В древнейшей традиции имеется три типа неподвижных рунических объектов; все они связаны с изображением знаков на камне, но совершенно различны по внешнему виду и функциям. Во-первых, это петроглифы, вырезанные прямо на скалах, утесах и т.д.; затем следуют так называ¬емые камни bauta. Эти камни специально подбирались, обтесывались и затем устанавливались на определенное место. Наконец, третья группа представлена камнями bauta, на которых вырезаны пиктограммы.
Четыре рунических наскальных надписи, все найденные в Скандинавии, датируются 400—550 гг. н.э. Все они, по-видимому, имеют религиозно-магическое значение, часто упоминают о создавшем их мастере, и содержат даже отдельные намеки на структуру культа эрилей, мастеров рун.
Все надписи представляют собой нечто вроде инициатической декларации силы, в которой мастер рун упоминает одно или несколько своих магических имен. Формулы этого типа используются для освящения данной части простран¬ства, ее защиты, или даже создания особых изменений в среде.
Простейшим примером может послужить скала в Веблунгснесе в Центральной Норвегии (см. рис. 1.10), надпись на которой датируется примерно 550 г. Формула из Веблунгнеса словами передается как ек irilaz wiwila: «я, эриль Вивила». (Заметим, что — руна, составленная из и ). Формула состоит из личного местоимения первого лица я, инициатического термина irilaz (диалект¬ный вариант слова erilaz (эриль), в широком смысле понимаемого просто как «повелитель рун», и личного имени. Это, тем не менее, не обычное имя, полученное при рождении, а священное или полученное в результате посвящения. Следует отметить, что имя Wiwilaz — умень¬шительное от имени Wiwaz, «освященный; тот, кто освя¬щает», найденного также на камне в Туне, и соотносимого с именем бога Wihaz (др.-исл. Be). В этой формуле мастер рун, или эриль, освящает местность своим магическим присутствием. Делается это следующим образом: вначале эриль призывает некую божественную личность, а затем действует от лица этой личности, высекая руны.
Камни bauta — предшественники великих рунических камней эпохи викингов. Эти камни датируются периодом с середины четвертого века до конца седьмого, но и позже эта традиция продолжает развиваться.
Надписи подобного рода почти всегда связаны с культом умерших и похоронными обрядами и обычаями. Хорошо известно, что эти обычаи играли значительную роль в культе Одина, и с ними же были тесно связаны руны. Иногда руны использовали для защиты мертвых от граби¬телей могил и колдунов, иногда их предназначением было удерживать мертвецов в могилах (чтобы предотвратить появление ужасных aptrgungumenn, «ходячих мертве¬цов»), иногда же при помощи рун устанавливалась связь с мертвыми в магических либо религиозных целях.
Камень из Каллебю, надпись на котором приведена на рисунке представляет собой пример искусства, направ¬ленною на удержание мертвецов в могиле (или, по крайней мере, на то, чтобы вернуть их обратно после «прогулки»). Подобные концепции можно встретить во множестве куль¬тур. У германских народов, «восставшие из мертвых» часто оживлялись волею колдуна и выполняли его поручения.
Надпись из Каллебю читается справа палево: thravijan haitinaz was «ему (мертвецу) приказано держаться [могилы]» Использование прошедшего времени очень характерно для магических надписей по двум техническим причинам: 1) в соответствии с основным магическим принципом «поступай так, словно твое желание уже исполнено» и 2) поскольку ритуал, гарантирующий испол¬нение воли мастера, действительно проводился прежде, чем ожидался результат. Эти концепции служат основой представлений германских народов о полной реальности «прошлого» и его власти над тем, что за ним стоит. Эриль использует эти законы для исполнения своей воли.
Камни с петроглифами сочетают руническую символику с магией пиктографии. Это особенно четко заметно на двух из них — на камне из Эггьюма и на камне из Роэса, на которых имеются схематические изображения коней (см. руну Е). Традиция сочетания пиктограмм и рун существует с древнейших времен, начиная со старшей из четырех надписей, датируемой примерно 450 г., и последней (Роэсской), примерно 750 г. Эта техника постепенно разовь¬ется в великую руно-пиктографическую традицию Сканди¬навии эпохи викингов.
Готландский камень из Роэса, возможно, представляет собой наилучший пример сочетания изображения рун и коня Этот увесистый талисман (плита песчаника размером 22x30x3 дюйма) был найден под корнями орехового куста в девятнадцатом веке. Собственно руническая формула приведена на рис. 1.13. Интерпре-тация ее достаточно противоречива, однако наиболее верным решением следует признать то, согласно которому составная руна читается как сочетание U+D+Z, так, что весь текст читается как ju thin Uddz так: «Удд вывел (послал) этого коня». Но что это означает?
Древнеисландская литература предоставляет нам ключ к значению этого комплекса символов. В «Саге об Эгиле» (гл. 57) мы читаем, как Эгиль соорудил nidhstong, или столб проклятия, из орехового дерева и водрузил на вершину ею конскую голову. Целью установления этою столба-оскор¬бления было изгнание Эрика Кровавая Секира и его жены Гунхильд, из Норвегии — и оно сработало.
Прежде чем попрощаться с надписями, сделанными Старшим Футарком, следует сказать несколько слов о языке, на котором они написаны. Практически одновре¬менно с началом использования рунической письменности между отдельными германскими диалектами появляются четкие различия. Язык, существовавший до этого разделе¬ния, принято называть протогерманским (или просто гер¬манским). Одними из самых первых обособились северные языки, которые называют протонордическими (proto Nordic) или древне-северными (Primitive Norse). Готы, начавшие мигрировать к востоку (на территорию современ¬ных России и Польши) из Скандинавии в начале нашей эры, положили начало восточногерманским языкам (игравшим важную роль в истории ранних рунических надписей). Южнее, на континенте, формировались южногерманские языки, включавшие в себя все английские, немецкие и фризские диалекты; в то время как на севере древнесеверный разделился на западный северный (West Norse) в Норвегии и восточный северный (East Norse) — в Дании и Швеции. В первые несколько столетий древнейшего периода представители всех этих диалектов могли еще понимать друг друга; помимо этого, мастера рун, как правило, употребляли и в более поздних надписях архаичес¬кие формы, поскольку это были устоявшиеся магические формулы, идущие с древнейших времен. Выдвигаются даже предположения, что среди эрилей существовал и поддержи¬вался единый для всех германцев «священный» язык.
Это сообщение отредактировал flint65 - 7.06.2010 - 08:19