364
Подъём самолёта Ил-2 со дна озера Глубокое/ Муоланъярви. Ленинградская область, Красносельское сельское поселение.
▬▬▬▬▬▬▬▬▬
Мы решили заняться подводным поиском. Для этого были закуплены моторная лодка и эхолот-карплоттер. Полигоном для испытания оборудования выбрали озеро Глубокое Выборгского района , так как много раз слышали истории про танки в этом озере, утонувшие во время Зимней войны.
Самое интересное, что в первый же день испытаний, уже через пару часов поиска, обнаружили неизвестный объект, на глубине 6 метров. Но, не имея опыта чтения сонограмм, мы не смогли определить, что это за объект. Водолазного оборудования у нас тогда не было...
История эта продолжилась спустя 4 года. В 2020 году наш коллега по наземному поиску приобрёл комплект водолазного оборудования и захотел поехать испытать оборудование. И тут мы вспомнили про этот непонятный объект. Было решено вернуться на озеро и обследовать данный объект. Первые же находки дали понять ,что это самолёт. Попались фрагменты плексигласа, обшивки крыла, лючек и деревянные фрагменты.
Следующие погружения были обильны на находки. Обнаружили большое количество битого плексигласа, фрагменты фонаря кабины, радио-полу-компас (РПК-10) , большое количество боекомплекта пулемёта УБТ, противовесы и прочее. На дне кабины найдена крышка левой панели и Ура! Номер самолёта красной краской 4763
Илья Геннадьевич Прокофьев предоставил данные по самолёту с номером 3044763.
Ил-2 номер 304763 (мотор АМ-38ф номер 253548) 566 ШАП, 277 ШАД 13 ВА. Сбит в воздушном бою ИА противника в районе Пирти-Юустила 28.06.1944 года. упал в озеро Муолан-Ярви.
Экипаж: штурман полка майор Зеленко Тимофей Константинович упал вместе с самолётом.
Стрелок старшина Анашкин Александр Иванович спасся на парашюте.
После нанесения бомбо-штурмовых ударов 4-кой Ил-2 под командованием майора Зеленко, по минометно-артиллерийским позициям в районе города Выборг, самолёт майора был атакован 2-мя мессерами, после чего был сбит в районе озера Муолаа.
Стрелок Анашкин Александр Иванович спасся на парашюте.
Через несколько дней, мы собираем многодневную экспедицию на место катастрофы.
В первый день погружений находим рядом с районом разбитой кабины стрелка электро подаватель патронов пулемёта УБТ и пистолет ТТ -тотальная графитка. Рассыпался в руках.
На второй день экспедиции был найден фонарь кабины стрелка. Как он сохранился после такого крушения-непонятно.
Так же рядом было найдено одно из 3 броне стёкол кабины пилота.
В 5 метрах от бронекапсулы была обнаружена турёль с пулемётом УБТ. Было принято решение поднимать сразу, с помощью камер от камаза. Подвязать пару камер и потом продуть.
За оставшееся лето, найдены фрагментарные части самолёта. Следов кресла и майора Зеленко нет.
В 10 метрах от самолёта нашли двигатель АМ-38. Он полностью заилен. Над поверхностью ила торчит только картер. Двигатель лежит перевёрнут. В октябре принимаем решение поднимать двигатель. Обращаемся за помощью к нашим друзьям, ППТР Пётр, г.Воронеж.
Весь апрель 2021 года прошёл в подготовке к подъёму бронекапсулы. Закупали оборудование и готовились.
1 мая с утра прибыли на место.
В ночь на 2 мая мой друг, наш камрад Денис Name уходит от нас. На моих руках .Сердечный приступ.
Сворачиваем экспедицию..........
Спустя месяц дожидаемся хорошей погоды и продолжаем экспедицию.
Сначала поднимали задний топливный бак.
Потом стропили бронекапсулу на балку.
Далее, было принято решение достать остатки самолёта краном на берег и расстыковать основные части. Заказали кран. На подъёме зафиксировали вес 2 тонны.
При подъёме очень эпично вышло шасси из крыла.
На дне капсулы нашли остатки лётного планшета. Внутри карандаши и линейка. Оказалась подписной, фамилия Зеленко.
Бронекапсула, как и двигатель, уехала в г. Самара, для воссоздания самолёта.
Спустя пару недель, при осмотре дна в 50 метрах от места, где подняли бронекапсулу, были обнаружены разорванные куски крыла. Просто на мелкие части. Даже лонжероны разбиты на куски по 20 см. Стало ясно, что это первичное место удара самолёта. Там же обнаружены фрагментарные остатки пушки ВЯ. Газовый поршень загнуло на 100 градусов. Остальное не нашли. В квадрате 20 на 20 метров всё дно завалено боекомплектом от ВЯ и шкас.
В том же месте случайно, на ощупь в илу был найден винт. Повезло...
Привязали за лопасти 3 камеры камаза, продули и отбуксировали до берега. На берегу разобрали довольно быстро. Все как новое.
Лётчик Зеленко не найден, т.к.рядом с капсулой нашли элементы присяжных ремней. Даже если кресло в илу найдём, товарища майора там не будет. Скорее всего он выпрыгнул с парашютом и утонул. Об этом есть косвенная информация от стрелка Анашкина.
Удалось найти внучку стрелка Анашкина. Фотографии сгорели вместе со старым домом. Награды были похищены из квартиры. Никакой памяти не осталось. Хотим передать ей элементы самолёта её деда. На добрую память.
В семье осталась только вырезка из газеты, где Александр Иванович рассказывал о своём боевом пути и в том числе о гибели самолета в озере Муолаа. Это был его 200 тый боевой вылет.
Так вообще со слов из вырезки , майор Зеленко утонул в озере. Не совсем понятно конечно, как именно. Погиб с машиной или утонул после прыжка с парашютом.
Честно стырено из группы в которой с удовольствием наблюдаю за событиями как в самом городе так и в его окрестностях.
С некоторыми из них знакомлю вас
https://vk.com/wall-3619123_962791Размещено через приложение ЯПлакалъ