11
Пишет автор: Денис ЯцуткоШтука на картинке похожа на диджейский пульт в стиле ретро. Однако эта ассоциация навеяна реалиями последнего времени.
Лет двадцать назад я бы сказал, что это, наверное, какая-то древняя реализация стереофонии. На самом деле, это и ни то, и ни другое.
Это хронофон, или хрономегафон, - изобретение французского инженера, кинопрокатчика и кинопродюсера Леона Эрнеста Гомона (Léon Ernest Gaumont). Предназначено оно для звукового сопровождения фильмов. Одна тысяча девятьсот десятый год, между прочим, - эпоха взрывообразной научно-технической революции. «Хроно» - потому что звук синхронизируется с изображением. На уровне воспроизведения это достигается, как я понимаю, просто одновременным включением киноаппарата и вот этого агрегата. При записи всё было сложнее. Артисты в мастерских Гомона сначала напевали арии из опер на фонограф, сидя перед огромным рупором, а уже потом их снимали на плёнку, запустив запись голоса на воспроизведение. Они делали перед камерой красивые жесты и старались петь синхронно с собственной записью. А две пластинки на хронофоне нужны, чтобы иметь возможность озвучивать фильмы «длиннее двухсот футов». Это при проецировании на экран шестнадцати кадров в секунду. Какой был размер кадра, я не знаю. Как бы там ни было, одной граммофонной пластинки хватало только на довольно короткий фильм. Поэтому свой хронофон Гомон сделал из двух граммофонов. Но самое главное - хронофон был снабжён пневматическим усилителем звука, что позволяло «прокачать» аудиторию до 4000 человек. А чтобы не было скачков иглы по пластинке и потери времени на выставление её после этого в нужное место дорожки, игла плотно прижималась к пластинке - также с помощью пневматики.