187
Почему «самый»? Во-первых, потому что гигантский: 100 тысяч квадратных метров. Во-вторых, потому что дико дорогой: в его строительство было вложено 100 млн. долларов. В-третьих, история его скандальна и даже детективна. А в-четвертых, здание необычайно эффектно: футуристическая композиция из скошенных объемов, облицованных зеркальным стеклом. Недаром у него утвердилось несколько прозвищ: «голубой кристалл» или «синий зуб».
Для Москвы начала 90-х это был подлинный прорыв. Здесь тогда не было ни зданий, сплошь зеркальных, ни стекляшек столь радикальных форм. Хотя во всем мире трэнд этот существовал уже давно и успел обрести привкус коммерческой архитектуры. Непосредственный же источник вдохновения академик Аганбегян обнаружил в Италии, это было офисное здание, построенное Лучано Перини. Академик, бывший тогда в большой силе, захотел построить в Москве нечто подобное для своей Академии народного хозяйства.
За дело взялся классик советского модернизма Яков Белопольский, который (вместе с молодым зодчим Николаем Лютомским) изрядно трансформировал первоначальную идею, уведя ее от банальностей евромодернизма к формам почти супрематическим. Конечно, если разобраться, ничего сверхъестественного в архитектуре тут нет, ход везде один: компонуются разномастные объемы, а потом у вершины каждого срезается некий сегмент. Однако, возникшие сюжеты – например, гротескный образ скатной кровли - были весьма забавны и предвосхитили многие попытки модернизации национальных форм (у Эрика ван Эгерата в частности).
Здание, расположенное рядом с метро «Юго-Западная», отлично вписалось в модернистский пейзаж 60-х-70-х и стало – благодаря новизне своих форм и облицовки – заметным ориентиром. Увы, дальнейшая его судьба сложилась трагически, стоит оно фактически без крыши, гниет - и не ровен час, исчезнет с лица Москвы.