Промежуточный ИС

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Odisseus
29.01.2018 - 17:54
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 10.12.12
Сообщений: 140
101
4 сентября 1943 года Иосиф Сталин подписал постановление ГКО №4043 «О производстве танков ИС». Так закончилась долгая история создания нового тяжёлого танка, который должен был заменить в производстве КВ-1. За время его разработки в Челябинске успели освоить производство сначала КВ-1с, а затем КВ-85. Столь долгий путь не оказался напрасным: Красная армия получила принципиально новую машину, которая по совокупности характеристик являлась одним из лучших тяжёлых танков в мире. Но век ИС-1 (или ИС-85) оказался недолгим, совсем скоро он уступил место своему прямому «потомку» ИС-2 — лучшему советскому тяжёлому танку Великой Отечественной войны.

16 фото

Промежуточный ИС
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Odisseus
29.01.2018 - 17:54
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 10.12.12
Сообщений: 140
Непростой старт
Первым этапом запуска ИС-85 в серийное производство стало освоение производства КВ-85. Дело в том, что оба танка использовали одинаковые башни. С башней и вооружением КВ-85 возник ряд проблем, неизбежных при организации производства принципиально новой конструкции. Было очевидно, что запуск в серию шасси нового танка окажется ещё более сложным заданием. По этой причине в тексте постановления ГКО №4043 указывались на первый взгляд не особо жёсткие сроки. Первые 25 танков предписывалось сдать в ноябре 1943 года, ещё 75 должно было быть сдано в декабре. КВ-85 планировалось выпускать до ноября, а СУ-152 — до декабря 1943 года.

Но и эти сроки на практике оказались очень жёсткими. Дело в том, что многие элементы и агрегаты этого танка были совершено новыми, в том числе и корпус с большой долей литых деталей. Такого большого количества литых элементов в конструкции корпусов отечественных машин до того момента не применялось (если не считать опытных конструкций цельнолитых корпусов для КВ-1).
Проблемой было и то, что толщина брони по сравнению с КВ-1с и КВ-85 выросла. На заводе №200, производившем корпуса и башни, столкнулись с этой проблемой в ходе литья башен для КВ-85 и Объекта 237. На фотографиях некоторых танков можно заметить характерные швы на башнях. Таким образом заводчане «лечили» трещины, которые образовывались при литье. Чтобы подстраховаться, ещё в начале октября 1943 года завод №200 заложил 5 корпусов для ИС-85 при плане в 2 корпуса.


Промежуточный ИС
 
[^]
Odisseus
29.01.2018 - 17:55
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 10.12.12
Сообщений: 140
По итогам испытаний опытных ИС был составлен список замечаний и исправлений, которые требовалось внести в конструкцию перед запуском танка в серию. Некоторые из них требовалось внести немедленно, но часть модернизаций по объективным причинам отходила на среднесрочную перспективу. К подобным улучшениям относился, например, двигатель. Комиссия, отмечая надёжность работы двигателя В2-ИС, посчитала необходимым разработать для танка более мощный (600 лошадиных сил) мотор. Необходимость подобного улучшения была отражена и в постановлении ГКО №4043. Также требовалось переделать место механика-водителя, улучшив условия его работы. Для этого, в частности, приподнимался люк-пробка.

13 сентября состоялось совещание, на котором были расставлены приоритеты в списке необходимых исправлений и улучшений. Вместо рекомендованного комиссией трубчатого подковообразного радиатора с трубками из цветного металла в серию запускался стальной пластинчатый радиатор. Форсированный до 600 лошадиных сил двигатель В-2 «уехал» на 1 января 1944 года. Забегая вперед, стоит сказать, что никакого форсированного В-2 ни ИС-85, ни ИС-122 (ИС-2) так и не дождались.


Промежуточный ИС
 
[^]
Odisseus
29.01.2018 - 17:56
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 10.12.12
Сообщений: 140
Среди изменений, которые планировалось вводить в конструкцию танка с 1 декабря 1943 года, значилась замена половинчатых траков на цельные траки без гребней. Это произошло, но половинчатые траки продолжали ставить и на ИС-122, и на ИСУ-152, и на ИСУ-122. Более того, фотографии свидетельствуют, что даже машины одного типа комплектовались по-разному. Например, ИС-85 выпуска ноября 1943 года, который испытывался на НИБТ Полигоне, имел гусеничные ленты с чередованием траков с гребнем и без него. В то же время другой ИС-85, который находился на НИБТ Полигоне летом 1944 года, имел гусеничные ленты, полностью собранные из траков с гребнями.

Промежуточный ИС
 
[^]
Odisseus
29.01.2018 - 17:56
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 10.12.12
Сообщений: 140
Подготовка к серийному производству ИС-85 шла примерно в том же режиме, что и в случае с КВ-85. Значительная часть чертёжной документации требовала доработки, поэтому сборка отдельных узлов продолжала выполняться по месту. Имела место большая проблема с подготовкой кадров. Вместе с тем Челябинский Кировский завод (ЧКЗ) весьма ответственно подошёл к вопросу организации серийного производства нового танка. Сборочные цеха МХ-2 и МХ-3 оказались полностью переоборудованы. Отрабатывался метод линейно-поточного производства. И это при том, что завод был сильно загружен по линии производства Т-34. Именно эти танки оставались основной продукцией ЧКЗ. С октября 1943 года завод ежемесячно сдавал по 360 – 370 Т-34, а всего за 1943 год в Челябинске построили 3593 таких машины. Это значительно превышало количество всех выпущенных за 1943 год тяжёлых танков и САУ, вместе взятых.
Улучшилась ситуация только весной 1944 года, когда производство Т-34 в Челябинске было прекращено.


Промежуточный ИС
 
[^]
Odisseus
29.01.2018 - 17:56
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 10.12.12
Сообщений: 140
Несмотря на все проблемы, первые ИС-85 были собраны в самом конце октября 1943 года, то есть раньше срока. Удалось это во многом благодаря тому, что завод №200 имел в запасе 2 комплекта корпусов и башен. Внешне серийные танки были очень похожи на Объект 237, но всё же отличить их довольно легко. У серийного танка люк-пробка механика-водителя находился выше, а конструкция выхлопных патрубков была переделана: они стали более простыми, а также получили специальные желоба, которые направляли выхлопную струю вбок, не давая попасть в воздухозаборники. Изменился и верхний кормовой лист, конструкция которого стала более простой.

Промежуточный ИС
 
[^]
Odisseus
29.01.2018 - 17:57
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 10.12.12
Сообщений: 140
Танки строились в весьма напряжённом режиме. Как следует из отчёта ЧКЗ за 1943 год, к началу серийного выпуска ИС-85 основная часть рабочих машину попросту не знала. Первые 10 танков собирались при активном участии тех сотрудников, которые участвовали в сборке опытных Объектов 237. Благодаря этому эти первые 10 танков имели вполне удовлетворительное качество. В тот момент, когда началось валовое производство, качество резко снизилось. Немало хлопот было связано с не доведённой до конца технической документацией. Только за ноябрь в ней было обнаружено 200 ошибок. В результате из 25 первых танков приёмо-сдаточный пробег прошло 14, оставшиеся пришлось дорабатывать.
Первые же пробеги выявили серьёзный конструктивный дефект — правая гусеница задевала фланец кронштейна первого балансира, что приводило к деформации траков. Также выявились проблемы с сепараторами подшипников планетарного механизма поворота. Этот дефект был обнаружен в конце ноября, из-за него пришлось временно прекратить приёмку танков и менять подшипники.


Промежуточный ИС
 
[^]
Odisseus
29.01.2018 - 17:57
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 10.12.12
Сообщений: 140
Хватало проблем и у корпусного производства. За первую декаду ноября завод сдал всего один корпус и башню, к 20-м числу было готово 22 корпуса и 13 башен, всего же за ноябрь было построено 58 комплектов. Изготавливали их из стали 42с. Также по заданию НКТП было заложено 5 корпусов и башен из стали высокой твёрдости 52с, из них за ноябрь удалось сдать 2. На декабрь было запланировано ещё 10 таких корпусов.
Масса проблем выявилась при литье. Свою лепту внесло и то, что объём работ по монтажу и сварке, в сравнении с КВ-1с, вырос почти в 2 раза. Отмечалась острая нехватка кислорода для сварки. Вторая за год смена типа выпускаемого заводом тяжёлого танка тоже нисколько не способствовала нормальной работе. Заводу приходилось одновременно выпускать по 3, а в октябре 1943 года — и по 4 типа корпусов.


