АПЛ проекта 661 «Анчар»: Золотая рыбка

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Sforcksa555
24.01.2021 - 13:13
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
55
Рассказывая в предыдущих постах о проекте 705 "Лира" было бы несправедливо не упомянуть ещё об одном проекте скоростной АПЛ - а именно о проекте 661 "Анчар", или о "Золотой рыбке".

Будет 5 постов. Просьба не ломать!!!. Об окончании сообщу.

Титановая «Золотая рыбка».

В 2008 году на предприятии «Севмаш» началась утилизация атомной подводной лодки К-222. На первый взгляд, это было рядовым событием. Подводные лодки, как и любая другая техника, вырабатывают свой ресурс и списываются. Далеко не всем подводным кораблям удается стать музеем, большинство режутся «на иголки». Лодка К-222, ранее носившая номер К-162, не смогла стать памятником самой себе и отправилась на слом. Так печально окончилась судьба подлодки-рекордсмена, давшей своей стране не только несколько достижений, но и ряд полезных технологий.

История лодки К-162 началась в 1959 году, когда Совмин СССР выпустил постановление «О создании новой скоростной подводной лодки с новым типом энергетических установок и развитии научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок». Перед ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит») была поставлена очень сложная задача. Требовалось создать подводную лодку, характеристики которой превосходили бы данные предыдущих субмарин, а также решить ряд технических вопросов. Основные задачи, стоявшие перед конструкторами, выглядели следующим образом. Обеспечить возможность ракетной стрельбы из подводного положения, а также добиться максимально возможной скорости подводного хода. Примечательно, что в техническом задании на новый проект присутствовал негласный запрет на использование имеющихся материалов, оборудования и вооружения. Иными словами, заказчик в лице Минобороны и Совмина желал видеть совершенно новую конструкцию, выполненную с использованием новых технологий.

АПЛ проекта 661 «Анчар»: Золотая рыбка
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Sforcksa555
24.01.2021 - 13:13
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
Главным конструктором проекта, получившего индекс 661 и имя «Анчар», был назначен Н.Н. Исанин. От флота проект курировал капитан 2-го ранга Ю.Г. Ильинский. Работы по созданию новой скоростной лодки были очень и очень непростыми. То или иное участие в проекте принимали почти четыре сотни организаций: судостроители, металлурги, инженеры-электронщики и т.д. Совместными усилиями в 1960 году был подготовлен предэскизный вариант проекта 661. Примечательно, что в ходе предварительных работ прорабатывались почти два десятка основных и вспомогательных версий проекта. На этом этапе разработки активно обсуждались все нюансы конструкции и оборудования. К примеру, в качестве основного вооружения для новой подлодки предлагались новые крылатые ракеты «Аметист», старые ракеты с надводным стартом, или же доработанные торпеды с повышенной дальностью. Кроме того, основным материалом конструкции могли стать сталь, алюминий или титан. В результате анализа возможностей и перспектив каждого варианта было принято решение сделать новую лодку из титана и оснастить ее крылатыми ракетами «Аметист» с возможностью подводного старта.

Вскоре после окончания предэскизного проектирования началась подготовка полноценного «белового» проекта. В 1961-м он был утвержден, и примерно через год на Северном машиностроительном предприятии началось строительство головной подлодки. Стоит отметить, официальная закладка АПЛ К-162 состоялась только в конце 1963 года. Дело в том, что в ходе сборочных работ первых элементов конструкции проявились некоторые недочеты технического характера. На их исправление ушло дополнительное время. Да и после решения этих проблем строительство нового подводного корабля шло долго и с большими сложностями. В первую очередь, на затягивании сроков сказался недостаток титана, который был нужен не только для новой подлодки, но и для строительства некоторых самолетов и ракет. В результате лодка К-162 была спущена на воду только в декабре 1968 года.


Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 24.01.2021 - 13:14

АПЛ проекта 661 «Анчар»: Золотая рыбка
 
[^]
Sforcksa555
24.01.2021 - 13:14
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
Проект 661 подразумевал создание двухкорпусной подлодки с широким использованием в конструкции титановых деталей. Легкий корпус лодки имел круглое сечение, но его кормовая часть была выполнена по схеме «раздвоенная корма». Два обтекателя несли в себе валы двух гребных винтов, разнесенные друг от друга на пять метров. Такая схема получила неофициальное название «штаны» и после использовалась в нескольких проектах подлодок. Внутри легкого корпуса был помещен прочный, имевший оригинальную конструкцию. В носовой части субмарины он состоял из двух частично перекрывающихся горизонтальных цилиндров (сечение такой конструкции напоминает цифру 8). Каждый из них имел диаметр в пять с половиной метров, но из-за перекрывающихся сечений высота всей конструкции равнялась девяти метрам, что сходилось с диаметром цилиндрической средней и кормовой части прочного корпуса. Интересно, что «трубы» носовой части прочного корпуса считались отдельными отсеками. В верхнем цилиндре – первом отсеке лодки – поместили торпедные аппараты калибра 533 миллиметра, запас торпед, устройства заряжания и т.п. Кроме того, в первом отсеке располагался пост управления ракетами. Второй отсек вмещал в себя часть аккумуляторных батарей и гидроакустическую аппаратуру. В третьем отсеке (находился сразу после «восьмеркообразной» части прочного корпуса) находились жилые помещения и остальные аккумуляторы. Четвертый отсек предназначался для центрального поста, поста управления энергетической установкой и нескольких вспомогательных помещений. Пятый отсек был отдан под реактор, шестой – под турбины, седьмой – под турбогенераторы и распределительные щиты, а в восьмом располагались компрессоры, вспомогательное оборудование и т.п. Наконец, в корме, в девятом отсеке монтировались приводы рулей. Носовые горизонтальные рули были размещены в передней части лодки и при необходимости убирались под легкий корпус.

При разработке реактора для проекта 661 рассматривались два варианта: водо-водяной и с металлическим теплоносителем (сплав свинца и висмута). В результате сравнения сложности конструкций и перспектив был выбран первый вариант. При меньшей эффективности такой реактор мог быть сделан в течение нескольких месяцев и не требовал дополнительных затрат времени и денег. В результате лодка получила два реактора с собственными паропроизводящими установками (В-5Р, 250 тонн пара в час), турбозубчатыми агрегатами ГТЗА-618 и турбогенераторами переменного тока (380 вольт, 50 герц) ОК-3 мощностью по 3000 киловатт каждый. Несмотря на использование уже освоенной водо-водяной схемы, в конструкции реакторов лодки проекта 661 было применено несколько оригинальных технических решений, повысивших эффективность работы. Наконец, довольно смелым решением стало исключение из состава энергетического оборудования резервных дизельных генераторов. На случай проблем с главной энергоустановкой подлодка оснащалась двумя группами серебряно-цинковых аккумуляторов по 152 элемента в каждой.

Новый проект высокоскоростной подводной лодки подразумевал использование новейших электронных систем. Так, навигацию в надводном и подводном положениях планировалось осуществлять при помощи всеширотной системы «Сигма-661», автоматическое управление по курсу и глубине возлагалось на комплекс «Шпат», а общекорабельные системы и устройства управлялись при помощи системы «Сигнал-661». «Ушами» новой подлодки был гидроакустический комплекс МГК-300 «Рубин». Он мог одновременно сопровождать две цели и при этом выдавать данные по ним на систему управления вооружением. Обнаружение мин осуществляла система «Радиан-1». Для визуального наблюдения за окружающей обстановкой подлодки проекта 661 планировалось оснащать перископом ПЗНС-9 со встроенным вычислителем координат. Наконец, в состав оборудования лодки включили две радиолокационные станции и систему определения государственной принадлежности «Нихром».

В первом отсеке лодок проекта 661 разместили четыре 533-мм торпедных аппарата со вспомогательной аппаратурой и боекомплектом в 12 торпед. Управление торпедной стрельбой возлагалось на комплекс «Ладога-П-661», а конструкция аппаратов позволяла производить атаку целей с глубины до 200 метров. Основным вооружением лодок проекта 661 должны были стать противокорабельные крылатые ракеты П-70 «Аметист», разработанные в ОКБ-152 под руководством В.Н. Челомея. В носовой части лодки, по бокам от «восьмерки» первых двух отсеков, размещались десять контейнеров с ракетами, по пять на борт. Ракеты предназначались для пуска из подводного положения. Для этого лодка должна была выйти на глубину в 30 метров и заполнить контейнер водой. По команде экипажа подлодки ракета выходила из контейнера при помощи стартового двигателя, а после подъема в воздух включался маршевый твердотопливный. Все ракеты можно было выпустить двумя залпами с перерывом в несколько секунд. Несмотря на сложности с разработкой и испытаниями, ракета «Аметист» стала первой в мире противокорабельной ракетой с подводным стартом. Примечательно, что контейнеры ракет располагались не вертикально, а под углом в 32,5° к основной плоскости подлодки. Дело в том, что при вертикальном старте пришлось бы усложнить систему управления ракеты для вывода ее на горизонтальную низковысотную траекторию. При наклонном старте эта задача была гораздо проще, что и повлияло на размещение ракетных контейнеров.


Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 24.01.2021 - 13:16

АПЛ проекта 661 «Анчар»: Золотая рыбка
 
[^]
Sforcksa555
24.01.2021 - 13:18
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
Сложность разработки и строительства новой лодки, в конструкции которой преобладали титановые детали, привели к достаточно большой стоимости проекта. Из-за этого еще до конца сборки подлодку К-162 прозвали «Золотой рыбкой», намекая на стоимость металлического сырья. Тем не менее, в конце 1968 года субмарину спустили на воду, а немного позже начались ее испытания. В 1969 году в ходе испытаний К-162 смогла достичь подводной скорости в 42 узла (около 78 км/ч). При этом энергоустановка работала только на 80% от полной мощности. Таким образом, расчетный показатель максимальной скорости, заданный первоначальным техническим заданием, был превышен на четыре узла.

18 декабря 1970 года вошедшая в строй ВМФ СССР подлодка установила мировой рекорд скорости, который не побит до сих пор. При ручном управлении турбозубчатым агрегатом и защитой реактора удалось вывести энергетическую установку на 97% от максимальной мощности. На глубине в 100 метров это позволило лодке разогнаться до 44,7 узла (82,8 км/ч). До и после К-162 ни одна подлодка в мире не ходила с такой скоростью. При разгоне до высоких скоростей наблюдалось несколько интересных явлений. К примеру, по достижении порога в 35-36 узлов появлялся гидродинамический шум от завихрений встречного потока, обтекавшего лодку. Это неожиданное явление могло демаскировать подлодку при выполнении боевой задачи, однако его посчитали достаточной платой за высокую скорость. Кроме того, в ряде случаев подлодка могла уйти от преследования кораблями противника.

Вскоре после установления секретного рекорда у экипажа лодки К-162 появилась возможность проверить скоростной потенциал на практике. Осенью 1971 года, во время похода К-162 в Атлантический океан, пересеклись пути советской субмарины и американского авианосца «Саратога». В результате этого в бортовом журнале американского корабля появилась запись, гласившая, что в течение нескольких часов он пытался оторваться от неизвестной подлодки, но не смог сделать это даже на полном ходу, на скорости в 30 узлов. Подлодка, в свою очередь, маневрировала вокруг авианосца, но не отставала. Командир К-162 капитан 1-го ранга Ю.Ф. Голубков после этого случая отметил, что характеристики лодки позволяли выбрать наиболее удобную позицию для атаки вражеских кораблей.

Служба подлодки К-162 с перерывами на ремонт продолжалась до 1984 года, когда ее поставили на прикол. В 1978 году лодку переименовали в К-222, под этим номером она и окончила свою службу. В марте 1989 года «Золотую рыбку» исключили из боевого состава военно-морского флота, а через десять лет спустили флаг. Далее несколько лет К-222 простояла у пирса в ожидании утилизации, которая началась в 2008 году.

Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 24.01.2021 - 13:18

АПЛ проекта 661 «Анчар»: Золотая рыбка
 
[^]
Sforcksa555
24.01.2021 - 13:18
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
К сожалению, подлодка К-162 или К-222 так и осталась единственным кораблем проекта 661. Одновременно с высокими ходовыми характеристиками она оказалась слишком дорогой для массового производства. Прочный титановый корпус, при всех его преимуществах, был очень сложен в изготовлении. Кроме того, к концу восьмидесятых годов устарело главное вооружение лодки – ракеты П-70 «Аметист». Также стоит отметить, что к тому же времени у потенциального противника появились новые гидроакустические системы, способные гарантированно обнаружить К-162 на достаточно больших расстояниях. Высокая шумность лодки на больших скоростях только усугубляла эту ситуацию. В свете развития противолодочной авиации у скоростной подлодки просто не оставалось шансов. Поэтому «Золотую рыбку» так и оставили в одиночестве, а затем списали.

Тем не менее, полученный при конструировании и строительстве К-162 опыт не пропал даром. Наработки по титановым конструкциям активно использовались в нескольких дальнейших проектах, а вооружение в виде ракет П-70 использовалось на подлодках проекта 670 «Скат».

https://topwar.ru/24126-titanovaya-zolotaya-rybka.html

Всё закончил. Можете пинать pray.gif

Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 24.01.2021 - 13:19

АПЛ проекта 661 «Анчар»: Золотая рыбка
 
[^]
deadhand
24.01.2021 - 13:23
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.02.14
Сообщений: 1860
Интересно. Спасибо тс.
Отвлекся от трендов))

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
stealthman
24.01.2021 - 13:25
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 18.08.16
Сообщений: 1106
Спасибо!
Внешне 955й "Борей" напоминает скошенная рубка (ограждение рубки).

Это сообщение отредактировал stealthman - 24.01.2021 - 13:26
 
[^]
ejVtumane
24.01.2021 - 13:26
0
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 24.03.14
Сообщений: 48
Коротко:
Потому и золотая рыбка.... что из титана (дорого)
Устарело вооружение, менять на новое.. (проще новую лодку создать)
а титан на переработку
 
[^]
android32
24.01.2021 - 13:27
1
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 24.09.10
Сообщений: 1689
Какой потенциал был у разработчиков и производителей!

Это сообщение отредактировал android32 - 24.01.2021 - 13:27
 
[^]
Своячок69
24.01.2021 - 13:27
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.04.13
Сообщений: 3983
За флот всегда зелень. Батя подводником служил .
 
[^]
xeknxf
24.01.2021 - 13:28
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 2111
Да, разрабатывают, производят, а потом кто-то хочет жвачку, джинсы или чего там сейчас не хватает, и всему приходит кирдык. И так по кругу. Хотя, это ж другое.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
955535
24.01.2021 - 14:17
3
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 4.02.12
Сообщений: 478
К-162 (222) единственный отечественный атомоход, на котором не нашлось места для аварийного дизель - генератора. Очень опрометчиво. Ветераны рассказывали об одном случае на испытаниях, когда в результате короткого замыкания сгорела часть приборов системы управления и защиты ядерным реактором. Заводские специалисты, отключив почти все блокировки в полуручном режиме восстановили режим работы установки. Всё это время электропитание систем и механизмов обеспечивалось от аккумуляторной батареи. Ёмкости батареи хватило едва - едва. Если бы батарея сдохла, можно было поиметь ядерную аварию. Дизеля то нет!
 
[^]
Лукас816
24.01.2021 - 14:18
4
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 18.07.17
Сообщений: 532
Видел, будучи на практике в 79 году. Неслась куда-то с не реальной скоростью. Абсолютно фантастическое зрелище.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
fabrizio
24.01.2021 - 14:40
2
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 6.09.20
Сообщений: 836
Цитата
То или иное участие в проекте принимали почти четыре сотни организаций: судостроители, металлурги, инженеры-электронщики и т.д.


Вот бля как шифровались "совки"!Всем в мире известно,что на этих "четырёх сотнях организаций" производили только галоши!Да,Хуйло?

Ну шо,таперича хватает бля титану?А?Надеюсь не будет перебоев с поставками этого металла для производства Боингов?Или добыча и производство (титана)тоже уже принадлежит американцам как и алюминий?
 
[^]
МаленькийМук
24.01.2021 - 15:07
2
Статус: Offline


МаленькийМук, всего 45 см.

Регистрация: 27.01.13
Сообщений: 1217
Слышал байку что железным судам при стоянке недалеко от этой рыбки быстро приходил скверный зверёк, сгнивали мгновенно.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Антиохий
24.01.2021 - 15:22
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.10.18
Сообщений: 21197
Цитата (МаленькийМук @ 24.01.2021 - 14:07)
Слышал байку что железным судам при стоянке недалеко от этой рыбки быстро приходил скверный зверёк, сгнивали мгновенно.

Солёная водичка. Электрохимическая пара.))
Всё правда.
 
[^]
лукас
24.01.2021 - 15:32
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.02.14
Сообщений: 18530
читал что при повороте на высокой скорости лодка шла в занос просто соскальзывая наружу поворота по окончании испытаний на корпусе не было видно ни одного сварного шва .. их просто заполировало
 
[^]
esaulZ
24.01.2021 - 17:01
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.08
Сообщений: 2894
Цитата (android32 @ 24.01.2021 - 19:27)
Какой потенциал был у разработчиков и производителей!

И это без компьютерного моделирования. Всё вручную.
МС-21 полностью на компе проектировали, но доработок офигеть сколько было все равно.
И ладно бы ошибки в десятые доли миллиметра. К одной из деталей ответная часть была на 15мм больше! Одну наш цех делал, ответную другой, на сборке получился "упс" и перепроектировка).

А здесь каждая мелочь вручную просчитывалась

Это сообщение отредактировал esaulZ - 24.01.2021 - 17:01
 
[^]
955535
24.01.2021 - 17:08
5
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 4.02.12
Сообщений: 478
Цитата (esaulZ @ 24.01.2021 - 17:01)

И ладно бы ошибки в десятые доли миллиметра. К одной из деталей ответная часть была на 15мм больше! Одну наш цех делал, ответную другой, на сборке получился "упс" и перепроектировка).

А здесь каждая мелочь вручную просчитывалась

Компоновку оборудования производили на плазе. Это такое место в специальном цеху, где площадь отсеков вручную вычерчивалась на специальном напольном покрытии. Затем макетами из дерева производилось макетирование оборудование отсека. Итог этой работы - монтажные чертежи.

Это сообщение отредактировал 955535 - 24.01.2021 - 18:07
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 2561
0 Пользователей:
[ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх