«Страшнее — лишь тишина». В чем феномен «Чужого» Ридли Скотта?

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
mrzorg
14.03.2023 - 22:18
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 42715
165
7 марта 2019 года в российский прокат вышла отреставрированная версия «Чужого» (1979) Ридли Скотта — классического фильма про космос и про то, что никто там не услышит вашего крика. Алексей Филиппов попытался разобраться в феномене классической ленты, которая все так же эффектно выглядит на большом экране, как и 40 лет назад.

Зачин известен практически каждому: 2122 год, грузовой авианосец межзвёздный буксир «Ностромо» с обогатительным комплексом направлялся на базу, когда засек сигнал бедствия. Компьютер модели «Мать» разбудил команду, пребывавшую в криогенном сне (космические путешествия не из близких, занимают годы), те высадились на неизвестной территории и познакомились с загадочной формой жизни. Пройдя несколько стадий эволюции (яйцо — лицехват — эмбрион — ксеноморф), создание принялось охотиться за экипажем корабля. Выжили только лейтенант Рипли (Сигурни Уивер) и кот Джонс. Все остальное, как говорится, уже история.

Напоминающий в пересказе незамысловатый хоррор в духе Говарда Филлипса Лавкрафта, «Чужой» стал объектом культа. Попытаемся разобраться, в чем (или ком) секрет этого космического успеха (и ужаса).

13 фото

«Страшнее — лишь тишина». В чем феномен «Чужого» Ридли Скотта?
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
mrzorg
14.03.2023 - 22:18
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 42715
Сэр Ридли Скотт, великий и ужасный

Разумеется, начинающий английский режиссер Ридли Скотт, хоть и прогремевший в 1977 году с дебютными «Дуэлянтами», не был первым выбором в кресло постановщика «Чужого». Какое-то время сценарист Дэн О’Бэннон планировал снять Alien самостоятельно, а до того, как сюжет приглянулся большой студии, он предназначался Роджеру Корману.

Попредлагав «Чужого» Питеру Йетсу («Детектив Буллит», 1968), Джеку Клейтону («Невинные», 1961) и Роберту Олдричу («Что случилось с Бэби Джейн?», 1962), продюсеры остановились на Скотте, который в возможность вцепился и пообещал сделать не сказочку в духе «Звездных войн», но «Техасскую резню бензопилой» (1974) в космосе.

Дальше Ридли Скотту повезло собрать потрясающую команду. Помимо О’Бэннона и Гигера (про них — отдельно), над картиной работали композитор Джерри Голдсмит (его музыка в начале фильма неизменно трогает режиссера), оператор Дерек Ванлинт, который после «Чужого» снял еще лишь две картины, а также мастера по работе с титрами Стив Франкфурт и Ричард Гринберг. Именно они придумали невероятный шрифт, благодаря которому титр ALIEN отпечатывается в памяти не хуже облика ксеноморфа.

Есть, правда, версия, что на самом деле его разработал Сол Басс — прославленный художник, рисовавший титры для Хичкока, Уайлдера и Преминджера, но имя Басса нигде не фигурирует.

«Страшнее — лишь тишина». В чем феномен «Чужого» Ридли Скотта?
 
[^]
mrzorg
14.03.2023 - 22:19
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 42715
Наконец, Скотт чертовски угадал с кастингом Сигурни Уивер на главную роль (первоначально он выбрал Веронику Картрайт; она сыграла вторую женщину в экипаже), да и более скромные роли Иэна Холма, Джона Хёрта и Гарри Дина Стэнтона тоже стоит отнести к удачам картины.

Как водится, визионер Ридли Скотт работал над фильмом с фирменным рвением, помноженным на ощущение первого большого шанса. По ходу съемок даже возникла идея, что ксеноморф в конце попросту откусит Рипли голову, как принято шутить — не иначе режиссер перетрудился, раз придумал такое.

Дальнейшая карьера Ридли Скотта, насчитывающая почти три десятка фильмов, в том числе — еще два во вселенной «Чужого», вряд ли требует скомканного пересказа. Даже если упертому новичку и повезло, фартило ему потом подозрительно часто. Как и Эллен Рипли, которая избежала смерти не единожды.
Сигурни Уивер и Ридли Скотт на съемках «Чужого»

«Страшнее — лишь тишина». В чем феномен «Чужого» Ридли Скотта?
 
[^]
mrzorg
14.03.2023 - 22:19
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 42715
Дэн О’Бэннон и мутации сценария

Первый драфт «Чужого», написанный Дэном О’Бэнноном в соавторстве с Рональдом Шусеттом, во многом отличался от финальной версии, но заложил сюжетную канву. Полдень, XXI век (2087-й год впоследствии поменяли на 2122-й), ничего не подозревающий экипаж пробуждается от криосна из-за инопланетного сигнала бедствия, встреча с эволюционирующим на глазах «чужим», единственный выживший.

О’Бэннон писал экспозицию широкими мазками. Экипаж у него состоял из мужчин с профессиями. В пометках на полях он предлагал продюсерам сделать двух любых персонажей женщинами, чтобы привлечь внимание аудитории, не сомневаясь, что продюсеры все переправят; космический корабль пришельцев видел как исполинскую пирамиду, а про ксеноморфов даже и не думал (это уже детище Ханса-Руди Гигера).

Вдобавок предполагалось, что сценарий, сформированный по принципу «Челюсти» в космосе», будет снимать мастер низкобюджетного кино Роджер Корман, который в итоге сделал рип-офф со звучным названием «Галактика ужаса». В дело вмешалась студия 20th Century Fox, а сценарий переписали продюсеры Уолтер Хилл, Дэвид Гайлер и Гордон Кэролл.

Хиллу страшно не понравились персонажи О’Бэннона, поэтому он придумал своих — в том числе и Эллен Рипли, которая в исполнении Сигурни Уивер стала таким же символом франшизы, как и пресловутый ксеноморф.

Название корабля «Ностромо», отсылающее к одноименному роману Джозефа Конрада, также появилось не в версии О’Бэннона: он нарек корабль «Снарк». Это тоже литературная аллюзия, отсылка к поэме Льюиса Кэролла «Охота на Снарка».

Веселый парень Дэн О'Бэннон

«Страшнее — лишь тишина». В чем феномен «Чужого» Ридли Скотта?
 
[^]
mrzorg
14.03.2023 - 22:21
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 42715
Вообще, Дэн О’Бэннон, как и многие создатели «Чужого», — человек увлекательной судьбы. Его дебютный сценарий «Темная звезда» поставил не абы кто, а Джон Карпентер.

Несмотря на мрачное название, это абсурдистская космоопера, напоминающая одновременно скетчи группировки «Монти Пайтон» и «Доктора Стрэнджлава» Стэнли Кубрика. Также до «Чужого» О'Бэннон успел поработать над компьютерной графикой «Звездных войн» и написать рассказ «Долгое завтра», который проиллюстрировал великий художник и комиксист Мёбиус.

Эти рисунки вдохновили Ридли Скотта на художественное решение «Бегущего по лезвию». Дальнейшая карьера О’Бэннона, может, не так славна в области имен, но сценарист приложил руку к экранизации Филипа Дика под названием «Крикуны», а также на стыке 1980-х и 1990-х попробовал свои силы в режиссуре.

«Страшнее — лишь тишина». В чем феномен «Чужого» Ридли Скотта?
 
[^]
mrzorg
14.03.2023 - 22:21
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 42715
Дизайн Ханса-Руди Гигера

Завораживающая живопись швейцарца Гигера сыграла в культе «Чужого», мягко сказать, не последнюю роль: облик ксеноморфа напоминал бесформенное нечто из дешевого сериала, прежде чем превратиться в ходячий символ смертоносности.

С работами швейцарца Ридли Скотт познакомился через сценариста О’Бэннона. Тот вручил режиссеру «Некрономикон» — уже третью книгу с плакатами Гигера, с которым познакомился на съемках «Дюны» Алехандро Ходоровски. Именно «Некрономикон» принес швейцарцу славу в 1977 году, а следом на него обрушился успех «Чужого».

Скотт сравнивал самобытную эстетику Гигера с шедеврами немецкого экспрессионизма («Кабинет доктора Калигари» и «Носферату, симфония ужаса»), а также с провокативными и беспокоящими работами Иеронима Босха и Фрэнсиса Бэкона. Сам Гигер, впрочем, именует занятую нишу «биомеханическим искусством». В нем соединяются плоть и металл.

Гигер и его творение

«Страшнее — лишь тишина». В чем феномен «Чужого» Ридли Скотта?
 
[^]
mrzorg
14.03.2023 - 22:22
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 42715
Образ ксеноморфа, прото-версии которого можно увидеть как раз в альбоме «Некрономикон», вобрал в себя все фетиши Ханса-Руди Гигера: тьму, насекомых, насилие (спасибо окровавленной голове Христа на иконах, которые он часто видел в детстве) и сексуальность (уже в детском саду он часами рассматривал девочек; а первоначальный дизайн головы чужого провоцировал пуристов будь здоров).

Впрочем, Гигер не только придумал взрослого ксеноморфа (на разработку костюма ушло четыре месяца, каждый элемент подгоняли под фигуру артиста), но и все остальные стадии чудовища, а также дизайн мертвого инопланетянина и интерьеры космического корабля (дизайн «Ностромо» разработал Ник Оллдер).

Спустя десятилетия Гигер признавался, что успех «Чужого», увы, отвлекает внимание от других его работ, но он все равно любит ксеноморфа, как ребенка.

«Страшнее — лишь тишина». В чем феномен «Чужого» Ридли Скотта?
 
[^]
mrzorg
14.03.2023 - 22:22
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 42715
Телесность и космический ужас изнасилования

Сравнение головы ксеноморфа со смертоносным фаллосом — давно общее место в разговоре про «Чужого» и его наследие. В этом нет и налета шутки: не секрет, что Гигер любит включать в свои биомеханические работы элементы мужской и женской сексуальности, более того — из-за очевидного сходства головы пришельца с половым членом художнику пришлось ее переделывать.

Однако мрачная сексуальность работ швейцарца не ворвалась в художественное пространство фильма как его авторская блажь. Перверсивная сексуальность закладывалась в «Чужого» уже на уровне сценария О’Бэннона, который подпал под обаяние эстетики Гигера еще до того, как Скотт все-таки заставил продюсеров подписать с тем контракт.

После комичной «Темной звезды» сценарист хотел сочинить такую историю, которая атаковала бы зрителя, заставляла его испытать дискомфорт. В 1970-е — в первую очередь благодаря феминизму второй волны — обсуждалась тема изнасилования, а термин «культура изнасилования» применялся в том числе и как синоним американской культуры в целом.

О’Бэннону пришло в голову перевернуть игру и заставить зрителя наблюдать за изнасилованием мужчины инопланетной особью. Потому лицехват атакует зазевавшегося инженера по безопасности так, будто это акт принудительного орального секса в подворотне.

Сигурни Уивер , «Чужой», 1979

«Страшнее — лишь тишина». В чем феномен «Чужого» Ридли Скотта?
 
[^]
mrzorg
14.03.2023 - 22:23
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 42715
Замысел О’Бэннона не только удачно дополнился всеми эротическими силуэтами и формами гигеровского дизайна, но и нашел продолжение в режиссерских решениях.

Скотт снимал «Чужого» подчеркнуто телесно: резкость кадра позволяет рассмотреть фактуру кожи людей, пришельцев, андроидов; от герметичности персонажи подвержены потоотделению, да и у корабля как будто бы есть железы: в некоторых эпизодах с потолка стекает вода. Рекордный для большого экрана уровень насилия тоже создает эффект убедительности, реальности (все было даже жестче, кровожадность еще пришлось прибрать).

Наконец, финал, когда Рипли начинает переодеваться в одежду поудобнее (так сказать, домашнюю), напоминает ночной кошмар женщины, пережившей изнасилование.

Потешно свернувшийся между трубами ксеноморф напоминает галлюцинацию из «Отвращения» Полански, тревожный фантом, сформированный травмой и равномерной темнотой неосвещенного угла. Впрочем, в «Чужом» эта сцена работает и вполне буквально.

«Страшнее — лишь тишина». В чем феномен «Чужого» Ридли Скотта?
 
[^]
mrzorg
14.03.2023 - 22:23
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 42715
Многозначность как смертельное оружие

То, как разномастные авторские идеи и концепции перемешиваются в рамках одного фильма, позволяет назвать «Чужого» зычным немецким словечком гезамкунстверк, а также термином из московской концептуальной школы — «абсолютным произведением».

«Чужой» примечателен и в жанровом, и в содержательном регистре. Клаустрофобический хоррор, продвигавшийся как ответ «Звездным войнам», запечатлел не только ужас человека, выходящего на улицу (см. «Телесность»), но и сонм подсознательных страхов.

Например, банального ужаса перед неизведанным: в 1978-м вышло «Вторжение похитителей тел» Филипа Кауфмана — образчик американской тревоги, направленный в первую очередь в сторону СССР, и только потом — в темные безмолвные небеса.

«Чужой», 1979 © Иное кино

«Страшнее — лишь тишина». В чем феномен «Чужого» Ридли Скотта?
 
[^]
mrzorg
14.03.2023 - 22:23
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 42715
Alien эту тему расширяет: Чужой = Другой, поэтому здесь налицо и конфликт биологических видов, и мысли о космическом или абсолютном зле, и религиозные мотивы (ксеноморфа явно воспринимают как непобедимое порождение дьявола), и легкая паранойя по поводу наращивающего мощь милитаризма — все-таки чужой еще и совершенное оружие.

Наконец, корпорация «Вейланд-Ютани» — хоть эта тема и затронута по касательной — обнажает недоверие простых работяг к большим нарывам капитализма, что сегодня давно стало мейнстримом.

Отдельного разговора также заслуживают фрейдистские (не случайно компьютер носит имя «Мать») и античные (их Скотт развил в «Прометее») коннотации.

«Страшнее — лишь тишина». В чем феномен «Чужого» Ридли Скотта?
 
[^]
mrzorg
14.03.2023 - 22:24
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 42715
Кто кому чужой?

Говоря об устойчивой связке Чужой = Другой, нельзя не затронуть такой пикантный момент, что на самом деле чужой и ксеноморф не обязательно тождественны.

Есть версия, что на самом деле «чужой» — это андроид Эш, который до поры до времени прикидывался таким же человеком, как и все вокруг. Репликант нарушает правила и прямые приказания (а заодно и законы робототехники Айзека Азимова), выступая агентом коварной корпорации.

«Чужой», 1979 © Иное кино

«Страшнее — лишь тишина». В чем феномен «Чужого» Ридли Скотта?
 
[^]
mrzorg
14.03.2023 - 22:24
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 42715
По сути, еще один веер конфликтов фильма — между инстинктом и рацио, которые в разной степени воплощены в ксеноморфе, андроиде и человеке. Каждый каждому по-своему чужд, и эти заковыристые отношения со временем развивались в самых разных направлениях.

Придумав цикл-приквел (пока — «Прометей» и «Чужой: Завет»), Скотт усложнил отношения между видами не столько субординацией, сколько конфликтом творца и творения.

Но это совсем другая история.... cool.gif

ВСЁ

«Страшнее — лишь тишина». В чем феномен «Чужого» Ридли Скотта?
 
[^]
mrzorg
14.03.2023 - 22:25
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 42715
Ну, и к котовторнику: бонус kot.gif

«Страшнее — лишь тишина». В чем феномен «Чужого» Ридли Скотта?
 
[^]
ZMarat
14.03.2023 - 22:27
14
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 22.10.21
Сообщений: 22
Спасибо Зорг. Было интересно. Позеленю.
 
[^]
Strangerr
14.03.2023 - 22:28
10
Статус: Offline


Tanstaafl

Регистрация: 26.09.13
Сообщений: 3484
Без котика не получилось бы столь захватывающе и натурально! dont.gif

И таки да - кто кому чужой в фильме - это философский вопрос.

Это сообщение отредактировал Strangerr - 14.03.2023 - 22:29
 
[^]
Mcc0y
14.03.2023 - 22:28
6
Статус: Offline


полевой врач

Регистрация: 14.12.12
Сообщений: 95
Обожаемая киновселенная, но про хищника забыли...

вот вся хронология

Хищник: Тёмные века / 2015 / Predator: Dark Ages (короткометражка)

Добыча / 2022 / Prey

Хищник 1944 / 2013 / Untitled Predator Fan Film (короткометражка)

Хищник / 1987 / Predator

Хищник 2 / 1990 / Predator 2

Чужой против Хищника / 2004 / AVP: Alien vs. Predator

Чужой против Хищника: Реквием / 2007 / Aliens vs. Predator: Requiem

Хищники / 2010 / Predators

Хищник / 2018 / Predator

Прометей / 2012 / Prometheus

Чужой: Завет - Пролог: Связующее звено / 2017 / Alien: Covenant - Prologue: The Crossing (короткометражка)

Чужой: Завет - Пролог: Пришествие / 2017 / Alien: Covenant - Advent (короткометражка)

Чужой: Завет - Пролог: Фобос / 2017 / Alien: Covenant - Phobos (короткометражка)

Чужой: Завет - Пролог: Тайная вечеря / 2017 / Alien: Covenant - Prologue: Last Supper (короткометражка)

Чужой: Завет / 2017 / Alien: Covenant

Чужой: Завет 2 / 202? / Alien: Covenant 2

Чужой / 202? / Alien (сериал)

Чужой / 1979 / Alien

Чужой: Изоляция / 2019 / Alien: Isolation (анимационный сериал)

Чужой: Заражение / 2019 / Alien: Containment (короткометражка)

Чужой: Образец / 2019 / Alien: Specimen (короткометражка)

Чужой: Ночная смена / 2019 / Alien: Night Shift (короткометражка)

Чужой: Руда / 2019 / Alien: Ore (короткометражка)

Чужой: Одиночество / 2019 / Alien: Alone (короткометражка)

Чужой: Жатва / 2019 / Alien: Harvest (короткометражка)

Чужие / 1986 / Aliens

Чужой 3 / 1992 / Alien 3

Чужой 4: Воскрешение / 1997 / Alien: Resurrection

Это сообщение отредактировал Mcc0y - 14.03.2023 - 22:37
 
[^]
lnnocence
14.03.2023 - 22:29
2
Статус: Online


Юморист

Регистрация: 5.08.18
Сообщений: 422
Классика

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Стрелок1
14.03.2023 - 22:30
15
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.05.17
Сообщений: 6459
Цитата (mrzorg @ 14.03.2023 - 21:18)
Зачин известен практически каждому: 2122 год, грузовой авианосец «Ностромо»

рудовоз!
 
[^]
Telepuzik45
14.03.2023 - 22:31
13
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 10.08.22
Сообщений: 569
О, и реклама в тему попёрла

Размещено через приложение ЯПлакалъ

«Страшнее — лишь тишина». В чем феномен «Чужого» Ридли Скотта?
 
[^]
mrzorg
14.03.2023 - 22:31
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 42715
Цитата (ZMarat @ 14.03.2023 - 21:27)
Спасибо Зорг. Было интересно. Позеленю.

Не за что! cool.gif

А то, что классику начали в кинотеатрах показывать (да я в курсе, что материал от 2019 года) - это вдвойне прекрасно!

З.Ы. Ридле их там, в декорациях, реально жить заставил, для аутентичности...

«Страшнее — лишь тишина». В чем феномен «Чужого» Ридли Скотта?
 
[^]
Адвокат1967
14.03.2023 - 22:31
94
Статус: Offline


Последний самурай

Регистрация: 28.04.16
Сообщений: 30541
хороший фильм cheer.gif
Только чего у меня никогда не было ассоциаций - ни головы чужого как члена ни орального изнасилования.
Это похоже уже потом всякие извращенцы придумали shum_lol.gif

Это сообщение отредактировал Адвокат1967 - 14.03.2023 - 22:33
 
[^]
mrzorg
14.03.2023 - 22:32
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 42715
Цитата (Стрелок1 @ 14.03.2023 - 21:30)
Цитата (mrzorg @ 14.03.2023 - 21:18)
Зачин известен практически каждому: 2122 год, грузовой авианосец «Ностромо»

рудовоз!

Проклинаю копипасту! mad.gif moderator.gif

Ща поправляю.
 
[^]
Стрелок1
14.03.2023 - 22:33
9
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.05.17
Сообщений: 6459
Фильм про фильм

"Сага о Чужих" - документальный фильм о съемках 4-ех канонических частей

Сага о Чужих (torrent)

сам фильм



Это сообщение отредактировал Стрелок1 - 14.03.2023 - 22:37
 
[^]
jurikberlin
14.03.2023 - 22:35
3
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 27.10.09
Сообщений: 234
ЭТИ ТРУСЫ НАПРОТИВ......голосом ободзинского напел. мда
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 27815
0 Пользователей:
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх