Фотодело в СССР

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
zoom70
24.09.2021 - 08:13
Статус: Offline


Забанен

Регистрация: 28.05.13
Сообщений: 8046
73
Сегодня фотокамера есть практически в любом телефоне. Делать фото очень легко, в электронной памяти хранятся сотни и тысячи фотографий. А в СССР фотографирование было интереснейшим занятием, которое не ограничивалось нажатием кнопки фотоаппарата. Нужно было заправить плёнку в кассету, а после съёмки сначала проявить плёнку, а потом отпечатать фотографии. При этом большинство операций по обработке требовали точного соблюдения самых различных условий, начиная от полной темноты до контроля температуры растворов. И несмотря на это, фотографией увлекалось просто огромное число людей. Это было увлекательным и доступным занятием, при этом уровень советской фототехники был достаточно высоким. Можно попытаться вспомнить, каким было фотодело во времена СССР. Просьба не ломать, об окончании сообщу.

Фотодело в СССР
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
zoom70
24.09.2021 - 08:13
Статус: Offline


Забанен

Регистрация: 28.05.13
Сообщений: 8046
Прежде всего для съёмки требовался фотоаппарат. Самыми простыми и распространёнными были шкальные. Своё название они получили благодаря тому, что установка фокуса у них производилась по специальной шкале. Настоящим бестселлером была "Смена-8" производства ЛОМО и её модификации, которые при цене около 15 рублей выпускались миллионными партиями. Установка выдержки и диафрагмы у них производилась по символам погоды, камеры комплектовались несложными трёхлинзовыми объективами и центральным затвором. Некоторые дорогие шкальные камеры оснащались более качественной оптикой и автоматической установкой времени выдержки.

Фотодело в СССР
 
[^]
zoom70
24.09.2021 - 08:13
Статус: Offline


Забанен

Регистрация: 28.05.13
Сообщений: 8046
Очень схожую конструкцию и цену имели шкальные полуформатные камеры. Они отличались удвоенным числом кадров на стандартной плёнке. Обычно фотоплёнка была рассчитана на 36 кадров, хотя при некоторых ухищрениях удавалось сделать до 41 снимка со стандартным размером 24×36 мм. Полуформатные камеры делали снимки 18×24 мм, поэтому их число на плёнке удваивалось. Качество полуформатных фотографий было чуть ниже, с них было нельзя сделать отпечатки большого размера, но 10х15 см были вполне. Наиболее популярные полуформатные камеры выпускались в Минске под марками «Чайка» и «Агат». Встречались камеры и ещё меньшего формата, в которых использовалась 16-мм киноплёнка, но особой популярностью эти "шпионские" устройства не пользовались.

Фотодело в СССР
 
[^]
zoom70
24.09.2021 - 08:13
Статус: Offline


Забанен

Регистрация: 28.05.13
Сообщений: 8046
Ступенькой выше стояли зеркальные аппараты. Они позволяли сделать снимки в режиме WYSIWYG и наведение на резкость у них было проще, хотя и менее точным. Самыми популярными были зеркальные камеры «Зенит», которые выпускались в Красногорске с 1952 года. Модельный ряд имел множество модификаций, в том числе камеры с TTL экспонометром, то есть измерением освещённости через объектив, полуавтоматические и полностью автоматические камеры. В зависимости от цены «Зениты» комплектовались сравнительно дешёвыми объективами «Индустар» или более дорогими и качественными «Гелиосами» и «Юпитерами».


Фотодело в СССР
 
[^]
zoom70
24.09.2021 - 08:14
Статус: Offline


Забанен

Регистрация: 28.05.13
Сообщений: 8046
Дальномерные камеры считались более продвинутыми. Ведь большинство фотошедевров были сняты именно ими, а до появления зеркалок с прыгающим зеркалом дальномерные камеры были значительно удобнее, легче и компактней. Самыми популярными дальномерными камерами были харьковский «ФЭД» и красногорский «Зоркий». Срачи между сторонниками этих камер достигали таких высот, что сегодняшние раздоры Canon vs. Nikon могут показаться девичьим щебетанием в пансионе благородных девиц. Но так как ФЭды желтят, пожалуй лучшей комбинацией был «Зоркий-4» с объективом «Юпитер-8».

Фотодело в СССР
 
[^]
zoom70
24.09.2021 - 08:14
Статус: Offline


Забанен

Регистрация: 28.05.13
Сообщений: 8046
Если «ФЭД» и «Зоркий» базировались на конструкции «Leica», то камеры «Киев» были прямыми потомками «Contax II». Причём настолько прямыми, что нередко встречаются подделки «Contax», сделанные из «Киева», а первые партии «Киева» собирались из комплектующий «Contax».

Фотодело в СССР
 
[^]
zoom70
24.09.2021 - 08:14
Статус: Offline


Забанен

Регистрация: 28.05.13
Сообщений: 8046
Тем, кто пользовался камерами с встроенным экспонометром или камерами-автоматами использование отдельного экспонометра не требовалось. Но для создания качественных фотографий фотоэкспонометр был крайне необходим. С его помощью измерялась освещённость кадра и определялась требуемая диафрагма и выдержка в зависимости от чувствительности плёнки. Всё очень просто: чувствительность, диафрагма, выдержка. Потом совмещаем колечко и стрелочку. Опа, вот и солнышко за тучку зашло. Снова: чувствительность, диафрагма, выдержка. И так до бесконечности. Но более завораживающего прибора я не встречал.

Фотодело в СССР
 
[^]
zoom70
24.09.2021 - 08:14
Статус: Offline


Забанен

Регистрация: 28.05.13
Сообщений: 8046
Кстати о плёнке. У неё было множество классификаций: позитивная, негативная, обращаемая, цветная, монохромная, чёрно-белая, листовая, рулонная и так далее. Подавляющее большинство фотографий делалось на обычную негативную чёрно-белую плёнку. Плёнка выпускалась разной чувствительности. Чем выше чувствительность, тем меньше света требуется для экспозиции, то есть можно сделать фото при меньшей выдержке и диафрагме. Но более чувствительная плёнка имеет более высокую зернистость. Хотя для большинства условий съёмки было достаточно чувствительности в 65 единиц.

Фотодело в СССР
 
[^]
zoom70
24.09.2021 - 08:14
Статус: Offline


Забанен

Регистрация: 28.05.13
Сообщений: 8046
Определившись с плёнкой, нужно было заправить её в камеру. Конечно, можно было купить плёнку на кассете, но такая не всегда была доступна и чаще всего покупалась плёнка в рулоне. Для заправки её в кассету нужно было в полной темноте заправить плёнку в замок катушки, перемотать её, стараясь не прикасаться к поверхности, то есть придерживая за перфорацию, установить катушку в корпус и только потом кассету с плёнкой устанавливать в камеру. Малейший свет мог погубить плёнку, но об этом можно было узнать только после следующего этапа - проявки.

Фотодело в СССР
 
[^]
zoom70
24.09.2021 - 08:15
Статус: Offline


Забанен

Регистрация: 28.05.13
Сообщений: 8046
Отснятую плёнку нужно было перемотать обратно в кассету, с этим проблем не возникало, так как перемотка делалась с помощью камеры. Далее нужно было в полной темноте заправить плёнку в проявочный бачок. Заправлять плёнку нужно было в спиральную катушку, для многих начинающих это была крайне сложная задача. Протолкнуть полутораметровую плёнку действительно было непросто. Далее катушка устанавливалась в бачок и наконец то можно было включить свет в ванной комнате, ведь фотолаборатория чаще всего располагалась именно там.

Фотодело в СССР
 
[^]
zoom70
24.09.2021 - 08:15
Статус: Offline


Забанен

Регистрация: 28.05.13
Сообщений: 8046
Проявка и печать фотографий требовали точного соблюдения условий обработки фотоматериалов. Недопроявленную или перепроявленную плёнку можно было спасти с помощью различных трудоёмких операций, но чаще всего с таких плёнок получались слишком тёмные или слишком светлые фотографии. Важно было соблюсти температуру растворов и время обработки. Разброс температур был относительно широким, от 20 до 25 градусов, а время проявки составляло 8-10 минут. К тому же это время зависело от температуры. Поэтому градусник фотолюбителю был крайне необходим.

Фотодело в СССР
 
[^]
zoom70
24.09.2021 - 08:15
Статус: Offline


Забанен

Регистрация: 28.05.13
Сообщений: 8046
Далее наступала магия пополам с химией. Для обработки фотоплёнки требовались как минимум проявитель и фиксаж. Плёнку с неправильной экспозицией можно было попытаться исправить усилителем или ослабителем. Самым простым решением была покупка готовых реактивов. Их просто растворяли в воде, качества они были весьма среднего, но и откровенного брака не встречалось. Растворы постепенно истощались и их нужно было заменять на свежие. Например, ресурс проявителя был рассчитан на обработку до 30 стандартных плёнок, а срок его хранения в готовом виде составлял 1-2 месяца. После проявления плёнку промывали и фиксировали получившееся изображение. И только после фиксажа плёнку можно было извлечь на свет и после ещё одной промывки увидеть отснятый материал. Или ничего не увидеть, если на каком то этапе произошла ошибка.

Фотодело в СССР
 
[^]
zoom70
24.09.2021 - 08:15
Статус: Offline


Забанен

Регистрация: 28.05.13
Сообщений: 8046
Некоторым фотографам использовать готовые реактивы было слишком просто. Они готовили их сами, благодаря чему могли добиться максимально возможных результатов в качестве фотографий. Ведь даже по самой простой классификации проявители могли быть нормальные, контрастные, мягкие, мелкозернистые, выравнивающие, быстродействующие и так далее. А при определённых познаниях их можно было комбинировать для получения фотографий такого качества, которые сейчас не всегда можно получить даже в специальных программах. В зависимости от рецептуры в состав фоторастворов могли входить самые различные вещества, которые при определённом везении можно было купить в магазинах химреактивов.

Фотодело в СССР
 
[^]
zoom70
24.09.2021 - 08:16
Статус: Offline


Забанен

Регистрация: 28.05.13
Сообщений: 8046
Далее фотолаборатория становится похожа на лабораторию алхимика. Помимо реактивов, извлекаются весы, разновесы, химическая посуда и прочие прибамбасы. И самое главное - книга рецептов. Рецептов, к примеру, проявителей, существовало великое множество, каждый имел свои плюсы и минусы, минусы, как правило, заключались в отсутствии исходных составных частей. Например, глициновый проявитель для фотобумаги давал превосходные результаты, но в его состав входили очень дефицитные реактивы.

Фотодело в СССР
 
[^]
zoom70
24.09.2021 - 08:16
Статус: Offline


Забанен

Регистрация: 28.05.13
Сообщений: 8046
Вообще тема фоторецептов настолько многогранна, что её можно рассматривать отдельно от самого фотопроцесса. Если пойти по кратчайшему пути - требуемые реактивы отмерялись на весах, раскладывались на листах бумаги, когда все составные части были готовы - они в определённой последовательности смешивались в чистой тёплой воде и после остывания и фильтрации раствор был готов.

Фотодело в СССР
 
[^]
zoom70
24.09.2021 - 08:16
Статус: Offline


Забанен

Регистрация: 28.05.13
Сообщений: 8046
Итак, плёнка проявлена, пора приступать к печати фотографий. Для этого лучше всего подходила ванная комната, так как там было темно и под рукой было много воды, необходимой для промывки фото. Но самое главное - были необходимы увеличитель, рамка и красный фонарь. Красный свет не влиял на фотобумагу, но позволял хоть как то ориентироваться в темноте.

Фотодело в СССР
 
[^]
zoom70
24.09.2021 - 08:16
Статус: Offline


Забанен

Регистрация: 28.05.13
Сообщений: 8046
Так как процесс фотопечати требовал точного выдерживания времени экспозиции фотобумаги, которое составляло всего несколько секунд, в фотолаборатории желательно было иметь специальное фотореле. Оно позволяло не только отмерять заданный временной интервал, но и управлять фотоувеличителем при печати. Кстати, многие паяли такие фотореле сами. В крайнем случае отсчет можно было вести самому. "Двадцать один" и дальнейшие числа до 40 произносятся практически 1 секунду.

Фотодело в СССР
 
[^]
zoom70
24.09.2021 - 08:16
Статус: Offline


Забанен

Регистрация: 28.05.13
Сообщений: 8046
Сама по себе печать фотографий была хотя и длительным, но достаточно увлекательным процессом. Плёнка заправлялась в увеличитель, рамкой выбирался нужный размер кадра, выставлялась фокусировка объектива, проверялось положение кадра, после чего из пачки доставался лист фотобумаги, вкладывался в рамку и фотоувеличитель включался на несколько секунд. Экспонированная бумага помещалась в ванночку с проявителем, затем промывалась, попадала в кюветку с закрепителем и ещё раз промывалась. Чем лучше была промыта фотография, тем меньше была вероятность её выцветания или пожелтения. В некоторых случаях использовались и дополнительная обработка, например, бумагу проявляли последовательно в двух проявителях, контрастном и мягком или тонировали с помощью виража.

Фотодело в СССР
 
[^]
zoom70
24.09.2021 - 08:17
Статус: Offline


Забанен

Регистрация: 28.05.13
Сообщений: 8046
Раз уж рассказ дошёл до фотобумаги, нельзя не сказать пару слов и о ней. Помимо очевидного деления на цветную и черно-белую, бумага имел ещё несколько классификаций. Наиболее очевидной была классификация толщины подложки: тонкая, полукартон и картон и его основы, баритовая бумага или полиэтилен, последняя в СССР выпускалась под торговыми марками Самшит, Снежинка и Берёзка.

Фотодело в СССР
 
[^]
zoom70
24.09.2021 - 08:17
Статус: Offline


Забанен

Регистрация: 28.05.13
Сообщений: 8046
Помимо основы, фотобумага подразделялась по типу фотопроцесса, точнее по типу используемого соединения серебра. Так как названия этих соединений были слишком громоздкими, для бумаги использовали более короткие торговые названия. Малочувствительные "Йодоконт" и "Контабром" популярностью не пользовались, "Фотобром" и "Новобром" были поинтересней, но имели всего два типа контрастности - нормальную и контрастную и чёрный цвет на них отдавал синевой. Самой универсальной была бумага "Унибром", имевшая нейтрально-чёрные тона, хотя она и в некоторых случаях уступала более интересной "Бромпортрет", которая в зависимости от условий обработки могла давать как чистый чёрный, так различные оттенки вплоть до коричневого и позволяла исправить небольшие огрехи экспозиции негатива.

Фотодело в СССР
 
[^]
zoom70
24.09.2021 - 08:17
Статус: Offline


Забанен

Регистрация: 28.05.13
Сообщений: 8046
Дополнительно фотобумага могла быть различной контрасности: мягкая, полумягкая, нормальная, контрастная, особоконтрастная. Её поверхность могла быть глянцевой, полуматовой, матовой, структурной. В СССР в розничную продажу поступала листовая фотобумага следующих размеров: 6×9, 9×12, 9×14, 10×15, 13×18, 18×24, 24×30, 30×40, 40×50 и 50×60 сантиметров. Для придания фотографиям особого блеска глянцевую бумагу на картонной основе можно было после обработки поместить в глянцеватель, который нагревал её, прижатую к гладкой стальной поверхности, в результате чего поверхность становилась глянцевой. Для лучшего контакта с пластиной фотобумагу нужно было разглаживать резиновым валиком. некоторое время была популярна фигурная обрезка краёв отпечатка с помощью специального резака.

Фотодело в СССР
 
[^]
zoom70
24.09.2021 - 08:17
Статус: Offline


Забанен

Регистрация: 28.05.13
Сообщений: 8046
Несколько особняком стоял процесс получения позитивных плёнок. Чаще всего позитивное изображение формировалось на плёнке процессом её обращения. Чисто теоретически обратить можно было любую фотоплёнку, даже самую популярную «Фото 65», но качество таких слайдов было невысоким. А вот специальные обращаемые плёнки, особенно немецкая цветная «ORWO», позволяли получить качественные, насыщенные слайды. Из-за сравнительно сложного процесса обработки многие отдавали цветные плёнки на проявку в лаборатории, так как цена этих плёнок была достаточно высока, а риск ошибки при сложном процессе обработки значительно возрастал.

Фотодело в СССР
 
[^]
zoom70
24.09.2021 - 08:17
Статус: Offline


Забанен

Регистрация: 28.05.13
Сообщений: 8046
Готовые слайды можно было посмотреть с помощью слайдопроектора. Проекторов выпускалось достаточно много, отличались они главным образом степенью автоматизации, а их общей чертой был чудовищный нагрев и малый срок службы галогеновых ламп. Если слайд задерживался в проекторе чуть дольше критического времени, пленка начинала плавиться и кадр можно было выкинуть.
Конечно, рассказать о всём разнообразии фотодела в нескольких словах невозможно, но вот вспомнить об основных его направлениях и особенностях можно. На этом, пожалуй, всё.

Фотодело в СССР
 
[^]
Pesec151
24.09.2021 - 08:25
11
Статус: Offline


ПЕСЕЦ

Регистрация: 29.11.11
Сообщений: 1671
Блин, глядя на эту фото, аж детство вспомнил. Спасибо ТС.

Фотодело в СССР
 
[^]
Pomeranec
24.09.2021 - 08:30
9
Статус: Offline


Гость

Регистрация: 24.08.15
Сообщений: 0
Чувствительности 65 единиц катастрофически не хватало. Особенно для цветной негативной фотографии. Не говоря уже о 32 единицах. На 22, 32, 45 единицы на цветную пленку можно было снимать только в студии с поставленным светом.
Когда появилась ORWO color nc 21 стало полегче.

Цветная пленка дорогая, каждый кадр это деньги. Прежде чем снять несколько раз примеришься, что бы не ошибиться со светом и композицией.
Забытый сейчас опыт, навыки и умение.

Кстати наша черно белая бумага была мягко говоря плохого качества. Ответ почему это так я нашел на страницах журнала Советское фото. Там с гордостью сообщалось, что изменился техпроцесс и теперь вместо 2 грамм серебра на квадратный метр теперь уходит 0,8 грамм серебра.
Когда начал сканировать свои старые черно белые пленки первое ощущение было, что не мог я так в то время хорошо снимать. Фотографии заиграли полутонами которых абсолютно не было на фото бумаге.

Это сообщение отредактировал Pomeranec - 24.09.2021 - 08:45
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 5802
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх