двигатель для Волги в Заволжье собрали в апреле 1960 года. В том же году на Заволжском моторном заводе (ЗМЗ) создали отдел главного конструктора, который и стал заниматься совершенствованием мотора.

Первой модификацией двигателя – теперь по имени ЗМЗ – стала экспортная версия 21Д со степенью сжатия 7,65, мощностью 80 л. с. Правда такую модификацию под бензин А82 выпускали недолго. По рассказам ведущего конструктора ГАЗ‑21 Александра Невзорова, на двигателях машин, проданных в Финляндию, деформировались поршневые пальцы.

Тогда сделали вариант 21Д1 со степенью сжатия 7,15 мощностью 75 л. с. при 4000 об/мин. Этот мотор, развивающий момент 171 Н·м при 2000–2200 об/мин, и стал основным для 21‑й Волги до самого конца ее производства. Позднее появился и новый экспортный 85‑сильный двигатель со степенью сжатия 7,65.

Легендарный двигатель: его выпускали три завода!
 
[^]
linkman
26.03.2025 - 19:56
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.12.12
Сообщений: 1392
Мотор Волги ГАЗ-21 дожил до XXI века и разошелся тиражом свыше шести миллионов

ЗМЗ наращивал производство, ведь в Горьком планировали развернуть и выпуск полуторки ГАЗ‑56 с 21‑м мотором. Двигатели были нужны и заводу РАФ, наладившему серийное производство микроавтобусов, а с 1966 года – и Ереванскому заводу, развернувшему выпуск фургонов, разработанных в Риге. Разработанный в Горьком агрегат еще много лет был по сути единственным в СССР в своем классе.

На его основе сделали и 72‑сильную версию УАЗ‑451 со степенью сжатия 6,7. В 1969 году выпуск этой модификации начали на Ульяновском моторном заводе, прежде производившем лодочные моторы. В 1971‑м появилась 75‑сильная версия. Ее ставили на все ульяновские машины, в том числе дебютировавший в 1972 году УАЗ‑469, и даже на многие ГАЗ‑69, проходящие капитальный ремонт на ремзаводах по всей стране.

Для новой Волги ГАЗ‑24 заволжский мотор основательно переработали. В частности, гильзы получили медные уплотнения взамен резиновых, увеличили тарелки клапанов, усовершенствовали привод масляного насоса, применили иной распредвал и двухкамерный карбюратор. Степень сжатия выросла до 8,2, мощность – до 95 л. с. при 4500 об/мин, а крутящий момент – до 191 Н·м при 2200–2400 об/мин.

Легендарный двигатель: его выпускали три завода!
 
[^]
linkman
26.03.2025 - 19:57
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.12.12
Сообщений: 1392
НОСИТЕЛИ АГРЕГАТОВ

Легендарный двигатель: его выпускали три завода!
 
[^]
linkman
26.03.2025 - 19:57
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.12.12
Сообщений: 1392
За более чем полувековую историю, модернизируя, горьковские, заволжские и ульяновские моторы ставили на автомобили четырех заводов.

Легендарный двигатель: его выпускали три завода!
 
[^]
linkman
26.03.2025 - 19:58
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.12.12
Сообщений: 1392
КТО БЫСТРЕЕ

В 50–70‑х годах двигатели ГАЗ‑21 и ГАЗ‑24 применяли и на гоночных автомобилях. Помимо стандартных по объему форсированных моторов, делали варианты с объемом, увеличенным до 2,9 л и даже до 3,1 л.

На автомобиле 1958 года, известном как ГА‑22 (ГА‑2500) ленинградского конструктора В. Шахвердова, двигатель с увеличенной до 8,5 степенью сжатия и с двумя карбюраторами развивал 84 л. с. при 4000 об/мин.

Легендарный двигатель: его выпускали три завода!
 
[^]
linkman
26.03.2025 - 19:59
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.12.12
Сообщений: 1392
На Тарту‑1 и Тарту‑2 (известных также как Эстония‑8 и Эстония‑10) ставили двигатель объемом 2,45 л с двумя карбюраторами

Легендарный двигатель: его выпускали три завода!
 
[^]
linkman
26.03.2025 - 20:00
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.12.12
Сообщений: 1392
Такой мотор выдавал до 110 л. с. при 5000 об/мин. Мощность моторов объемом 2,9 л поднимали до 120 л. с.

источник

Легендарный двигатель: его выпускали три завода!
 
[^]
Bes72
26.03.2025 - 20:01
59
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 11.10.23
Сообщений: 296
В наших моторах масло текло и походу будет течь вечно, не смотря на годы)

Даже в современном 126/127 моторе не удосужились грамотно и плотно закрепить штуцер отвода картерных газов на клапанной крышке, болтается он там в отверстии по жизни у всех, и вокруг все в говне.

Казалось бы что может быть проще...но ведь нет, заводу десятилетиями насрать на это.
 
[^]
ЭхЭх
26.03.2025 - 20:03
9
Статус: Offline


Санитар ЯПа

Регистрация: 28.01.18
Сообщений: 3581
Попался хороший двигатель - надо выжать из него всё.
Новый придумывать сложнее
 
[^]
McCaroff
26.03.2025 - 20:05
10
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 27.10.06
Сообщений: 453
Цитата (lektor1052 @ 26.03.2025 - 19:56)
Помню была такая шутка; если из волги не течёт масло-значит масло в волге закончилось. Но это наверное не про этот движок.

Это вообще не про движок.
Это про шкворневую подвеску, которую полагалось шприцевать после каждой лужи.
И про мост, из которого тоже частенько капало.
 
[^]
ПроФФесор
26.03.2025 - 20:07
12
Статус: Offline


Директор Каспийского моря

Регистрация: 17.02.12
Сообщений: 1100
Была у меня 3110 с 402 мотором. Как ни странно, масло почти не текло, лишь чуть-чуть потело вокруг сальников. Больше в угар уходило.
 
[^]
Трамспорт
26.03.2025 - 20:09
1
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.01.17
Сообщений: 3557
Не успели перевести его на солярку, так как СССР распался
 
[^]
lbt
26.03.2025 - 20:24
-1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 9.10.09
Сообщений: 59
Мой батя на Волге в 1971 году положил стрелку на 145 км/ч. Помню 😎

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
avaava
26.03.2025 - 20:26
28
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 19.02.11
Сообщений: 143
А какой мотор сделали после развала Союза? Вот так что б новый. а не ВАЗовский модернизировать до потери пульса?
Вот какой? Где он? В военке всё еще старые и модернизированные.
На кораблях - импорт.
На тепловозах? Ну не знаю... что-то мне подсказывает... Ну вы поняли.

А! Вру! Был! Был принципиально новый двигатель! РЛД! На Ё(б)мобиль ставили почти серийно. Сколько их сделали? Два прототипа? Или три...
 
[^]
Асклепий
26.03.2025 - 20:32
18
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.02.16
Сообщений: 613
Цитата
Не успели перевести его на солярку, так как СССР распался

+ ! Ну так если сами не могли сотворить ничего, кроме как доджу из 30-х два цилиндра отрезать, то и дизель вполне могли бы и спиздить - ОМ617 или 616 от Мерседеса например.
ОМ 617,616,615 это полностью чугунные двигатели 5 или 4 цилиндровые, от 2 до 3 литров объемом и мощностью от 52 (ом615) до 230 (OM617A, turbo) лошадей.
Да ещё и с ресурсом миллион..

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
DSU
26.03.2025 - 20:34
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.08.15
Сообщений: 1613
Были Волги с ЗМЗ 402, особо не отличались течью масла, Газель 2011 года с УМЗ 4216 владел 12 лет, все эти годы боролся с течами масла, назвал это внешней смазкой мотора
 
[^]
Murlak0taM
26.03.2025 - 20:37
-8
Статус: Offline


Ведущий Озеленитель Красного Креста

Регистрация: 7.07.14
Сообщений: 73
На рисунке прототип какой то неведомой ебанной хуйни.
верхнеклапанной
нижнераспредвальной и цепной
что-то не видал, и не скучаю
 
[^]
Асклепий
26.03.2025 - 20:43
5
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.02.16
Сообщений: 613
Цитата
Мой батя на Волге в 1971 году положил стрелку на 145 км/ч. Помню 😎

На Волге в 71 году...
Да вы батенька мажор!!
Мой батя был обеспеченным и уважаемым человеком- директор школы, но пик моих авто воспоминаний это 155 км/ч на магистрали перед Ригой в 1984 году на ВАЗ 2103.
Ехали семьёй в Юрмалу...
А Волга и даже до начала 90-х у нас в Беларуси была недостижимой мечтой автолюбителей!

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Murlak0taM
26.03.2025 - 20:51
19
Статус: Offline


Ведущий Озеленитель Красного Креста

Регистрация: 7.07.14
Сообщений: 73
Цитата (Асклепий @ 26.03.2025 - 20:43)
Цитата
Мой батя на Волге в 1971 году положил стрелку на 145 км/ч. Помню 😎

На Волге в 71 году...
Да вы батенька мажор!!
Мой батя был обеспеченным и уважаемым человеком- директор школы, но пик моих авто воспоминаний это 155 км/ч на магистрали перед Ригой в 1984 году на ВАЗ 2103.
Ехали семьёй в Юрмалу...
А Волга и даже до начала 90-х у нас в Беларуси была недостижимой мечтой автолюбителей!

а с середины 90тых стала не мечтой а страшным сном.
 
[^]
Асклепий
26.03.2025 - 20:55
7
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.02.16
Сообщений: 613
Цитата
а с середины 90тых стала не мечтой а страшным сном.

Но это с середины , даже с начала 90х, когда открыли границы и начали выводить войска из стран СЭВ.
До этого Волжана была в топе!

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
GadPolzuchij
26.03.2025 - 21:00
12
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.11.17
Сообщений: 1573
Цитата (lektor1052 @ 26.03.2025 - 19:56)
Помню была такая шутка; если из волги не течёт масло-значит масло в волге закончилось. Но это наверное не про этот движок.

Ну в этой шутке только часть шутка. Так как вместо сальника коленвала использовалась набивка, то даже были нормы на капанье масла
 
[^]
GadPolzuchij
26.03.2025 - 21:04
11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.11.17
Сообщений: 1573
Цитата (Асклепий @ 26.03.2025 - 20:43)
пик моих авто воспоминаний это 155 км/ч на магистрали перед Ригой в 1984 году на ВАЗ 2103.

Пусть это останется как воспоминания, ибо на классике выше 100км/ч спидометр врал безбожно. Можете 15-20 минусовать
 
[^]
VitekG
26.03.2025 - 21:05
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.03.15
Сообщений: 7774
Цитата (ПроФФесор @ 26.03.2025 - 20:07)
Была у меня 3110 с 402 мотором. Как ни странно, масло почти не текло, лишь чуть-чуть потело вокруг сальников. Больше в угар уходило.

Газелька у отца была. Тоже не текла. Только заебался я его перебирать. Слабоват он для нее был видимо. Новый сотку прошел, после ремонтов поменьше. Раза три точно копиталил.
Но масло не текло. Запчасти говно были.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 21898
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх