Заслуга принадлежит проекту, который с подачи «уверенных пользователей» Boeing и Airbus, принято ругать. Это «Суперджет». Вокруг самолета сломано много копий. Например, говорят, что разумнее было финансировать уже готовый аналог – Ту-334.
Обратимся к фактам. Экипаж 3 человека: два пилота и бортинженер. Двигатели – два Д-436Т с ресурсом 4000 часов, производитель – украинский «Мотор Сич». Теперь «Суперджет». Экипаж 2 человека, ресурс двигателей – 20 000 часов. Все требования в рынке. А какие были перспективы у Ту-334? Верно – слабые.
Все ресурсы вложили в новый самолет. Кроме того, «Суперджет» делали с прицелом на экспорт. Именно поэтому в машине так много иностранной «начинки» – у импортных систем были международные разрешения. Это позволяло сделать сертификацию дешевле.
Кроме того, уже готовые компоненты помогли быстро выпустить самолет на рынок. Впрочем, будем объективны, технику подвел плохой сервис – иностранных заказчиков не устроило послепродажное обслуживание. Экспортным «хитом» самолет не стал, но показал хорошие результаты на российских маршрутах.
При этом «Суперджет» выполнил главную задачу – позволил получить передовой опыт у ведущих фирм. Это очень пригодилось сегодня, когда наши инженеры рассчитывают только на себя. Да, это дорого. Да, сроки съезжают. Но вот, что главное – страна может делать современные самолеты своими силами.