Как тоннелепроходческие машины ориентируются под землей и прокладывают путь с точностью до сантиметров

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Jus
5.08.2024 - 12:21
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 381335
138
В мире подземного строительства тоннелепроходческие комплексы (ТПМК) играют ключевую роль. Эти гигантские машины прокладывают огромные тоннели под землей с поразительной точностью. Но как им удается ориентироваться в толще земли, где нет привычных нам ориентиров?

4 фото via

Как тоннелепроходческие машины ориентируются под землей и прокладывают путь с точностью до сантиметров
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Jus
5.08.2024 - 12:22
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 381335
Технология «подсмотренная» в природе

История ТПМК началась с наблюдений за морскими червями-древоточцами. Инженер Марк Брюнель, вдохновленный их способностью с невероятной точностью прокладывать ходы в замкнутом «древесном» пространстве, создал первый «проходческий щит» в 1818 году. Этот принцип лег в основу работы и «ориентации» современных тоннелепроходческих машин.

Сегодня ТПМК представляют собой сложные технологические комплексы. Их основной принцип работы остался прежним: передняя часть машины врезается в грунт, а задняя укрепляет образовавшийся проход.

Современные щиты бывают двух типов: немеханизированные и механизированные. Первые используются редко и представляют собой простое защитное кольцо, внутри которого работают шахтеры. Механизированные щиты оснащены роторной головкой с режущими инструментами и способны работать в различных типах грунта.

Как тоннелепроходческие машины ориентируются под землей и прокладывают путь с точностью до сантиметров
 
[^]
Jus
5.08.2024 - 12:22
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 381335
Навигация под землей

Точность прокладки тоннеля критически важна, особенно когда работы ведутся с двух сторон. Для ориентации под землей ТПМК используют комплекс высокотехнологичных решений:

1. Электронная навигация. Автоматические системы в режиме реального времени определяют положение щита и хвоста ТПМК, их смещение относительно проектного положения и «выдают» поправки для корректировки направления движения ТПМК. Самые распространенные на сегодняшний день системы — SLS, SN-Pai и ACS-II.

2. Тахеометры. Эти устройства измеряют углы и расстояния, помогая определить точное положение машины.

3. Инклинометры. Измеряют угол наклона щита относительно гравитационного поля Земли.

4. Лазерная навигация. Лазерный луч, направленный на датчики на корме ТПМК, позволяет ориентироваться в трехмерном пространстве.

5. Постоянная корректировка. По мере продвижения щита создаются новые точки привязки для повышения точности навигации.

Как тоннелепроходческие машины ориентируются под землей и прокладывают путь с точностью до сантиметров
 
[^]
Jus
5.08.2024 - 12:23
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 381335
Преодоление препятствий

ТПМК способны преодолевать различные препятствия. При встрече с грунтовыми водами используют их замораживание жидким азотом или фреоном. Твердые породы преодолевают с помощью цементации — нагнетания цемента под давлением для создания прочного монолита вокруг тоннеля.

Впечатляющие результаты

Современные ТПМК способны продвигаться со скоростью до 300 метров в месяц. Стоимость такого продвижения составляет около 15 миллионов евро. Точность работы этих машин поражает: при строительстве знаменитого Евротоннеля под Ла-Маншем расхождение между двумя щитами, двигавшимися навстречу друг другу, составило всего 36 см по горизонтали и 6 см по вертикали.

Интересные факты:

* самый большой в мире ТПМК работает в Гонконге и имеет диаметр щита 19 метров

* в СССР первый ТПМК был применен в 1934 году при строительстве московского метро

* советские инженеры первыми разработали технологию прокладки наклонных тоннелей

Как тоннелепроходческие машины ориентируются под землей и прокладывают путь с точностью до сантиметров
 
[^]
Hrenolog
5.08.2024 - 12:30
190
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 5.06.18
Сообщений: 146
- А если не получится?
- Тогда будет два тоннеля!
 
[^]
Ondjin
5.08.2024 - 12:30
23
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 4.01.15
Сообщений: 0
Интересно как в Москве построили 11.2 км за 2 года в 1933-1935 годах. С помощью таких штук , когда даже у современных тпмк скорость ниже :)))

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Morfin16
5.08.2024 - 12:31
89
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 1.02.18
Сообщений: 139
Вспомнилось

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Как тоннелепроходческие машины ориентируются под землей и прокладывают путь с точностью до сантиметров
 
[^]
Pogano
5.08.2024 - 12:33
9
Статус: Offline


Сиреневенький глазовыколупыватель

Регистрация: 13.05.12
Сообщений: 7032
Цитата
Как тоннелепроходческие машины ориентируются под землей и прокладывают путь с точностью до сантиметров

Им кроты подсказывают
 
[^]
DurMaGloT
5.08.2024 - 12:33
7
Статус: Offline


ЯПрила

Регистрация: 9.03.24
Сообщений: 435
Макшейдеры при промахе стрелялись...)
 
[^]
YourBunnyWro
5.08.2024 - 12:35
6
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 15.10.16
Сообщений: 990
Цитата

Как тоннелепроходческие машины ориентируются под землей и прокладывают путь с точностью до сантиметров

они у кротиков дорогу спрашивают
 
[^]
Frantic81
5.08.2024 - 12:35
3
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 25.10.15
Сообщений: 691
Цитата (Ondjin @ 5.08.2024 - 12:30)
Интересно как в Москве построили 11.2 км за 2 года в 1933-1935 годах. С помощью таких штук , когда даже у современных тпмк скорость ниже :)))

Меня больше интересует как в Питере построят 11.2 км за 1229978622695 лет, млять..
 
[^]
AlexanderYar
5.08.2024 - 12:35
15
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 17.10.13
Сообщений: 3320
Цитата (Ondjin @ 5.08.2024 - 12:30)
Интересно как в Москве построили 11.2 км за 2 года в 1933-1935 годах. С помощью таких штук , когда даже у современных тпмк скорость ниже :)))

Там бОльшая часть открытым способом сооружалась.
 
[^]
AlexanderYar
5.08.2024 - 12:36
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 17.10.13
Сообщений: 3320
А вообще - да, это чудо расчудесное, когда два тоннеля сбиваются почти без отклонений.
 
[^]
user778
5.08.2024 - 12:38
12
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 25.10.16
Сообщений: 302
Цитата (Ondjin @ 5.08.2024 - 12:30)
Интересно как в Москве построили 11.2 км за 2 года в 1933-1935 годах. С помощью таких штук , когда даже у современных тпмк скорость ниже :)))

Начинали строить из нескольких точек сразу. Метростроевские щиты стартуют не с поверхности. Их собирают и запускают из шахты и начать строительство можно из любой точки тоннеля.
 
[^]
Bob54
5.08.2024 - 12:39
6
Статус: Online


Дуболом

Регистрация: 27.08.16
Сообщений: 422
Цитата (Ondjin @ 5.08.2024 - 12:30)
Интересно как в Москве построили 11.2 км за 2 года в 1933-1935 годах. С помощью таких штук , когда даже у современных тпмк скорость ниже :)))

Интересно другое, почему в Москве метро строят ударными темпами, а в Санкт Петербурге вообще почти не строят?
 
[^]
SeverAs83
5.08.2024 - 12:40
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.03.14
Сообщений: 1114
Какие блэт датчики маркшейдерская служба направление даёт
При проходке БВР у мамы всегда была сбойка кровля к кровле почва к почве
 
[^]
bestofbest
5.08.2024 - 12:42
5
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 23.01.23
Сообщений: 445
Цитата (Hrenolog @ 05.08.2024 - 12:30)
- А если не получится?
- Тогда будет два тоннеля!

За те же деньги )

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
OtecGeroin
5.08.2024 - 12:42
15
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 30.05.16
Сообщений: 236
Если учесть что тоннель под Ла-Маншем построен на советские деньги, кредит который так и не отдали, так как СССР развалился.
 
[^]
lamer45cm
5.08.2024 - 12:42
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.06.18
Сообщений: 1281
Фигасе перфоратор.
 
[^]
roons
5.08.2024 - 12:42
4
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 19.02.13
Сообщений: 994
Цитата (Ondjin @ 5.08.2024 - 12:30)
Интересно как в Москве построили 11.2 км за 2 года в 1933-1935 годах. С помощью таких штук , когда даже у современных тпмк скорость ниже :)))

Не успеешь - расстреляем. Ты бы тоже успел lol.gif
 
[^]
Vredtech
5.08.2024 - 12:46
3
Статус: Offline


ВРЕДный ТЕХнолог

Регистрация: 8.05.17
Сообщений: 4106
Цитата (Bob54 @ 5.08.2024 - 12:39)
Цитата (Ondjin @ 5.08.2024 - 12:30)
Интересно как в Москве построили 11.2 км за 2 года в 1933-1935 годах. С помощью таких штук , когда даже у современных тпмк скорость ниже :)))

Интересно другое, почему в Москве метро строят ударными темпами, а в Санкт Петербурге вообще почти не строят?

Госбюджет и отладка отмывочных процессов.
 
[^]
Renert
5.08.2024 - 12:48
83
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.06.10
Сообщений: 3489
Цитата
История ТПМК началась с наблюдений за морскими червями-древоточцами. Инженер Марк Брюнель, вдохновленный их способностью с невероятной точностью прокладывать ходы в замкнутом «древесном» пространстве, создал первый «проходческий щит» в 1818 году. Этот принцип лег в основу работы и «ориентации» современных тоннелепроходческих машин.

Подскажите, пожалуйста, а где у этого червя-древоточца следующие гаджеты спрятаны:
Цитата
1. Электронная навигация. Автоматические системы в режиме реального времени определяют положение щита и хвоста ТПМК, их смещение относительно проектного положения и «выдают» поправки для корректировки направления движения ТПМК. Самые распространенные на сегодняшний день системы — SLS, SN-Pai и ACS-II.

2. Тахеометры. Эти устройства измеряют углы и расстояния, помогая определить точное положение машины.

3. Инклинометры. Измеряют угол наклона щита относительно гравитационного поля Земли.

4. Лазерная навигация. Лазерный луч, направленный на датчики на корме ТПМК, позволяет ориентироваться в трехмерном пространстве.

5. Постоянная корректировка. По мере продвижения щита создаются новые точки привязки для повышения точности навигации.


Короче пост ни о чём. Никакого нормального ответа на вопрос в заголовке.
Если в двух словах, то:
- Как машины ориетнитуются под землёй?
- У них хуева туча всяких приспособ.
 
[^]
Alexmiks
5.08.2024 - 12:49
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 31.10.08
Сообщений: 1175
Цитата (Bob54 @ 5.08.2024 - 12:39)
Цитата (Ondjin @ 5.08.2024 - 12:30)
Интересно как в Москве построили 11.2 км за 2 года в 1933-1935 годах. С помощью таких штук , когда даже у современных тпмк скорость ниже :)))

Интересно другое, почему в Москве метро строят ударными темпами, а в Санкт Петербурге вообще почти не строят?

Потому, что строительство метро в Москве оплачивает вся Россия, в том числе и Санкт-Петербург. dont.gif
 
[^]
Chelovekov
5.08.2024 - 12:54
7
Статус: Online


Приколист

Регистрация: 1.08.19
Сообщений: 397
Цитата
Не успеешь - расстреляем. Ты бы тоже успел

Ну вообще-то Каганович пообещал Сталину запустить метро к 7 ноября 1934, а получилось 15 мая 1935. Не расстреляли. Даже назвали московский метрополитен им. Кагановича.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Arsan
5.08.2024 - 12:54
17
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 25.08.15
Сообщений: 994
Цитата (Bob54 @ 5.08.2024 - 12:39)
Цитата (Ondjin @ 5.08.2024 - 12:30)
Интересно как в Москве построили 11.2 км за 2 года в 1933-1935 годах. С помощью таких штук , когда даже у современных тпмк скорость ниже :)))

Интересно другое, почему в Москве метро строят ударными темпами, а в Санкт Петербурге вообще почти не строят?

В том числе и потому что геология совсем разная. Глубины со стабильными грунтами гораздо больше. Обводненность грунтов. Прорывы то случались страшные, вплоть до консервации и изоляции участков.
В Москве с этим тоже жопа местами, особенно на севере, поэтому и там во многих местах оно не строилось и только сейчас при современных технологиях строят.
Но те же пересадки между линиями ковыряют уже пару лет, Динамо чуть не затопили прорывом плывуна.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 37078
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх