323
Прозванный среди солдат «летающим танком», Ил-2 ценой огромных потерь смог сдержать напор немецкой авиации и сухопутных войск в первые годы Великой отечественной войны. Это один из немногих самолетов, который прошел всю войну до самого Берлина.
В Саранске 22 ноября приземлился единственный уцелевший в мире экземпляр легендарного штурмовика. Он произвел на аэродроме в Лямбире дозаправку по пути из Самары в Москву. «История этого самолета уникальна, — сообщил член экипажа сопровождающего самолета, президент Фонда «Крылатая память победы» Борис Осятинский. – Он был выпущен в 1942-м на 18-м заводе в Куйбышеве, и уже вскоре поступил на вооружение авиационного полка Северного флота. Его летчиком стал Валентин Скопинцев, стрелком — Владимир Гуменной. 25 ноября 1943 года они в составе группы из 16 советских штурмовиков Ил-2 и истребителей сопровождения совершили налет на немецкий аэродром в Луостари в Мурманской области. Завязался бой».
Наши летчики уничтожили 23 вражеских самолета, но несколько штурмовиков и истребителей домой не вернулись. Сильно досталось и Ил-2 Валентина Скопинцева. Изрешеченный огнем зениток и пулеметов, до родного аэродрома он чуть-чуть не дотянул: хвост был почти отбит, заглох двигатель, шасси не выпускалось. И тогда пилот решил сажать самолет на лед озера Кривое. Ил-2 «приледнился» на брюхо. Скопинцев сумел вылезти из самолета, вытащил из залитой кровью задней кабины Гуменного и понес его на себе к берегу. Еще не крепко ставший ноябрьский лед не смог долго держать 4-тонную машину, и Ил-2 вскоре ушел под воду. Но слетал экипаж не зря: пилот в тот день уничтожил на земле два самолета и зенитку, а стрелок в воздушном бою сбил преследовавший их «Мессершмит».
После Победы летчик Скопинцев стал строителем. И часто рассказывал детям историю о своем любимом самолете, как ему казалось, навеки похороненном в озере. «Найди его, — наставлял он сына. – В кабине у меня остался револьвер и планшет…» Отец точно назвал сыну координаты места, где его Ил-2 был подбит. В 1996-м году Валентина Скопинцева не стало. А в начале 2010-х его сын решил исполнить последнее желание отца. Помощь в организации поисков и подъема оказывали и военные историки, и ФСБ, и Северный флот. 21 июня 2012 года самолет при помощи понтонов подняли с 17-метровой глубины озера Кривое, аккуратно дотащили до мелководья, а потом подъемным краном подняли на берег. Посреди левого крыла дыра с кулак величиной от зенитного снаряда, по всей лопасти — строчка отверстий от пулеметного огня. Хвост вообще отвалился. В пулемете Владимира Гуменного один патрон остался – он отстреливался до последнего. «Ил поспособствовал сохранности самолета, — продолжает Борис Осятинский. – Нам понадобилось долгих 5 лет, чтобы восстановить его полностью. Сейчас в нем 67% оригинальных деталей».
«Воскресший» Ил-2 уже побывал в нескольких городах России и в Берлине. На сегодняшний день он является единственным в мире сохранившимся экземпляром штурмовика. Его экипаж рассказывает подрастающему поколению о роли легендарного самолета в истории самой кровавой войны современного человечества. «Нынешние мальчишки и девчонки интересуются им потому, что играют в популярную компьютерную игру «Ил-2 штурмовик», — говорит Осятинский. — Она моделирует ведение боевых действий в небе в военные годы. Но хочется, чтобы ребята непосредственно прикоснулись к истории. И поняли, какой ценой их родным досталась Победа…»
Будет 14 фото