АПЛ проекта 667

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Sforcksa555
2.02.2021 - 08:07
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
52
Подводные лодки проекта 667 - Часть 1

Подводные лодки проекта 667А "Навага" / 667АМ / 667АТ

В 1958 году в ЦКБ-18 под руководством главного конструктора А.С. Кассациера начались работы по созданию атомного ракетоносца 2-го поколения проекта 667.

Полные характеристики

Водоизмещение, м.куб.: 7760 / 11500
Главные размерения, м: 128,0 х 11,7 х 7,9
Глубина погружения, м: 320
Экипаж, чел: 114
Скорость хода, уз: 15/28

РПКСН – Проект 667A “Навага”, 667AУ “Налим”

“K-137”* 04.11.64 / 11.09.66 / 06.11.67
“К-140”** 19.09.65 / 23.08.67 / 30.12.67
“K-26”*** 30.12.65 / 23.12.67 / 03.09.68
“K-32” 23.04.66 / 25.04.68 / 26.10.68 – с 21.06.86 “КС-32”
“K-216” 28.06.66 / 06.08.68 / 27.12.68
“K-207” 04.11.66 / 20.09.68 / 30.12.68 – с 27.08.81 “КС-207”
“K-210” 16.12.66 / 29.12.68 / 06.08.69 – с 15.11.84 “КС-210”
"K-249″ 18.03.67 / 30.03.69 / 27.09.69 – с 15.11.84 “КС-249”
“K-253”*** 26.06.67 / 05.06.69 / 27.09.69
“K-395”*** 08.09.67 / 28.07.69 / 05.12.69
“K-408”*** 20.01.68 / 10.09.69 / 25.12.69
“K-411”***** 25.05.68 / 16.01.70 / 31.08.70 – с 29.04.82 “КС-411”
“K-418” 29.06.68 / 14.03.70 / 22.09.70
“K-420”**** 12.10.68 / 25.04.70 / 29.10.70
“K-423”*** 13.01.69 / 04.07.70 / 13.11.70
“K-426” 17.04.69 / 28.08.70 / 22.12.70
“K-415” 04.07.69 / 26.09.70 / 30.12.70 – с 13.05.87 “КС-415[b]”
[b]“K-403”
18.08.69 / 25.03.71 / 12.08.71 – с 14.03.81 “КС-403”
“K-245”* 16.10.69 / 09.08.71 / 16.12.71
“K-214”* 19.02.70 / 01.09.71 / 31.12.71 – с 17.03.89 “КС-214”
“K-219”* 28.05.70 / 08.10.71 / 31.12.71 – Погибла 06.01.86
“K-228”* 04.09.70 / 03.05.72 / 30.09.72
“K-241”* 24.12.70 / 09.06.72 / 23.10.72
“K-444”* 08.04.71 / 01.08.72 / 09.12.72
“K-399”*** 23.02.68 / 23.06.69 / 24.12.69
“K-434” 23.02.69 / 29.05.70 / 30.11.70
“K-236” 06.11.69 / 04.08.70 / 27.12.70
“K-389” 26.07.70 / 27.06.61 / 25.11.71
“K-252”* 25.12.70 / 12.09.71 / 31.12.71
“K-258”* 30.03.71 / 26.05.72 / 30.09.72
“K-446”* 07.11.71 / 08.08.72 / 30.12.72
“K-451” 23.02.72 / 29.04.73 / 07.09.73
“K-436”* 07.11.72 / 25.07.73 / 05.12.73
“K-430”* 27.07.73 / 28.07.74 / 25.12.74

* Модернизирована по пр.667АУ
** Модернизирована по пр.667АМ
*** Модернизирована по пр.667АТ
**** Модернизирована по пр.667М
***** Модернизирована по пр.09774

АПЛ проекта 667
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Sforcksa555
2.02.2021 - 08:08
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
1 апреля 1967 г. ВМС США пополнились ПЛАРБ SSBN-659 “Вилл Роджерс” – последней, 31-й по счету, подводной лодкой типа “Лафайетт”, оснащенной 16 ракетами “Поларис” А-3. Таким образом, вместе с кораблями типа “Джордж Вашингтон” и “Этан Аллен”, численность американского подводного ракетоносного флота достигла 41 ПЛАРБ с 656 баллистическими ракетами “Поларис” А-2 и А-3 на борту. Завершилась одна из крупнейших программ в истории мирового военного кораблестроения. В ходе ее реализации в течение 10 лет была создана морская составляющая стратегической триады Соединенных Штатов, ставшая в дальнейшем основой ядерного могущества этой страны. Советский Союз, подчиняясь жесткой логике гонки вооружений, не мог допустить одностороннего усиления своего основного геополитического соперника. Потребовалось резкое качественное и количественное наращивание боевого потенциала стратегического ракетоносного подводного флота. Было очевидно, что приемлемое по критерию “эффективность-стоимость” увеличение числа боезарядов на подводных носителях было возможно лишь за счет радикального увеличения боекомплекта каждой ПЛАРБ.

В 1958 году в ЦКБ-18 под руководством главного конструктора А.С. Кассациера начались работы по созданию атомного ракетоносца 2-го поколения проекта 667. Лодку предполагалось оснастить комплексом Д-4 с баллистическими ракетами подводного старта Р-21. Альтернативным вариантом являлось оснащение корабля комплексом Д-6 (изделие “Р”, проект “Нейлон”) с твердотопливными ракетами, разрабатывавшимися ленинградским КБ “Арсенал” с 1958 г. Дальность стрельбы “пороховой” ракетой должна была составлять не менее 800 км с перспективой доведения ее до 2500 км. В 1960 г., в соответствии с правительственным постановлением, дальность в первоначальном варианте комплекса Д-6 была увеличена до 1100 км при незначительном снижении точности. В качестве типоразмеров пусковых шахт как для Д-4, так и для Д-6 была задана шахта ракеты Р-13 комплекса Д-2.

На фото - АПКР К-137 во время проведения ходовых испытаний

Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 2.02.2021 - 08:12

АПЛ проекта 667
 
[^]
Sforcksa555
2.02.2021 - 08:13
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
По первоначальному проекту “667” лодка должна была нести восемь ракет комплекса Д-4 (или Д-6), размещенных в поворотных пусковых установках СМ-95, создаваемых ЦКБ-34. Сдвоенные ПУ располагались вне прочного корпуса, по его бокам, и перед пуском поворачивались на 90 градусов устанавливаясь вертикально.

Разработка эскизного и технического проектов подводного ракетоносца была завершена в 1960 году. Однако практическая реализация разработки затруднялась из-за высокой сложности поворотных устройств ПУ, которые должны была работать в подводном положении при движении лодки. Очевидцы рассказывают почти анекдотический случай, произошедший во время доклада о новом комплексе Н.С.Хрущеву. Создатели лодки решили продемонстрировать руководителю страны модель корабля с механизмом, автоматически переводящим ракетные контейнеры из походного в боевое положение. Однако сработал пресловутый “показ-эффект”: устройство отказало в самый неподходящий момент и контейнеры с ракетами позорно застыли в промежуточном положении. Хрущев не замедлил прокомментировать случившееся: “если у вас сломалась даже эта игрушка, то чего можно ожидать на настоящей подводной лодке?”. В 1961 году была начата разработка новой компоновки, при которой ракеты Д-4 или Д-6 должны были размещаться в вертикальных шахтах. Однако вскоре у этих комплексов появилась хорошая альтернатива – малогабаритная “универсальная” одноступенчатая жидкостная баллистическая ракета Р-27, работы по которой в инициативном порядке были начаты в СКБ-385 под руководством В.П.Макеева. Предварительные результаты исследований в конце 1961 года были доложены командованию ВМФ и руководству страны. Тема получила поддержку, и 24 апреля 1962 г. последовало правительственное постановление о создании комплекса Д-5 с ракетой Р-27, использующей в качестве окислителя азотный тетраксид (амил) и в качестве горючего – несимметричный диметилгидрозин (гептил).

На фото - АПКР К-137 проекта 667А в момент вступления в строй

Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 2.02.2021 - 08:15

АПЛ проекта 667
 
[^]
Sforcksa555
2.02.2021 - 08:15
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
За счет ряда оригинальных технических решений новую БР удалось “втиснуть” в шахту, по объему в 2,5 раза меньшую шахты ракеты Р-21. При этом Р-27 имела на 1180 км большую, чем ее предшественница, дальность пуска. Революционным новшеством в ракетостроении стала и разработка технологии заправки баков ракеты компонентами топлива с их последующей ампулизацией на заводе-изготовителе. “Универсализм” комплекса заключался в том, что кроме варианта БР, предназначенного для поражения стационарных наземных целей, разрабатывался (впервые в мире) и противокорабельный вариант баллистической ракеты – Р-27К, оснащенный пассивной радиолокационной головкой самонаведения и предназначенный для поражения крупных надводных целей (например, авианосных групп) на дальности до 900 км. Забегая вперед, следует сказать, что Р-27К прошла испытания и была принята в опытную эксплуатацию в 1974 году, однако на вооружение подводных атомоходов 667-го проекта так и не поступила (ей была оснащена лишь одна дизель-электрическая лодка К-102 пр.605, переоборудованная из пр.629). В результате переориентации проекта 667 на новый ракетный комплекс появилась возможность разместить 16 ракетных шахт в прочном корпусе лодки вертикально в два ряда (как это сделали американцы на ПЛАРБ типа “Джордж Вашингтон”). Впрочем, 16-ти ракетный боекомплект был обусловлен не стремлением к плагиату, а тем фактом, что длина стапелей, на которых должны были строиться подводные лодки, оптимальным образом подходила как раз под корпуса с 16 шахтами комплекса Д-5.

Главным конструктором усовершенствованной ПЛАРБ проекта 667А (шифр “Навага”) был назначен С.Н. Ковалев – создатель практически всех последующих советских стратегических ракетных атомоходов. Параллельно с работами по проекту 667А, в 1964-1965 гг. в СКБ-143 под комплекс Д-5 под руководством главного конструктора В.В. Борисова на базе высокоскоростной торпедной лодки пр.705 велась разработка ПЛАРБ пр. 687 (705Б) водоизмещением 4200 т. Работы по этой программе были прекращены после завершения эскизного проекта. Одновременно на базе другой торпедной атомной подводной лодки – пр. 671 – в том же коллективе под руководством Г.Н. Чернышева создавался ракетоносец проекта 679 (671 Б), однако и эта разработка не получила дальнейшего продолжения, руководство страны приняло принципиальное решение сосредоточить все работы по созданию атомных подводных лодок, оснащенных баллистическими ракетами, в ЦКБ-18. При создании лодки проекта 667А значительное внимание уделялось ее гидродинамическому совершенству. К разработке формы корабля привлекались специалисты отраслевых научных центров, а также гидродинамики ЦАГИ. Увеличение ракетного боекомплекта потребовало решения ряда новых задач. В первую очередь было необходимо резко повысить темп стрельбы, чтобы успеть вовремя произвести ракетный залп и покинуть район пуска до того, как в него прибудут противолодочные силы противника.

Это обусловливало проведение одновременной предстартовой подготовки ракет, набранных в залп. Задача могла быть решена лишь за счет автоматизации всех предпусковых операций. В соответствии с этими требованиями для кораблей проекта 667А под руководством главного конструктора Р.Р.Бельского развернулись работы по созданию первой отечественной автоматизированной информационно-управляющей системы “Туча”. Впервые данные для стрельбы должны были вырабатываться специализированной ЭВМ.

На фото - АПКР К-249 проекта 667А "Навага"

Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 2.02.2021 - 08:17

АПЛ проекта 667
 
[^]
Sforcksa555
2.02.2021 - 08:18
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
Навигационное оснащение новой субмарины должно было обеспечивать уверенное плавание и пуск ракет в полярных районах. Строительство лодок проекта 667А началось в Северодвинске в конце 1964 года и велось необычайно быстрыми темпами. Первый ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-137 был заложен на Северном машиностроительном предприятии 9 ноября 1964 г. Спуск корабля на воду (точнее, заполнение дока водой) состоялся 28 августа 1966 г. 1 сентября в 14 часов на К-137 был впервые поднят военно-морской флаг и начались сдаточные испытания. В тот же день, в присутствии на борту корабля его главного конструктора, на максимальных оборотах турбин была достигнута скорость 28,3 узла, на 3,3 узла превысившая заданную. Таким образом, по своим динамическим характеристикам новый ракетоносец фактически сравнялся со своими основными потенциальными противниками в “подводных дуэлях” – американскими противолодочными атомоходами типа “Трешер” и “Стерджен” (29-30 узлов).

5 ноября 1967 г., накануне празднования 50-й годовщины Октябрьской революции, К-137 вступила в строй. Кораблю было присвоено имя “Ленинец”. 11 декабря новый ракетоносец под командованием капитана 1-го ранга В.Л. Березовского прибыл в состав 31-й дивизии, базировавшейся в бухте Ягельная, а 24 ноября лодка была передана в новую 19-ю дивизию, став ее первым кораблем. 13 марта 1968 г. на вооружение ВМФ был принят и ракетный комплекс Д-5 с ракетой Р-27. Северный флот начал быстро пополняться “Северодвинскими” ракетоносцами 2-го поколения. Последние Cеверодвинские лодки достраивались уже по усовершенствованному проекту 667АУ с ракетным комплексом Д-5У В Комсомольске-на-Амуре строительство подводных лодок проекта 667А началось несколько позже. Первый “дальневосточный” атомоход – К-399 – вступил в состав ТОФ 24 декабря 1969 г.

На фото - АПКР К-399 проекта 667А "Навага"

Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 2.02.2021 - 08:19

АПЛ проекта 667
 
[^]
Sforcksa555
2.02.2021 - 08:20
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
Атомная подводная лодка проекта 667А, как и атомоходы первого поколения, относилась к двухкорпусному типу. Носовая оконечность корабля имела овальную форму Кормовая оконечность была выполнена веретенообразной. Передние горизонтальные рули располагались на ограждении рубки. Такое решение, заимствованное у американских АПЛ, создавало возможность бездифферентного перехода на большую глубину при малых скоростях лодки, а также упрощало удержание корабля на заданной глубине при ракетном залпе. Кормовое оперение было выполнено крестообразным.

Прочный корпус с наружными шпангоутами имел цилиндрическое сечение и относительно большой диаметр, достигающий 9,4 м. Прочный корпус изготавливался, в основном, из стали АК-29 (толщина – 40 мм) и разделялся водонепроницаемыми переборками (выдерживающими давление 10 кгс/см.кв.) на 10 отсеков:

1-й – торпедный;
2-й – аккумуляторный и жилой (с офицерскими каютами);
3-й – центральный пост, пульт ГЭУ;
4-й – ракетный;
5-й – ракетный;
6-й – дизель-генераторный;
7-й – реакторный;
8-й – турбинный;
9-й – турбинный;
10-й – электродвигатели.

На фото - АПКР К-245 проекта 667А "Навага", ТОФ 1987 г.

Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 2.02.2021 - 08:23

АПЛ проекта 667
 
[^]
Sforcksa555
2.02.2021 - 08:24
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
Шпангоуты прочного корпуса были выполнены из симметричных сварных тавровых профилей, межотсечные переборки – из стали АК-29 толщиной 12 мм. Легкий корпус изготавливался из стали ЮЗ. На лодке было установлено мощное размагничивающее устройство, обеспечивающее стабильность магнитного поля. Кроме того, принимались меры по снижению магнитного поля легкого корпуса, прочных наружных цистерн, ограждения выдвижных устройств, рулей и других выступающих частей. Для снижения электрического поля корабля впервые была применена система активной компенсации поля, создаваемого гальванической парой “винт-корпус”.

Главная энергетическая установка номинальной мощностью 52000 л. с. включала два автономных блока левого и правого бортов. Каждый блок состоял из водоводяного реактора ВМ-2-4 (89,2 мВт), паротурбинной установки ОК-700 с турбозубчатым агрегатом ТЗА-635 и турбогенератора с автономным приводом.

Имелась вспомогательная энергетическая установка, служащая для пуска и расхолаживания ГЭУ, снабжающая лодку электроэнергией при авариях, а также обеспечивающая, в случае необходимости, движение корабля в надводном положении. В состав вспомогательной энергетической установки входили два дизель-генератора постоянного тока ДГ-460, две группы аккумуляторных свинцово-кислотных батарей (по 112 элементов 48-СМ в каждой) и два гребных реверсивных электродвигателя “подкрадывания” ПГ-153 (по 225 кВт). Два гребных винта имели пониженный уровень шумности. Для снижения гидроакустической заметности фундаменты под главные и вспомогательные механизмы покрывались вибродемпфирующей резиной. Прочный корпус подводной лодки был облицован звукоизолирующей резиной, а на легкий корпус наносилось нерезонансное противогидролокационное и звукоизолирующее резиновое покрытие.

На лодке пр.667А была применена электроэнергетическая система переменного тока (напряжение – 380 В), питающаяся только от автономных электрогенераторов. Это повышало надежность электроэнергетической системы, увеличивало продолжительность работы без ремонта и обслуживания, а также давало возможность трансформировать напряжение для обеспечения различных корабельных потребителей. Подводный крейсер получил боевую информационно-управляющую систему (БИУС) “Туча” – первую отечественную многоцелевую автоматизированную корабельную систему, обеспечивающую применение ракетного и торпедного оружия. Кроме того, “Туча” осуществляла сбор и обработку информации об окружающей обстановке, а также решение навигационных задач. Для предотвращения провалов на большую глубину, способных привести к катастрофе (как полагают, это явилось причиной гибели американской АПЛ “Трешер”) на ПЛАРБ пр.667А впервые была реализована комплексная система автоматизированного управления, обеспечивающая, в частности, программное управление кораблем по курсу и глубине, а также стабилизацию без хода по глубине.

Основным информационным средством лодки в подводном положении являлась гидроакустическая система “Керчь”, служащая для освещения подводной обстановки, выдачи данных целеуказания при торпедной стрельбе, а также миноискания, связи и обнаружения гидроакустических сигналов противника. Станция, разработанная под руководством главного конструктора М.М.Магида и работающая в режимах эхо- и шумопеленгования, имела дальность обнаружения 1-20 км.

Первые четыре ПЛАРБ пр.667А были оснащены всеширотным навигационным комплексом “Сигма”, разработанным в 1960 году под руководством главного конструктора В.И. Маслевского. С 1972 года на корабли начал устанавливаться более совершенный навигационный комплекс “Тобол” (главный конструктор – О.В. Кищенков), в состав которого входили инерциальная навигационная система (впервые в СССР), абсолютный гидроакустический лаг, измеряющий скорость относительно морского дна, а также система обработки информации на основе цифровой ЭВМ. Комплекс обеспечивал уверенное плавание в арктических водах, а также возможность пуска ракет на широтах вплоть до 85°. Аппаратура позволяла определять и сохранять курс, осуществлять измерение скорости лодки относительно воды, производила счисление географических координат и выдавала необходимые данные в корабельные системы. На лодках наиболее поздней постройки навигационный комплекс был дополнен космической навигационной системой “Циклон”.

Средства связи включали радиостанции среднего, коротковолнового и ультракоротковолнового частотных диапазонов. На кораблях более поздней постройки имелись комплексы автоматизированной радиосвязи “Молния” (1970 г.) или “Молния-Л” (1974 г.), разработанные под руководством главного конструктора А.А.Леонова. В состав комплексов вошли, в частности, первое автоматизированное радиоприемное устройство “Базальт”, обеспечивающее прием по нескольким каналам KB и одному СДВ, а также радиопередающее устройство “Скумбрия”, позволяющее осуществлять скрытую автоматическую настройку на любую частоту рабочего диапазона. Лодки оснащались выпускной всплывающей СДВ-антенной буйкового типа “Параван”, позволяющей принимать целеуказания и сигналы спутниковой навигационной системы, находясь на глубине до 50 м. Важным новшеством являлось и применение (впервые в мире на подводных лодках) аппаратуры засекречивания связи (ЗАС), обеспечивающей автоматическое шифрование сообщений, передаваемых по линии “Интеграл”. В состав радиоэлектронного вооружения входили ответчик РЛС “свой-чужой” “Хром-КМ” (впервые установленный на подводной лодке), РЛС “Альбатрос” и поисковая РЛС “Залив-П”.

ПЛАРБ проекта 667А несла 16 одноступнчатых жидкостных баллистических ракет Р-27 (4К10, РСМ-25, западное обозначение – SS-N-6 Serb) с максимальной дальностью 2500 км, установленных в вертикальных шахтах в два ряда позади ограждения рубки. Стартовая масса ракеты составляла 14,2 т, длина – 9,65 м, диаметр корпуса – 1,5м. Масса головной части ракеты 650 кг, мощность 1 Мт, круговое вероятное отклонение – 1,3 км. Ракетные шахты высотой 10,1 м. диаметром 1,7 м, выполненные равнопрочными с корпусом лодки, располагались в 4-ом и 5-ом отсеках. Для предотвращения аварий при поступлении компонентов жидкого топлива в шахту при разгерметизации ракеты имелись автоматизированные системы орошения, газового анализа и поддержания микроклимата в заданных параметрах. Пуск ракеты выполнялся из затопленной шахты, только в подводном положении лодки, при волнении моря до 5 баллов. Первоначально стрельба производилась четырьмя последовательными четырехракетными залпами. Интервал между пусками в залпе составлял 8 с. Расчеты показывали, что по мере отстрела ракет лодка должна постепенно всплывать и после старта четвертой ракеты залпа – выходить из допустимого “коридора” стартовых глубин. После каждого залпа требовалось приблизительно три минуты для того, чтобы вернуть корабль на исходную глубину. Между вторым и третьим залпами был необходим 20-35-минутный интервал для перекачки воды из цистерн кольцевого зазора в ракетные шахты, а также для дифферентовки корабля. Однако реальные стрельбы выявили возможность осуществления первого восьмиракетного залпа. Впервые в мире такой залп был выполнен 19 декабря 1969 г.



Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 2.02.2021 - 08:28

АПЛ проекта 667
 
[^]
Sforcksa555
2.02.2021 - 08:28
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
Величина сектора обстрела подводного крейсера проекта 667А составляла 20°, широта точки старта не должна была превышать 85°. Торпедное вооружение лодки состояло из четырех носовых торпедных аппаратов калибром 533 мм, обеспечивающих максимальную глубину стрельбы до 100 м, а также двух носовых 400-мм ТА с предельной глубиной стрельбы 250 м. Торпедные аппараты оснащались системами быстрого заряжания и электродистанционного управления.
Лодки проекта 667А стали первыми ракетоносцами, получившими на вооружение переносные зенитные ракетные комплекса типа “Стрела”, предназначенные для обороны корабля, находящегося в надводном положении, от низколетящих самолетов и вертолетов.

Значительное внимание в проекте 667А было уделено вопросам обитаемости. В каждом отсеке лодки была установлена автономная система кондиционирования воздуха (при этом был реализован ряд мер по снижению акустического шума на боевых постах и жилых помещениях). Весь личный состав размещался в каютах или маломестных кубриках. Имелась офицерская кают-компания. Впервые на подводной лодке была предусмотрена столовая для старшинского состава, которая могла быстро трансформироваться в спортивный зал или кинозал. Все коммуникации в жилых помещениях были убраны под специальные съемные панели.
Внутренний дизайн лодки, в целом, вполне соответствовал требованиям времени.

Характеристика РПКСН проекта 667А

Длина наибольшая 128,0 м
Ширина наибольшая 11,7 м
Осадка средняя 7,9 м
Водоизмещение:
нормальное – 7760 м.куб.
полное – 11500 м.куб.
Рабочая глубина погружения 320 м
Полная скорость подводного хода 28 уз.
Надводная скорость 15 уз.
Экипаж 114 чел.
Автономность 70 сут.

На фото - РПКСН проекта 667А "Навага"


Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 2.02.2021 - 08:30

АПЛ проекта 667
 
[^]
Sforcksa555
2.02.2021 - 08:31
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
На флоте новые ракетоносцы стали именоваться ракетными подводными крейсерами стратегического назначения (РПКСН), что подчеркивало их отличие от ПЛАРБ проекта 658. Своими размерами и мощью они производили огромное впечатление на моряков, ранее имевших дело со значительно менее “солидными” атомоходами 1-го поколения и “дизелюхами”. Вот как описывает свое первое знакомство с лодкой проекта 667А видный специалист-подводник А.А.Запольский, принимавший участие в испытаниях головного РПКСН этого типа:

“Встреча с кораблем превзошла все мои ожидания и воображение. Это было исполинское сооружение, напоминавшее огромного кита. Головки шестнадцати шахт, незначительно выступавшие за прочный корпус, были закрыты кормовой надстройкой. Ограждения крышек шахт в закрытом положении образовывали достаточно просторную палубу, по которой можно было свободно разгуливать без риска свалиться за борт. Внутри прочного корпуса десятиметрового диаметра в средней части лодки располагались три палубы, не считая трюма. И хотя на них было размещено много различных устройств и аппаратуры, тесноты не чувствовалось…”

Как несомненное достоинство новых кораблей по сравнению с ПЛАРБ 658-го проекта моряками отмечался значительно более высокий уровень комфорта. Пестрые “индустриальные” интерьеры с хаотическим переплетением разноцветных жгутов и трубопроводов уступили место хорошо продуманному дизайну в светло-серых тонах, со съемными панелями, закрывающими от посторонних глаз “нервную систему” и “кровеносные сосуды” корабля. Лампы накаливания заменили только “входившие в моду” люминесцентные светильники. На флоте новые ракетоносцы за их внешнее сходство с американским аналогом – ПЛАРБ “Джордж Вашингтон” – быстро окрестили “Ваньками Вашингтонами”. В дальнейшем, когда за океаном старенькие “Вашингтоны” потеснили более современные “Лафайетты” и “Огайо”, РПКСН проекта 667А стали именовать более просто и фамильярно – “азухами”. В НАТО они имели кодовое название Yankee.

В составе СФ корабли проекта 667А поступили в состав 19-й и 31-й дивизий. Служба новых атомоходов началась не совсем гладко: сказывались вполне естественные для столь сложного комплекса многочисленные “детские болезни”. Так, во время первого выхода на боевую службу второго корабля серии – К-140 – из строя вышел реактор левого борта. Однако РПКСН под командованием капитана 1-го ранга А.П.Матвеева успешно завершил 47-суточный поход, выполнявшийся частично подо льдами Гренландии. Имели место и другие неприятности. Но постепенно, по мере “доводки” техники и освоения ее личным составом, надежность подводных лодок значительно возросла, и они смогли полностью реализовать уникальные для своего времени возможности. Осенью 1969 года К-140 впервые в мире выполнила восьмиракетный залп. Два ракетоносца 31-й дивизии – К-253 и К-395 – в апреле-мае 1970 г. приняли участие в крупнейших военно-морских маневрах “Океан”, также произведя ракетные пуски.

8 января – 19 марта 1971 г. ПЛАРБ К-408 под командованием капитана 1 ранга В.В. Привалова совершила сложнейший переход с Северного на Тихоокеанский флот без всплытия в надводное положение. Поход, во время которого 3-9 марта было выполнено боевое патрулирование у берегов США, возглавлял контр-адмирал В.Н. Чернавин. 31 августа подводный ракетоносец К-411 (командир капитан 1 ранга С.Е. Соболевский, старший на борту контр-адмирал ГЛ. Неволин) впервые оснащенный специальной опытной аппаратурой обнаружения полыней и разводий во льду, достиг район Северного Полюса. В течение нескольких часов корабль маневрировал в поисках полыньи, однако из двух обнаруженных ни одна не оказалась пригодной для всплытия, и лодка вынуждена была вернуться к кромке льдов для встречи с ожидавшим ее ледоколом. Доклад о выполнении задачи из-за плохой проходимости радиоволн удалось передать в Генеральный штаб только через барражирующий над точкой всплытия самолет Ту-95РЦ (при возвращении с задания этот самолет разбился, выполняя посадку на аэродром Кипелово в условиях густого тумана; весь экипаж машины, состоявший из 12 человек, погиб). В 1972 году успешный переход на Камчатку подо льдами Арктики выполнила К-415.

На фото - ПЛАРБ К-408 проекта 667А "Навага"

Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 2.02.2021 - 08:33

АПЛ проекта 667
 
[^]
Sforcksa555
2.02.2021 - 08:33
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
Первоначально РПКСН, так же, как и их предшественники – лодки 658-го проекта, несли боевое дежурство у восточного побережья Северной Америки, что делало их все более уязвимыми от набирающих силу противолодочных средств США, включающих гидроакустическую систему подводного наблюдения, специализированные АПЛ, надводные корабли, а также самолеты и вертолеты корабельного и берегового базирования. Постепенно, с ростом численности кораблей 667-го проекта, началось их патрулирование и у тихоокеанского побережья США. Поступление на вооружение ВМС США усовершенствованных ракет “Поларис”А-3 с максимальной дальностью стрельбы 4600 км, а также развертывание в 1966 г. программы создания новой баллистической ракеты “Посейдон” С-3 с еще более высокими характеристиками потребовали принятия ответных мер по совершенствованию боевого потенциала Советских ПЛАРБ. Работы велись в направлении оснащения подводных лодок более совершенными ракетами, обладающими повышенной дальностью стрельбы. Создание нового ракетного комплекса для модернизированных лодок 667-го проекта развернулось в КБ “Арсенал” (проект “5МТ”, приведший в дальнейшем к созданию комплекса Д-11 с твердотопливными ракетами Р-31, которым была оснащена ПЛАРБ пр.667АМ).

Параллельно в КБМ велась разработка модернизированного комплекса Д-5У с ракетами Р-27У, обладающими дальностью, увеличенной до 3000 км. Правительственное постановление, предусматривающее проведение модернизации ракетного комплекса Д-5, вышло 10 июня 1971 г., а первые опытные пуски с борта подводной лодки начались в 1972 году. 4 января 1974 г. комплекс Д-5У был принят на вооружение ВМФ. Помимо увеличенной дальности новая ракета Р-27У (SS-N-6 Mod2/3) несла усовершенствованную ГЧ “рассеивающего” типа, оснащенную тремя боевыми блоками (3 х 200 Кт) без системы индивидуального наведения или обычную моноблочную ГЧ.

В конце 1972 года 31-я дивизия получила первую подводную лодку проекта 667АУ – К-245, оснащенную ракетным комплексом Д-5У. В ходе отработки комплекса в сентябре 1972 – августе 1973 г. были проведены испытания ракеты Р-27У. Все 16 пусков с борта К-245 прошли удачно, причем последние два пуска были произведены из района боевого патрулирования в конце боевой службы.

На фото - РПКСН проекта 667А "Навага"

Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 2.02.2021 - 08:36

АПЛ проекта 667
 
[^]
Sforcksa555
2.02.2021 - 08:38
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
На лодке К-245 прошел испытания и навигационный комплекс “Тобол” с инерциальной системой. Для проверки его возможностей в конце 1972 г. корабль выполнил поход в район экватора. В 1972-1983 гг. флот получил еще восемь РПКСН проекта 667А (К-219, К-228, К-241, К-430, К-426, К-444, К-446 и К-451), модернизированных или достроенных по проекту 667АУ. В 1974 г. К-444 (проект 667АУ) отрабатывала ракетную стрельбу без всплытия на перископную глубину, а также из неподвижного положения, с использованием стабилизатора глубины.

Высокая активность Советских и американских флотов в период “холодной войны” не раз приводила к столкновению лодок, находящихся в подводном положении и осуществлявших скрытое слежение друг за другом. В мае 1974 г. вблизи базы ВМФ в Петропавловске одна из ПЛАРБ пр.667А, находившаяся на глубине 65 м, столкнулась с американским торпедным атомоходом “Пинтадо” (SSN-672, тип “Стерджен”). В результате Советская и американская лодки получили незначительные повреждения. 3 октября 1986 г. лодка К-219 под командованием капитана 2-го ранга И.Британова, находившаяся на боевой службе у восточного побережья США, в результате утечки и последующего взрыва ракетного топлива одной из ракет, после 15-часовой героической борьбы за живучесть, затонула в 600 милях от Бермудских островов. По одной из версий, разрушение ракеты было вызвано столновением с зарубежной АПЛ, осуществлявшей слежение за Советским атомоходом.

За весь период эксплуатации лодки проектов 667А и 667АУ выполнили 590 боевых патрулировании. Первой подводной лодкой 667-го проекта, выведенной из состава стратегических ядерных сил в результате советско-американских договоренностей в области сокращения вооружений, стала К-411. В январе-апреле 1978 г. у этого, еще сравнительно “молодого”, корабля “ампутировали” ракетные отсеки, которые впоследствии были утилизированы, а сам РПКСН переоборудовали в атомную подводную лодку специального назначения (проект 09774). В лодку “спецназа” (проект 09780) был трансформирован и ракетоносец К-403. К-420 была модернизирована для испытаний стратегических высокоскоростных крылатых ракет “Метеорит”. Еще пять лодок проекта 667А в 1982-91 гг. переоборудовали в носители малогабаритных дозвуковых крылатых ракет “Гранат”.

На фото - ПЛАРБ проекта 667АУ

Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 2.02.2021 - 08:40

АПЛ проекта 667
 
[^]
Sforcksa555
2.02.2021 - 08:41
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
В конце 1970-х годов было решено трансформировать часть лодок проекта 667А в большие атомные торпедные подводные лодки (проект 667АТ). Модернизацию прошли К-253, К-395 и К-423. В 1979 году на консервацию (с вырезанием ракетного отсека) были выведены две первые лодки проекта 667А, в дальнейшем этот процесс ускорился, и во второй половине 90-х годов в составе советского флота не осталось ни одного ракетоносца проектов 667А и 667АУ. Хотя все отечественные ПЛАРБ первого поколения оснащались исключительно жидкостными ракетами (что соответствовало реальному уровню советского ракетостроения), флот и специалисты промышленности прекрасно осознавали все эксплуатационные недостатки таких ракет. БР с ЖРД обладали высокой токсичностью и пожаро-взрывоопасностью. Специфика их применения требовала при осуществлении подводного старта предварительного заполнения забортной водой кольцевого зазора шахт, для чего создавалась сложная система трубопроводов и насосов. В результате перекачивания больших объемов воды в период предстартовой подготовки повышался уровень шумов, демаскирующих подводную лодку. Все эти недостатки отсутствовали у ракетных комплексов с твердотопливными ракетами. Поэтому параллельно с созданием жидкостных морских БР в нашей стране в конце 50-х годов начались работы и над первыми твердотопливными ракетами для оснащения подводных лодок. В соответствии с правительственным постановлением от 9 сентября 1958 г. Ленинградское КБ “Арсенал” приступило к разработке ракетного комплекса Д-6 с твердотопливной ракетой, предназначенного для оснащения перспективных ракетоносцев. Работы велись по двум параллельным направлениям – созданию БР с двигателем на баллистных порохах, а также на более перспективном смесевом топливе. Недостатком первого варианта являлась необходимость использования громоздкой связки из четырех двигателей, что приводило к чрезмерному росту габаритов ракеты, а создание двигателя на смесевом топливе требовало решения ряда сложных научных, технических и технологических задач, которые на рубеже 50-60-х годов оказались еще “не по плечу” отечественному ракетостроению.

Возник и ряд чисто организационных трудностей. В результате в соответствии с постановлением от 4 апреля 1961 г. работы по программе Д-6 были прекращены. Тем же правительственным постановлением ОКБ В.П.Макеева поручалось приступить к работам по новому твердотопливному “лодочному” комплексу Д-7 с ракетой РТ-15М (4К-22), ориентированному на новую подводную лодку 667-го проекта. При этом вся техническая документация, разработанная “арсенальцами” по программе Д-6, была передана в СКБ-385. Ракета РТ-15М должна была иметь стартовую массу порядка 50 т (более чем в три раза превышающую массу американской БР “Поларис”А-1) и дальность пуска 2400 км. Работы по комплексу Д-7 были доведены до стадии бросковых испытаний, однако в 1962 г., когда заказчик выдвинул требование резкого увеличения боекомплекта ракетоносцев(и, следовательно, уменьшения габаритов ракет), интерес к программе стал постепенно угасать, а в 1964 году она была вовсе прекращена из-за невозможности разработчиков уложиться в рамки новых требовании.

В то же время в КБ “Арсенал” продолжались работы над стратегическими ракетами наземного базирования, завершившиеся принятием на вооружение в 1972 г. БР средней дальности 8К98П. Накопленный опыт по созданию двигателей на смесевом топливе позволил “Арсеналу” выйти с предложением о разработке для модернизированный ПЛАРБ пр.677 твердотопливной ракеты, которую можно было бы разместить в шахтах, созданных для БР Р-27. При этом дальность пуска новой ракеты должна была в 1,5 раза превосходить дальность своей предшественницы, приближаясь к возможностям новейшей американской ракеты “Посейдон” С-3. Предложение Ленинградцев получило поддержку, и в начале 70-х годов, параллельно с работами КБМ над модернизированной жидкостной ракетой Р-27У, “Арсенал” получил задание на разработку комплекса Д-11 с твердотопливной ракетой Р-31 (РСМ-45, западное обозначение SS-N-17). Новая БР со стартовой массой 26.840 кг имела дальность 4200 км. Первоначально ее предполагалось оснастить как моноблочной, так и разделяющейся ГЧ, однако в дальнейшем от последнего варианта отказались, ограничившись моноблочной БЧ мощностью 500 Кт.

Проекту подводной лодки под комплекс Д-11 был присвоен индекс “667АМ” (шифр “Навага – M”). Он разрабатывался в ЛПМБ “Рубин” под руководством главного конструктора О.Я.Марголина (заместитель Е.А.Горигледжан). Из-за возросшей массы ракеты на подводных лодках 667-го проекта оказалось возможным разместить только 12 БР нового типа. Внешне модернизированный корабль отличался от ПЛАРБ пр.667А кормовой надстройкой, имеющей несколько меньшую длину и большую высоту. Немного возросло и полное водоизмещение подводной лодки. Старт ракеты производился посредством порохового аккумулятора с глубины до 50 м, без предварительного заполнения шахты водой (что повышало скрытность боевого применения, так как поступление воды в кольцевой зазор демаскировало корабль во время предстартовой подготовки). Пуск был возможен при волнении моря до 8 баллов. Весь боекомплект выстреливался в течении одной минуты единым залпом. Время предстартовой подготовки составляло 3,5 мин.

На фото - АПКР проекта 667АМ

Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 2.02.2021 - 08:43

АПЛ проекта 667
 
[^]
Sforcksa555
2.02.2021 - 08:44
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
Для переоборудования по проекту 667АМ была выделена подводная лодка К-140 – второй корабль пр.667А. Работы по модернизации атомохода начались на судоремонтном заводе “Звездочка” в Северодвинске в 1973 году. Первый пуск Р-31 с борта К-140 состоялся 26 декабря 1976 г. из акватории Белого моря. Во время испытаний лодки были проведены две стрельбы на максимальную дальность (более 4000 км). Для этого лодке пришлось идти к северной оконечности Новой Земли и оттуда с параллели 77° северный широты стрелять по боевому полю “Кура” на Камчатке.

В заключении Командующего СФ, датированным 14 сентября 1979 г., комплексу Д-11 давалась следующая характеристика: “Испытания в целом показали хорошие эксплуатационные качества, высокую скорострельность при малом времени подготовки, безопасность использования и простоту обслуживания, принятие комплекса… позволит расширить боевые возможности ракетных подводных крейсеров стратегического назначения пр.667А, продолжить ознакомление опыта эксплуатации твердотопливных баллистических ракет с целью его использования при дальнейшем проектировании перспективных ракетных комплексов”. Собственно, “накоплением опыта” все и ограничилось: модернизированная лодка К-140 осталось единственной в своем роде, так и не став прототипом для переоборудования других кораблей 667-го проекта. Комплекс Д-11 в 1979 г. был принят в опытную эксплуатацию, продолжавшуюся в течении 10 лет. На Западе лодка проекта 667АМ получила обозначение Yankee II. Промышленность выпустила, в общей сложности, 36 серийных ракет Р-31, 20 из которых были израсходованы в процессе испытаний и практических стрельб. В середине 1990 года вышел приказ МО об утилизации всех ракет этого типа (как находящихся на борту лодки, так и на складах) методом отстрела. Пуски продолжались с 17 сентября по 1 декабря 1990 г., все они прошли успешно, лишний раз продемонстрировав высокую надежность отечественного оружия. А 17 декабря 1990 г. К-140 отправилась в Северодвинск для разделки на металл…

В 1969-1971 гг. в ЦКБ “Волна” под руководством С.М. Бавилина велись работы по созданию новой атомной подводной лодки с 16 ракетами Р-31, однако дальнейшего развития это направление не получило: в начале 70-х годов ВМФ, несмотря на очевидные эксплуатационные преимущества твердотопливных ракет, отдали предпочтение ПЛАРБ с более мощными и дальнобойными жидкостными межконтинентальными ракетами.

ПЛАРК – Проект 667АТ “Груша”

В 70-е годы в США, опираясь на успехи, достигнутые в области создания миниатюрных высокоэкономичных воздушно-реактивных двигателей, приступили к разработке малоразмерных дозвуковых стратегических крылатых ракет воздушного и морского базирования. Последние должны были запускаться из стандартных торпедных аппаратов калибром 533 мм, совершать полет на малой высоте и поражать наземные цели ядерными БЧ на дальности до 2000-2500 км с относительно высокой точностью (КВО менее 200 м). Появление нового высокоэффективного оружия грозило нарушить уже сложившийся между сверхдержавами балланс в области стратегических ядерных вооружений. Это потребовало от Cоветской стороны поиска “адекватного” ответа. Перед отраслевой наукой и промышленностью была поставлена задача провести оценку технической возможности и военной целесообразности создания стратегических крылатых ракет, аналогичных американской КР типа “Томагавк”. Анализ показал, что задача может быть решена в течение пяти-шести лет, однако относительно целесообразности проведения подобных работ мнения специалистов разделились, многие считали ненужным создание стратегических КР, так как они будут значительно уступать баллистическим ракетам в способности преодоления ПРО противника, потребовав при этом значительных государственных ассигнований на создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей их использование. В частности, для КР нужно было создать цифровые карты местности территории вероятных противников и мощные вычислительные центры, необходимые для обработки и ввода в системы наведения ракет информации о рельефе местности по маршрутам полета. В пользу КР говорили их относительная простота и дешевизна, возможность использования различных (в том числе и не специально созданных) носителей, а также высокая вероятность преодоления ПВО противника за счет маловысотного профиля полета и малой радиолокационной заметности. В результате руководство СССР в 1976 году приняло принципиальное решение о разработке стратегических крылатых ракет воздушного, морского и наземного базирования. При этом предполагалось создать морские КР двух типов – малоразмерные дозвуковые, способные стартовать из ТА подводных лодок, и более крупные сверхзвуковые, стартующие из специальных вертикальных ПУ. Создание дозвуковой крылатой ракеты РК-55 “Гранат”, являющейся аналогом американской ракеты “Томагавк”, было поручено свердловскому НПО “Новатор”, возглавляемому Л.В. Люльевым. Разработка КР была начата в 1976 году. В 1984 году, на четыре года позже, чем американский аналог (“Томагавк”), ракета была принята на вооружение.

Для обеспечения боевого применения КР, оснащенных экстремальной корреляционной системой наведения, в ВМФ был создан специальный вычислительный центр по формированию цифровых карт местности предполагаемых театров военных действий и выработке полетных заданий. Аппаратура системы управления ракеты, подводной лодки и берегового вычислительного центра была разработана НИИ авиационного приборостроения (директор и главный конструктор А.С, Абрамов). Первыми кораблями, которые были оснащены КР “Гранат”, стали подводные крейсера проекта 667АТ (шифр “Груша”), созданные на базе подводных лодок 667-го проекта.

В результате модернизации, проводимой в Северодвинске, у подводных лодок вырезался 5-й (ракетный) отсек и вместо него вваривался новый, в котором располагалось восемь 533 мм торпедных аппаратов, установленных (впервые в отечественном подводном кораблестроении) под углом к ДП корабля, в средней его части. В ходе модернизации корабли получили усовершенствованный навигационный комплекс “Тобол-667АТ” и ряд других новых или модернизированных систем. ГЭУ и основные общекорабельные системы остались фактически без изменений. Основное вооружение корабля составили стратегические КР РК-55 “Гранат”, выстреливаемые из восьми 533-мм ТА, расположенных в 5-м отсеке (боекомплект – 32 КР или дальноходных торпед).

Стратегическая крылатая ракета РК-55 “Гранат” имеет стартовую массу 1700 кг, длину 8,09 м и диаметр корпуса 0,51 м. Она оснащена турбореактивным маршевым двигателем и твердотопливным стартовым ускорителем. КР несет ядерную боевую часть мощностью 100 кТ. Крейсерская скорость соответствует М=0,7, максимальная дальность – 3000 км, система наведения – инерциальная, с экстремальной корреляцией по рельефу местности.

Было сохранено и торпедное вооружение 667-го проекта – четыре 533-мм торпедных аппарата с боекомплектом 12 торпед типа 53-65К и СЭТ-65, а также два 400-мм ТА (восемь торпед СЭТ-73).

Стратегический ракетный комплекс 3К10 "Гранат".

Главный конструктор свердловского КБ «Новатор» Л. В. Люльев предложил секретарю ЦК КПСС Д.Ф. Устинову разработку малогабаритной крылатой ракеты для вооружения кораблей ВМФ. Исследования по возможности создания для подводных лодок крылатых ракет стратегического назначения с запуском из торпедных аппаратов была начата ОКБ «Новатор» со смежниками по Решению ВПК от 19 ноября 1975 года. Разработка ракеты калибре 533-мм получила в ОКБ «заводское» обозначение КС-122. Кроме этой ракеты конструкторы прорабатывали возможность создания крылатой ракеты аналогичного назначения в калибре 650-мм, при этом дальность стрельбы практически увеличивалась в два раза.

Положительные результаты НИР позволили перейти к ОКР «Гранат» и полномасштабной разработке ракетного комплекса. Фактически эта разработка была ответом на американский стратегический вариант крылатой ракеты «Томагавка» для подводных лодок, который поступил на вооружение в 1979 г. Позже в США был также создан аналогичный вариант ракеты GLCM для подвижного комплекса средней дальности наземного базирования, отличавшийся в основном отсутствием капсулы и соответственно измененной схемой действия. Как известно, в 1972 г. между СССР и США было подписано Временное соглашение по ограничению наступательных стратегических вооружений (Договор ОСВ-1), охватывающее только две компоненты этого оружия – баллистические ракеты наземного (МБР) и морского (БРПЛ) базирования. На принципе взаимности за рамки Договора ОСВ-1 были выведены стратегические бомбардировщики и крылатые ракеты большой дальности.

В США для наращивания стратегических сил наиболее целесообразным сочли перевооружение атомных подводных лодок на стратегические крылатые ракеты. Что потребовало ответных мер со стороны СССР.

Работы по созданию дозвуковой маловысотной крылатой ракеты «Гранат», которой предполагалось вооружить подводные лодки проектов 971, 945, 671РТМ, 671К, 877Б, 667АТ проводились под руководством главного конструктора Л.В.Люльева в 1976-1984 годах по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 9 декабря 1976 года. К работам были привлечены СПМБМ «Малахит», ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова и др. В кооперацию по созданию комплекса вошли коллективы, возглавляемые А.А.Бришем, О.Н.Фаворским, А.С.Абрамовым, И.Ф.Поповым, Г.Н.Чернышовым и другие. Ракета «Гранат» имела дальность, почти на порядок превышающую показатели ранее созданных корабельных крылатых ракетах. Это требовало разработки высокоэкономичного турбореактивного двигателя. Что не менее важно, этот двигатель должен был иметь крайне малые габариты и вес. В результате развернулась параллельная, по сути, конкурсная разработка двигателей КРДЦ-50 коллективом Пащенко и Р-95-300 в ОКБ Фаворского. Конструкция — нормальная аэродинамическая схема с раскрывающимися после старта крыльями и двигателем, находящимся внутри фюзеляжа.

Крылья складывались каждое в свою нишу в топливном баке в корпесе ракеты назад по полету. В отличие от аналогичных КРБД типа Х-55 разработки МКБ «Радуга» у ракет КС-122 после старта маршевый двигатель не выдвигался из фюзеляжа. Рули направления и рули высоты цельноповоротные раскладные. Старт подводный из торпедного аппарата на стартовом РДТТ. До выхода из воды ракета находится в пенале-капсуле. После выхода из воды головной обтекатель капсулы отсекался от капсулы с помощью специального заряда (время действия 0.001-0.003 с) и ракета освобождается от капсулы под воздействием газов стартового РДТТ.

Система управления и наведение — автономная инерциальная с коррекцией от рельефометрической корреляционно-экстремальной системы коррекции.

Система коррекции включает в себя БЦВМ, радиовысотомер, систему хранения цифровых матриц-карт участков коррекции и полетного задания. В основу принципов работы системы коррекции положены работы академика Красовского. Разработку бортового оборудования системы наведения и комплекса технических средств подготовки полетных заданий вел НИИ приборостроения (г.Москва, директор — А.С.Абрамов). Блоки разных систем БРЭО выполнены в собственных корпусах, электрические кабели, как правило, выполнены не «многохвостыми».

До установки на ракеты бортовая аппаратура системы наведения отрабатывалась на самолете-летающей лаборатории Ан-30. В ходе испытаний на ракетах устанавливались разные варианты бортовой аппаратуры — АБ-12, АБ-13, АБ-51 и , возможно, другие. АБ — «аппаратура бортовая». Маршевый двигатель — малогабаритный ТРДД — на конкурсной основе по заданию МАП для КРБД КС-122РС велось создание малогабаритных маршевых ТРДД с размещением в фюзеляже в Омском моторостроительном КБ и в МНПО «Союз». Стартовый двигатель (агрегат) — РДТТ массой 382 кг.



Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 2.02.2021 - 08:49

АПЛ проекта 667
 
[^]
Sforcksa555
2.02.2021 - 08:50
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
Испытания ракет КС-122 начаты в июле 1976 г. в Крыму совместными усилиями двух полигонов — полигон «Песчаная балка» УРАВ ВМФ и Глубоководный полигон УПВ ВМФ СССР.

Техническая база для подготовки техники к испытаниям размещалась на Глубоководном полигоне, наземные испытательные пуски велись на полигоне «Песчаная балка», пуски с подводных лодок отслеживались средствами обоих полигонов. Обработка материалов испытаний велась на полигоне «Песчаная балка»:

— первый этап испытаний:

«Экспериментальные испытания изделия КС-122РС с береговой подвижной пусковой установки КС-93В3, установленной на танке Т-70». Проведено два пуска.

— второй этап испытаний

«Экспериментальные испытания изделия КС-122РТ с подводной лодки» — использовалась опытовая ПЛ С-49 пр.633РВ 475-го дивизиона подводных лодок (командир — капитан 2 ранга Н.Н.Синичкин).

— третий этап испытаний

«Испытания изделий КС-122РП пусками с самолета Ту-16КСР-2 по проверке аэродинамических характеристик». Пуски производились с самолета Ту-16КСР-2 авиации Балтийского флота временно базировавшемуся на аэродроме Гвардейское между Симферополем и Джанкоем.

— четвертый этап испытаний

«Летно-конструкторские испытания ракет 3М-10 в разных модификациях изготовления бортовой аппаратуры управления».

Испытывались ракеты с вариантами бортовой аппаратуры АБ-12, АБ-13 и АБ-51. Начиная с 26 декабря 1978 г. испытывались ракеты с двигателем Р-95А-300. 30.05.1980 г. произведен первый пуск с опытовой ПЛ С-128 пр.633КС (командир тот же — капитан 2 ранга Н.Н.Синичкин).

ПЛ пр.633РВ более в испытаниях ракет КС-122 не участвовала.

Испытания четвертого этапа проводились на полигоне «Песчаная балка» и в акватории Черного моря в районе Феодосии (по 23-й пуск включительно). Наземную отработку и пуски ракет проводились со специального стенда 03010, созданного в СПМБМ «Малахит» под руководством главного конструктора Р.А.Шмакова. Испытания комплекса начались в 1981 году в в/ч 09703.

Для отработки выхода ракеты из торпедного аппарата подводной лодки была переоборудована одна ПЛ по проекту 633КС, главный конструктор Р.А.Шмаков.

Пуски по программе ЛКИ и Государственных испытаний проводились с наземного стенда КС-128 (разработчик ОКБ «Новатор»), стенда 03010 и подводной лодки проекта 671РТМ (зав. №638) с ноября 1981 года по август 1983 года, более двух третьих пусков были признаны успешными. В августе-сентябре 1983 года Государственная комиссия подписала приемный акт. Ракетный комплекс C-10 (3К10) «Гранат» был принят на вооружение ВМФ.

Постановлением правительства от 29 апреля 1984 года. Во время проектных работ в СПМБМ «Малахит» прорабатывалась возможность использования 650-мм торпедного аппарата для запуска ракет 3М10 «Гранат», эта идея не нашла поддержки в ВМФ. Для увеличения дальности стрельбы ОКБ «Новатор» прорабатывалась возможность использования для ракеты более токсичного топлива, которое позволяло повысить дальность на 10%, но при этом возникали большие проблемы с безопасным хранением ракет на корабле. В результате разработки комплекса «Гранат» удалось создать крылатую ракету в габаритах торпедного аппарата подводной лодки, стартующую с глубины в несколько десятков метров.

В 1984 году ракетный комплекс был поставлен на АПЛ пр. 971, созданную в СПМБМ «Малахит» под руководством главного конструктора Г.Н.Чернышева. Данная АПЛ была построена на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске — на Амуре. Первый пуск с АПЛ пр. 971, построенных на Дальнем Востоке, был произведен в январе 1987 года со второго заказа был неудачным, как и три последующих. В декабре того же года была создана правительственная комиссия под председательством начальника управления 28 НИИ МО Е.Б.Свечникова. Она выявила причины связанные с неудачами, причины были устранены и в июле-августе 1988 года были продолжены пуски ракет «Гранат» с ПЛ. пр. 971 из состава ТОФ. На ПЛ сданных Северным машиностроительным предприятием (СМП) подобных отказов с ракетами не наблюдалось.

В 1985 году на СРЗ «Нерпа» была переоборудована одна АПЛ. пр. 671 под ракеты «Гранат» по проекту 671К. На ней были произведены пуски имитаторов ракет «УД». В процессе серийного строительства под РК «Гранат» были доработаны АПЛ пр. 671РТМ, их строительство велось на Ленинградском адмиралтейском объединении (ЛАО) с зав. №655, а доработка построенных кораблей осуществлялась на СРЗ «Нерпа». Разработка проекта модернизации стратегических ракетоносцев проекта 667А по проекту 667АТ была поручена ЛПМБ «Рубин» в 1977 году. Это определялось тем, что подводные ракетоносцы пр. 667А и 667АУ подлежали ликвидации по договору об ограничении стратегических вооружений СНВ-1 между СССР и США в связи с вводом в строй подводных лодок новых проектов. По инициативе главного конструктора ЛПМБ «Рубин» О.Я.Марголина было предложено переоборудовать эти корабли под другие цели и системы, что не запрещалось Договором.

Родился проект установки на АПЛ вместо ракетного отсека с баллистическими ракетами нового торпедного отсека с большим числом торпедных аппаратов, в том числе и для запуска крылатых ракет «Гранат». На ПЛ пр. 667АТ кроме 533-мм торпедных аппаратов (ТА) предполагалось разместить и 650-мм ТА. Для этого СПМБМ «Малахит» выполнило работы по приспособлению 650-мм ТА под возможность пуска ракет «Гранат». В последнем варианте проекта 667АТ торпедные аппараты большого калибра уже отсутствовали и отпала необходимость использования их для ракет. В 1986 году впервые в СССР предприятием переоборудована АПЛ К-423 по проекту 667АТ «Груша» под новый ракетный комплекс «Гранат» с крылатыми ракетами 3М10, стартующими из торпедных аппаратов.

С целью значительного повышения боевого потенциала, расширения тактических возможностей подлодки на ней было выполнено бортовое размещение торпедных аппаратов, что потребовало разработки специальной конструкции корпуса. По суммарному количеству ракетно-торпедного боезапаса АПЛ проекта 667АТ превосходила все отечественные и зарубежные подводные лодки. В последующем на предприятии «Звездочка» по проекту 667АТ были переоборудованы еще две АПЛ. На базе морской стратегической крылатой ракеты 3М10 «Гранат» разрабатывалась ракета РК-55 для наземного подвижного ракетного комплекса 3К12 «Рельеф», который был создан, испытан и началось его развертывание в войсках. Но ракетный комплекс с крылатой ракетой средней дальности не развертывался в связи с реализацией договора о ликвидации РСМД. Его развертывание предполагалось произвести в 1987-1990 годах. В 1987 году на базе хранения в Елгаве было 84 ракет с ТПК и 6 пусковых установок. изготовленные образцы ракет и ПУ уничтожены в июне 1989 года в Елгаве. В 1990-х годах в ОКБ «Новатор» разрабатывались ракеты 3М14 с обычной боевой частью комплекса «Калибр» и экспортный вариант комплекса CLUB с ракетами 3М14Э. Комплекс CLUB в составе вооружения подводных лодок проектов 877ЭКМ и 636 поставлялся за рубеж, в том числе в Индию, Китай и Вьетнам. Ракеты комплекса «Калибр» хорошо себя зарекомендовали во время операции ВКС России в Сирии в 2015 – 2019 гг., где они применялись с надводных кораблей проектов 11356Р и 21631, а так же подводных лодок модернизированного проекта 636.3. В настоящее время на базе ракет комплекса CLUB созданы береговой самоходный комплекс CLUB-M и контейнерный вариант CLUB-K. В марте 2016 года появилась информация о тендере Министерства обороны России на утилизацию на Северном флоте 60 стратегических крылатых ракет 3М10 ракетного комплекса 3К10 «Гранат». Утилизация РАВ выполняется в рамках федеральной целевой программы «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2016 годы и на период до 2020 года».



Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 2.02.2021 - 08:56

АПЛ проекта 667
 
[^]
Sforcksa555
2.02.2021 - 08:57
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
Модификации и варианты:

• КС-122РС — первый опытный вариант ракеты КС-122, видимо, «Статический» — без системы управления и маршевого двигателя.

• КС-122РТ — второй опытный вариант ракеты КС-122, видимо, «Телеметрический» — с инерциальной системой управления (автопилотом) и маршевым двигателем. Ракеты выполняли прямолинейный полет.

• КС-122РП — третий опытный вариант ракеты КС-122, видимо, «Программный» — предназначался для испытательных пусков с самолета Ту-16КСР-2 с выполнением полета с инерциальной системой управления (автопилотом) с выполнением маневров по программе.

• 3М-10В1А — вариант ракеты для испытаний с двигателем ТРДД-50 и аппаратурой управления АБ-12, пуски 1978 г.

• 3М-10В1 — вариант ракеты с двигателем Р-95А-300 и разными вариантами аппаратуры управления, первый пуск 26.12.1978 г.

• 3М-10В2 — вариант ракеты с двигателем Р-95А-300 для проведения летно-конструкторских испытаний с подводных лодок. Первый пуск с наземного стенда — 23.04.1982 г.

• 3М-10В5 — вариант ракеты, применявшийся на завершающем этапе Государственных испытаний, первый пуск — 8 апреля 1983 г.

• С-10 «Гранат» (Индекс УРАВ ВМФ: 3К10, по кодификации НАТО: SS-N-21 Sampson) — ракетный комплекс морского базирования, принят на вооружение в 1984 году.

• РК-55 «Рельеф» (Индекс УРАВ ВМФ: 3К12, по кодификации НАТО: SSC-X-4 Slingshot) — подвижный грунтовый ракетный комплекс, создавался с 1983 года в ответ на развёртывание в Европе американских крылатых ракет GLCM наземного базирования («Томагавк»). До подписания договора о РСМД успели начать опытную эксплуатацию в части ВС СССР в Елгаве.

Характеристики:

Разработчик: ОКБ «Новатор» Гл. конструктор Л.В.Люльев
Изготовитель ракеты: ПО «Машиностроительный завод им. М.И.Калинина»
Код НАТО: SS-N-21 Sampson
Тип комплекса: стратегический с крылатой ракетой для поражения наземных площадных и малоразмерных целей.
Состояние: на вооружении с 1984 года.
Ракета: 3М10
Корабль-носитель: подводные лодки проекта 971, 671РТМ, 667АТ, 885 Дальность стрельбы, км 3000 (более 2000)
Точность срельбы, м 150 (190-200)
Высота полета, м 190-200
Макс. скорость, М 0,7-0,9
Тип боевой части: термоядерная — разработчик боеприпаса ВНИИА — гл. конструктор А.А.Бриш
Мощность БЧ, кт 200 — 300
Система управления: инерциальная с коррекцией траектории по рельефу местности с помощью цифровых карт
Разработчик: ИНС НИИАП — главный конструктор А.С.Абрамов
Органы управления: аэродинамич. рули
Тип старта: из торпедного аппарата выстреливается ТПК, который поднимается на поверхность воды и из ТПК за счет старт. двигат. стартует ракета
Число ступеней: 2

Размеры ракеты, м:
— длина полная 8,09
— размах крыла 3,1-3,3
— длина в ТПК 8,39
— макс. диаметр корпуса 0,514
Стартовый вес, т 1,7
Вес ракеты с ТПК, т 2,44

Первая ступень (ускоритель):
Размеры, м:
— длина полная: 1,0-1,2
— макс. диаметр корпуса: 0,51
Тип топлива: твердое смесевое Двигатель однокамерный РДТТ

Вторая ступень:
Размеры, м:
— длина полная 7,10
— макс. диаметр корпуса 0,51

Двигатель:
— тип ТРДД Р95-300 (РДК-300) — разработчик КБ «Союз» — гл. конструктор О.Н.Фаворский
— тяга, кг 300-350 (500) — удельный расход топлива на крейсерском режиме, кг/кгс.ч 0,785
— расход воздуха, кг/с 7,5
— степень двухконтурности 1,0
— суммарная степень повышения давления 8,5
— диаметр, м 0,315
— длина, м 0,85 — масса, кг 95
Тип топлива: керосин

Транспортно-пусковой контейнер:
Размеры, м:
— длина полная 8,39
— макс. диаметр корпуса 0,65

Система управления стрельбой:

Разработчик НПО «Агат» Гл. конструктор И.Ф.Попов

Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 2.02.2021 - 09:10

АПЛ проекта 667
 
[^]
Sforcksa555
2.02.2021 - 09:07
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
Характеристика ПЛАРК проекта 667АТ

Длина наибольшая 141,7 м
Ширина наибольшая 12,8 м
Средняя осадка 7,8 м
Водоизмещение:
нормальное 8880 м.куб.
полное 9684 м.куб.
Рабочая глубина погружения 320 м
Предельная глубина погружения 400 м
Полная скорость подводного хода 26 уз.
Надводная скорость 16 уз.
Экипаж 121 чел.
Автономность 70 сут.

По проекту 667АТ были модернизированы три РПКСН проекта 667 – К-253 (вступила в строй в 1969 году), К-395 и К-423. Модернизация лодок была завершена, соответственно, в 1988, 1991 и 1986 гг. Корабли несли службу на СФ. К 2000 году в составе флота осталась К-395.

Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 2.02.2021 - 09:07

АПЛ проекта 667
 
[^]
Sforcksa555
2.02.2021 - 09:09
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
На фото - сравнительный вид ПЛ проекта 667

Всё, закончил, можете пинать pray.gif

АПЛ проекта 667
 
[^]
Fomka2000
2.02.2021 - 09:13
1
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 19.10.18
Сообщений: 254
Плюсую однозначно
но почитаю потом более вдумчиво :)
а где 667Б? та же Тула

Это сообщение отредактировал Fomka2000 - 2.02.2021 - 09:15
 
[^]
Sforcksa555
2.02.2021 - 09:21
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
Цитата (Fomka2000 @ 2.02.2021 - 09:13)
Плюсую однозначно
но почитаю потом более вдумчиво :)
а где 667Б? та же Тула

это только 1-часть
лови фотку

Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 2.02.2021 - 09:22

АПЛ проекта 667
 
[^]
motorv12
2.02.2021 - 09:41
2
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 14.10.16
Сообщений: 526
Вот у меня вопрос: раньше ешë понятно, но почему СЕЙЧАС на лодках делают такие большие надстройки? Ведь если все убрать в корпус, то в подводном положении значительно сопротивление сократиться.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Sforcksa555
2.02.2021 - 10:09
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
Цитата (motorv12 @ 2.02.2021 - 09:41)
Вот у меня вопрос: раньше ешë понятно, но почему СЕЙЧАС на лодках делают такие большие надстройки? Ведь если все убрать в корпус, то в подводном положении значительно сопротивление сократиться.

why.gif хз
может просто связано с конструкторскими особенностями. Ведь разместить ракеты на ПЛ это не просто разместить их, надо ещё учитывать плавучесть платформы. Если тему читают люди которые более знают эту проблему, может быть они и ответят на ваш вопрос....
 
[^]
955535
2.02.2021 - 10:13
1
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 4.02.12
Сообщений: 478
Цитата (Fomka2000 @ 2.02.2021 - 09:13)
Плюсую однозначно
но почитаю потом более вдумчиво :)
а где 667Б? та же Тула

А причём К-114 "Тула" к кораблям проекта 667Б?
 
[^]
ZArchi
2.02.2021 - 10:38
1
Статус: Online


Прокуратор

Регистрация: 7.02.14
Сообщений: 2140
Спасибо, ТС, классные "калоши".
 
[^]
CrazyMk
2.02.2021 - 15:15
3
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 30.06.09
Сообщений: 580
Цитата (Fomka2000 @ 2.02.2021 - 09:13)
Плюсую однозначно
но почитаю потом более вдумчиво :)
а где 667Б? та же Тула

Тула это БДРМ.
 
[^]
CrazyMk
2.02.2021 - 15:16
0
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 30.06.09
Сообщений: 580
Цитата (motorv12 @ 2.02.2021 - 09:41)
Вот у меня вопрос: раньше ешë понятно, но почему СЕЙЧАС на лодках делают такие большие надстройки? Ведь если все убрать в корпус, то в подводном положении значительно сопротивление сократиться.

Шахты не помещаются полностью в прочный корпус.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 5735
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх