Крейсера. Красные «Светланы», которым не повезло

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
gizphone
22.11.2021 - 14:05
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
66
Да простят мне поклонники крейсеров несколько минорный тон, но так уж вышло. Не написать о советских крейсерах нельзя, но и написать особо нечего, как о боевых кораблях. И не вина кораблей в том, что для них не нашлось толковых командиров и флотоводцев. Потому получилась судьба у «Светлан» - не приведи бог кому еще.

Не моё, via

Крейсера. Красные «Светланы», которым не повезло
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
gizphone
22.11.2021 - 14:05
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Задумывались эти корабли как следующее поколение эскадренных крейсеров, с учетом опыта русско-японской войны. Это должны были быть корабли универсального назначения: для разведки, дозорной службы в составе эскадры, противодействия миноносцам противника, самостоятельных набеговых операций, нарушения морских коммуникаций противника.

Крейсера. Красные «Светланы», которым не повезло
 
[^]
gizphone
22.11.2021 - 14:05
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Корабли планировалось построить в рамках программы 1912-1916 годов, они были весьма необходимы для того, чтобы компенсировать потери российского флота в русско-японской войне (в боевом состоянии оставалось всего 9 крейсеров), однако начавшаяся Первая Мировая и последовавшие Февральская и Октябрьская революции и Гражданская война, приговорили все сроки реализации проекта.

Крейсера. Красные «Светланы», которым не повезло
 
[^]
gizphone
22.11.2021 - 14:05
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
В 1913 году были заложены в Ревеле «Светлана» и «Адмирал Грейг», а в Санкт-Петербурге «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Спиридов».

«Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Истомин», «Адмирал Корнилов» заложили в Николаеве. Первые четыре корабля предназначались для Балтики, вторая серия, логично, для Черного моря.

В итоге было построено всего три крейсера и два перестроены в танкеры. Но достройка кораблей заняла весьма значительное время. После февральских событий 1917 года все работы по кораблям были приостановлены Временным правительством. Исключение сделали только для «Светланы», но в марте 1918 года все работы были прекращены. Готовность «Светланы» составляла 80%, у остальных кораблей – от 30 до 50%.

Крейсера стояли у достроечных причалов до конца 1924 года, когда Совет Труда и Обороны СССР выделил средства на ремонт и модернизацию ряда кораблей. Дошли руки и до крейсеров. Но денег было выделено весьма немного, так что о полноценной достройке крейсеров речи не шло, тем более, что к моменту начала работ они уже окончательно устарели.

В итоге «Светлану» переименовали в «Профинтерн» (с моей точки зрения название вполне претендует на одно из самых убогих в мире) и достроили к середине 1927 года.

Крейсера. Красные «Светланы», которым не повезло
 
[^]
gizphone
22.11.2021 - 14:06
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Второму кораблю проекта, «Адмиралу Бутакову»/«Ворошилову» не повезло. Дважды принималось решение о достройке и дважды отменялось. В итоге корабль разобрали на металл.

Двум последним крейсерам не повезло наполовину: крейсера перестроили в танкеры. «Адмирал Грейг» был достроен как «Азнефть», а «Адмирал Спиридов» стал «Грознефтью». Танкеры получились вполне, потому как бронированные корпуса позволяли спокойно плавать в ледовых условиях.

Танкер "Грознефть"

Крейсера. Красные «Светланы», которым не повезло
 
[^]
gizphone
22.11.2021 - 14:06
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Так что из четырех заложенных крейсеров на деле получился лишь один. Впоследствии корабль получил более благозвучное имя «Красный Крым», под ним мы и будем его дальше рассматривать.

В общем, получился весьма противоречивый корабль. Да, на постройку его ушло больше 10 лет, так что он однозначно устарел и не представлял из себя ничего особенного. Но у страны, которая разучилась строить корабли, выбора особого не было, потому из «Светланы» попытались извлечь максимум.

Бронирование

Броневая защита крейсера состояла из двух поясов. Первый пояс броневой защиты находился между бортами и верхней и нижней палубами, а второй – между бортами и нижней палубой. Броня первого пояса имела толщину 25 мм. Пояс был 2,25 м шириной и шел по всему корпусу между палубами.

