Через Арктику подо льдами: "Пакет вскрыть при всплытии на СП-10"

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
amv32
20.02.2024 - 11:16
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 2911
233
На Новый год всегда хочется зимнего чуда, но "зимнее чудо" можно устроить не только в декабре- январе, но и в любой другой месяц года, если речь идет об арктических районах. И такое вот "зимнее чудо" в сентябре получили советские полярники дрейфующей станции СП-12, когда к ним "на огонек" "заскочил" советский атомоход.

© Navygaming Channel via

Через Арктику подо льдами: "Пакет вскрыть при всплытии на СП-10"
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 11:17
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 2911
В основе рассказа воспоминания одного из участников похода - Мазюка Игоря Аркадьевича, флагманского врача дивизии подводных лодок СФ.

После похода первой советской атомной подводной лодки К-3 к Северному полюсу начали активно разрабатываться дальнейшие программы и планы по освоению Арктического бассейна.

Согласно этим планам было решено осенью 1963 года совершить трансарктический переход с Северного флота на Тихоокеанский флот, выбор пал на новую атомную подводную лодку проекта 627 А - К-115 (вступила в строй в декабре 1962 года), командир - капитан 2 ранга Дубяга Иван Романович.

Интересно, что по результатам этого похода (после его окончания) по тому же маршруту планировалось отправить ракетную атомную подводную лодку К-178 (проект 658) капитана 2 ранга А.П.Михайловского (будущего командующего КСФ).

Подводная лодка К-115 вышла в своей трансарктический поход 3 сентября 1963 года, имея на борту старшим группы - начальника штаба 1-й Флотилии подводных лодок капитана 1 ранга В.Г.Кичёва.

Поход проходил планово, все лодочные системы и механизмы работали как "швейцарские часы", никаких сбоев, все ритмично и гладко, а обстановка на подводной лодке была "изуми­тельно спокойной, деловой и по-сво­ему праздничной", как ее характеризовал сам Мазюк И.А. При этом источником этой "обстановки" он считал, и вероятно не без оснований командира атомохода.

"...Иван Романович Дубяга олицетворял собой персону в большинстве своём давно утрачен­ной на нашем флоте внутренне интеллигентной личности, оказавшей­ся в своей роли по глубокому убеж­дению и преданности морским тра­дициям. Немногословный, замкну­тый, но способный к прыжку при решении сложной задачи, он созда­вал вокруг себя такой же микрокли­мат в отношениях между подчинён­ными офицерами, старшинами и матросами".
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 11:17
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 2911
Командир К-115 капитан 2 ранга И.Р.Дубяга

Через Арктику подо льдами: "Пакет вскрыть при всплытии на СП-10"
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 11:17
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 2911
Согласимся, когда командир собран, спокоен и излучает уверенность, то и подчиненные заражаются именно таким же состояниям. Маршрут не вызывал особых опасений, но имел свои особенности, в том числе в виде одной из "навигационных задач" - требовалось проверить одну из географических гипотез, согласно которой Уральский хребет далеко вдается в воды Ледовитого океана.

И если это так, то лодке предстояло "протис­нуться в узкую щель между свисаю­щими сверху зубчатыми массивами пакового льда и вырастающими на пути лодки вершинами Уральского хребта", как вспоминает Игорь Аркадьевич.

И действительно, в определенный момент и в определенном месте это было зафиксировано - лен­та самописца фиксирует множество вершин, которые были задокументированы, более того - они получили свои наименования, в первую очередь в честь именинников из состава экипажа подводной лодки. В общем, Флагманскому штурману 3-й Дивизии подводных лодок капитану 2 ранга Кудину Л.В. и его подчиненным было чем заняться, как и замполиту лодки.

На минимальной скорости подводная лодка к-115 пошла подводные хребты, вышла на большие глубины и направилась к первой "промежуточной точке" (она же - основная), к дрейфующей станции "Северный полюс – 10" (СП-10).
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 11:17
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 2911
Атомная подводная лодка проекта 627А

Через Арктику подо льдами: "Пакет вскрыть при всплытии на СП-10"
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 11:18
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 2911
Штурманы хорошо знали свое дело и уже 11 сентября подводная лодка вошла в зону дрей­фа СП-10. Теперь самое главное было найти полынью, и здесь вся надежда на эхоледомер.

Специальный прибор фиксирует перепад толщи­ны ледового панциря от 10 до 20 м и более, это слишком много для атомохода, более того - крайне опасно. На тот период предполагалось, что максимальная толщина льда, которую могла проломить лодка, должна быть около метра (правда позже эти показатели были увеличены, но не сразу). Но даже при наличии специального прибора найти полынью и всплыть точно в ней - не просто, и скоро советские подводники в этом убедились.

Как вспоминает Мазюк: "... Наконец - чистая вода, команда: «Стоп моторы!» Инерция лодки погашена, но самописец опять фиксирует сплошной лед. Производим циркуляцию, стремясь вернуть­ся к началу полыньи. Проходим первую спираль циркуляции, вторую, третью... Полыньи нет. Куда же она подевалась? Опять ложимся на генеральный курс и с оптимальной скоростью пытаемся выйти на полынью, поме­ченную на отдельной карте ледовой обстановки в районе СП-10. Время идёт, мили уходят, а полыньи нет...".

Но надо отдать должно и командиру, и штурманам, да и всему экипажу атомохода - полынья была найдена, но дальше случилось неприятность. Кто читал у А.Маклина еще подразделения кроме всем известного "Крейсер его величества "Улисс", то может вспомнить детективную историю под названием "Дрейфующая станция "Зет".

Не будем пересказывать всю историю, но в ее основе тоже путешествие атомной подводной лодки (американской) в Северный Ледовитый океан с целью нахождения английской дрейфующей "метеорологической станции". И там красочно описывается и сам поиск полыньи, и то что последовало за этим. А последовал удар рубки АПЛ об толстый лед, так как полынью американцы проскочили. И вот наши советские подводники тоже совершили такую ошибку.

"...И опять: «Стоп!» Эхоледомер пока­зывает ноль. Глубина погружения - 60м. «Пузырь в среднюю!» - ко­мандует И.Р.Дубяга. Лодка всплы­вает, набирая инерцию. И вдруг сильнейший удар валит с ног сто­ящих в ЦП. Взревели сигналы аварийной тре­воги. Ударившись о паковый лёд, лодка стремительно мчится в глуби­ну. Бдительным рулевым в считан­ные секунды удаётся удержать её на ровном киле и рабочей глубине по­гружения. Осмотрелись в отсеках на предмет повреждения прочного корпуса и его систем. Кажется, всё обошлось..."

Подводная лодка К-115 ударилась о лёд, но все обошлось, атомоход не получил повреждений. Кстати, А.Маклин в своем произведении описывает достаточно трагический момент, когда лодка после удара о лёд "падала" на глубину практически до 120-метровой отметки. Рекомендую почитать, описано занятно и с юмором.
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 11:18
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 2911
Атомная подводная лодка проекта 627А

Через Арктику подо льдами: "Пакет вскрыть при всплытии на СП-10"
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 11:18
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 2911
Как видим, по словам Мазюка, советским подводникам удалось быстрее стабилизировать лодку после удара и удержать ее на рабочей глубине. В ходе разбора случившегося оказалось, что командир лодки И.Р.Дубяга излишне доверился эхоледомеру, хотя еще из опыта пла­вания к Северному полюсу К-3 «Ле­нинский комсомол», было известно, что эхоледомеру полностью доверять нельзя и наличии полы­ньи обязательно следует контролирова­лись перископом.

Например, на К-3 в перископ на­блюдал чистую воду старший по­мощник командира ПЛ, находясь в трюме центрального поста. Любопытно, что у Маклина описывался именно такой способ - наблюдение в перископ, даже когда лодка находилась под водой.

Здесь надо уточнить один ньюанс, как потом сам И.Р.Дубяга признался, контроль за льдом в перископ отменил В.Г.Кичёв, старший на борту, опасаясь, что будет потеряно время и лодку снесёт течением от полыньи. Казалось бы "старший есть старший", но за лодку все же отвечает Командир, и отказываться от выполнения рекомендаций и рисковать лодкой и экипажем в столь сложной и переменчивой обстановке недопу­стимо. Но как бы то ни было - полынью снова упустили, может опять "соврал" эхоледомер, или лодку снесло течением.
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 11:19
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 2911
Василий Григорьевич Кичёв, вице-адмирал

Через Арктику подо льдами: "Пакет вскрыть при всплытии на СП-10"
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 11:19
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 2911
Между тем акустики продолжали фиксировать взрывы подрывников на СП-10, но на лодке уже было не их "гостеприимных взрывов". Было принято решение оста­вить СП-10 за кормой и идти гене­ральным курсом к следующей стан­ции - СП-12. Так полярники СП-10 и не дождались атомохода! Зато повезло их коллегам!

На следующий день, 12 сентября подводная лодка уже вышла в район дрей­фа полярной станции СП-12. Здесь ее не ждали, но подрывники производили взрывы и они фиксировались. Между тем вахта на эхоледомере уже вторые сутки без сна дежурила в надежде найти полынью, прибор исправно фиксировал толщину льда, и вскоре им это удается.

На этот раз все обходится без эксцессов. Лодка застопорила ход, с огромными предостережениями, под контролем перископа, медленно всплыла и едва-едва поместилась в узкой сигарооб­разной полынье. Найденная полынья оказалась не очень большой, но этого хватило для выполнения задачи.
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 11:19
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 2911
Подводная лодка проекта 627А

Через Арктику подо льдами: "Пакет вскрыть при всплытии на СП-10"
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 11:19
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 2911
Сразу после всплытия был проведен тщательный на­ружный осмотр корпуса и систем лодки после удара при неудавшемся всплытии. Как оказалось, палуба мостика была за­сыпана осколками лобового стекла, дополнительные крепления ограж­дения рубки и козырёк оказались смятыми при ударе об лёд.

Самым серьезным оказалось то, что опере­ние вертикального стабилизатора было повреждено, но, к сча­стью, это не влияло на управляемость лодки в подводном положении.
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 11:19
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 2911
Полярники на СП-12 - крепкие ребята

Через Арктику подо льдами: "Пакет вскрыть при всплытии на СП-10"
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 11:20
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 2911
Пока штурман определял точное место всплытия, экипаж атомохода в порядке очередности получил возможность выйди на свежий воздух и размять ноги в ходе прогулки по льду около субмарины. Вскоре оказалось что "навигаторы" не подвели - лодка всплыла не далеко от станции. Примерно в полутора ми­лях от полыньи через оптику перископа и в бинокль была вид­на дрейфующая станция.

И тут возник вопрос: чья она?! Дело в том, что по данным разведки, по соседству с нашей полярной станцией СП-12 дрейфует американская полярная станция. По программе перехода, при условии всплытия в полынье, экипажу К-115 разрешалось, с соблюдением необходимых мер безопасности, посетить станцию СП-10 с друже­ственным визитом, предварительно согласовав визит по УКВ.

Но рядом с СП-10 американцев не было, и если бы всплытие удалось, то не при­шлось бы гадать, к кому советские подводники шли в гости, Другое дело теперь: лодка всплыла, экипаж мы на льдине, перед ними - полярная станция, но как поступить в этом случае. Представьте какая бы была реакция, если бы советские подводники "посетили" американскую станцию! Шума наверное было бы на весь мир. В тоже время, как потом оказался "такой шум" и планировался.

Как выяснилось, у командира К-115 в сей­фе хранился пакет, опечатанный сургучной печатью председателя Совета Министров СССР, на лице­вой стороне которого было напи­сано: «Вскрыть при всплытии на СП-10».

Но так как всплыть на СП-10 не удалось, то возникла проблема: вскрывать или не вскрывать пакет при всплытии в районе дрейфа СП-12? Такие па­кеты зря не выдаются и наверняка содержат важные руководящие ука­зания. И командиру лодки никто не советовал (даже Кичёв).

В итоге И.Р.Дубяга принял решение и вскрыл пакет в присутствии свиде­телей, о чем сделал соответствующую запись в вахтенном журнале. К счастью для него, да и для всех, в пакете оказалась лаконичная фраза за подписью Н.С.Хрущёва: «О всплытии донести ОТКРЫТЫМ тек­стом на КП главкома ВМФ».

Как пишет Мазюк: "...Всё ясно! Нам приказано сказать всему миру о свободном плавании и всплы­тии в Ледовитом океане. Пусть ви­дят: теперь и мы не лыком шиты! Выполнение приказания Хрущё­ва снимало также груз ответствен­ности за возможный контакт с дрей­фующей станцией американцев, так как находилось в русле идеи опове­щения мира о нашем присутствии в стратегически важном районе пла­неты". Это к тому, что в данном случае информационный шум как раз и был задуман!

Осталась последняя задача - совершить лыжный переход к дрейфующей полярной станции. Интересно, что автору воспоминания, Мазюку И.А. посчастливилось по­пасть в число назначенных к пере­ходу членов экипажа, он все таки была капитаном медицинской службы, а врач всегда может пригодится, особенно в случае травмы при форсировании ледяных торосов или при наличии больных на дрейфующей станции.

В лыжный десант были отобраны шесть человек, включая командира атомохода, подобрав лыжи (заранее подготовленные), надев полярное снаряжение, взяв бое­вое оружие, на случай встречи с бе­лыми медведями, лыжники с К-115 начали медлен­ное движение к станции.
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 11:20
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 2911
Рельеф не простой, и не для лыжной гонки!

Через Арктику подо льдами: "Пакет вскрыть при всплытии на СП-10"
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 11:21
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 2911
Как пишет Мазюк: "...Впереди шёл И.Р.Дубяга, легко преодолевая остекленелые торосы и трещины в льдинах. Величина от­дельных торосов превышала наш рост, и в это время мы теряли стан­цию из вида. Погода стояла тихая, морозная, но небо было сплошь затянуто свинцо­выми тучами. Примерно через час пути с препятствиями мы вышли на ровную льдину, выбранную для стан­ции с учётом возможного строи­тельства посадочной полосы для по­лярной авиации. Идти стало легче, но вскоре мы поняли, что самолёты здесь давно не гостили: количество трещин в льдине к сентябрю сдела­ло невозможным произвести безо­пасную посадку".

По мере приближения к станции сомнения о ее принадлежности развеялись (спасибо штурманам), в бинокль удалось различить советский флаг над станцией. Ободрённые встречей с соотечественника­ми подводники прибавили скорость, что далось не так уж и легко - неожиданный марш-бросок для людей, не тренированных в ограни­ченном пространстве ПЛ и, чего греха таить - сверх меры раздобревших на калорийных харчах, - дело непривычное, да и не простое.

По рекомендации врача (все того же Мазюка) за 300 м до станции подводники сделали небольшой привал, отдышались, подкрепились из термоса горя­чим кофе, передохнули минут двадцать, и возобновили движение к цели. И через полчаса (300 м!) они уже были на пороге станции.

Как вспоминает Мазюк: "...Что поразило нас, так это - пол­ное безмолвие и большое количе­ство вмёрзших в спрессованный снег туш белых медведей (по­лярники рассказали, как им нео­днократно приходилось отбивать атаки медведей, пытавшихся поде­лить с ними их запасы полярного продовольствия). Подойдя к домику, над которым трепетал красный флаг, И.Р.Дубяга вежливо постучал в дверь... ."
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 11:21
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 2911
Гулять вокруг станции СП-12 без оружия - не рекомендуется

Через Арктику подо льдами: "Пакет вскрыть при всплытии на СП-10"
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 11:21
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 2911
Представьте друзья - вы на полярной станции, или в избушке где -то далеко в заснеженном лесу, вдали от цивилизации, дорого, людей. На сотни километров кругом нет никого кроме вас и ваших товарищей, и тут к вам в дверь кто-то стучится. Как бы вы отреагировали? Советские полярники отреагировали также добродушно, )))

"...Комичность ситуации мы поняли не сразу, и только после по­вторной попытки получить таким образом разрешение на вход услы­шали из-за закрытой двери темпе­раментное мужское выражение, не оставляющее сомнений, что станция обитаема нашими, русскими ДОБРОДУШНЫМИ людьми. Открыв дверь и войдя в помещение, мы увидели сидящего за столом полярника с намыленным лицом и опасной бритвой в руке. Обернув­шись к нам, он широко раскрыл рот и, промычав что-то нечленораздель­ное, с криками выбежал из домика и помчался по направлению к длинно­му бараку станции...".
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 11:21
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 2911
Кстати, на полярной станции был даже трактор!

Через Арктику подо льдами: "Пакет вскрыть при всплытии на СП-10"
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 11:22
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 2911
Вот тут мне непонятно - если в дверях стояло шесть подводников, то как из домика выбежал полярник? Вероятно в этом домике была еще вторая дверь? Не знаю, не бывал на полярных станциях, )).

Конечно, это вполне ожидаемая реакция человека, который почти год провел на льдине со своими кол­легами и тут такой сюрприз! Да, о том, что по маршруту дрейфа станции должна пройти в это время советская атомная подводная лодка они знали и выпол­няли специальные подводные взрывы. Но они вряд ли могли предположить, чтобы лодка всплыла рядом с их полярной станцией и ее экипаж установит с ними контакт!

По словам Мазюка: "...Уже через 2-3 минуты все полярники окружили подводников и еще через некоторое мгновение началось настоящее братание, когда И.Р.Дубяга представился по всей военной форме. Когда торжественная часть встречи закончилась и настало вре­мя возвращения на лодку, И.Р.Дубяга пригласил полярников посетить ПЛ, для ознакомления и пополнения запасов продовольствия и медикаментов".

В делегацию от полярников вошло семь человек, которые, прихватив с со­бой грузовые нарты для транспор­тирования ожидаемых подарков, выстроились в цепочку и быстро пошли вперед, а подводники последовали за ними по уп­лотнённой лыжне. Как вспоминает врач, время на возвращение "десанта с К-115" оказалось значительно ко­роче, несмотря на очевидную уста­лость. Вот что значит идти по лыжне с профессиональными полярниками!
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 11:22
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 2911
Список полярников СП-12 (первая смена)

Через Арктику подо льдами: "Пакет вскрыть при всплытии на СП-10"
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 11:22
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 2911
На лодке полярников ожидала торжественная встреча и празднич­ный обед. Члены экипажа со всем радушием встретили этих отважных людей, провели эк­скурсию по атомоходу, пообщались, накормили, поговорили. Командир приветствовал отважных зимовщиков, вручил им памятные подарки и со­лидные запасов продовольствия.

В свою очередь начальник полярной стан­ции (он тоже был в составе делегации) поблагодарил за возможность увидеть своими глазами современный атомоход. Встреча была теплой, но не долгой, и вскоре гости, поблагодарив за подарки, спешно покинули борт атомной подводной лодки. График похода есть график похода - впереди был еще последний отрезок подо льдами.

Погрузившись, атомная подводная лодка К-115 взяла курс к Берингову проливу, где заканчивалась граница ледяного поля и где должна закончиться самая рискованная часть этой исторической экспеди­ции.

Всегда хорошо то, что хорошо кончается не так ли?

Статья подготовлена по материалам воспоминаний И.А.Мазюка.

Через Арктику подо льдами: "Пакет вскрыть при всплытии на СП-10"
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 11:22
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 2911
Всё, спасибо за внимание! agree.gif beer.gif
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 11:23
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 2911
P.S. Еще одна сегодняшняя тема:

Ту-324: попытка взлета № 2
 
[^]
Crocodile108
20.02.2024 - 11:27
15
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.07.23
Сообщений: 1382
Спасибо, интересный рассказ.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 18026
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх