Так что из четырех заложенных крейсеров на деле получился лишь один. Впоследствии корабль получил более благозвучное имя «Красный Крым», под ним мы и будем его дальше рассматривать.
В общем, получился весьма противоречивый корабль. Да, на постройку его ушло больше 10 лет, так что он однозначно устарел и не представлял из себя ничего особенного. Но у страны, которая разучилась строить корабли, выбора особого не было, потому из «Светланы» попытались извлечь максимум.
БронированиеБроневая защита крейсера состояла из двух поясов. Первый пояс броневой защиты находился между бортами и верхней и нижней палубами, а второй – между бортами и нижней палубой. Броня первого пояса имела толщину 25 мм. Пояс был 2,25 м шириной и шел по всему корпусу между палубами.
Главный бронепояс имел толщину 75 мм, высоту 2,1 м и также шел по всей длине корпуса. Траверзы были толщиной 50 мм. Нижняя и верхняя палубы имели толщину 20 мм, а кормовая часть 25 мм.
Кожухи дымовых труб имели толщину 20 мм, элеваторы бронировались кожухами толщиной 25 мм.
Боевая рубка имела толщину стен 125 мм, крышу 75 мм и пол 50 мм. Коммуникационная труба, по которой были проложены кабели и провода от приборов управления артиллерией и кораблем, имела толщину 75 мм.
Орудия главного калибра на палубе имели коробчатые щиты толщиной 25 мм, а казематные орудия ГК щиты толщиной 20 мм.
Энергетическая установкаВсе корабли имели силовую установку из 13 котлов, которые снабжали паром 4 турбины. «Светлана» имела котлы «Ярроу» и турбины «Кертисс-АЕГ». Мощность силовой установки доходила до 107 000 л.с.
Котлы размещались в семи котельных отделениях, в первом находился один котел в остальных — по два. В двух кормовых отделениях стояли универсальные котлы, в остальных чисто нефтяные. Угольные ямы располагались по бортам в районе кормовых котельных отделений. Нефть хранилась в междудонном пространстве и бортовых отсеках машинных отделений. Нормальный запас топлива составлял 500 т (370 т нефти и 130 т угля), полный 1167 т.
На испытаниях крейсер показал скорость 29,5 узла. На нормальном запасе топлива крейсер мог пройти 470 миль при скорости 29,5 узла, или 575 миль при скорости 24 узла, или 1230 миль при 16 узлах.
Кому-то эти цифры могут показаться чересчур маленькими. Да, британские крейсера того времени могли запросто пройти до 10 000 миль ходом в 16 узлов. Но напомню, «Светланы» строились для Балтийского и Черного морей, где таких расстояний просто не существовало в принципе.
Экипаж и обитаемостьЖилые помещения нижних чинов (матросов и унтер-офицеров) размещались в нижней палубе. Там в кубриках к потолку крепились в ночное время подвесные койки с матрасами, набитыми крошеной пробкой. В дневное время эти матрасы сворачивались вместе с постельным бельем и выносились на палубу, где помещались в специальные коечные сетки. В случае чрезвычайных ситуаций койки могли служить спасательными средствами.
Питался экипаж там же, в кубриках, куда доставлялась еда с камбуза. Ели на подвесных же столах, покрытых линолеумом.
Офицерский состав размещался в каютах, которые находились в кормовой части нижней палубы. Питались офицеры в кают-компании, которая размещалась в самой корме. Там же был оборудован офицерский буфет и бытовые помещения.
Крейсер располагал холодильниками для хранения продуктов, тремя камбузами (для офицеров, унтер-офицеров и матросов) в средней надстройке, хлебопекарней, прачечными с паровыми сушилками и стиральными машинами, баней с парилкой на нижней палубе и отдельной баней для кочегаров.
На нижней палубе был оборудован медицинский отсек с приемным отделением, операционным блоком, аптекой и двумя лазаретами.
Помещения неплохо проветривались через иллюминаторы, имелось паровое отопление.
В целом, условия обитания на кораблях были на уровне мировых стандартов. Экипаж первоначально состоял из 630 человек, но во время Великой Отечественной он существенно увеличился, почти до 800. Уплотнение сказалось на условиях обитания, но изначально это были весьма комфортные корабли.
ВооружениеГлавный калибр «Светланы» состоял из пятнадцати 130-мм орудий Б-7 образца 1913 года.