Махачкалинский Форт Байяр

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
2.04.2017 - 14:40
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
117
Очень интересное сооружение с еще более интересной историей. Жаль, что сейчас все вот так разрушено, заброшено, но были времена ...

17 фото и 1 видео

Испытательная станция морского оружия сданная в эксплуатацию в 1939 году находится на расстоянии 2,7 км от берега и давно уже не эксплуатируется. Еще часто это место называют бывшим 8 цехом "Дагдизеля". Здание ее окончательно разрушено бурными волнами неспокойного седого Каспия. Достаточно сказать, что наблюдательная вышка станции находится на высоте 42 метров над уровнем моря, и в шторм до вышки долетают пенистые закрученные волны.

Махачкалинский Форт Байяр
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
2.04.2017 - 14:41
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Вся подводная часть гигантского павильона, получившая название «Массив», строилась на побережье в котловане емкостью пятьсот тридцать тысяч кубометров, вырытом с помощью земснарядов, (а порой вручную).

Первые упоминания о «павильоне» (так это здание именовалось в официальной переписке) в архивных документах относятся к январю 1934 года. Начальник Специального проектного бюро при Двигательстрое Можуго в письме начальнику строительства Н.А.Фетисову и секретарю парткома З.Г.Феодаеву детально, с точностью до одного дня сообщает сроки возведения фундамента будущего здания или, как его называли, «массива-гиганта», и вывода его в море.

Махачкалинский Форт Байяр
 
[^]
SESHOK
2.04.2017 - 14:41
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Как гениально совершенна была конструкция самого здания, так же гениально прост был план его строительства: предлагалось на берегу моря вырыть огромный котлован, уплотнить его дно грунтощебенистой подсыпкой и уложить по ней брусчатый настил. Установить изготовленную заранее опалубку и забетонировать «массив».

Выдержав 28 дней в опалубке, вывести его в море. К этому времени в определенной морской точке уже должно быть подготовлено основание каменной наброски для установки на нем «массива-гиганта». После установки и подводного бетонирования осень-зиму 1934 года и весну 1935 года отвести для естественной усадки сооружения. Затем в течение трех месяцев к августу возвести надводную часть.

В ходе строительства завода «Дагдизель» было осуществлено предусмотренное проектом сооружение испытательной станции в море для испытания будущих изделий предприятия. Строительство этого уникального и единственного в нашей стране сооружения началось в июне 1934 года и завершилось в 1936 году. Станция площадью более 5 тысяч кв. метров с наблюдательной вышкой высотой 42 метра была воздвигнута в море на расстоянии 2,7 км от берега.

Махачкалинский Форт Байяр
 
[^]
SESHOK
2.04.2017 - 14:41
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
04

Махачкалинский Форт Байяр
 
[^]
SESHOK
2.04.2017 - 14:42
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Вся подводная часть гигантского павильона, получившая название «Массив», строилась на побережье в котловане емкостью 530000 кубометров, вырытом с помощью земснарядов.

На дне котлована был построен огромный железобетонный «ящик» высотой 14 метров, после чего искусственная перемычка, отделявшая котлован от моря, была разрушена, и всплывший «ящик» отбуксировали на место строительства станции в феврале 1935 года. Там «ящик» наполнили водой и «посадили» на заранее подготовленную площадку из бутового камня.

Дальше строительство станции велось обычным способом с доставкой людей и материалов морскими судами. В отчете о состоянии строительства на 10 октября 1936 года отмечалось: «Выведен и установлен на море, на подготовленное основание железобетонный массив-гигант, на котором будет построено основное здание. Строительные работы и монтаж оборудования будут закончены в 1937 году».

Махачкалинский Форт Байяр
 
[^]
SESHOK
2.04.2017 - 14:42
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
В январе 1937 года строящийся цех «А» был переименован в цех № 8. Чертежи планировки надводной части здания восьмого цеха были разработаны главным инженером А. Дезорцевым, начальником проекта Г. Ахтенштейном, старшим инженером М. Матевосяном и проектировщиком П. Парфеновым. Этот цех был сдан в эксплуатацию в 1939 году.

В инвентарной карточке значилось: здание площадью 5189 кв. м, общим объемом 26000 куб. м установлено на железобетонном фундаменте, стены кирпичные, перекрытия железобетонные, полы паркетные.

Махачкалинский Форт Байяр
 
[^]
SESHOK
2.04.2017 - 14:42
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Функционировал лифт, который поднимал на смотровую вышку, находящуюся на девятом этаже. Так как погода на Каспии чаще неспокойная и испытатели из-за шторма могли задержаться на длительное время, для них в правом крыле цеха на верхних этажах были столовая, гостиница и даже библиотеке.

А в середине подвального помещения в большом спортивном зале рабочие играли в баскетбол и волейбол. Для осуществления связи с восьмым цехом и его обслуживанием на берегу были сооружены северный и южный молы порта, пристань и судоремонтный цех. Строительство всех гидротехнических сооружений велось под руководством опытных специалистов П. И. Климова и М. Я. Соколова.

Махачкалинский Форт Байяр
 
[^]
SESHOK
2.04.2017 - 14:42
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Подводными работами при сооружении станции руководил Н. А. Балабайченко. В 1942 году в связи с эвакуацией завода в Казахстан эксплуатация цеха прекратилась, после войны восстановилась и была окончательно прекращена в начале 1960-х в связи с выпуском новых торпед, требующих больших глубин для испытаний.


Махачкалинский Форт Байяр
 
[^]
SESHOK
2.04.2017 - 14:43
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Помимо строительства морского цеха, перед Двигательстроем стояли и другие гидро-технические задачи: сооружение юго-восточного мола и причала для водного транспорта, который будет эксплуатироваться с момента вывода «массива» в море.

Однако жизнь ставила свои преграды, и столь тщательно продуманный план рухнул в первые же дни. Прежде всего затянулось рытье котлована. Иначе и быть не могло, если на 25 марта 1934 г. там работало всего 35 человек, трактор «Коммунар» да пара лошадей.

В дальнейшем этому строительному участку было уделено большое внимание, и численность рабочих здесь стала самой большой на Двигательстрое. Уже через 4 месяца здесь работало около ста плотников, 46 чернорабочих, 36 пильщиков 2 моториста, слесарь-водопровод.

Махачкалинский Форт Байяр
 
[^]
SESHOK
2.04.2017 - 14:43
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
9 апреля 1935 года в предмайском обращении к коллективу администрация по поручению производственной конференции призвала закончить рытье котлована к 1 июня, вынуть 140 тыс. кубометров земли. С 12 апреля был объявлен ударный штурм. Ежесуточную выемку земли с 500 кубометров довели до 3000. Каждый рабочий и служащий должен был в течение апреля отработать не менее 30 часов сверхурочного времени в котловане.

Махачкалинский Форт Байяр
 
[^]
SESHOK
2.04.2017 - 14:43
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Уже 20 ноября 1935 г. секретарь парткома Феодаев сообщает в Северо-Кавказский краевой комитет ВКП(б): «Сооружение массива окончено. Остались штукатурные работы внутри массива, которые по намеченному плану должны быть окончены к 5-10 декабря. Вывод массива в море к его месту назначения в данное время за неподготовленностью «постели» и неокончания морских работ задерживается».

Что же такое «постель и основание каменной наброски? Почему эти работы выбились из графика и затянули строительство.

Дело в том, что глубина моря в месте возведения цеха достигала 12 метров. Нужна была каменная наброска, на которую и собирались водрузить массив. Но, если камни бросать непосредственно на дно, подводные течения будут вымывать из-под них песок, лишая тем самым здание устойчивости. Поэтому предполагалось за 10-15 дней до вывода массива в море в условленном месте начать дноуглубительные работы.

Махачкалинский Форт Байяр
 
[^]
SESHOK
2.04.2017 - 14:44
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Обследование дна бурением заставило строителей предусмотреть его углубление до 19 метров от ординара. Объем работ предположительно определили в 530 тысяч кубометров выемки песчаного фунта. Для их выполнения были арендованы земснаряды «Степан Разин», находящиеся в ведении Южно-Каспийской базы в Баку, и «Волго-Каспий N 6″ из Астрахани.

Но ни один земснаряд не мог работать на больших глубинах, поэтому «Волго-Каспий» пришлось переоборудовать. Кроме выемки котлована, земснарядам предстояло провести и другие дноуглубительные работы, в том числе прорыть подводный канал, чтобы в свое время по нему через мелководье вывести в море массив.


Махачкалинский Форт Байяр
 
[^]
SESHOK
2.04.2017 - 14:44
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
К моменту окончания строительства массива-гиганта работы в море были выполнены только на 30 процентов. Оставалось произвести тщательное равнение «постели» укладкой 3000 кубометров камня. Вот что пишет об этом инженер Двигательстроя и автор проекта А.С.Дезорцев в Дагобком Н.Самурскому: «Железобетонный понтон, подлежащий выводу полностью закончен.

Канал тоже прорыт на всем протяжении. Не закончено разравнивание водолазами каменной «постели» в море, на которую должно быть поставлено сооружение после его вывода. Еще полтора месяца назад водолазных работ оставалось на 10 рабочих дней. Учет метеорологических условий позволял предположить, что в течение одного-двух месяцев мы будем иметь 10-12 штилевых дней, которые используем для окончания «постели», и в конце ноября сможем вывести массив-гигант в море.