Главный бронепояс имел толщину 75 мм, высоту 2,1 м и также шел по всей длине корпуса. Траверзы были толщиной 50 мм. Нижняя и верхняя палубы имели толщину 20 мм, а кормовая часть 25 мм.

Кожухи дымовых труб имели толщину 20 мм, элеваторы бронировались кожухами толщиной 25 мм.

Боевая рубка имела толщину стен 125 мм, крышу 75 мм и пол 50 мм. Коммуникационная труба, по которой были проложены кабели и провода от приборов управления артиллерией и кораблем, имела толщину 75 мм.

Орудия главного калибра на палубе имели коробчатые щиты толщиной 25 мм, а казематные орудия ГК щиты толщиной 20 мм.

Энергетическая установка

Все корабли имели силовую установку из 13 котлов, которые снабжали паром 4 турбины. «Светлана» имела котлы «Ярроу» и турбины «Кертисс-АЕГ». Мощность силовой установки доходила до 107 000 л.с.

Котлы размещались в семи котельных отделениях, в первом находился один котел в остальных — по два. В двух кормовых отделениях стояли универсальные котлы, в остальных чисто нефтяные. Угольные ямы располагались по бортам в районе кормовых котельных отделений. Нефть хранилась в междудонном пространстве и бортовых отсеках машинных отделений. Нормальный запас топлива составлял 500 т (370 т нефти и 130 т угля), полный 1167 т.

На испытаниях крейсер показал скорость 29,5 узла. На нормальном запасе топлива крейсер мог пройти 470 миль при скорости 29,5 узла, или 575 миль при скорости 24 узла, или 1230 миль при 16 узлах.

Кому-то эти цифры могут показаться чересчур маленькими. Да, британские крейсера того времени могли запросто пройти до 10 000 миль ходом в 16 узлов. Но напомню, «Светланы» строились для Балтийского и Черного морей, где таких расстояний просто не существовало в принципе.

Экипаж и обитаемость

Жилые помещения нижних чинов (матросов и унтер-офицеров) размещались в нижней палубе. Там в кубриках к потолку крепились в ночное время подвесные койки с матрасами, набитыми крошеной пробкой. В дневное время эти матрасы сворачивались вместе с постельным бельем и выносились на палубу, где помещались в специальные коечные сетки. В случае чрезвычайных ситуаций койки могли служить спасательными средствами.

Питался экипаж там же, в кубриках, куда доставлялась еда с камбуза. Ели на подвесных же столах, покрытых линолеумом.

Офицерский состав размещался в каютах, которые находились в кормовой части нижней палубы. Питались офицеры в кают-компании, которая размещалась в самой корме. Там же был оборудован офицерский буфет и бытовые помещения.

Крейсер располагал холодильниками для хранения продуктов, тремя камбузами (для офицеров, унтер-офицеров и матросов) в средней надстройке, хлебопекарней, прачечными с паровыми сушилками и стиральными машинами, баней с парилкой на нижней палубе и отдельной баней для кочегаров.

На нижней палубе был оборудован медицинский отсек с приемным отделением, операционным блоком, аптекой и двумя лазаретами.

Помещения неплохо проветривались через иллюминаторы, имелось паровое отопление.

В целом, условия обитания на кораблях были на уровне мировых стандартов. Экипаж первоначально состоял из 630 человек, но во время Великой Отечественной он существенно увеличился, почти до 800. Уплотнение сказалось на условиях обитания, но изначально это были весьма комфортные корабли.

Вооружение

Главный калибр «Светланы» состоял из пятнадцати 130-мм орудий Б-7 образца 1913 года.

Крейсера. Красные «Светланы», которым не повезло
 
[^]
gizphone
22.11.2021 - 14:07
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Шесть орудий были казематного размещения, девять – палубного.

Крейсера. Красные «Светланы», которым не повезло
 
[^]
gizphone
22.11.2021 - 14:07
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Орудия на палубе располагались следующим образом: одно орудие перед боевой рубкой, остальные по четыре побортно от бака до кормовой надстройки. Казематные орудия располагались двумя группами: четыре в носовой части в баковой надстройке, два в кормовой надстройке. То есть, крейсер мог дать бортом залп из восьми орудий. В принципе неплохо, если только не смотреть на разброс снарядов при таком залпе.

Крейсера. Красные «Светланы», которым не повезло
 
[^]
gizphone
22.11.2021 - 14:07
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Скорострельность заряжаемых вручную орудий Б-7 составляла около 6 выстрелов в минуту. Наводились орудия также вручную.

Вспомогательное и зенитное вооружение

В качестве зенитного (противоаэропланного по проекту) вооружения должны были использоваться зенитные пушки системы Лендера калибром 63,3-мм. Два орудия должны были быть установлены на полубаке и два на кормовой надстройке.

Зенитное вооружение ближнего боя состояло из четырех пулеметов Максима, установленных на крыльях мостика.

Минно-торпедное вооружение

Изначально корабли планировалось вооружить подводными торпедными аппаратами 457-мм. Аппараты устанавливались на 2,8 метра ниже ватерлинии и жестко крепились к корпусу. Наведение торпед на цель выполнялось всем корпусом корабля при помощи специальных прицелов, размещенных в боевой рубке.

Боекомплект составлял три торпеды на аппарат. Стрельба производилась с помощью сжатого воздуха.

«Светлана» во время достройки получила три трехтрубных палубных торпедных аппарата калибром 450-мм образца 1913 года.

Крейсера. Красные «Светланы», которым не повезло
 
[^]
gizphone
22.11.2021 - 14:07
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Кроме торпед крейсер мог принять на борт до 100 морских мин заграждения, которые можно было устанавливать как с минного плотика, так и с борта корабля по рельсовым направляющим.

Модернизации и боевая служба

Так как корабли вставали в строй в разное время и в разных комплектациях, то модернизационные работы заслуживают отдельного рассмотрения.

«Светлана»/«Профинтерн»/«Красный Крым»

На момент ввода в строй крейсер лишился пулеметов и пушек Лендера и вместо них получил восемь зенитных орудий 75-мм системы Меллера.

Крейсера. Красные «Светланы», которым не повезло
 
[^]
gizphone
22.11.2021 - 14:08
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Это была переделка орудий Канэ для стрельбы по воздушным целям.

Крейсер получил свою авиагруппу из двух гидропланов МУ-1, которые стояли на площадке между второй и третьей дымовыми трубами. Гидросамолеты взлетали с воды, куда опускались специальным краном.

Крейсера. Красные «Светланы», которым не повезло
 
[^]
gizphone
22.11.2021 - 14:08
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
В 1938 году 75-мм орудия были сняты и вместо них установили полуавтоматические пушки К-21 калибра 45-мм. В 1941 году авиационное оборудование было убрано, а корабль получил семь пулеметов ДШК 12,7-мм.

В 1942 году были установлены четыре одноствольных 20-мм зенитных автомата «Эрликон» и две четырехствольных установки 12,7-мм пулеметов «Виккерс».

Крейсера. Красные «Светланы», которым не повезло
 
[^]
gizphone
22.11.2021 - 14:08
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
В 1943 году были демонтированы 20-мм зенитные автоматы и три 12,7-мм пулемета ДШК. Взамен установили десять 37-мм зенитных автоматов 70-К.

Крейсера. Красные «Светланы», которым не повезло
 
[^]
gizphone
22.11.2021 - 14:08
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
В 1944 году 45-мм орудия убрали, а корабль получил РЛС «Тип 291» британской постройки.

Боевую службу «Красный Крым» (жуткое погоняло «Профинтерн» сменили в 1939 году) начал не как все корабли Черноморского флота, а 1 августа 1941 года, по выходу из планового ремонта.

Крейсера. Красные «Светланы», которым не повезло
 
[^]
gizphone
22.11.2021 - 14:08
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Крейсер участвовал в высадке десанта под Одессой (Григорьевка), обстреливал районы, занятые противником.

Крейсера. Красные «Светланы», которым не повезло
 
[^]
gizphone
22.11.2021 - 14:09
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Вывез из Одессы сотрудников Госбанка и деньги. До конца 1941 года крейсер ходил с грузами в Севастополь, однажды участвовал в уничтожении артиллерийской батареи и сбил самолет противника.

Крейсера. Красные «Светланы», которым не повезло
 
[^]
gizphone
22.11.2021 - 14:09
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
В общей сложности по начало февраля 1942 года «Красный Крым» совершил 98 рейсов в Севастополь с грузами и пополнением.

Далее крейсер участвовал в эвакуации из Новороссийска, перебрасывал войска в Туапсе в рамках обороны Кавказа. До конца 1942 года «Красный Крым» перевез около 60 000 человек и более 2 000 тонн различных грузов.

Погрузка на борт крейсера

Крейсера. Красные «Светланы», которым не повезло
 
[^]
gizphone
22.11.2021 - 14:09
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
В октябре 1943 года крейсер был поставлен в ремонт в Батуми, продолжавшийся до конца лета 1944 года.

5 ноября 1944 года крейсеру «Красный Крым» была оказана высокая честь возглавлять эскадру боевых кораблей Черноморского флота, возвращавшихся в Севастополь.

Крейсера. Красные «Светланы», которым не повезло
 
[^]
gizphone
22.11.2021 - 14:09
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Во время Великой Отечественной войны «Красный Крым» участвовал почти во всех операциях Черноморского флота и за все время не получил ни одного тяжелого повреждения.

Стоит отметить, что функции, возложенные на боевой крейсер более подходили бы десантному кораблю.

«Адмирал Нахимов»/«Червона Украина»

Заложенный в 1913 году, крейсер был достроен только в 1926 году. Достроен фактически по первоначальному проекту.

Крейсера. Красные «Светланы», которым не повезло
 
[^]
gizphone
22.11.2021 - 14:09
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Исторический факт: Сталин крайне редко удостаивал своим визитом корабли флота, но в 1929 году посетил "Червону Украину" вместе с Серго Орджоникидзе.

Крейсера. Красные «Светланы», которым не повезло
 
[^]
gizphone
22.11.2021 - 14:10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Перед самой войной встал на капитальный ремонт, который длился два года. Во время ремонта была усилена ПВО корабля путем установки трех спаренных установок Минизини калибром 100-мм.

Крейсера. Красные «Светланы», которым не повезло
 
[^]
gizphone
22.11.2021 - 14:10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
С началом войны крейсер был занят минными постановками в районе Севастополя. Мины были установлены, но сыграли на руку противнику, основательно затруднив эвакуацию из Севастополя советских войск.

Крейсер оказывал артиллерийскую поддержку войскам, оборонявшим Одессу и вывозил из города личный состав армии.

После сдачи Одессы «Червона Украина» 8 ноября 1941 года перешел в Севастополь, где также артиллерийским огнем поддерживал оборону города.

Крейсера. Красные «Светланы», которым не повезло
 
[^]
gizphone
22.11.2021 - 14:10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
12 ноября 1941 года крейсер, стоящий у Графской пристани Севастополя, атаковали немецкие бомбардировщики. На «Червону Украину» сбросили бомбы 28 самолетов. Неподвижно стоявший у Графской пристани крейсер был в заведомо невыгодном положении. Экипаж вел огонь из всех имевшихся видов оружия, но две бомбы попали в корабль в районе шкафута. Еще три бомбы разорвались в непосредственной близости от бортов.

Крейсер принял около 500 тонн воды, но держался на плаву и продолжал вести огонь по самолетам. Бой шел до самой ночи, и ночью крейсер, принявший на тот момент более 4 000 тонн воды, критически накренился. Командир приказал экипажу оставить корабль. Последний баркас успел отойти от тонущего корабля, когда «Червона Украина» с креном в 60 градусов ушел на дно.

Крейсера. Красные «Светланы», которым не повезло
 
[^]
gizphone
22.11.2021 - 14:10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Небольшая глубина бухты позволила снять 130-мм орудия и использовать из при обороне города, сформировав две батареи. Две 100-мм универсальные установки были подняты и установлены на крейсер «Красный Кавказ».

«Адмирал Лазарев»/«Красный Кавказ»

Заложили крейсер в 1913 году, а в строй ВМФ РККА корабль вошел только в 1926 году. Корабль достраивался по более современному проекту и лишился казематных орудий.

Крейсера. Красные «Светланы», которым не повезло
 
[^]
gizphone
22.11.2021 - 14:11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Отсутствие боковых спонсонов значительно изменило внешний вид корабля.

Крейсера. Красные «Светланы», которым не повезло
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 2916
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх