На ПЛ открыл лючок аварийного буя - одновременно два барашка, потом третий (на следственном эксперименте во время суда над А. Бегебой я не смог без усилия открыть даже один барашек). Открыв лючок, вынул телефон и связался с людьми в VII отсеке. Мне быстро доложили обстановку: личный состав в пяти отсеках жив; связи с I и II отсеками нет: имеется незначительное поступление воды в ЦП через нижний рубочный люк; ощущает слабый запах хлора. После этого доклада запросил об атмосферном давлении в отсеках - оно оказалось в пределах допустимого. Приказал сравнять давление в отсеках, а получив доклад об исполнении, дал приказание приготовиться покинуть корабль. Предупредил, что выходить будут поотсечно, начиная с VII-го отсека.
Решение это далось нелегко, но я его мотивировал следующими соображениями:
Первое: из шахты РДП Б-37 с все большей интенсивностью появлялись языки пламени.
Я опасался нового взрыва, последствия которого трудно предусмотреть.
Второе: распространение хлора (из-за попадания морской воды в аккумуляторную яму) могло погубить весь экипаж, т.к. средств защиты от хлора на лодке не было!
Это основные причины, да и командованию в то время было не до моей лодки, что чувствовалось по суете и часто - по совершенно невероятным командам.
Уже после выхода людей из отсеков обнаружилась еще одна важная причина, требующая вывода людей: через неплотно закрывавшийся нижний рубочный люк вода в ЦП поступала не так уж медленно - она успела заполнить трюм ЦП почти до настила.
Я совершенно был уверен в грамотности действий личного состава и знал, что старпом капитан-лейтенант Евгений Георгиевич Мальков и командир БЧ-5 капитан-лейтенант Виктор Алексеевич Куц найдут самый правильный выход из создавшегося положения. Однако любой другой выход неизбежно создает новые трудности, и единственно правильное решение - вывести личный состав до нового взрыва на Б-37.
Выводить людей начал с VII оссека. Для меня самым страшным было ожидание внезапного изменения дифферента ПЛ с носа на корму, тогда все мои усилия по спасению личного состава рухнули бы и потери оказались бы непредсказуемыми. Я долго оттягивал открытие верхнего люка VII отсека, но в конце концов, подстегиваемый непрерывными форсами огня из "лепестков" РДП Б-37, приказал открыть люк!
С помощью двух матросов с катера начал принимать личный состав наверху. Первым вышел старший матрос Башмаков. Меня поразил вид его ушей - они были огромными и росли на глазах (уже потом он рассказал, что взрыва не слышал, но находился в то время между кормовыми ТА - его сильно и резко раскачивало из стороны в сторону и било головой о корпус аппаратов).
После вывода людей с VII отсека приказал осмотреть отсеки. Убедившись, что все нормально, продолжил вывод личного состава в назначенный мной последовательности и таким образом эвакуировал всех, кроме офицеров и командиров отсеков.
Приказал старпому вместе с механиком собрать оставшихся в VII отсеке, задраив переборки всех остальных отсеков. После выполнения приказания вывел весь личный соствав и перевез его на берег.
Затем закрыл люк VII отсека и остался на борту, ожидая дальнейшего изменения событий.
Из "лепестка" РДП Б-37 продолжал вылетать огонь с угрожающим грохотом, пожар там продолжался. Над люком VII отсека Б-37 столпились аварийные партии и пытались спасти личный состав. Как выяснилось потом, сделать этого не удавалось. Личный состав Б-37, подгоняемый водой и огнем, мчался в VII отсек и так плотно там набился, что никого вытащить не смогли.
Если мне не изменяет память, погибло 78 человек - все они задохнулись в VI и VII отсеках.
Между тем всполохи огня из шахты РДП Б-37 продолжали угрожающе увеличиваться.
Я услышал запрос командира эскадры контр-адмирала Н.И. Ямщикова: "Где твой личный состав? Катер к тебе послан! Снимай людей!" Мой ответ он не услышал.
Продолжаю сидеть на корме своей ПЛ, через некоторое время вновь запрос: "Где твой личный состав?" Ответил, что все на берегу, кроме I и II отсеков, связь с которыми не имею. Получив приказание покинуть корабль, на катере добрался на берег.
В казарме начали устанавливать потери. Оказалось, что в числе пропавших без вести семь человек из моей команды и четверо только что прибывших на практику курсантов. Причина гибели миох людей оказалось трагической: после взрыва Б-37 два отсека моей лодки отломилмсь (они держались за счет легкого корпуса, 2 погонных метра которого не давали отвалиться совсем) и оба они погрузились в воду, а I отсек заполнился водой через разрушенный от взрыва торпедопогрузочный люк. Кроме того, все ТА были превращены в лепешку, и через них также поступала вода. Из трех находившихся там людей один был раздавлен ТА, а двое задохнулись в воде, не успев включиться в ИДА. Трудно поверить, но взрыв был такой силы (взорвалось более 12 торпед), что сделанные из особо прочной стали ТА были смяты как листы обычной бумаги.
Долго разбирались в причнах отрыва двух первых отсеков, пока не установили, что уже после сдачи С-350 на Сормовском ССЗ было принято решение о дополнительном креплении прочного корпуса в районе перехода с большего диаметра на меньший (между II и III отсеками). Укрепить переход планировалось 32-мя кпицами, но этого не сделали - насколько я знаю, ни на одной лодке пр. 633 это решение не было выполнено!
ГК ВМФ адмирал флота С.Г. Горшков приказал причину отрыва двух первых отсеков оформить протоколом, и приказание было выполнено! На мой вопрос, почему протокол составляется в одном экземпляре, он ответил: "Так надо!" Утвердили протокол ГК ВМФ и, кажется зам. министра судостроения. Внизу куча подписей..., последняя моя. До сих пор вижу погибших друзей и этот протокол, уместившийся на одном листе бумаги - еще и место свободное осталось.
После этой трагедии, мы, офицеры экипажа, детально изучили свои действия во время аварии и в результате пришли к выводу, что сравнительно малые потери произошли благодаря высокому уровню подготовки всего личного состава ПЛ и цепи случайностей. Надо сказать (это наше твердое убеждение), что если бы дополнительное крепление отсеков (32-мя кпицами) было произведено еще до взрыва, личный состав II отсека остался бы жив (а там из 11 погибших было 8 человек!)
Высокая выучка экипажа С-350 появилась благодаря тому, что после приема ПЛ в 1959 г. он совершил большое количество сложнейших походов (Испытания проекта на полную автономность, проверку на мореходность, участие в учении "Метеор", стрельбу 6-торпедным залпом с глубины 100 м - впервые в СССР!). Экипаж имел огромный опыт действий в самых невероятных условиях. Должен сказать, что уровень подготовки экипажа Б-37 был не ниже, но ни мы, ни они с ситуациями, похожими на случившееся 11 января 1962 г., не встречались.
Теперь настало время рассказать о цепи случайностей. Их было много, но остановлюсь на двух - как мне кажется, наиболее необычных.
Первая. После проворачивания механизмов "вручную" старпом приказал начальнику РТС Виктору Артемьевичу Рощупкину подняться на мостик и обеспечить безопасность личного состава во время подъема выдвижных устройств.
Он начал подниматься на мостик по вертикальному трапу и во время перехода в шлюзовую камеру почувствовал, что у него из под ног уходит трап и одновременно сильно "заложило" уши. Инстинктивно схватившись за кремальеру нижнего рубочного люка, он провалился вниз, невольно задраив нижний рубочный люк, что спасло ЦП от затопления через верхний рубочный люк, который оставался открытым. Далее, не удержавшись в висячем положении, он оторвался от кремальеры нижнего рубочного люка и упав на настил ЦП, причем таким образом, что голова оказалась под клапаном слива воды с настила II отсека.
Через этот клапан активно поступал хлор из аккумуляторной ямы II отсека (яму уже залила морская вода). Не имея возможности сделать что-либо лично, В.А. Рощупкин показал на клапан ближайшему матросу, который быстро закрыл его, прекратив поступление хлора в отсек, чем личный состав III отсека был спасен от отравления хлором. Эта вторая случайность спасла не только ЦП, но и весь экипаж.
Потом было много разговоров о силе и количестве взрывов. Одни уверяли, что взрыв был один, другие, что два, третьи - несколько. Лев Толстой уверял, что никто так не врет, как очевидцы.
В справедливости этих слов я убедился в Средиземном море на следующий год, когда после аварии на глубине 210 м приказал написать всем объяснительные записки и был поражен, читая рассказ об одном и том же событии с самыми невероятными подробностями, которых, по моему убеждению, не было! Думаю, и представители ГАИ часто встречаются с подобными явлениями.
Вот, собственно, и все, что я могу рассказать об этой загадочной трагедии Северного флота.
Истинные причины так и не установлены. Имеются три версии: пожар от самовозгорания патронов регенерации, небрежность личного состава и диверсия. Естественно, каждую версию заинтересованные организации считали невозможной и тщательно отметали. Не первый раз! За примерами далеко ходить не надо вспомним гибель "Новороссийска" и "Комсомольца"... Стоит ли продолжать перечисление?
Остается сожалеть, что мы так и не научились на своих ошибках учить следующие поколения.