Памяти экипажа ДПЛ С-80

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Technik79
26.01.2018 - 08:28
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 29.11.16
Сообщений: 102
61
Будет пять фото.

Памяти экипажа ДПЛ С-80
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Technik79
26.01.2018 - 08:29
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 29.11.16
Сообщений: 102
Судьба советской подводной лодки С-80 – одна из самых трагичных и загадочных в истории русского флота. Согласно официальной версии 26 января 1961-го года в ходе обычного рейда субмарина затонула в Баренцевом море из-за попадания в нее забортной воды и фатальных ошибок экипажа. Тем не менее, в истории гибели лодки присутствует слишком много белых пятен. Попробуем рассмотреть формальную версию, после чего обратимся к воспоминаниям людей, причастных к этому делу. Их рассказы также проливают некоторый свет на то, что случилось с этим советским судном, затонувшим за сорок лет до «Курска».

Субмарина С-80 была построена по проекту 613 в 1950-ом году. По типу она относится к дизельным подлодкам с крылатыми ракетами («Whiskey Twin Cylinder» согласно классификации НАТО). За период с 1957-го по 1959-ый годы на ней были проведены работы по модернизации по проекту 644. В результате этого добавилась новая астронавигационная система «Лира» и два контейнера с крылатыми ракетами.

Фото однотипной субмарины:



Памяти экипажа ДПЛ С-80
 
[^]
Technik79
26.01.2018 - 08:30
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 29.11.16
Сообщений: 102
Подводная скорость С-80 составляла 10 узлов, а предельная глубина погружения достигала 230 метров. Длина ее была семьдесят шесть метров, ширина корпуса (максимальная) – 6,6 метра. Силовая установка включала в себя: два дизеля по 2000 л.с., четыре электродвигателя (два гребных и два экономичного хода), аккумуляторные батареи. Вооружение составляли четыре торпедных аппарата, установленных в носовой части (533-мм), и пара стратегических крылатых ракет П-5. На борту лодки, когда она отправилась в свое последнее плавание, находилось пятнадцать офицеров, шестнадцать старшин и тридцать семь матросов основного и запасного экипажей.


Памяти экипажа ДПЛ С-80
 
[^]
Technik79
26.01.2018 - 08:31
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 29.11.16
Сообщений: 102
Ракетная подлодка С-80 (первая из проекта 644), приписанная к Северному флоту, затонула в Баренцевом море 26 января 1961-го года в результате попадания воды через шахту РДП (работа дизеля под водой), а нашли субмарину благодаря наводке местных рыбаков лишь спустя семь лет – 23 июня 1968-го года – на 196-метровой глубине в точке, имеющей координаты 70.01’23” северной широты и 36.35’22” восточной долготы. Лодка была обследована при помощи спускаемой подводной камеры и, после того как результаты анализа были рассмотрены правительственной комиссией, ее решили поднять. Экспедиция особого назначения формировалась долго и тщательно. Возглавил ее капитан первого ранга Сергей Минченко. Перед ним стояла очень сложная задача поднять подлодку с глубины почти в двести метров. Специально для этой работы на место, где лежала утонувшая субмарина, прибыло спасательное судно «Карпаты», имевшее специальное устройство для подъема подобных судов. Водный район охранялся отрядом тральщиков и эсминцем.

Операция «Глубина» проводилась силами ЭОН-10 Северного флота. Она началась 9 июня 1969-го года и проходила в два этапа. Сначала лодку оторвали от грунта и подвесили на подкильных приспособлениях из стропов, а затем судно «Карпаты» подняло лодку до семидесятиметровой глубины и отбуксировало в прибрежный район. Далее ее поднимали уже при помощи водолазов и понтонов. 12 июля С-80 была доставлена в бухту Завалишина, где и была опущена на грунт на пятидесятиметровой глубине. 24 июля 1969-го года операция была успешно закончена, С-80 оказалась на поверхности воды.

В августе начала работу правительственная комиссия, возглавляемая вице-адмиралом, Героем Советского Союза Григорием Ивановичем Щедриным. В результате ее деятельности были восстановлены события, повлекшие за собой гибель субмарины. 26 января 1961-го года С-80, отрабатывая задачи по одиночному плаванию в Баренцевом море, шла на перископной глубине при температуре -5 градусов Цельсия и волнении около 6 баллов. Примерно в 01 часов 27 минут лодка стала уходить ниже перископной глубины, что привело к попаданию воды в шахту РДП. Обогрев поплавкового клапана был отключен, поэтому он обледенел и не сработал. Когда машинист обнаружил поступление воды в пятый отсек, то ошибся и вместо закрытия захлопки РДП повернул маховик комплекса «Лира». Мотористы, сделавшие попытку вручную закрыть второй воздушный запор шахты РДП, уже не успели этого сделать – шток клапана погнулся под давлением воды. В возникшей чрезвычайной ситуации экипаж допустил две ошибки – вовремя не использовал систему продувания аварийно-балластных цистерн и не дал ход гребными электродвигателями. После того, как скорость С-80 упала до нуля, лодка ушла на глубину кормой вниз и вошла в грунт.

С-80 после подъема:


Памяти экипажа ДПЛ С-80
 
[^]
Technik79
26.01.2018 - 08:32
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 29.11.16
Сообщений: 102
Когда все семь отсеков субмарины были осушены, лодка смогла самостоятельно держаться на воде. Большинство записей в корабельных журналах были разъедены морской водой. Следов пожара не наблюдалось, а согласно показаниям найденных корабельных часов было установлено, что авария произошла в считанные мгновения. Первый, пятый, шестой и седьмой отсеки не имели разрушений. Переборки второго, третьего и четвертого отсеков были уничтожены, причем обе переборки третьего отсека были вообще сметены силой, действующей по направлению от кормы к носу. В четвертом (аккумуляторном) отсеке палубу выгнуло вверх. В результате взрыва все, кто находился в четвертом (включая тех, кто успел перейти сюда из пятого), третьем, втором отсеках и боевой рубке погибли. Команды шестого и седьмого отсеков собрались вместе и попытались выйти из лодки, использовав аппараты «ИДА-51». Однако они не успели, переборка в концевой отсек дала трещину, и вода быстро затопила его. Оставшиеся в первом отсеке люди боролись дольше всех. Они грамотно и последовательно выполнили все установленные в подобных случаях мероприятия по борьбе за живучесть. Вода заполнила отсек только через несколько дней….


Первоначальные поиски лодки длились сравнительно недолго. Через неделю – 3 февраля – рыбаки с траулера Т-38 нашли у себя в трале аварийный буй с подлодки. Но никто из них не мог сказать, где именно буй был пойман. На карты нанесли район, где он мог быть оборван штормом. До 16 февраля субмарины активно искали С-80. Если бы тогда спасатели взяли всего на полторы мили севернее, то смогли бы отыскать лодку. Но семидесятую параллель никто так и не пересек. Хотя, даже если бы ее тогда и нашли – помочь не смогли бы ей ничем. Судоподъемное хозяйство по хрущевской воле пребывало в запустении. А едва развитая аварийно-спасательная служба флота была не в состоянии поднять подобную лодку с такой глубины. Главком ВМФ СССР смог «под аварию» выбить у государства денег на развитие спасательных средств. А позднее было спроектировано и построено специальное судно, предназначенное для подъема затонувших подлодок.

А вот, что вспоминал сам Минченко, возглавлявший операцию по подъему лодки: «С-80 была отбуксирована в бухту Завалишина, а там установлена на понтоны. Что с ней было делать дальше? Специалистами из минно-торпедного управления неоднократно заявлялось, что торпеды, которые пролежали под водой много лет, при осушении отсеков могут взорваться от перепада давления. Им практически удалось убедить руководство подорвать лодку, не пытаться рискнуть, не извлекать тел погибших. Весь смысл нашего огромного труда при этом пропадал – ведь мы поднимали лодку, чтобы узнать, почему моряки погибли! Вечером ко мне пришел минер, кавторанг. Попросил дать ему проникнуть в первый отсек и осмотреть торпеды. Риск был огромный, но я все же разрешил. Было необходимо узнать все обстоятельства катастрофы. И ночью мы пошли на С-80. Одетый в легководолазное снаряжение кавторанг исчез в люке. Я его страховал. Потом он вынырнул, посмотрел мне в глаза и сказал: «Не взорвутся». Утром я доложил, что можно работать. Спросили почему. Рассказал начальству про вылазку. За самовольство, конечно, взгрели. Но председатель комиссии – вице-адмирал Щедрин, Герой Советского Союза – приказал осушить отсеки. Потом перешли к самой тягостной части работы – извлечению тел».

Далее стоит обратиться к рассказу ветерана-подводника вице-адмирала Ростислава Дмитриевича Филоновича: «Я первым вошел в отсеки С-80. На это право претендовали политработники, особисты, но было вынесено решение, что субмарину сначала должен осмотреть кораблестроитель. В лодку я вошел с кормы – через аварийный люк в седьмом отсеке. Подводники были лицом вниз. Все – в соляре, выдавленной из топливных цистерн внутрь корпуса. В первом, третьем, втором и седьмом отсеках были воздушные подушки. Большая часть тел была извлечена именно из отсеков в носу подлодки.

Удивительно, но тела хорошо сохранились, многих я узнавал в лицо…. Удар похоже шел из пятого отсека с дизелями, почти все, кто был извлечен из третьего и четвертого отсеков, были с размозженными головами. Те, кого сталь спасла от мгновенной смерти, погибли от удушья. Страшный конец. Все кислородные баллончики дыхательных аппаратов были пусты. Но предварительно моряками был стравлен весь сжатый воздух парогазовых торпед в носовой отсек. Тяжелейшую пытку выдержали не все. Во втором отсеке был найден мичман, замкнувший руками шину, по которой шел многоамперный ток. Один матрос затянул на своей шее петлю, лежа в койке. Так и пролежал в ней все семь лет. Другие держались до последнего. На крышке нижнего люка в боевой рубке были найдены старпом В. Осипов и командир ракетной боевой части В. Черничко. В момент аварии один из них нес командирскую вахту, другой – как вахтенный офицер стоял на перископе. Командир С-80 и его дублер В. Николаев были найдены в жилом офицерском отсеке. Видимо они спустились на ночной завтрак в кают-компанию. Непоправимое случилась очень быстро – они едва успели выбежать в проход отсека…».

Юрий Сенатский, бывший главный инженер экспедиции особого назначения, так говорил об увиденном: «В бухту Завалишина пригнали средний десантный корабль. В трюме установили столы патологоанатомов. Врачи оттирали спиртом лица погибших и изумлялись: щеки мертвецов были розовыми. Кровь в их жилах даже не успела свернуться. Доктора уверяли, что на запасах отсечного воздуха подводники могли продержаться неделю. Неделю они ждали помощи…. Тела погибших были преданы земле в общей могиле возле поселка Оленья Губа в Мурманской области. Кадровики провели свой ритуал – сожгли удостоверения погибших мичманов и офицеров. А капитан первого ранга Бабашин должен был проделать еще одну непростую вещь – разослать родственникам умерших их личные вещи. Для этого купили несколько десятков чемоданов, положили в них тельники, бескозырки, книги, письма…. И отправили по Союзу».

Почему же затонула С-80? На этот счет существует несколько версий. Дизельная торпедная подлодка, которая могла нести крылатые ракеты – испытательная платформа мощного советского оружия. Сергей Минченко говорит следующее: «Вертикальный руль С-80 – двадцать градусов на левый борт – свидетельство того, что подлодка была вынуждена резко отвернуть, чтобы не столкнуться с чем-то или кем-то. Каких-либо рифов или скал там не было. Может быть, лодка попыталась разойтись с неизвестным судном…».

Что это могло быть за судно, внезапно оказавшееся на полигоне боевой подготовки. Ни рыболовецких траулеров, ни советских кораблей там быть не могло, это подтверждается всеми оперативными службами. Если вспомнить насколько часто близ Кольского полуострова появлялись и продолжают появляться чужие подводные лодки, то можно предположить, что подводниками был замечен чужой корабль-разведчик. Может быть, поэтому моряки и решили совершить роковой маневр.

Модель проекта 644:



Памяти экипажа ДПЛ С-80
 
[^]
Technik79
26.01.2018 - 08:33
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 29.11.16
Сообщений: 102
Информацией на сей счет поделился и Евгений Чернов, вице-адмирал запаса, бывший старпом этой подлодки, который незадолго до ее гибели был переведен на другое судно: «Подлодки не должны тонуть при срочном погружении, даже если обмерз поплавковый клапан. Подача воздуха к дизелям перекрывается мощной захлопкой. Как только С-80 начала уходить на глубину, моторист стал перекрывать воздушную магистраль, из которой била вода. Матрос рычаг отжимал вправо, а нужно было влево. Жал с такой силой, что погнул шток. Думал, что перекрывает, но открыл по максимуму. Почему так произошло? Матроса этого прикомандировали с другой лодки. Там воздушная магистраль перекрывалась именно поворотом рукоятки вправо. А он об этой особенности не знал. Следовательно, виновен в том, что лодка затонула тот, кто не предупредил моряка об этом. Кто бы это ни был, обвинять его теперь бессмысленно, тем более, на подлодке было еще семь человек таких же «чужаков».

В заключении хочется отметить отвагу и умение советских моряков, вытащивших С-80. До этого подобную задачу по подъему на капроновых тросах и транспортировке к берегу огромной подлодки не выполнял никто во всем мире. Начальство лишь отметило людей в приказе и выдало им сувениры и подарки.

Узнать, что же именно случилось с субмариной, мы, наверное, уже не сможем. Но обязательно будем помнить храбрых моряков-подводников, державшихся на глубине до последнего вздоха. И о мужестве тех, кто смог, несмотря ни на что, вернуть их тела на землю.

Вечная память!


Подробнее можно почитать здесь:
http://oosif.ru/gibel-s-80pr.644---kak-eto-bylo.

(ссылка работает "копировать-вставить")

Видео:
https://www.youtube.com/watch?time_continue...1&v=PVThqpJa3DI

Спасибо за внимание.

Это сообщение отредактировал Technik79 - 26.01.2018 - 08:39
 
[^]
beloruchka
26.01.2018 - 08:40
0
Статус: Offline


Гость

Регистрация: 21.12.16
Сообщений: 0
До чего же опасна служба подводников!Очень жаль, что к таким трагедиям, и не только на море , приводит человеческий фактор.

Это сообщение отредактировал beloruchka - 26.01.2018 - 08:42
 
[^]
Lewii63
26.01.2018 - 08:41
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.05.14
Сообщений: 2123
сколько раз читаю про С80 и всегда ужасаюсь их смерти. лучше сразу .раз и всё. ужасно неделю умирать от удушья
 
[^]
OldDru
26.01.2018 - 08:41
1
Статус: Offline


старый маразматик

Регистрация: 15.07.16
Сообщений: 35
печальная история
вечная память
 
[^]
SUDI
26.01.2018 - 08:42
1
Статус: Offline


ВасГен рождён в СССР

Регистрация: 6.09.14
Сообщений: 4250
Вода пухом,и вечная память Героям.
 
[^]
sargat68
26.01.2018 - 08:48
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 13.11.17
Сообщений: 3545
Читал об этом. "Карпаты" были построены именно под подъём С-80?
 
[^]
sargat68
26.01.2018 - 08:52
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 13.11.17
Сообщений: 3545
Цитата (Lewii63 @ 26.01.2018 - 08:41)
сколько раз читаю про С80 и всегда ужасаюсь их смерти. лучше сразу .раз и всё. ужасно неделю умирать от удушья

Вряд ли. Январь. Вода в Баренцевом море не замерзает при отрицательных температурах. Огромный морозильник на дне. Скорее всего- погибли от холода быстрее, чем от удушья.
 
[^]
Technik79
26.01.2018 - 08:56
2
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 29.11.16
Сообщений: 102
Цитата (sargat68 @ 26.01.2018 - 08:48)
Читал об этом. "Карпаты" были построены именно под подъём С-80?

Скажем так, деньги на это судно нашлись после гибели С-80. А через семь лет, когда лодку нашли, и "Карпаты" пригодились.
 
[^]
Technik79
26.01.2018 - 09:01
3
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 29.11.16
Сообщений: 102
Цитата (sargat68 @ 26.01.2018 - 08:52)
Цитата (Lewii63 @ 26.01.2018 - 08:41)
сколько раз читаю про С80 и всегда ужасаюсь их смерти. лучше сразу .раз и всё. ужасно неделю умирать от удушья

Вряд ли. Январь. Вода в Баренцевом море не замерзает при отрицательных температурах. Огромный морозильник на дне. Скорее всего- погибли от холода быстрее, чем от удушья.

Когда лодку подняли, в первом отсеке содержание кислорода было всего 6.9% вместо двадцати двух нормальных. Весь воздух (из торпед и дыхательных аппаратов) был израсходован. Так что не от холода они погибли...

Это сообщение отредактировал Technik79 - 26.01.2018 - 09:04
 
[^]
LOKImd
26.01.2018 - 09:23
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.04.12
Сообщений: 2257
Жуть.

 
[^]
burbull
26.01.2018 - 09:35
0
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 25.04.14
Сообщений: 326
А я не понял, о каком взрыве речь? Лодку затопило или взрыв имел место быть?
 
[^]
Technik79
26.01.2018 - 09:46
0
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 29.11.16
Сообщений: 102
Нет, взрыва не было. Затопление нескольких отсеков, потеря плавучести.
 
[^]
zwerg
26.01.2018 - 10:13
1
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 20.01.15
Сообщений: 231
Цитата (Technik79 @ 26.01.2018 - 09:46)
Нет, взрыва не было. Затопление нескольких отсеков, потеря плавучести.

пишут, что был, если так, то это взрыв водорода, появлялся в результате рекции с водой в аккумуляторных ямах.
 
[^]
Xpomosom
26.01.2018 - 13:56
1
Статус: Offline


лентяй

Регистрация: 11.06.12
Сообщений: 101
всегда читаешь такие статьи с задержкой дыхания... пытаешься представить что чувствует человек находясь на глубине, без света, в холодной воде и с ограниченным запасом воздуха..
 
[^]
Одинец
26.01.2018 - 14:00
0
Статус: Offline


Мрачный надругатель

Регистрация: 27.10.10
Сообщений: 10787
Да... в холодной воде так легко, как в фильме "72 метра", не поплаваешь...
 
[^]
KapitanOleg
26.01.2018 - 14:08
1
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 16.02.15
Сообщений: 657
Про эту лодку Николай Черкашин хорошо написал
 
[^]
noa3
26.01.2018 - 23:08
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.03.11
Сообщений: 2761
Царство небесное и вечная память - погибшим на боевом посту в мирное время.
ТС спасибо за памятный рассказ.

 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 3838
0 Пользователей:
[ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх