«В 312 г. до н. э., когда в Риме цензором был Аппий Клавдий, построили водопровод и дорогу; оба этих сооружения навеки сохранили его имя.
Римляне называли Аппиеву дорогу (Виа Аппиа) царицей дорог, так как это была первая вымощенная камнем дорога в истории Италии; она вела на юг и сначала соединила Рим с Капуей, а потом ее продолжили до Беневента и Брундизия. В конце III — начале II в. до н. э. ее усовершенствовали, придав ей конструкцию, сохранившуюся до наших дней: хорошо утрамбованную землю залили бетоном из мелкого щебня с крепким цементом, поверх поместили еще один слой бетона с гравием и на этот второй слой, пока он еще не затвердел, положили гладкие крупные базальтовые плиты, утопив их неровные основания в бетоне. Эта трехслойная конструкция, имеющая небольшую выпуклость в центре (чтобы вода стекала к краям дороги), достигает в высоту 90 см (толщина современных шоссе не более 60—70 см). В течение веков римляне построили множество дорог; время показало, что их долговечность в сто раз выше, чем у наших шоссе. Аппиева дорога, самая старая из всех, работает до сих пор, только теперь ее базальтовые плиты почти везде залиты асфальтом, а называется она Antica (древняя) в отличие от новой, проложенной параллельно ей (via Appia Nuova); дорога, соединяющая их, называется via Appia Pignatelli, так что теперь Вечный город имеет три Аппиевых дороги.
Вдоль древней «Царицы дорог» со временем воздвигли множество мавзолеев, ибо в перенаселенном Риме пришлось ликвидировать кладбища в черте города и умерших стали хоронить вдоль дорог».
Е.В.Федорова. Знаменитые города Италии.