Махачкалинский Форт Байяр
 
[^]
SESHOK
2.04.2017 - 14:44
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Штилевые дни действительно были и работа была бы закончена, ели бы не одно обстоятельство, которое я не учел и которое делает нереальным мои планы. Дело в том, что в штилевые дни, чередующиеся со штормовыми, возможен выход водолазного флота в море и спуск водолазов под воду, но их работа совершенно исключается, так как в этих слоях воды происходит такое помутнение, что водолаз не может ориентироваться и выполнять работу.

Махачкалинский Форт Байяр
 
[^]
SESHOK
2.04.2017 - 14:44
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Только в сентябре 1936 года массив был выведен и установлен в море на железобетонное основание. Теперь предстояло возведение на нем основного здания. Но еще не существующий цех «А5″ уже переименовали в цех N 8. Проектировали надводную часть уникального сооружения управление строительства механического завода N 182 и Юго-восточное Ростовское отделение Промстройпроекта НКТП СССР. На чертежах — подписи главного инженера А.СДезорцева, начальника проекта двадцатипятилетнего Г.И. Ахенштейна, старшего инженера Матевосяна, проектировщика и чертежника П.П.Парфенова.

В 1939 году цех был сдан в эксплуатацию. В инвентарной карточке значится: «Здание площадью 5185 кв. м, общим объемом 26000 куб. м. установлено на железобетонном фундаменте, стены кирпичные, крыша рубероидная, перекрытия железобетонные, полы паркетные».


Махачкалинский Форт Байяр
 
[^]
SESHOK
2.04.2017 - 14:45
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Самая верхняя из четырех смотровых площадок возвышается над уровнем моря на 41,7 метра.

Из намеченных работ по строительству порта были сделаны только молы, волнорез и под бухту облагорожен котлован, в котором строили массив-гигант. К этим работам больше не возвращались и пользовались только теми причалами, которые были построены для катеров и барж, возивших строителей и стройматериалы в морской цех.

Махачкалинский Форт Байяр
 
[^]
SESHOK
2.04.2017 - 14:45
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
К сожалению, цех прослужил заводу недолго. И не от того, что был плохо построен. Поменялись требования к проводимой в цехе работе, и в апреле 1966 года это грандиозное сооружение было списано с заводского баланса.

Вот уже 60 лет стойко сопротивляется стихии это уникальное здание — памятник трудовому подвигу первостроителей-двигательстроевцев.

Что его ждет? Найдется ли ему хозяин?

Махачкалинский Форт Байяр
 
[^]
SESHOK
2.04.2017 - 14:45
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Завершающая
Отсюда


 
[^]
dertumer
2.04.2017 - 14:46
0
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 27.09.13
Сообщений: 845
На этих фотография изображена испытательная станция морского оружия, которая была сдана в эксплуатацию ещё перед самым началом Второй Мировой войны, в 1939 году. Сейчас, конечно, никакой эксплуатации нет. Расстояние между берегом и башней составляет чуть менее 3 км (2,7 км). Само здание с каждым годом разрушается всё сильнее, так на него влияет неспокойный Каспий. Для большей наглядности: наблюдательная вышка располагается на высоте почти 42-ух метров, и во время среднего шторма волны долетают до неё, ударяясь с огромной силой…

Махачкалинский Форт Байяр
 
[^]
bambrs
2.04.2017 - 14:52
3
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 21.11.15
Сообщений: 305
Видел я его , правда издалека... Говорили, что там браконьеры себе базу сделали.. Еще байка была, что есть еще подземный ход туда с берега, но скорее всего это просто разговоры.

Да, впечатляет этот рукотворный остров-крепость.
 
[^]
Octacopter
2.04.2017 - 14:56
3
Статус: Offline


Задушевник

Регистрация: 1.07.15
Сообщений: 142
Бывал на нем. Не скажу как и когда. Бояр там нет. Напоминает Форт БоярД. Хотя велисопедия предполагает их наличие.

Это сообщение отредактировал Octacopter - 2.04.2017 - 15:00

Махачкалинский Форт Байяр
 
[^]
Широкоф
2.04.2017 - 15:00
13
Статус: Offline


Пудрила

Регистрация: 5.03.14
Сообщений: 3587
Цех не в Махачкале,а в Каспийске,ибо завод Дагдизель находится в Каспийске.

Это сообщение отредактировал Широкоф - 2.04.2017 - 15:02
 
[^]
Чемшпион
2.04.2017 - 15:10
4
Статус: Offline


Путник

Регистрация: 20.09.16
Сообщений: 43
Вот ведь раньше подвиги были! Трудовые и строительные. Сколько таких небывалых объектов по всему бывшему союзу заброшено..
...
А наш форт Боярд было бы неплохо иметь
 
[^]
shikari
2.04.2017 - 15:23
8
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 24.01.15
Сообщений: 1113
К Махачкале он никаким боком не относится.
 
[^]
Биоинженер
2.04.2017 - 16:38
0
Статус: Offline


Бумбурек

Регистрация: 17.01.17
Сообщений: 4175
славное строение
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 20044
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх