Как из "Ленина" вырезали сердце

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
27.02.2017 - 20:27
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 329156
178
6 фото и документы

Летописцы побед первого в мире атомного ледокола эту историю боязливо обходят
Александр Емельяненков


Как из "Ленина" вырезали сердце
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
27.02.2017 - 20:27
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 329156
Восстанавливал обстоятельства засекреченной операции, которой подвергся осенью 1967 года первенец атомного ледокольного флота. Через десять лет после спуска на воду и после трех-четырех (всего-то!) арктических навигаций ядерная энергетическая установка ледокола "Ленин", состоявшая первоначально из трех реакторов, пришла в такое удручающее состояние, что те же конструкторы, инженеры и привлеченные для консультаций ученые не придумали ничего лучше, как избавиться от нее методом "свободной выгрузки через днище".Как свидетельствует старший научный сотрудник ИПТ РАН Ю.Л. Бордученко, одна из самых тяжелых аварий на атомоходе "Ленин" произошла в феврале 1965 года при подготовке ледокола к навигации. В результате ошибочных действий персонала была повреждена активная зона реактора N 2, и ее потребовалось выгрузить. А к концу навигации на том же реакторе выявилась утечка теплоносителя. Причем негерметичность первого контура оказалась на "неотсекаемом" участке трубопровода.

Другое обстоятельство, предопределившее судьбу атомохода-первенца и его энергетического сердца, обусловлено тем, что с момента передачи ледокола "Ленин" в эксплуатацию был накоплен немалый опыт проектирования и эксплуатации морских ЯЭУ и наземных атомных электростанций. С учетом этих обстоятельств Совет министров СССР по представлению минсредмаша, минсудпрома и ВМФ принял решение о полной замене атомной установки ОК-150 на установку типа ОК-900, технический проект которой был разработан для новых линейных ледоколов проекта 1052 (типа "Арктика").

Демонтировать вручную, поагрегатно, подлежавшие замене узлы и механизмы, включая текущий корпус одного из реакторов, радиационно загрязненные трубопроводы и парогенераторы, означало бы переоблучить людей и растянуть ремонтно-восстановительные работы на долгий срок. Поэтому был избран другой путь...

Вес выгружаемого оборудования составил 3700 тонн, габариты - 22,5 х 13 х 12 м. Предварительные демонтажные работы на корпусе и в днище корабля продолжались с 8 по 19 сентября 1967 года. Ледокол при этом находился над местом захоронения реакторного отсека.

Как из "Ленина" вырезали сердце
 
[^]
SESHOK
27.02.2017 - 20:27
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 329156
Документ

Из вахтенного журнала а/л "Ленин"

19 сентября 1967 года

Корабельный инженер тов. Титов осмотрел качество реза переборок. Просили передать, что качество реза переборок хорошее.

19.35. Отверстия в креновых цистернах заварены, работы проверены и приняты старшим помощником капитана.20.00. Стоим на якоре (левом)... В воде семь смычек каната. По носу на якоре стоит п/б "Лепсе", с которой на наш нос заведен короткий, около 25 метров, буксир. По корме на якоре находится с/с "Алтай", с которого на нашу корму также заведен буксир. Ведутся подготовительные работы по выгрузке отсека.

20.30. В заряды установлены детонаторы, проверены цепи питания запалов. Все люди из центрального отсека вышли, начато заполнение отсека забортной водой самотеком.

(В графе замечания капитана: "22.15. Осадка ледокола 10,5 метра. Соколов".)

21.20. В столовой команды собраны все аварийные партии на инструктаж.

21.30. Инструктаж окончен.

21.40. П/б "Лепсе", с/c "Алтай", л/к "Капитан Мелехов" предупреждены по УКВ о том, что с этого момента они должны держать свои машины и экипажи в постоянной готовности.


Как из "Ленина" вырезали сердце
 
[^]
SESHOK
27.02.2017 - 20:28
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 329156
Этому моменту предшествовала ювелирная и небезопасная работа водолазных специалистов. Используя специальное оборудование, они за двое суток проделали в днище ледокола под реакторами рез с периметром 60 метров. Затем его уплотнили поролоном с брезентом, что позволило откачать воду из центрального отсека и приступить к резке переборок. Исследовавший эту работу Ю.Л. Бордученко рассказывает:

"Средняя часть силовых продольных переборок разрезалась вручную, нижняя - с помощью дистанционно управляемого устройства. Резка нижней части силовой переборки была наиболее ответственным моментом, предшествовавшим подрыву зарядов, так как отсек удерживался в корпусе верхними участками четырех переборок высотой около 2,3 м каждая, предназначенными для подрыва кумулятивными зарядами.

При наличии внутренних трещин хотя бы в одной из перемычек могла быть нарушена ее прочность, и отсек массой 3700 т из-за перекоса расклинился бы в корпусе ледокола. Поэтому были установлены верхние и нижние упоры, препятствующие перекосу отсека, специальное спусковое устройство, направляющее отсек при выходе его из корпуса...


На момент подрыва кумулятивных зарядов на ледоколе оставались только аварийно-спасательные партии и комиссия, руководившая выгрузкой отсека".

Как из "Ленина" вырезали сердце
 
[^]
SESHOK
27.02.2017 - 20:28
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 329156
Документ

Из вахтенного журнала а/л "Ленин"

19 сентября 1967 года

21.50. Аварийная тревога, всем аварийным партиям занять свои места.

22.05. Начали выбирать якорный канат.

22.10. С/с "Алтай" сообщил о постоянной готовности машин и экипажа. Якорный канат выбран до 3 смычек в воде.

22.15. Уровень воды в центральном отсеке достиг 9,0 метра. Носовой и кормовой клинкеты перекрыты, заполнение отсека забортной водой прекращено.

22.22. Капитаном объявлена 5-минутная готовность.

22.27. Произведен взрыв. Отсек ушел в воду. Аварийные партии приступили к осмотру своих постов.

22.50. Крена нет. Поступили доклады от всех аварийных партий об отсутствии повреждений окружающих центральный отсек переборок. Отбой аварийной тревоги.

23.05. Отдан буксир на п/б "Лепсе".23.15. Выбран левый якорь, с/с "Алтай" дал малый ход, отводит ледокол за корму от места выгрузки центрального отсека...

24.00. За ходовое время пройдено на буксире 4 кбт. Вахту сдал 2 помощнику капитана Захарову.

Как рассказывают участники той операции, после подрыва зарядов и отделения реакторного отсека ледокол всплыл, уменьшив осадку примерно на 2-2,5 метра. Тем самым подтвердились предварительные расчеты, которые проводились в бассейне ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова в Ленинграде на моделях в масштабе 1:50.

А действие кумулятивных зарядов заблаговременно проверялось в Военно-инженерной академии им. Ф.Э. Дзержинского и в ЦНИИ металлургии и сварки на натуральных образцах стали толщиной 36 мм и на макетах в 1:5 натуральной толщины.


Как из "Ленина" вырезали сердце
 
[^]
SESHOK
27.02.2017 - 20:29
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 329156
Завершающая
Отсюда

От Новой Земли обездвиженный ледокол со всеми предосторожностями отбуксировали в Кольский залив. 26 сентября 1967 года "Ленин" прибыл в порт, а 5 октября его поставили в док СРЗ-35 в поселке Росляково. К середине ноября днище ледокола восстановили, а еще через несколько дней завершили установку забортной арматуры - уже по новому проекту. Затем его подготовили к морскому переходу и благополучно отбуксировали через Баренцево море в Белое - на судоремонтный завод "Звездочка", что в Северодвинске. Там он был поставлен у причальной стенки предприятия для монтажа новой реакторной установки типа ОК-900 и обслуживающих ее систем.

За два года, к апрелю 1970-го, модернизационные работы были в основном завершены. Чтобы вписать в существующий корпус новую ГЭУ (вместо прежних трех теперь было два реактора), пришлось "перекроить" 204 из 675 помещений ледокола. В ходе этих работ было установлено 6200 единиц нового оборудования, из них свыше тридцати - головные образцы. То есть такие, что устанавливались впервые. Проект модернизированного атомного ледокола "Ленин" получил номер 92М.

Как и намечалось, 22 апреля 1970 года, к 100-летнему юбилею вождя мирового пролетариата, оба реактора новой установки были выведены на мощность. У заводской стенки провели комплексные испытания установки ОК-900, а в мае того же 1970-го обновленный ледокол с пересаженным энергетическим "сердцем" отправился в море на ходовые испытания. Спустя месяц был подписан приемный акт, и 21 июня атомоход "Ленин" вновь заступил на службу в Арктике.


Как из "Ленина" вырезали сердце
 
[^]
weles
27.02.2017 - 20:33
6
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 13.12.11
Сообщений: 279
Интересно. Молодцы.
 
[^]
dirak
27.02.2017 - 20:35
13
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 1.12.16
Сообщений: 333
Не знал. Спасибо ТС, было интересно.
 
[^]
LIVSI
27.02.2017 - 20:36
4
Статус: Offline


Местный

Регистрация: 6.06.08
Сообщений: 1864
во блин, не знал. ТС спасибо blink.gif
 
[^]
Hrenly
27.02.2017 - 20:36
74
Статус: Offline


ЯПердоле! Курва!

Регистрация: 24.02.15
Сообщений: 2635
Рыба вокруг старого реактора плавает и светится от счастья smile.gif
 
[^]
РЫБА67
27.02.2017 - 20:38
17
Статус: Offline


Я сам себе демиург

Регистрация: 4.12.12
Сообщений: 548
Охуеть там спецы работали!!!! Что водолазы, что подрывники, что инженеры! bravo.gif Интересно а сейчас таких найти можно?!

Это сообщение отредактировал РЫБА67 - 27.02.2017 - 20:39
 
[^]
zazuly
27.02.2017 - 20:39
1
Статус: Offline


Кукушонок в капюшоне

Регистрация: 24.09.13
Сообщений: 9948
Рискованная операция, ведь могло пойти что-то совсем не так как планировалось.
 
[^]
sadmiv
27.02.2017 - 20:41
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.07.14
Сообщений: 1124
Интересно, но много не досказано. Было ли выгружено топливо, дырявый реактор так и затопили без дополнительных оболочек (саркофага)?

Отправлено с мобильного клиента YAPik+
 
[^]
Rold
27.02.2017 - 20:44
3
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 14.07.10
Сообщений: 7127
Знал про это. Единственно, что непонятно - реакторы "выгрузили" вместе с топливом? Если с топливом, то мудаки.
 
[^]
Rumer
27.02.2017 - 20:47
4
Статус: Offline


Reader

Регистрация: 5.09.14
Сообщений: 18187
Во как! Хорошая штука интернет. Чего только не узнаешь!
 
[^]
Gosha81
27.02.2017 - 20:48
0
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 7.01.17
Сообщений: 196
Вот это масштабы работы!
 
[^]
ЛукаМорьев
27.02.2017 - 20:50
15
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 23.08.08
Сообщений: 537
Цитата (sadmiv @ 27.02.2017 - 21:41)
Интересно, но много не досказано. Было ли выгружено топливо, дырявый реактор так и затопили без дополнительных оболочек (саркофага)?

Отправлено с мобильного клиента YAPik+

Отчасти была проведена выгрузка топлива и консервация.
Вот что еще пишут:
К августу 1967 года ледокол отбуксировали в Северодвинск. Там из реактора выгрузили ядерное топливо, промыли его первый контур и заполнили твердеющей смесью. А затем поставили "Ленина" на якоря у Новой Земли в заливе Цивольки, где глубины едва достигают 40-50 метров. Обложили днище под реакторным отсеком шнуровым зарядом, рванули, и реактор вместе с частью обшивки попросту вывалился из судна. Одновременно 125 поврежденных тепловыделяющих сборок, размещенных внутри специального понтона, как написано в отчете, затопили неподалеку.
Взято тут
 
[^]
bolych
27.02.2017 - 20:51
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.07.11
Сообщений: 2450
Цитата (Rold @ 27.02.2017 - 20:44)
Знал про это. Единственно, что непонятно - реакторы "выгрузили" вместе с топливом? Если с топливом, то мудаки.

Вроде на Лепсе перегружали, в том числе и поврежденные сборки.
 
[^]
Тангут
27.02.2017 - 20:53
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.07.13
Сообщений: 5425
Прочитал и просто офигел!!! Ювелирнейшую операцию провели. Я в восторге от русского инженерного гения!
 
[^]
jimmy86
27.02.2017 - 20:54
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.08.15
Сообщений: 1570
Название темы жесть конечно. ТС ты хоть подпиши что ледокол.
 
[^]
Rold
27.02.2017 - 20:54
0
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 14.07.10
Сообщений: 7127
Цитата (bolych @ 27.02.2017 - 20:51)
Цитата (Rold @ 27.02.2017 - 20:44)
Знал про это. Единственно, что непонятно - реакторы "выгрузили" вместе с топливом? Если с топливом, то мудаки.

Вроде на Лепсе перегружали, в том числе и поврежденные сборки.

Всё же мудаки.
Цитата
Одновременно 125 поврежденных тепловыделяющих сборок, размещенных внутри специального понтона, как написано в отчете, затопили неподалеку.
 
[^]
sadmiv
27.02.2017 - 21:03
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.07.14
Сообщений: 1124
Цитата (ЛукаМорьев @ 27.02.2017 - 20:50)
Цитата (sadmiv @ 27.02.2017 - 21:41)
Интересно, но много не досказано. Было ли выгружено топливо, дырявый реактор так и затопили без дополнительных оболочек (саркофага)?

Отчасти была проведена выгрузка топлива и консервация.
Вот что еще пишут:
К августу 1967 года ледокол отбуксировали в Северодвинск. Там из реактора выгрузили ядерное топливо, промыли его первый контур и заполнили твердеющей смесью. А затем поставили "Ленина" на якоря у Новой Земли в заливе Цивольки, где глубины едва достигают 40-50 метров. Обложили днище под реакторным отсеком шнуровым зарядом, рванули, и реактор вместе с частью обшивки попросту вывалился из судна. Одновременно 125 поврежденных тепловыделяющих сборок, размещенных внутри специального понтона, как написано в отчете, затопили неподалеку.
Взято тут

Но загадка вот в чем: на дне Карского моря все это лежит так, где и обозначено на картах, однако следов опасного контейнера весом в 350 тонн с тепловыделяющими сборками с "Ленина" ни разу обнаружить так и не удалось. Соответственно - и определить, в каком они состоянии.

С того же сайта

Отправлено с мобильного клиента YAPik+

Это сообщение отредактировал sadmiv - 27.02.2017 - 21:04
 
[^]
maxas33
27.02.2017 - 21:06
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.04.16
Сообщений: 3728
Цитата (РЫБА67 @ 27.02.2017 - 20:38)
Охуеть там спецы работали!!!! Что водолазы, что подрывники, что инженеры! bravo.gif Интересно а сейчас таких найти можно?!

Судя по всему есть разные мнения.
Например вот в комментариях выше:

"Обложили днище под реакторным отсеком шнуровым зарядом, рванули, и реактор вместе с частью обшивки попросту вывалился из судна."
 
[^]
Shabalok
27.02.2017 - 21:06
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.09.13
Сообщений: 1540
Цитата (sadmiv @ 27.02.2017 - 20:41)
Интересно, но много не досказано. Было ли выгружено топливо, дырявый реактор так и затопили без дополнительных оболочек (саркофага)?

Отправлено с мобильного клиента YAPik+

Цитата
Из экспедиции к берегам архипелага Новая Земля на днях вернулось научно-исследовательское судно Северного управления гидрометеослужбы "Иван Петров". Его экипаж и ученые, находившиеся на борту, намерены были обследовать состояние затопленного еще в 1967 году в мелководном заливе Цивольки Карского моря аварийного ядерного реактора и тепловыделяющих сборок первенца советского атомного ледокольного флота - ледокола "Ленин". Но, как сообщил нештатный корреспондент "Труда" в Архангельске Алексей Гундоров, экспедиция завершилась неудачей. Даже обнаружить в обозначенном на картах месте опасное захоронение не удалось. Между тем повышенный радиоактивный фон в заливе Цивольки позволяет предположить, что неизвестно где затаившийся на дне контейнер дал течь.
Та авария на "Ленине" произошла еще в феврале 1965 года, во время плановых ремонтных работ. По недосмотру оператора на некоторое время активная зона реактора ледокола осталась без охлаждения. Худшее удалось предотвратить, однако больше половины тепловыделяющих сборок вышли из строя. О последствиях радиоактивного загрязнения окружающей среды в те годы особенно не задумывались. Поэтому способ утилизировать едва не взорвавшийся реактор выбрали, может, отчасти и кощунственный, однако дешевле и проще некуда.
К августу 1967 года ледокол отбуксировали в Северодвинск. Там из реактора выгрузили ядерное топливо, промыли его первый контур и заполнили твердеющей смесью. А затем поставили "Ленина" на якоря у Новой Земли в заливе Цивольки, где глубины едва достигают 40-50 метров. Обложили днище под реакторным отсеком шнуровым зарядом, рванули, и реактор вместе с частью обшивки попросту вывалился из судна. Одновременно 125 поврежденных тепловыделяющих сборок, размещенных внутри специального понтона, как написано в отчете, затопили неподалеку.
Только правду ли написали в казенной бумаге? Лишь в последние годы, когда до властей и специалистов стало доходить, что мы на самом деле натворили в те годы, к месту захоронения радиоактивных последствий аварии было направлено несколько экспедиций. Надо сказать, что обследовать у Новой Земли им было что и без "фонящих" внутренностей ледокола "Ленин". В результате нашего бездумного отношения к окружающей среде в тех местах затоплено: в Новоземельской впадине - 1450 контейнеров с радиактивным содержимым. В заливе Степового - целиком атомная подводная лодка К-27 и 1850 контейнеров. В заливе Течений - 2 реактора с атомной подводной лодки К-140. В заливе Абросимова - 8 реакторов, причем 4 из них с невыгруженным топливом. И этот перечень далеко не полон. Но загадка вот в чем: на дне Карского моря все это лежит так, где и обозначено на картах, однако следов опасного контейнера весом в 350 тонн с тепловыделяющими сборками с "Ленина" ни разу обнаружить так и не удалось. Соответственно - и определить, в каком они состоянии.
В одной из центральных газет недавно появилось предположение, будто отчет фальсифицирован. Якобы из-за разыгравшегося шторма экипаж тянувшего понтон буксира, чтобы не утонуть самим, у острова Колгуев вдали от Новой Земли попросту обрубил трос. Понтон понесло по воле волн, а затонул он вовсе не там, где теперь его ищут. А в отчете записали то, что требовало начальство. Однако эта версия вызвала бурю возмущения в Мурманском морском пароходстве. "Труду" удалось разыскать непосредственных участников той давной экспедиции. Рассказывает Михаил Гурьян, бывший спецмеханик плавбазы "Лепсе", осуществлявшей буксировку злополучного понтона:
- То, что до сих пор писала пресса об этом деле, иначе как свинством не назовешь. Да, мы тогда попали в сильнейший шторм. Да, трос был оборван, но не нами, а волнами. Но мы-то знали, чем грозит произвольное затопление контейнера. Поэтому "Лепсе" долго дрейфовала рядом с понтоном. А потом наш боцман Александр Болтаев, рискуя собой, изловчился прыгнуть на понтон и сумел снова закрепить буксировочный трос. И до залива Цивольки бы все же добрались, и контейнер затопили там, где положено.
Корреспондентам "Труда" удалось даже разыскать того, кто перед затоплением открыл кингстоны загадочно пропавшего понтона. Это сделал бывший старший механик плавбазы "Лепсе", а нынче директор ремонтно-технологического предприятия "Атомфлот" в Мурманске Александр Синяев. И он утверждает - контейнер никуда пропасть не мог, он лежит на дне именно там, где и положено. А что его не могут найти, так это неудивительно, считает, Синяев. Ведь размеры понтона сравнительно невелики, а на дне залива столько всего металлического валяется...
В любом случае, считают ученые и активисты экологических движений, поиски надо продолжать во что бы то ни стало. Ведь аварийная сборка с ледокола "Ленин" содержит около 60 процентов суммарной активности, когда-либо сброшенной в Карское море.
Директор Программы по ядерной и радиационной безопасности Владимир КУЗНЕЦОВ:
- Два года назад район обследовали еще и специалисты МЧС. Судя по собранным данным, началась разгерметизация захоронения, в заливе Цивольки повышенный радиационный фон. Рано или поздно может произойти катастрофический выброс.
Руководитель Центра экологической политики России профессор Алексей ЯБЛОКОВ:
- Реактор с атомохода "Ленин" - это экологическая бомба замедленного действия, которая грозит всей экосистеме региона. А там зона активного рыболовного промысла. Выходит, к нам на стол скоро станут попадать все более радиоактивные морепродукты из Карского моря.
 
[^]
den75
27.02.2017 - 21:10
5
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 13.05.16
Сообщений: 110
Цитата
Прочитал и просто офигел!!! Ювелирнейшую операцию провели. Я в восторге от русского инженерного гения!


Только сначала угробили систему охлаждения , из-за этого и пришлось так извращаться .

«Вторая авария на ледоколе произошла в 1967 году. После плановой загрузки свежего ядерного топлива в один из реакторов ЯЭУ [ядерной энергетической установки] ледокола, была зафиксирована течь из трубопроводов третьего контура (контур охлаждения оборудования первого контура). Для выяснения места протечки требовалось вскрытие биологической защиты в реакторном отсеке.
Защита была изготовлена в виде сплошной заливки из бетона с металлической стружкой и не являлась разборной, поэтому работы выполнялись с помощью отбойных молотков. Это привело к тому, что в процессе работ были нанесены новые серьезные механические повреждения оборудованию реакторной установки. Вскоре стало ясно, что таким образом ликвидировать неполадки невозможно».

отсюда: http://www.tv21.ru/news/2009/05/05/na-atom...shli-dve-avarii
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 37131
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх