Позиции немцев всегда были сильны, к примеру, в Чили, где еще до Второй мировой войны обосновалась весьма внушительная диаспора германского происхождения. Безусловно, среди чилийских немцев, или, вернее, чилийцев немецкого происхождения, большинство всегда составляли честные труженики, будь то рабочие, фермеры, предприниматели или служащие.
Однако, именно с германскими эмигрантами оказалась связана одна из наиболее таинственных и драматических страниц в новейшей истории Чили. Об этих событиях снимали фильмы, писали статьи и книги, но они по-прежнему не перестают волновать публику в самых разных странах мира.
В 1961 году в Чили появился очередной приезжий из Германии. Сорокалетний мужчина по имени Пауль Шефер не был «бонзой» Третьего рейха. Конечно, как большинство его ровесников, а Шефер родился в 1921 году, он принимал участие во Второй мировой войне. Но фронтовые заслуги молодого Пауля Шефера были весьма скромными.
Он служил младшим медицинским специалистом в одном из подразделений Люфтваффе, имел воинское звание ефрейтора. В боях на Восточном фронте ефрейтор Шефер был ранен и потерял левый глаз. Что ж, вполне обычная для немецкого мужчины военного поколения биография.
Что же послужило причиной его эмиграции в далекую Латинскую Америку? К военным преступлениям нацистского режима Шефер имел весьма опосредованное отношение. Не был замечен он и в какой-либо радикальной или экстремистской деятельности после окончания войны.
Покинуть ФРГ Шеферу пришлось из-за проблем с полицией, причем сугубо по уголовной статье — сорокалетнего Пауля подозревали в том, что он занимался растлением несовершеннолетних. Первые проблемы у него возникли сразу после войны. Вчерашний санитар устроился воспитателем в детский сад при церкви евангелистов в поселке Лютцов-Данненберг.
Но вскоре его уволили и даже отлучили от церкви — оказалось, что молодой воспитатель проявляет совсем не педагогический интерес к детям. Но увольнение из детского сада не заставило Шефера одуматься.
Более того, он стал разрабатывать и собственную религиозную концепцию, которая заключалась в признании изнуряющего труда и аскетичной жизни единственным путем к спасению людей. У Шефера появились первые сторонники. Среди них были предприниматель Хейнц Кун, бывший офицер люфтваффе Герман Шмидт, педиатр Гизела Сеевальд, пастор Уго Баар.
Так была создана «Частная социальная миссия», разместившаяся в небольшом поселке под Зиегбургом. Двери миссии всегда были открыты для нуждающихся в крове и пище людей. Таких в послевоенной Германии было очень много, как и людей с серьезными психологическими и психиатрическими проблемами.
Но гостеприимная миссия постепенно превращалась в секту с жестким укладом жизни, в которой Шефер установил настоящую диктатуру. Благосостояние секты постоянно росло, поскольку новые адепты отдавали на нужды общины все свое имущество. Среди паствы одноглазого Шефера были дети и подростки. Надо ли рассказывать о том, что с ними делал руководитель миссии? Вскоре деятельностью Шефера заинтересовалась полиция.
Пытаясь найти наиболее безопасное место, где его не смогла бы настичь германская Фемида, Шефер и остановил свой взгляд на Чили. Наверное, ему было известно, что в Латинской Америке получали убежище даже самые одиозные персонажи Третьего рейха, настоящие военные преступники, у которых руки были в крови не по локти, а по плечи.
Так что «простому педофилу» скрыться в Чили было проще простого. Кстати, именно эмиграция в Чили обеспечила бывшему нацистскому фельдшеру власть над людьми, богатство, а затем и мировую славу. Большую роль в том, что Шефер остановил выбор на Чили, сыграл тогдашний посол Чили в ФРГ Артуро Машке — сам немец по происхождению.
Он и обеспечил юридическое сопровождение приема и размещения Шефера и его адептов в Чили. Первое время поддержку странной немецкой общине оказывал Руди Коэн. Это был обеспеченный и добродушный человек еврейского происхождения, в свое время сам приехавший в Чили из Германии.
Чрезмерную доверчивость Коэна и использовали Шефер и его соратники. Они рассказали еврею Коэну, что в ФРГ их преследовали неонацисты за антифашистскую деятельность, и именно это, якобы, заставило перебраться в Чили.
Коэн поверил и показал Шеферу подходящее место для создания колонии немецких поселенцев — имение «Лавадеро». Оно было переименовано в «Дигнидад», т.е. — «Достоинство». Началось строительство поселения, в котором принимали участие все приехавшие из Германии сектанты. Кстати, среди них были и несовершеннолетние мальчики, которых Шефер обманным путем вывез в Чили, введя в заблуждение их родителей.