Как подорвали шлюзы Беломорканала

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Gulban
12.12.2016 - 16:49
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.06.14
Сообщений: 602
266
Беломорканал (до 1961 - Беломорско-Балтийский канал имени Сталина) был построен в рекордно короткий срок - за 1 год и 9 месяцев (в период 1931-1933 годов) - и открыт в начале августа 1933-го. Гордость первой пятилетки, он включал 19 шлюзов, 15 плотин, 51 дамбу, 12 водоспусков и 36 искусственных каналов. Его общая протяженность составила 227 километров, из которых менее 20% проходит по искусственно созданным путям, а вся остальная часть - по рекам и озерам. Всю трассу Беломорско-Балтийского канала можно разделить на Южный склон (7 шлюзов), водораздельный канал и Северный склон (12 шлюзов). В Повенце начинается Южный склон, 7 гидроузлов которого (шлюзы и связанные с ними плотины, дамбы, водоспуски) образуют так называемую Повенчанскую лестницу с общим перепадом высот около 70 метров.
И так случилось, что именно сооружения Южного склона пришлось разрушить работникам ББК совместно с советскими минёрами в декабре 1941 года.

25 фото

Как подорвали шлюзы Беломорканала
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Gulban
12.12.2016 - 16:50
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.06.14
Сообщений: 602
10 июля основные силы финской Карельской армии начали наступление на Онежско-Ладожском перешейке, где развернулись особенно затяжные и жестокие бои. Противник сумел захватить станцию Лоймола, перерезав тем самым железнодорожную коммуникацию в полосе 7-й советской армии, и 16 июля захватил Питкяранту. Достигнув побережья Ладожского озера, финская армия развернула наступление одновременно на трёх направлениях: петрозаводском, олонецком и сортавальском. Наши войска отступали, ведя упорные бои с превосходящими силами противника. В сложной обстановке командование 7-й армии 21 июля создало две оперативные группы — Петрозаводскую и Южную, которые 23 июля предприняли контрнаступление. Ожесточённые бои длились несколько дней, противник ввёл в действие две свежих дивизии. Наши войска, понеся большие потери, в конце июля прекратили атаки. Но и противник вынужден был перейти к обороне, что позволило временно стабилизировать ситуацию.

В начале сентября, перегруппировав свои силы, Карельская армия финнов начала генеральное наступление на петрозаводском и олонецком направлениях. 5 сентября был захвачен Олонец, а два дня спустя финны вышли к северному берегу Свири на участке Лодейное Поле — Свирьстрой, перерезав Кировскую железную дорогу.
В начале сентября 7-й армейский корпус финнов нанёс удар на петрозаводском направлении, где в первой линии оборонялась Петрозаводская оперативная группа. Месяц продолжались бои за столицу Карелии. 30 сентября финны прорвали оборону советских войск и устремились к Петрозаводску. В связи с угрозой городу и опасностью быть отрезанными командование Петрозаводской оперативной группы получило приказ оставить Петрозаводск и отойти на северный берег р. Шуи.

Захватив Петрозаводск, финские войска продолжали развивать наступление на г. Медвежьегорск. Весь ноябрь под Медвежьегорском шли упорные бои.

Это сообщение отредактировал Gulban - 12.12.2016 - 17:14

Как подорвали шлюзы Беломорканала
 
[^]
Gulban
12.12.2016 - 16:51
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.06.14
Сообщений: 602
Упорство, с которым финские части рвались к Медвежьегорску, было понятно штабу Карельского фронта. Но сдержать это наступление врага было нечем, резервы отсутствовали. По плану, который согласовала фашистская Германия, финские войска, захватив Медвежьегорск и Повенец, должны были по каналу подняться к Морской Масельге и далее к Сумскому Посаду. На побережье Белого моря фашисты и финны рассчитывали сомкнуть кольцо вокруг северной Карелии и перерезать путь с Кольского полуострова в центральные районы СССР. Оценивая сложившееся положение, командование фронта с привлечением отдельных гидротехнических специалистов Беломорканала при соблюдении строгой секретности заминировали шлюзы с первого по шестой, а также плотину в районе седьмого шлюза. Заряды были заложены в специально подготовленные шурфы. Уровень водораздела у плотины и Онежского озера составлял более 80 метров. Гидротехнические специалисты прекрасно понимали, что в случае выполнения плана подрыва поселок Повенец будет смыт в озеро. В середине декабря 1941 года Беломорканал начал замерзать.
«Столица» Беломорско-Балтийского канала город Медвежьегорск под натиском финских войск пал 5 декабря 1941 года. Накануне в городе оставался только резервный 126-й полк, и его сил хватало лишь на то, что на военном языке называется организованным отступлением. Бойцы отходили на юго-восток, изо всех сил сдерживая натиск противника.

На фото: финские солдаты ведут бой на ул. Социалистическая в Медвежьегорске

Как подорвали шлюзы Беломорканала
 
[^]
Gulban
12.12.2016 - 16:52
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.06.14
Сообщений: 602
Из воспоминаний бывшего начальника шлюза № 1 Николая Кирилловича Леонтьева:
«Наши войска отступали из Медвежьегорска волнами через зверосовхоз по берегу Онежского озера и по окрестностям. Почему-то отступать по шоссейной дороге они не могли. На шлюзе № 1 мы пропускали солдат по верхним и средним воротам. Нижние ворота были немного полуоткрыты. На шлюзе № 2 поперек судового хода поставили баржу, и войска переходили канал по ней.
Рассказывали, что 30 километров дороги на Пудож были запружены отступающими войсками. Шли пешие и конные. Тащили за собой пушки. Вместе с солдатами уходили и мирные жители... Потом, когда войска прошли, мы сломали верхние ворота, оставив только средние».

На фото: дорога между Медвежьегорском и Повенцом

Как подорвали шлюзы Беломорканала
 
[^]
Gulban
12.12.2016 - 16:53
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.06.14
Сообщений: 602
Оставалось самое важное - то, что эвакуировать никак невозможно, как невозможно и оставлять врагу, - собственно сама Повенчанская «лестница»: шлюзы, водоспуски, приканальные дамбы. В соответствии с планом, утвержденным 22 августа 1941 года заместителем наркома речного флота РСФСР Рахманиным, шлюзы с первого по седьмой, включая приканальную дамбу у шлюза № 4 и плотину № 20 у шлюза № 7, сдерживающую водораздельный бьеф, заминировали.

На фото: финские солдаты на берегу Онежского озера

Как подорвали шлюзы Беломорканала
 
[^]
Gulban
12.12.2016 - 16:54
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.06.14
Сообщений: 602
Вечером 6 декабря последние подразделения Красной Армии покинули Повенец, в посёлок вошла финская танковая рота. Передовая финская группа в составе двух танков Т-26, 3ей егерской роты 3го батальона и противотанкового взвода проскочила на восточный берег и продолжила наступление в сторону деревни Габсельга.
После того, как эта группа переправилась через канал, советские минёры начали подрывать гидротехнические сооружения южного склона Беломорканала.

Фото: затопленный финский танк

Как подорвали шлюзы Беломорканала
 
[^]
Gulban
12.12.2016 - 16:54
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.06.14
Сообщений: 602
Н.К. Леонтьев:
"Когда советские войска ушли, появились финны. В начале со стороны кладбища ударили из пушек. Били часа два по бьефу канала и никакого вреда не принесли. Потом сильный огонь солдаты противника повели со стороны судоремонтного завода. Первый шлюз расположен на горе, простреливается насквозь – от Повенца финнами, с противоположной, пудожской, стороны – нашими. Под сильным огнем с той и другой стороны по дамбе от второго шлюза пришел солдат-связной. Мы должны были по договоренности согласовать наши действия по взрывам. Солдат сказал: «Ежели сообщить не сможем, принимайте меры сами».
Огонь сильный, и вижу – долго не продержимся. Примерно в 20-22 часа 6 декабря под носом у финнов взорвали дизельную электростанцию. Потом отправил солдата для взрыва перемычки сухого дока, чтобы «сполоснуть» финнов, засевших в цехах судоремонтного завода. Спустили на них весь бьеф между первым и вторым шлюзами. Видно, на самом деле «сполоснули», потому что стрельба прекратилась, и они притихли. Пришло время взрывать шлюз. Дал солдатам команду поджечь шнуры. Лежу за шлюзом в канаве, а надо мной чугунные осколки шлюзовых механизмов свистят. Жалко до слез..."

Как подорвали шлюзы Беломорканала
 
[^]
Gulban
12.12.2016 - 16:55
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.06.14
Сообщений: 602
В ту же ночь вслед за шлюзом № 1 последовательно были взорваны и остальные гидросооружения. В 3 часа 30 минут взлетели на воздух шлюзы №№ 2, 3 и 4, следом приканальная дамба шлюза № 4 и шлюз № 5

Как подорвали шлюзы Беломорканала
 
[^]
Gulban
12.12.2016 - 16:55
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.06.14
Сообщений: 602
7 декабря утром финны, успевшие проскочить на восточный берег, наткнулись на импровизированный госпиталь, расположенный в маленьком рабочем посёлке на берегу реки между каналом и деревней Габсельга. Туда свозили раненых из отступающих советских частей. Лечение налажено не было, раненых разобрали по домам и местные жители помогали им, чем могли. Финские танки стремительно ворвались в деревню, боя практически не было. Егеря выгнали из домов всех взрослых мужчин и расстреляли. Из рассказа местных жителей Жителей Бобкун и Скрит:
"В бараки, расположенные между г. Повенец и деревней Габсельга, ворвались финны. В это время в нашем бараке находилось около 30 человек, в том числе 4 красноармейца. Красноармейцев и 16 человек местных жителей финны разули и вывели из барака. Не прошло и 15 минут, как мы услышали несколько залпов. Мы поняли, что финны расстреляли наших людей. Немедленно бросились в лес, откуда были слышны звуки выстрелов. Здесь лежала груда ещё не остывших трупов. Среди них лежали Третьяк Пётр, Колбасовский, Гром Ф., мой сын - Бобкун и многие другие, близкие нам и родные".

На фото: затопленный Повенец

Как подорвали шлюзы Беломорканала
 
[^]
Gulban
12.12.2016 - 16:56
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.06.14
Сообщений: 602
Так же факт расстрела подтверждался другими местными жителями:
" АКТ
Мы, нижеподписавшиеся, бойцы, политработники, представители мирного населения, составили настоящий акт о зверствах и издевательствах над мирным населением и пленными красноармейцами со стороны финских захватчиков.
8 декабря 1941 г. в местечке бараков ББК (Беломорско-Балтийского канала) финны выгнали на улицу всё мирное население, находящееся в бараках. Мужчин расспрашивали, где находится Красная Армия и сколько войск. Когда советские люди отказались дать сведения о наших частях, тогда финны на глазах жён и детей забрали мужчин из мирного населения, в том числе: Лобус Василия Иосифовича, рождения 1914 г., диспетчера пристани Медвежьегорск; Вербицкого Ивана Викентьевича, рождения 1916 г., слесаря механических мастерских местечка Пиндуши; Бажина Ивана и Третьяк, рабочих лесопункта Пиндушской судоверфи; Колбасовского, Гром Ф. Я., Бобкун И.
У всех забранных людей из гражданского населения и, кроме того, у четырёх красноармейцев финны забрали деньги, документы, карманные часы, сняли тёплую одежду и валенки, после чего всех расстреляли тут же на окраине посёлка.
Настоящий акт составили очевидцы расстрела и участники в похоронах расстрелянных.
От секр. Партбюро 24 СП Попов, от секр. КСМ 24 СП Махин, Погожильская, Гром "

На фото: поток воды после подрыва шлюзов

Как подорвали шлюзы Беломорканала
 
[^]
Gulban
12.12.2016 - 16:57
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.06.14
Сообщений: 602
Лишь в Габсельге финны встретили более менее серъёзное сопротивление - остатки 126го полка после короткой перестрелки отбросили финнов на запад, командир финской группы лейтенант Pöyhönen был ранен. Опасаясь окружения, по льду Онежского озера финны ушли обратно к Повенцу.
Днем 7 декабря в 14 часов саперы взорвали ворота шлюза №6. Это было сделано для предотвращения возможности подтянувшимся частям финской армии форсировать русло канала.
Финны между тем не прекращали попыток переправится через канал выше, тем самым не давая возможности организовать нашим частям новую линию долговременной обороны, и тогда были взорваны плотины и седьмой шлюз на водоразделе, сдерживавшие здесь, на высшей точке канала, сто миллионов кубометров холодной декабрьской воды. После взрыва вся эта масса хлынула к Онежскому озеру, бурля по дорогам и улицам Повенца, занятого финнами.

Фото: улицы Повенца

Это сообщение отредактировал Gulban - 12.12.2016 - 17:17

Как подорвали шлюзы Беломорканала
 
[^]
Gulban
12.12.2016 - 16:57
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.06.14
Сообщений: 602
Воды Волозера хлынули на Повенец при температуре воздуха, которая достигала минус 37 градусов. Ледовый вал смывал все на своем пути трое суток. В этот момент на Беломорканале из 800 ранее работавших специалистов продолжали исполнять свои обязанности 80. В аппарате Повенецкого и Онежского технических управлений осталось всего 8 специалистов. Производство взрывных работ выполняли персонально начальники шлюзов, подрыв плотины — заместитель начальника «Гидроотдела канала» и приданные им саперы Медвежьегорской оперативной группы Карельского фронта

Это сообщение отредактировал Gulban - 12.12.2016 - 17:15

Как подорвали шлюзы Беломорканала
 
[^]
Gulban
12.12.2016 - 16:58
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.06.14
Сообщений: 602
В ходе наводнения были затоплены и затем вмёрзли в лёд несколько финских танков Т-26 и Т-34. Точное количество установить сложно, но судя по финским источникам, это были три Т-26 с номерами R-117, R-58 и R-677, а так же Т-34 с номером R-105, упавший с моста ещё в ночь с 6-го на 7-е декабря. Около десятка финских солдат утонуло, кроме того, потоком воды было смыто и затоплено несколько грузовиков и легковых автомобилей.


Как подорвали шлюзы Беломорканала
 
[^]
Gulban
12.12.2016 - 16:58
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.06.14
Сообщений: 602
Николай Кириллович Леонтьев:
«Всё Волозеро хлынуло на взорванный ранее шлюз № 6 и пошло вниз, к шлюзу № 5. Вода… смыла гору песка и понесла по новому руслу Повенчанки в поселок Повенец. Гора была немаленькая – 500 метров длиной и 40-50 метров шириной. Когда после освобождения мы пришли в Повенец, то заметили по столбам, что уровень воды в поселке достигал высоты более одного метра. Водяной поток хлестал через Повенец трое суток».

Это сообщение отредактировал Gulban - 12.12.2016 - 17:16

Как подорвали шлюзы Беломорканала
 
[^]
Gulban
12.12.2016 - 16:59
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.06.14
Сообщений: 602
Рассказывает ветеран ББК Николай Васильевич Холичев:
«Огромное количество песка несло через Повенец в Онежское озеро, расширяя берег. Там, где теперь стоит поселковая баня, до 1941 года была пристань, большие суда причаливали».



На видео- Повенец в декабре 1941го, на 1.01 видна гусеница затопленного финского танка, на 1.08 - вмёрзший в лёд Т-26

Это сообщение отредактировал Gulban - 12.12.2016 - 17:00

Как подорвали шлюзы Беломорканала
 
[^]
Gulban
12.12.2016 - 17:00
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.06.14
Сообщений: 602
Из военного дневника ныне известного финского писателя Мартти Хаавио, воевавшего в Карелии командиром 7-й разведывательной роты 6-го армейского корпуса. В декабре 1941 года молодой финский разведчик так записал о событиях тех дней в Повенце:
«16.12 ...Когда я был в Меккели, узнал о большом уроне для егерей во время потопа в Повенце при крушении плотины. Вода текла полутораметровым потоком. Многие пытались спастись на деревьях, но деревья с треском падали. Многие очень сильно обморозились и их лечили в больнице Урхо-Ланкони...»

Как подорвали шлюзы Беломорканала
 
[^]
Gulban
12.12.2016 - 17:01
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.06.14
Сообщений: 602
В полевом журнале 1й танковой роты об этом событии говорится так: «В 7.00 побудка, суррогат. Опять сильный мороз, примерно 40. Подготовка к отправке в Лумбуши. Танкист Молин сообщил, что поверх льда реки Повенчаики движется поток воды. Через некоторое время опять сообщение; мода поддалась выше, затопила набережную. В 8.00 вода неожиданно резко поднялась, затопив всю восточную часть Повенца. По некоторым улицам бурлил мощный поток, снося в Онего всё, что попадалось на его пути. Машины связистов и сапёров успели проскочить до удара этого потока, они спаслись. Но шедшая следом легковая машина очутилась в воде, некоторое время ее несло потоком, затем ударило об один из столбов и накрыло целиком... Все машины и танки 1й танковой роты оказались изолированными на небольшом, в половину гектара, участке. Спасения не было ниоткуда. Пытались пробраться на танке, но и его понесло потоком. Вода зажала танк между столбом и углом одного из домов. Экипаж выбрался сначала через люк. потом забрался в дом через окно... Позже пытались перейти и на других танках, и пешком, но не удалось. На берегу реки поток смыл почву, несколько домов обрушилось. А вода все поднималась... Сержанту Сало удалось, наконец, форсировать поток на танке и доставить сообщение о наводнении. Танк младшего сержанта Таковаара ещё раньше застрял в грязи. Когда поток несколько ослаб, вода начала быстро замерзать на сильном морозе, схватывая гусеницы и колёса. Мы попытались соорудить из телег и железнодорожных кроватей какое-то подобие моста, чтобы выйти из ловуши, но не получалось. Тогда решили ещё раз попробовать форсировать поток на машинах. Первой пошла машина со снарядами, она перешла, но шедшая следом грузовая машина "нырнула" передними колёсами в какую-то выбоину, сержант Лампинен, стоявший на подножке, не удержался, упал в сильный поток и утонул. Потом прибыли наши сапёры, начали строить переход для людей через этот поток..."


Как подорвали шлюзы Беломорканала
 
[^]
Gulban
12.12.2016 - 17:02
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.06.14
Сообщений: 602
26 декабря 1941 года начальник Управления пути А. И. Орехов и главный инженер А. И. Василов уже более обстоятельно доложили ситуацию на ББК в Центральное управление внутренних водных путей Наркомречфлота СССР, которое к тому времени эвакуировалось в Ульяновск:
«...После взрыва вода сразу же произвела размыв земляной плотины, смывая одновременно и каменный упорный банкет... Сброс воды через взорванную плотину в первые сутки достигал 775 кбм в секунду...
Производство взрывных работ выполнялось начальниками шлюзов т.т. Леонтьевым, Чуркиным, Сидоровым и Прохоровым. Зам. начальника Повенецкого технического участка Соколовым. Общее руководство работами осуществлялось на месте зам. нач. Гидроотдела Колодкиным и начальником Повенецкого техучастка Макарьевым. С каждым из начальников шлюзов работали 3-4 военных сапера. Кроме того, непосредственное участие в подрывных работах принимал подрывник Управления пути т. Шкабура. В большинстве случаев подрывные работы производились без вооруженного прикрытия, и начальники шлюзов уходили со своего объекта последними...»

Как подорвали шлюзы Беломорканала
 
[^]
Gulban
12.12.2016 - 17:04
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.06.14
Сообщений: 602
В советских источниках считалось, что уничтожение вражеских подразделений водным потоком в результате подрыва плотины было единственным и эффективным за весь период Великой Отечественной войны и только на Карельском фронте. То есть наступление финнов буквально "захлебнулось" у повенчанской лестницы. Однако современные историки считают, что наступление финнов к тому времени и так выдохлось, слишком большие потери в живой силе и технике в ноябре-декабре 41го остудили пыл горячих северных парней. И уж тем если здесь им не хватало сил, чтобы добить разрозненные советские части, то что уж там говорить о возможности наступления под Ленинградом. Так что разговоры о том, что Маннергейм "спас" северную столицу, не начав наступления со стороны Карельского перешейка - не более чем домыслы. Просто наступать было уже нечем. А последовавшие в начале 1942года контрудары советских частей севернее Медвежьегорска и у Повенца окончательно заставили финнов зарыться в землю, началась продолжительная позиционная война.

На фото: взорванные шлюзовые ворота

Как подорвали шлюзы Беломорканала
 
[^]
Gulban
12.12.2016 - 17:06
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.06.14
Сообщений: 602
Местные краеведы утверждают, что урон посёлку Повенец был нанесён минимальный, гораздо бОльшие разрушения он получил в последующие месяцы в результате бомбардировок и артобстрелов.



Финские военные корреспонденты к взятию Повенца не успели, поэтому кинохронику снимали несколько дней спустя.

Как подорвали шлюзы Беломорканала
 
[^]
Gulban
12.12.2016 - 17:08
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.06.14
Сообщений: 602
Советские войска попытались применить здесь "тактику выжженой земли":

ПРИКАЗ КОМАНДОВАНИЯ МЕДВЕЖЬЕГОРСКОЙ ОПЕРАТИВНОЙ ГРУППЫ СОВЕТСКИХ ВОЙСК О РАЗРУШЕНИИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ И ОТДЕЛЬНЫХ СТРОЕНИЙ В СЛУЧАЕ ВЫНУЖДЕННОГО ОТХОДА ЧАСТЕЙ ГРУППЫ
Во время вынужденного отхода наши части не всегда уничтожают населенные пункты и различные жилые помещения, которые противник использует в дальнейшем для жилья. Наступившие холода при недостатке теплой одежды у противника создают [ему] трудности для ведения войны, оставленные неуничтоженными населенные пункты облегчают [ему] борьбу в зимних условиях. Поэтому основной задачей борьбы зимой является лишение противника всякой возможности расположиться в жилых помещениях, заставить мерзнуть его под открытым небом. Все это ускорит разгром врага и разложение его армии. Военный совет оперативной группы приказал:
1. Разрушать и сжигать дотла все населенные пункты, отдельные строения: бараки, сараи, избы и т. п. в тылу у противника на расстоянии 40—50 км в глубину от переднего края и 20—30 км вправо и влево от дорог.
2. Командирам дивизий в пределах указанных границ:
а) для 71-й СД: шлюз № 7, бараки (7888), Повенец, Житель (7084);
б) для 313-й СД: Пигматка, Тунатрека, Падм озеро;
в) для начальника ОВТ и командира лыжной бригады: Пигматка, Романово (4020), (иск) Вытегра, Клименицы (6014).
Все пункты в пределах указанных границ: бараки, отдельные избы на островах Повенецкого залива и населенные пункты на побережье Заонежья уничтожить, широко использовав артиллерию (там, где имеется возможность), команды разведчиков, лыжников, снабженных бутылками с горючей жидкостью, гранатами и подрывными средствами.
Населенные пункты: Остречье, Чёбино, Медвежьего рек, Верховье, Пиндуши, Суслонов-Наволок — подлежат уничтожению преимущественно авиацией..
3. В каждом полку создать команды охотников по 20—30 чел. каждая для взрыва и сжигания населенных пунктов, в которых располагаются войска противника.
В команды охотников подбирать наиболее отважных и крепких в политико-моральном отношении бойцов, командиров и политработников, тщательно разъясняя им задачи и значение этого мероприятия дця разгрома противника. Выдающихся смельчаков за отважные действия по уничтожению населенных пунктов, в которых расположены войска противника, представить к правительственной награде.
4. При вынужденном отходе наших частей на том или ином участке уводить с собой и заранее эвакуировать советское население и обязательно уничтожать все без исключения населенные пункты и даже отдельные строения, чтобы противник не мог их использовать. В первую очередь для уничтожения населенных пунктов использовать выделенные в полках команды охотников. , .
5. При оценке обстановки обязательно учитывать все населенные пункты, которые должны быть уничтожены, и населенные пункты, которые должны быть уничтожены в случае отхода.
В своих приказах и распоряжениях ставить конкретные задачи и распоряжения подчиненным частям по уничтожению и сжиганию населенных пунктов, возлагая персональную ответственность на соответствующих командиров. Через каждые три дня, начиная с 24 декабря 1941 г., доносить Военному совету группы, сколько и какие населенные пункты уничтожены за прошедшие дни и какими средствами достигнуты эти результаты.
Командующий войсками Медвежьегорской опергруппы генерал-майор Князев
Член Военного совета Медвежьегорской опергруппы бригадный комиссар Пугачевский
Начальник штаба опергруппы полковник Иванов

Как подорвали шлюзы Беломорканала
 
[^]
Gulban
12.12.2016 - 17:09
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.06.14
Сообщений: 602
К середине декабря 1941 г. войска Карельского фронта окончательно остановили продвижение вражеских армий на всех направлениях. Линия фронта стабилизировалась на рубеже: южный участок Беломорско-Балтийского канала — станция Масельгская — Ругозеро — Ухта — Кестеньга — Алакуртти. Планы противника, рассчитанные на быстрый захват северных районов СССР, провалились. Советским войскам удалось сохранить главную базу Северного флота — Полярный, незамерзающий порт Мурманск, северный участок Кировской железной дороги (с железнодорожной веткой Сорокская — Обозерская), по которому проходили грузы из Мурманска, а также осуществлялось снабжение войск Карельского фронта; на юге Карелии и на Карельском перешейке финским и немецким армиям не удалось соединиться и создать второе кольцо блокады.
Почти три года южный склон Беломорканала преграждал путь врагу на восток, а северный (Выгозеро) действовал непрерывно. По шлюзованной трассе везли боеприпасы и вооружение, войска и продовольствие.


Как подорвали шлюзы Беломорканала
 
[^]
Gulban
12.12.2016 - 17:10
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.06.14
Сообщений: 602
22 июня 1944 года финские войска были изгнаны из Повенца и с южного склона канала. Стало возможным оценить нанесённый войной ущерб и приступить к восстановительным работам. 6 сентября 1944 года был подписан «Акт об ущербе, причиненном немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками Управлению пути Беломорско-Балтийского канала имени тов. Сталина»

На фото: упавший с моста в ночь с 6 на 7ое декабря финский танк. Повенец.

Как подорвали шлюзы Беломорканала
 
[^]
Gulban
12.12.2016 - 17:11
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.06.14
Сообщений: 602
Полностью или частично были разрушены сооружения семи гидроузлов, в том числе 7 шлюзов, 4 водоспуска, 1 плотина, 4 дамбы, а также шлюзовые поселки, жилые дома управления, военный городок в Повенце, маяки и береговые обстановочные знаки, оставшиеся на территории, занятой противником. Общая сумма затрат на восстановление определена в 92 млн. 650 тыс. 210 рублей.
В мае 1945 года на южном склоне канала начались полномасштабные восстановительные работы.

Как подорвали шлюзы Беломорканала
 
[^]
Gulban
12.12.2016 - 17:11
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.06.14
Сообщений: 602
Восстановление было завершено 28 июля 1946 года. Затраты составили 77 млн. 780 тыс. 489 руб. 69 коп. То есть даже дешевле, чем планировалось - привет строителям "Зенит-арены" с их бесконечно растущим бюджетом)))
Тогда же официально было открыто сквозное судоходство на всем протяжении ББК.
И.В.Сталин послал в честь завершения восстановительных работ приветственную телеграмму в адрес строителей Беломорстроя.
В 1950 году было принято решение о капитальном ремонте и реконструкции канала. Начались работы по электрификации его сооружений и механизмов. Сегодня канал — крупнейшее гидротехническое и транспортное сооружение, часть единой глубоководной системы европейской части России.

Всё)

Как подорвали шлюзы Беломорканала
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 45922
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх