Проект космического самолета с ядерным двигателем (СССР)

[ Версия для печати ]
Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
BESTURUS
4.09.2019 - 10:38
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.09.13
Сообщений: 2803
68
Многоразовый, космический, ядерный: проект самолёта М-19

В прошлом советская авиационная промышленность занималась массой самых смелых идей. Прорабатывались проекты воздушно-космических самолетов, альтернативных силовых установок для авиации и т.д. Особый интерес в этом контексте представляет проект М-19 разработки бюро В.М. Мясищева. В нем планировалось объединить несколько самых смелых идей.

5 фото + текст

Проект космического самолета с ядерным двигателем (СССР)
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
BESTURUS
4.09.2019 - 10:38
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.09.13
Сообщений: 2803
Ответ на угрозу

В начале семидесятых годов советское руководство убедилось в реальности американского проекта Space Shuttle и начало проявлять беспокойство. В перспективе «Шаттл» мог стать носителем стратегического вооружения, и требовался некий ответ на подобную угрозу. В связи с этим было принято решение о форсировании отечественных проектов в области воздушно-космических систем.

В тот период к работам по космической тематике привлекался Экспериментальный машиностроительный завод (г. Жуковский), КБ которого возглавлял В.М. Мясищев. В 1974 г. завод получил новое задание. В рамках темы «Холод-2» он должен был определить возможности создания перспективной ВКС с альтернативными силовыми установками. В частности, следовало проверить концепции двигателей на жидком водородном топливе и ядерной силовой установки. На ЭМЗ новая работа получила обозначение «Тема 19». Проект ВКС позже назвали М-19.

Работу «19» разделили на несколько подпрограмм. Тема «19-1» предусматривала разработку и испытания летающей лаборатории с водородным двигателем. Задачей тем «19-2» и «19-3» являлся поиск облика гиперзвукового и воздушно-космического самолетов. В рамках «19-4» и «19-5» велись работы по ВКС с ядерной силовой установкой.

Общее руководство работами осуществлял В.М. Мясищев, главным конструктором стал А.Д. Тохунц, ведущим – И.З. Плюснин. Не обошлось без привлечения смежников. Так, к работам по ядерному двигателю присоединилось ОКБ Н.Д. Кузнецова.
 
[^]
BESTURUS
4.09.2019 - 10:38
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.09.13
Сообщений: 2803
Теория проекта

В.М. Мясищев изначально сомневался в целесообразности нового проекта. Он указывал, что у «традиционных» космических ракет сухая масса составляет 7-8 проц. от взлетной. У бомбардировщиков этот параметр превышает 30%. Соответственно, ВКС нуждается в силовой установке особой мощности, которая сможет компенсировать высокую массу конструкции и обеспечить вывод машины на орбиту.


Проект космического самолета с ядерным двигателем (СССР)
 
[^]
BESTURUS
4.09.2019 - 10:38
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.09.13
Сообщений: 2803
На изучение подобных особенностей будущего М-19 ушло около полугода, но специалисты ЭМЗ все же смогли определить оптимальные облик и характеристики машины. Генеральный конструктор изучил техническое предложение и одобрил его развитие. Вскоре появился проект технического задания, и стартовали конструкторские работы.

М-19 предлагалось строить как многоразовый воздушно-космический самолет горизонтального взлета и посадки. ВКС мог последовательно совершать полеты в космос и обратно, нуждаясь только в некотором обслуживании и дозаправке. М-19 мог бы стать носителем различного вооружения или специальной аппаратуры военного назначения, его можно было использовать в научных целях и т.д. За счет крупного грузоотсека ВКС получал возможность перевозки грузов и людей на орбиту и обратно.

При успешном решении всех инженерных задач М-19 мог получить ядерную энергоустановку. Такое оснащение обеспечивало почти неограниченную дальность полета и возможность выхода на любую орбиту. В перспективе не исключалось применение М-19 при освоении Луны.

Для получения таких результатов требовалось решить массу сложных задач. К планеру ВКС предъявлялись особые требования по механической и тепловой прочности, силовая установка должна была развивать высочайшие характеристики и т.д. Впрочем, расчеты выглядели оптимистично. Готовый образец ВКС М-19 мог бы появиться после 1985 г.


На случай появления новых угроз и вызовов предлагались упрощенные способы применения М-19. Можно было создать «ВКС первого этапа» с меньшей скоростью и высотностью, но способный нести боевую или иную нагрузку. В частности, такой самолет предлагалось использовать в качестве носителя ракетной системы для вывода нагрузки в космос.

Проект космического самолета с ядерным двигателем (СССР)
 
[^]
BESTURUS
4.09.2019 - 10:39
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.09.13
Сообщений: 2803
Особенности конструкции

При строительстве М-19 предлагалось использовать особые инженерные решения. Так, планер следовало строить из легких алюминиевых сплавов, а обшивку оснащать многоразовым теплостойким покрытием на основе углерода или керамики. Предложенная архитектура предусматривала наличие крупных объемов внутри планера, что позволяло отдать максимальные объемы под топливо.

Оптимальный вариант М-19 имел схему «несущий корпус» с плоским днищем фюзеляжа и треугольным крылом большой стреловидности. В хвосте помещалась пара килей. Фюзеляж переменного сечения вмещал кабину экипажа с биологической защитой и грузоотсек. Хвостовая часть отдавалась под элементы комбинированной силовой установки; под днищем предусматривалась широкая гондола для двигателей. Предлагалось использовать сбрасываемый хвостовой обтекатель ракетного двигателя.

Оптимальной для ВКС посчитали комбинированную силовую установку, включающую 10 турбореактивных и 10 прямоточных двигателей, ядерный реактивный двигатель и дополнительное оснащение. Реактор предлагалось поместить в особую энергопоглощающую оболочку, способную обеспечить спасение активной зоны при различных ударах. Для маневрирования в космосе использовалась отдельная установка с жидкостными рулевыми двигателями.

ТРДДФ на водородном топливе должны были обеспечивать взлет, подъем на 12-15 км и разгон до М=2,5…2,7. Затем жидкий водород должен был передавать тепло реактора на теплообменники перед ТРДДФ, что позволяло усилить тягу и удвоить скорость. После этого можно было включать ПВРД, а ТРДДФ переводить на авторотацию. За счет прямоточных двигателей предлагалось разгоняться до М=16 и подниматься на высоту 50 км. Максимальная суммарная тяга воздушно-реактивных двигателей достигала 250 тс.

На этом режиме ВКС должен был сбрасывать хвостовой обтекатель и включать маршевый ЯРД. Последний отвечал за нагрев водорода перед выбросом через сопло. Расчетная тяга ЯРД достигала 280-300 тс; суммарная тяга всей силовой установки – не менее 530 тс. Это позволяло поддерживать высочайшую скорость и выходить на орбиту.

Проект космического самолета с ядерным двигателем (СССР)
 
[^]
BESTURUS
4.09.2019 - 10:39
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.09.13
Сообщений: 2803
ВКС М-19 должен был иметь длину 69 м (без сбрасываемого обтекателя) и крыло размахом 50 м. Взлетная масса достигла 500 т. Сухой вес составлял 125 т, на топливо приходилось 220 т. В грузоотсеке размером 4х4х15 м можно было поместить до 40 т нагрузки. Потребная длина взлетно-посадочной полосы составляла 4 км.

Собственный экипаж М-19 включал от трех до семи человек, в зависимости от поставленной задачи. При выполнении тех или иных миссий в грузоотсеке мог помещаться обитаемый космический аппарат со своим экипажем. Высота опорной орбиты составляла 185 км, что обеспечивало решение широкого круга научных и военных задач.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские

Еще до формирования окончательного облика ВКС «19» в рамках темы «Холод-2» стартовали различные научно-исследовательские работы, направленные на решение широкого круга задач. Профильные институты продолжили проработку вопросов создания водородных двигателей, также осуществлялся поиск новых материалов с требуемыми характеристиками.

Особое внимание уделялось созданию особой комбинированной силовой установки. Советская наука уже имела опыт в деле создания ядерных двигателей, но для проекта М-19 требовалось принципиально новое изделие. Готовые ТРДДФ и ПВРД, подходящие для «19», тоже отсутствовали. Профильным предприятиям предстояло разработать все элементы силовой установки.

Перспективный ВКС должен был решать принципиально новые задачи, из-за чего нуждался в авионике с особыми функциями. Требовалось обеспечить навигацию на всех режимах, в атмосфере и в космосе, а также выход на требуемые траектории и возвращение на аэродром. Кроме того, самолет нуждался в специфических средствах жизнеобеспечения, способных защитить экипаж от всех нагрузок и излучения реактора.


Проект космического самолета с ядерным двигателем (СССР)
 
[^]
BESTURUS
4.09.2019 - 10:40
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.09.13
Сообщений: 2803
Различные НИР продолжались до начала восьмидесятых годов. В соответствии с планом темы «19», в 1982-84 гг. следовало провести рабочее проектирование будущего М-19. К 1987-му должны были появиться три опытных ВКС. Первый полет относили к 1987-88 гг. В начале девяностых СССР мог бы освоить полноценную эксплуатацию многоразовой воздушно-космической системы.

Конец проекта

Однако эти планы так и не были выполнены. В середине семидесятых годов военное и политическое руководство страны искало дальнейшие пути развития ракетно-космической техники, в том числе в контексте ответа на Space Shuttle. Выбранная стратегия действий фактически отменяла дальнейшие работы по теме «19».

В 1976 году было решено создавать многоразовую систему «Энергия-Буран». Ведущая роль в этом проекте отдавалась вновь созданному НПО «Молния». ЭМЗ и некоторые другие предприятия передавались в его ведение. Вследствие этого конструкторское бюро В.М. Мясищева потеряло возможность полноценно развивать проект М-19.

Работы по «Теме 19» продолжались еще несколько лет, но из-за загрузки ЭМЗ другими проектами им уделялось лишь минимальное влияние. В октябре 1978 г. В.М. Мясищев ушел из жизни; перспективный проект остался без поддержки. В 1980-м все работы по М-19 окончательно прекратились. Связанные проекты и исследования к этому времени были перенацелены на программу «Энергия-Буран».

Таким образом, «Тема 19» / «Холод-2» не привела к ожидаемым результатам. СССР так и не построил воздушно-космический самолет с комбинированной силовой установкой и не использовал его для военных и научных нужд. Тем не менее, в рамках проекта «19» были проведены различные исследования, позволившие определить оптимальные пути развития многоразовых космических систем и найти наилучшие инженерные решения разного рода. НИР из состава «Темы 19» внесли заметный вклад в развитие отечественной космонавтики, а определенные наработки опередили свое время и пока не нашли применения.

 
[^]
BESTURUS
4.09.2019 - 10:43
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.09.13
Сообщений: 2803
У меня все, ломайте...

Всего лишь несколько десятилетий назад, на территории России и других стран СНГ существовало Великое Государство, государство рабочих и мечтателей, творцов и ученых...
 
[^]
KEN12
4.09.2019 - 10:43
19
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.12.14
Сообщений: 1399
Инженерный гений СССР мог сделать ВСЁ!

При правильно сформулированной задаче и соответствующем финансировании. Ну и руководство должно быть с мудрой головой а не деревянной дубиной.

Спасибо, ТС, важная веха выставлена на обозрение! Уже кто-то задумается...
Сам неспешно пишу новую книгу примерно по этой теме: спасение Человечества силами инженеров Союза))

Это сообщение отредактировал KEN12 - 4.09.2019 - 10:53

Проект космического самолета с ядерным двигателем (СССР)
 
[^]
bobruyck
4.09.2019 - 10:45
9
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 25.03.14
Сообщений: 662
Какую страну просрали, променяв на колбасу.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
AB0BA
4.09.2019 - 10:48
19
Статус: Offline


Тролль-тестировщик

Регистрация: 10.12.13
Сообщений: 269
Цитата (KEN12 @ 4.09.2019 - 10:43)
Инженерный гений СССР мог сделать ВСЁ!


Кроме товаров народного потребления
 
[^]
GLUC
4.09.2019 - 10:49
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.02.11
Сообщений: 4089
Буран был намного лучше госдепского шатла.. только мы все просрали..
 
[^]
igorgri
4.09.2019 - 10:49
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 1.10.15
Сообщений: 2814
Ну не зря же издавали такую книжку - [Издательство иностранной литературы] - Ракета с атомным двигателем. OCR, 1960

Проект космического самолета с ядерным двигателем (СССР)
 
[^]
KEN12
4.09.2019 - 10:50
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.12.14
Сообщений: 1399
Цитата (AB0BA @ 4.09.2019 - 10:48)
Цитата (KEN12 @ 4.09.2019 - 10:43)
Инженерный гений СССР мог сделать ВСЁ!


Кроме товаров народного потребления

Была бы команда - сделали.
А так как народ у нас веками расходный материал, то не было нужды в этом у руководства. Валенки, хлеб и молоко и хватит с вас. Югославские сапоги и импортная мебель с аппаратурой это уже предметы буржуазной роскоши, так что крутитесь сами))

Это сообщение отредактировал KEN12 - 4.09.2019 - 10:51
 
[^]
edmus
4.09.2019 - 10:51
5
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 10.12.11
Сообщений: 627
Цитата (bobruyck @ 4.09.2019 - 10:45)
Какую страну просрали, променяв на колбасу.

На какую колбасу?! Колбасы как раз больше нет. На джинсы и жвачку!
 
[^]
Волнолет
4.09.2019 - 10:53
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.10.16
Сообщений: 4529
Цитата (AB0BA @ 4.09.2019 - 10:48)
Цитата (KEN12 @ 4.09.2019 - 10:43)
Инженерный гений СССР мог сделать ВСЁ!


Кроме товаров народного потребления

Если бы не делали такой уклон в военку - то и бытовая сфера была бы что надо. А так имеем, что имеем.
 
[^]
Волнолет
4.09.2019 - 10:54
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.10.16
Сообщений: 4529
Цитата (GLUC @ 4.09.2019 - 10:49)
Буран был намного лучше госдепского шатла.. только мы все просрали..

Проблема Бурана была в том, что он был не нужен.
 
[^]
Sergvp
4.09.2019 - 10:57
2
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 21.09.17
Сообщений: 516
Красивый космолёт, мог бы и полететь наверное.
Учитывая что последнее время оживляют разработки позднего СССР, скоро наверное и его в мультиках покажут
 
[^]
Falstaff69
4.09.2019 - 11:01
-2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.01.18
Сообщений: 1758
Пока не решена проблема биологической защиты экипажа - все это турусы на колесах, очередной мертворождённой проект, которых было море что у нас, что у американцев. Все преимущества в весе, которое даёт атомный ракетный двигатель, с лихвой сжирает биологическая защита. Так что или делаем самолёт для камикадзе, или овчинка не стоит выделки. В 60е поигрались и закрыли как тупиковое направление.
Вот беспилотник для примения в случае войны другое дело - там выбросы от его движка будут незаметны на фоне радиации от ядерных взрывов...
 
[^]
SOOHOY7
4.09.2019 - 11:03
5
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 27.08.15
Сообщений: 835
Нет уже той страны и не будет, через 100 лет вся история будет переписана и никто не вспомнит о СССР и его величии, и России чуть чуть осталось, ее изнутри жрут крысы и это не остановить никак, система разрушения просто идеальна, невозможно остановить нажав на кнопку или сменив президента, так что нас победили
 
[^]
НечтоИзСети
4.09.2019 - 11:09
0
Статус: Online


Хохмач

Регистрация: 29.11.14
Сообщений: 746
Цитата (AB0BA @ 4.09.2019 - 10:48)
Цитата (KEN12 @ 4.09.2019 - 10:43)
Инженерный гений СССР мог сделать ВСЁ!

Кроме товаров народного потребления

Продолжайте кушайте колбасу и потреблять товары, не отвлекайтесь.
 
[^]
БаЦ
4.09.2019 - 11:10
2
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 4.09.12
Сообщений: 193
Цитата (bobruyck @ 4.09.2019 - 10:45)
Какую страну просрали, променяв на колбасу.

Даже не колбасу, колбаса в СССР была офигенна, на УПАКОВКУ, той же самой колбасы..
 
[^]
MagNitronik
4.09.2019 - 11:14
1
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 25.06.12
Сообщений: 987
Опять ворошат прах... Прорабатывать и сделать - две огромные разницы. Эта тема была выбита, и давала работу, это верно. Была ли она реальна, это другой вопрос. Вернее, он "прорабатывался"))
Над ним работали, писали отчеты, дела окр'ы и нир' ы. Машина крутилась, но продукта не было.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
ipv4
4.09.2019 - 11:36
-3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.11.09
Сообщений: 3985
Цитата (GLUC @ 4.09.2019 - 10:49)
Буран был намного лучше госдепского шатла.. только мы все просрали..

Пиндосы считают по-другому. Мне они на днях рассказывали (на дискавери), что буран - полностью спижженный шаттл, причем спиженный "неправильный" шаттл, специально подсунутый разведкой советским шпиенам. И именно поэтому он слетал только один раз. Вот как-то так. )))
 
[^]
AFA
4.09.2019 - 11:51
-1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.07.14
Сообщений: 10069
Цитата
Кроме товаров народного потребления


А каких товаров народного потребления не было?
 
[^]
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 2948
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы








Наверх