Промежуточный ИС
 
[^]
Odisseus
29.01.2018 - 17:57
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 10.12.12
Сообщений: 140
Вдобавок на ЧКЗ и завод №200 оказывалось дополнительное давление, связанное с тем, что ИС-85 являлся промежуточной машиной. Из текста постановления ГКО №4043 следовало, что в скором времени ИС-85 будет заменён на новый танк. Им стал ИС-122, он же ИС-2, принятый на вооружение Красной армии 31 октября 1943 года. Фактически это был тот же ИС-85, но с более мощным орудием Д-25Т калибра 122 мм и небольшими переделками башни. Принятие ИС-122 на вооружение привело к тому, что программа производства ИС-85 была сокращена. Вместо 75 танков их число сократилось до 40, но заводам вряд ли стало легче: вместо «урезанных» ИС-85 в декабре требовалось построить 35 ИС-122.

Новые проблемы появились у завода в декабре. В большой и сложной детали носовой части корпуса обнаружилась усадочная полость, а в нижней её части — усадочная рыхлость. Слегка изменив технологию, проблему удалось решить, но только частично. В результате своих постов лишилось руководство цеха №1. Впрочем, этот дефект был не единственной причиной снятия с должностей: как следует из переписки, даже в начале 1944 года приёмка корпусов и башен происходила без окончательно утверждённых технических условий.

Это сообщение отредактировал Odisseus - 29.01.2018 - 17:58

Промежуточный ИС
 
[^]
Odisseus
29.01.2018 - 17:58
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 10.12.12
Сообщений: 140
Промежуточный результат
Устранение дефектов, обнаруженных на собранных в ноябре-декабре 1943 года танках, привело к тому, что поставки ИС-85 в войска задержались. Первый большой эшелон с этими боевыми машинами оказался отправлен только 23 декабря 1943 года, получателем оказался 58-й гвардейский танковый полк (гв. тп). Туда отправилась 21 машина. Столько же танков ушло в Тулу на комплектование 8-го гв. тп, ещё 17 машин отправилось в 13-й гв. тп, также проходивший переформирование в Туле. Всего же за декабрь в войска была отправлена 61 машина.
В январе 1944 года 13-й гв. тп получил положенные по штату недостающие 4 танка, 21 машину получил 1-й гв. тп. Ещё 15 машин отправилось в Тулу 27 января 1944 года. Таким образом, полностью удалось укомплектовать ИС-85 4 полка, и ещё как минимум один — частично.


Промежуточный ИС
 
[^]
Odisseus
29.01.2018 - 17:59
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 10.12.12
Сообщений: 140
Комплектация гвардейских танковых полков с ИС-85 ничем не отличалась от принятой до того структуры аналогичных соединений. В полк входили 4 роты по 5 танков и командирский танк. В феврале 1944 года, ещё до начала боевого применения ИС-85, был утверждён штат № 010/460, после чего гвардейские танковые полки на тяжёлых танках были переименованы в отдельные гвардейские тяжёлые танковые полки (гв. ттп). Помимо 21 тяжёлого танка, на вооружении полка состояли 3 британских бронетранспортёраUniversal Carrier и 1 бронеавтомобиль БА-64Б, которые использовались разведкой. В это же время ИС-85 в переписке стал именоваться ИС-1. Правда, это приводило к путанице, поскольку часто также называли КВ-85. К слову, ещё сильнее в этом плане «повезло» ИС-2. Можно представить удивление неподготовленного исследователя, когда он увидит в документах приказы о зачислении экипажей на танки КВ-2, датированные летом 1944 года. Ещё чаще попадается другое обозначение ИС-2 — КВ-122.

Промежуточный ИС
 
[^]
Odisseus
29.01.2018 - 17:59
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 10.12.12
Сообщений: 140
К 5 февраля танки уже были укомплектованы экипажами. Быстро выявилась недостаточная подготовка личного состава. По инициативе Шамина были проведены занятия, посвящённые отличиям ИС-85 от КВ-1с, на которых раньше служила часть экипажей, а также особенностям эксплуатации новой машины. Также были проведены занятия с ремонтниками из состава полка. Дополнительно к полку прикомандировали мастера Москаленко с ЧКЗ. Его присутствие оказалось совсем не лишним, поскольку совершенно новая техника имела вполне ожидаемые «детские болезни». У двух танков пришлось менять коробки передач.

Промежуточный ИС
 
[^]
Odisseus
29.01.2018 - 17:59
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 10.12.12
Сообщений: 140
На фронт 13-й гв. ттп отправился 10 февраля. 15 числа эшелон с танками прибыл на станцию Фастов, где их заправили. Выгружались машины на станции Белая Церковь. К 7 часам утра машины были сосредоточены на южной окраине деревни Джурженцы. Туда добрались не все танки: 5 машин отстало из-за различных технических неисправностей. У трёх машин заглохли двигатели в связи с попаданием в топливную систему воздуха, ещё у двух случились другие неполадки с моторами. Хотя неисправности не были критичными, к началу боя полк оказался не в полном составе.
Боевой дебют ИС-85 состоялся 19 февраля. В этот день 1-я рота (5 танков) поддерживала наступление 109-й танковой бригады в направлении на Лисянку. Дебют этот оказался неудачным: подбив Т-34 из состава 109-й тбр, «Пантеры» подпустили ИС-85 на дистанцию 600-800 метров, после чего открыли огонь. 2 советских тяжёлых танка сгорели и 3 были подбиты. Причиной полной потери 1-й роты стало неправильное применение: вместо того, чтобы пускать тяжёлые танки вторым эшелоном, их, как обычно и поступали с тяжёлыми танками, использовали в качестве тарана.

Стоит отметить, что ИС-85 создавался в расчёте на то, что в лобовой проекции он будет «держать» бронебойный снаряд 88-мм пушки KwK 36 L/56, установленной на Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Что же касается «Пантер», то эти танки оказались более опасными противниками. Эти машины были быстрее, в лобовой проекции, благодаря рациональным углам наклона корпуса, оказались лучше защищены, а главное — были вооружены 75-мм пушкой KwK 42 L/70, которая имела более высокие показатели пробития. Неудивительно, что на дистанции 600-900 метров пушка «Пантеры» относительно легко пробивала ИС-85.


Промежуточный ИС
 
[^]
Odisseus
29.01.2018 - 17:59
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 10.12.12
Сообщений: 140
После неудачного дебюта в боевом использовании ИС-1 последовала пауза до 2 марта. То, что танки неплохо были защищены от огня пушки «Тигра», показали результаты последующих боёв. 5 марта машины вновь пошли в бой с задачей выйти к юго-западной окраине города Умань. По машинам с дистанции 600-800 метров открыли огонь замаскированные 88-мм зенитные пушки Flak 18. Один из танков получил 6 снарядных попаданий, при этом лишь одно, пришедшееся на правый угол передней части корпуса, оказалось сквозным. Правда, после попадания одного из снарядов в борт корпуса образовалась сквозная трещина.
Также в бою за Умань один танк получил сквозное пробитие нижнего лобового листа из такого экзотического орудия, как 2,8 cm s.Pz.B. 41.
После боёв за Умань в строю 13-го гв. ттп осталось 5 танков. Во время марша на Ямполь по техническим причинам из строя вышли 2 танка. Ещё один ИС-85 вышел из строя в боях за Ямполь. Оставшиеся машины дошли до города Бельцы, где также стали жертвами технических неисправностей.
Безвозвратные потери 13-го ГвТТП составили 2 танка. Остальные были либо подбиты, либо потеряны в результате неисправностей. Один танк утонул при переезде через мост в районе села Полковничье, его экипаж погиб, а машину позже эвакуировали.


Промежуточный ИС
 
[^]
Odisseus
29.01.2018 - 18:00
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 10.12.12
Сообщений: 140
Пик боевого применения ИС-85 пришёлся на зиму-весну 1944 года. 8-й гв. ттп оказался соседом 13-го гв. ттп, действуя вместе с ним в составе 3-го танкового корпуса. На фронт полк прибыл в то же время, 19 февраля 1944 года. К 13 марта в составе полка осталось 5 танков. Как и в случае с 13-м гв. ттп, часть потерь была вызвана техническими причинами. 58-й и 1-й гв. ттп в марте 1944 года действовали в составе 1-й гвардейской армии.
24 марта последовал приказ вывести полки на переформирования, после чего все уцелевшие ИС-85 оказались в составе 1-го гв. ттп. Почти все полки, ранее имевшие на вооружении ИС-1, получили ИС-2. ИС-1 «всплывали» позже как командирские, например, в составе 71-го гв. ттп.
Единственным полком, в котором ИС-1 задержались надолго, оказался 1-й гв. ттп. Ко 2 апреля в нём имелось 5 танков данного типа, к концу месяца их осталось 2. В мае полк имел очень пёстрый состав: 18 ИС-1, 4 ИС-2, 5 СУ-76, 5 ИСУ-152 и даже 1 Т-70. Правда, из этого числа 15 ИС-1 требовали капитального ремонта, так что их быстро изъяли. В середине июля 1944 года, когда началась Львовско-Сандомирская операция, полк имел на вооружении 12 ИС и ИСУ, 3 Т-34 и 5 СУ-76. Крайне неоднородный состав полка сохранился и далее. К 6 августа в боеготовности находилось 6 ИС-1, 1 ИС-2, 1 КВ-85 и 1 ИСУ-152. В среднем ремонте находилось по одному КВ-1с, ИС-1 и ИС-2, плюс 2 ИСУ-152.
В таком пёстром составе полк участвовал в Восточно-Карпатской операции. К этому периоду относится последний случай массового применения ИС-1. Помимо 1-го гв. ттп, эти танки использовались примерно в тех же местах и 12-й гвардейской танковой бригадой, которая к 18 октября 1944 года получила пополнение и имела 11 ИС-1, 4 ИС-2 и 30 Т-34.


Это сообщение отредактировал Odisseus - 29.01.2018 - 18:00

Промежуточный ИС
 
[^]
Odisseus
29.01.2018 - 18:01
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 10.12.12
Сообщений: 140
Войну пережили единичные экземпляры ИС-1, один из них даже умудрился промелькнуть на одном из военных парадов в конце 40-х годов. Увы, ни одна машина данного типа не дожила до наших дней. Вряд ли танкисты вспоминали этот танк с особой теплотой, слишком уж много технических проблем было связано с ним. К тому же он не мог похвастаться столь мощной пушкой, как ИС-2. Вместе с тем ИС-1 стал одной из важных вех отечественного танкостроения и последней ступенькой на сложном пути к ИС-2, которому, в свою очередь, было суждено стать одним из лучших тяжёлых танков Второй мировой войны.

По материалам
warspot.ru
wikipedia.org


Промежуточный ИС
 
[^]
FedorZl
29.01.2018 - 18:33
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.02.15
Сообщений: 1060
Когда то, мне подарили зубило из танковой стали. До сих пор работает и думаю переживёт все модели былых танков. Перейдёт по наследству сыновьям.
За статью и подборку фотографий спасибо.
 
[^]
ватниколорад
29.01.2018 - 18:56
2
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 28.05.16
Сообщений: 28
Очень познавательно, спасибо!
 
[^]
melentiy
30.01.2018 - 09:26
9
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 24.09.11
Сообщений: 487
Их было выпущено всего 107 штук. Но один из них стоит и нынче на пр. Стачек в Санкт-Петербурге. А всего сохранилось 2 штуки, второй в Кубинке находится.
 
[^]
Пустотник
30.01.2018 - 09:55
0
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 5.12.17
Сообщений: 212
Очень интересно! Спасибо!
 
[^]
Крымчанин506
30.01.2018 - 10:29
0
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 21.12.17
Сообщений: 45
Круто. Мои любимые танки КВ 85 и ИС в WOT

Отправлено с мобильного клиента YAPik+
 
[^]
z88m
30.01.2018 - 10:52
0
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 8.11.12
Сообщений: 36
Цитата (melentiy @ 30.01.2018 - 09:26)
Их было выпущено всего 107 штук. Но один из них стоит и нынче на пр. Стачек в Санкт-Петербурге. А всего сохранилось 2 штуки, второй в Кубинке находится.

На Стачек в Автово стоит КВ-85
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 7387
0 Пользователей:
[ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх