"Вокзал для двоих": железнодорожный ракурс. Часть 1

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Бредолог
3.01.2017 - 22:57
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 20486
225

Источник: Periskop


"Вокзал для двоих" - один из самых "железнодорожных" советских фильмов.
Железная дорога отражена прямо и в названии, и в афишах на разных языках, и конечно же, в самом сюжете. Поэтому интересно посмотреть на фильм именно в "рельсовом" разрезе: что снимали, как снимали, почему именно это, а не то? Для моего транспортного разбора не очень существенны характеры, взбрыки поведения героев (кроме пары интересных и явно нелогичных моментов), любофф и прочие режиссёрские асисяи, поэтому я не буду особо их тут анализировать. Сосредоточимся на фактуре и деталях транспорта.

"Вокзал для двоих": железнодорожный ракурс. Часть 1
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Бредолог
3.01.2017 - 22:58
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 20486
Как известно, железнодорожную часть фильма Рязанов снимал - для вящей выразительности - в четырёх разных точках. Это:
1) Рижский вокзал Москвы, переделанный в вымышленную станцию "Заступинск", которая в фильме показана транзитной, хотя сам вокзал тупиковый;
2) Витебский вокзал Ленинграда, где снимались в основном "внутренние" сцены;
3) Станция Лосиноостровская в Москве, Ярославского направления и виадук над ней;
4) "завокзалье" Московского вокзала Ленинграда (немного).

Так что развитие сюжета часто и почти мгновенно "прыгает" из Москвы в Ленинград и обратно, хотя для зрителя внешняя последовательность действий не нарушается и представляется естественной - режиссёр пытался изобразить усредненную большую транзитную станцию максимально выразительно. Понятно, что Рижский вокзал столицы СССР был выбран из-за его небольшого трафика, где можно было спокойно снимать и в момент ремонтных "окон" гонять киношные вагоны с массовкой; а Витебский в Ленинграде - из-за эталонной выразительности и колоритности его внутренних помещений. Почему Рязановым была выбрана именно Лосиноостровская, не совсем понятно. Впрочем, теперь уже и не спросишь.

Есть в фильме и главная загадка, ответ на которую я не знаю до сих пор.
Впрочем, о ней чуть ниже.


Но для начала взглянем на афиши, где "железнодорожная канва" изображена явно, как главная - на фоне которой разворачивается не менее 60% времени фильма.

Афиша 1, русскоязычная.

"Вокзал для двоих": железнодорожный ракурс. Часть 1
 
[^]
Бредолог
3.01.2017 - 22:58
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 20486
Афиша 2, английская.

"Вокзал для двоих": железнодорожный ракурс. Часть 1
 
[^]
Бредолог
3.01.2017 - 22:58
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 20486
Главная же загадка фильма состоит вот в чём: сценаристы (двое - Брагинский и сам Рязанов) почему-то построили сюжет вокруг нереального и полностью устаревшего к тому моменту логистического процесса - в 1982 году (!!!) пассажиров якобы централизованно кормили в станционном ресторане, и это при том, что все советские ПДС с продолжительностью следования более 9-10 часов уже в 1960-е почти поголовно были укомплектованы вагонами-ресторанами.

Централизованная кормёжка пассажиров поездов в вокзальных буфетах была по факту упразднена ещё при Хрущеве, в связи с внедрением вагонов-ресторанов в поездах. Расцвет же кормёжки пассажиров заранее сервированными горячими обедами на станциях - это дореволюционные 1900-1910-е, и потом 1920-30-е при Сталине. После войны этот вид питания быстро пошёл на убыль и в 1950-е исчез. И тем не менее, авторы сценария всё равно ставят его в центр сюжета.

Почему? Может, сценаристы просто взяли из памяти сцены своей поездной молодости и попытались их "пересадить" в 1980-е годы - при том, что сами в эти времена видимо передвигались уже в самолётах или СВ и актуальных реалий ж/д не знали. К примеру, сам Рязанов - 1927 г.р., т.е. кормёжку на станциях он вполне себе застал в молодости - в конце 1940-х ему было около 20 лет. При этом в сценарий были введены последние новации - например, "видак" (новейшее веяние тогдашней бытовой техники!) у спекулянтки Нонны Мордюковой на квартире. То есть он явно адаптировался под свежие реалии. И тем не менее, главной канвой фильма остался нереальный и устаревший к тому времени процесс.

Встречается и такой аргумент - пофиг, что режиссер нафантазировал. Это, дескать, неважно.
"Главное, люди и их характеры, а также талант в отображении человеческих отношений". Вот образец этой логики, и мой ответ на эту аргументацию. Так как я всё же думаю, что в режиссёрской фантазии должны быть границы, иначе получается нереалистично. Картина эпохи искажается.

"Вокзал для двоих": железнодорожный ракурс. Часть 1
 
[^]
Бредолог
3.01.2017 - 22:59
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 20486
* * *
Ну а теперь давайте посмотрим раскадровку и интересные детали эпохи.
Для наглядности, я везде оставил шкалу с минутами, дабы вы могли сразу же найти этот момент фильма. Если у вас есть дополнения или аргументированные поправки/ уточнения - пишите в комменты. Только просьба без истерик и соплей, все неадекваты будут вычищаться.

2. Ж/д часть начинается с того, что Басилашвили едет в купейном вагоне (место 11) и читает при этом "Новый мир" - любимый журнал прогрессивной советской интеллигенции. То есть, явно не инженеришка какой-нибудь бамовский или красноярский, а человек столичный, в трендах чтения искушённый, с рафинированным вкусом. Это можно понять ещё до завязки сюжета, прямо сразу.

"Вокзал для двоих": железнодорожный ракурс. Часть 1
 
[^]
Бредолог
3.01.2017 - 22:59
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 20486
3. Купейный вагон - какой-то из серий 1960-х, поколение до "белого аммендорфа", который пошёл в массы в 1970-е. Обратите кстати внимание, как вольготно открывались раньше окна.


"Вокзал для двоих": железнодорожный ракурс. Часть 1
 
[^]
Бредолог
3.01.2017 - 22:59
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 20486
4. Вагон протаскивают мимо Рижского вокзала, превращённого на время в вымышленный "ЗАСТУПИНСК".

"Вокзал для двоих": железнодорожный ракурс. Часть 1
 
[^]
Бредолог
3.01.2017 - 23:00
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 20486
5. Здесь у режиссёра сразу же ошибка: проводники картинно и синхронно спускаются из тамбура вниз, забыв протереть внешние поручни - что было строго обязательно по инструкции. Иначе пассажиры испачкают руки - поручни же в пути существенно грязнятся. Видимо, тех.консультант (если он был) этот момент тоже пропустил.

"Вокзал для двоих": железнодорожный ракурс. Часть 1
 
[^]
Бредолог
3.01.2017 - 23:00
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 20486
6. Поезд позиционируется как "Москва - Душанбе" (см. маршрутную табличку). В принципе, это логично: подразумевается, что эта станция - транзитная на пути в Среднюю Азию, ведь потом проводник Михалков будет этим же направлением везти чарджуйские дыни. Сам вагон - Московской ж.д., судя по трафарету.

"Вокзал для двоих": железнодорожный ракурс. Часть 1
 
[^]
Бредолог
3.01.2017 - 23:00
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 20486
7. Далее массовку пассажиров гонят в вокзальный ресторан, для централизованной кормёжки. По сюжету поезд стоит тут всего 20 минут - так что не знаю, как вообще пассажиру можно успеть поесть первое-второе (разве что быстро-быстро), выпить компот и ещё успеть рассчитаться наличкой с официантом. А если ему надо сдачу, к примеру, с пятёры?

"Вокзал для двоих": железнодорожный ракурс. Часть 1
 
[^]
Бредолог
3.01.2017 - 23:01
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 20486
8. Услуга в ресторане называется "Стол-Экспресс". Я пытался найти реальные фотки этой услуги, хотя бы за 1960-е - 1970-е - но нигде ничего не нашёл. Не выдумка ли это самого Рязанова? Судки, правда, реальные - такие действительно были в ходу в поездах. Первое закрыто крышкой, второе - открыто (не остыло ли уже?), ну и компот. Классический набор.

"Вокзал для двоих": железнодорожный ракурс. Часть 1
 
[^]
Бредолог
3.01.2017 - 23:01
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 20486
9. Судя по ёмкости столов, на горячий обед приходило ок. 60 пассажиров с поезда - в кадр попало 2 стола примерно по 26-30 чел. каждый.

"Вокзал для двоих": железнодорожный ракурс. Часть 1
 
[^]
Бредолог
3.01.2017 - 23:01
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 20486
10. Все быстро расселись. Любопытная деталь - у соседа Басилашвили маечка с принтом испанского чемпионата по футболу 1982 года. Это где Марадона блистал. По тем временам - дефицитная маечка, предмет зависти

"Вокзал для двоих": железнодорожный ракурс. Часть 1
 
[^]
Бредолог
3.01.2017 - 23:01
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 20486
11. Близко показан культовый поездной стаканчик - "три ободка". Быстро бился, был тонок и не очень удобен в пути. Сейчас таких и не найти почти, побились.


"Вокзал для двоих": железнодорожный ракурс. Часть 1
 
[^]
Бредолог
3.01.2017 - 23:02
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 20486
12. Все быстро-быстро принимают пищу. При 20-минутной стоянке это надо сделать минут за 8, максимум 10. Потому что ещё - дойти от вагона, вернуться обратно да ещё и рассчитаться за обед наличкой и успеть получить сдачу.

"Вокзал для двоих": железнодорожный ракурс. Часть 1
 
[^]
Бредолог
3.01.2017 - 23:02
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 20486
13. Вот эта сцена тоже не очень логична - все просто второпях суют деньги, и всё. Никакого разделения зон расчёта между официантами. Как вообще за это микроскопическое время можно таким макаром рассчитать 60 человек, успеть всем дать сдачу, проверить деньги? А как потом отчётность? Никаких чеков, счёта и прочего нет. Отличный простор для мелкого присвоения денег обслугой :)

"Вокзал для двоих": железнодорожный ракурс. Часть 1
 
[^]
Бредолог
3.01.2017 - 23:02
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 20486
14. На окне трафарет - РЕСТОРАН. Герой пытается прорваться через завесу официанток. Забавно, но видимо это был другой сьемочный день, и поэтому на соседнем столе нет признаков полноценного обеда :)

"Вокзал для двоих": железнодорожный ракурс. Часть 1
 
[^]
Бредолог
3.01.2017 - 23:03
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 20486
15. Потасовка закончилась, Басилашвили посадили для разборок. В руках у него - "дипломат", тогда прям писк моды. Окно открыто. И на соседнем столе - чудесным образом снова полный набор остатков экипировки обеда :)

"Вокзал для двоих": железнодорожный ракурс. Часть 1
 
[^]
Бредолог
3.01.2017 - 23:03
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 20486
16. Ага, вот "душанбинский" киношный поезд показал хвост, и на соседнем пути мирно стоит явно рижский, фирменный. Который и должен стоять на Рижском вокзале. Показался на долю секунды.


"Вокзал для двоих": железнодорожный ракурс. Часть 1
 
[^]
Бредолог
3.01.2017 - 23:03
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 20486
17. Действие резко перескакивает на ст. Лосиноостровская, режиссёр фильма в роли начальника станции. Кстати, что это за такие "шипы" на портупее у милиционера-Кононова, зачем они, кто знает? Разобрались, такая тень от закрученного провода рации.

"Вокзал для двоих": железнодорожный ракурс. Часть 1
 
[^]
Бредолог
3.01.2017 - 23:04
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 20486
18. Другой ракурс, на лосиноостровский виадук. Потом он ещё не раз засветится в фильме, Рязанову он, видимо, показался зрительно очень выразительным. На спине у мента - рация начала 1980-х.

"Вокзал для двоих": железнодорожный ракурс. Часть 1
 
[^]
Бредолог
3.01.2017 - 23:04
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 20486
19. Вот тут виадук виден лучше. На столбе - аппарат мгновенного вызова милиции, такие уже тогда были.

"Вокзал для двоих": железнодорожный ракурс. Часть 1
 
[^]
Бредолог
3.01.2017 - 23:04
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 20486
20. Для сопоставления - мой кадр ст. Лосиноостровская 1999 г. Тот виадук - вдали. Судя по диспозиции, фильм снимали на том конце вот этой длинной платформы, где ближе к виадуку. Чтобы название станции и расписания не попадали в кадр.

"Вокзал для двоих": железнодорожный ракурс. Часть 1
 
[^]
Бредолог
3.01.2017 - 23:04
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 20486
21. Мы снова на Рижском вокзале. Вдали в углу - огроменный самовар, видимо, для кипятка и заваривания чая пассажирами (?).

"Вокзал для двоих": железнодорожный ракурс. Часть 1
 
[^]
Бредолог
3.01.2017 - 23:05
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 20486
22. Перескакиваем на Витебский вокзал, нижний зал. Смотрите, в то время (1982) выход на Загородный просп. был в центральный вход. Сейчас это всё наглухо закрыто и заделано.

"Вокзал для двоих": железнодорожный ракурс. Часть 1
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 29656
0 Пользователей:
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх