32 березовые палки или системы зажигания ракетного двигателя

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
KROVLJ
4.04.2016 - 11:55
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
250
Сейчас, в двадцать первом веке, есть космические ракеты, для запуска которых используются детали из дерева. Тридцать две березовые палки являются важным элементом системы запуска двигателей. И если страну-производитель таких ракет вы, наверняка, угадали (да, это Россия, а ракеты - семейство "Союз"), то от презрительного отношения к такому инженерному решению я бы вас предостерег - это будет серьезной ошибкой. Почему?

17 фото и видео via

32 березовые палки или системы зажигания ракетного двигателя
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
KROVLJ
4.04.2016 - 11:55
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
О чем мы вообще говорим


Процесс запуска жидкостного ракетного двигателя гораздо сложнее запуска, например, автомобильного двигателя внутреннего сгорания. Когда в камере сгорания меняются давление, соотношение компонентов и расход топлива, возникают переходные процессы, требующие к себе уважительного отношения. Неправильное зажигание может привести к "жесткому запуску" и даже взорвать двигатель.


Автор видео пишет, что так и не нашел потом оторвавшиеся камеру сгорания и сопло:




А здесь произошел срыв пламени зажигательного устройства, и двигатель получил серьезный удар, когда пламя "догнало" поток компонентов:



Это сообщение отредактировал KROVLJ - 4.04.2016 - 11:57
 
[^]
KROVLJ
4.04.2016 - 11:58
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
В поисках надежной, эффективной и дешевой системы зажигания было придумано довольно много инженерных решений. О них мы сегодня и поговорим.

Роща на ракете

Это - пирозажигательное устройство (ПЗУ) двигателей РД-107/108, которые стоят на ракетах-носителях семейства "Союз". На деревянной Т-образной опоре установлены две пиротехнические шашки с датчиком (подпружиненный контакт) между ними. По команде "зажигание" шашки воспламеняются от электрозапалов, пламя пережигает провод датчика, и его пружина размыкает контакт. В электросистему ракеты приходит сообщение, что в этой камере сгорания шашки горят хорошо, можно открывать клапаны подачи топлива и окислителя и продолжать запуск двигателя.

32 березовые палки или системы зажигания ракетного двигателя
 
[^]
KROVLJ
4.04.2016 - 11:59
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Несмотря на очень устаревший вид, такая система зажигания имеет следующие достоинства:
Дешевизна. Любая другая система зажигания будет дороже, потому что потребует дополнительных трубопроводов, мембран, клапанов, и т.п. А деревянные палки и пороховые шашки стоят копейки. Не забывайте, что стоимость системы зажигания умножается на количество камер сгорания, если у вас их 32 штуки, как на "Союзе", вы сильнее захотите самый дешевый вариант.
Возможность проверки работы системы. Датчик зажигания просто и эффективно показывает, загорелись ли пирошашки. 12 марта этого года первая попытка запуска спутника "Ресурс-П №3" сорвалась именно по этой причине - в одной из камер сгорания не воспламенились пирошашки, и система контроля запретила дальнейший запуск двигателей
Быстрота замены. Меньше, чем сутки потребовалось стартовой команде, чтобы заменить ПЗУ и успешно запустить "Ресурс-П №3" 13 марта. Некоторые другие системы зажигания потребовали бы снятия ракеты со старта и перенос пуска на несколько суток.

В то же время, конечно же, у системы есть ограничения и недостатки:
Одноразовость. Очевидно, такой способ зажигания не годится, если нужно запускать двигатель несколько раз.
Требует ручной работы и зависит от ее качества. При подготовке к старту ПЗУ надо установить вручную и можно, например, случайно повредить провода системы зажигания.


Сверху на двух камерах защитные крышки (ярко-красные), снизу уже установлены ПЗУ

32 березовые палки или системы зажигания ракетного двигателя
 
[^]
KROVLJ
4.04.2016 - 12:00
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Вообще, история с этими ПЗУ наглядно демонстрирует поговорку "лучшее враг хорошего". Для двигателей РД-107/108 неоднократно предлагались другие системы зажигания, но все предложения разбивались о простой расчет стоимости. Так что, несмотря на кажущийся архаичным вид, эта система исчезнет только вместе с окончанием эксплуатации ракет семейства "Союз", а это будет еще очень нескоро.

Похожая схема зажигания, разве что без дерева, используется сейчас на европейской тяжелой ракете Ariane 5. Вот фотография форсунок камеры сгорания двигателя Vulcain 2, который стоит на центральной ступени. По центру расположено отверстие для пирошашки:

32 березовые палки или системы зажигания ракетного двигателя
 
[^]
KROVLJ
4.04.2016 - 12:01
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
А вот шашки в сборе в цехе производителя:

32 березовые палки или системы зажигания ракетного двигателя
 
[^]
KROVLJ
4.04.2016 - 12:01
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Схема установки шашки в двигателе:

32 березовые палки или системы зажигания ракетного двигателя
 
[^]
KROVLJ
4.04.2016 - 12:02
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Радость конспирологов


Адепты "лунного заговора" очень любят в красках рассказывать о пуске "Аполлона-6" 4 апреля 1968 года. Действительно, в процессе работы второй ступени в одном двигателе возникли проблемы, из-за которых выключились два двигателя из пяти, и вторая ступень с трудом вышла на низкую орбиту. Конспирологи из этого события делают вывод, что "Сатурн-5" оказался никуда не годной ракетой и не мог никого отправить к Луне. Но что же произошло там на самом деле?



Схема камеры сгорания и запальника двигателя J-2

32 березовые палки или системы зажигания ракетного двигателя
 
[^]
KROVLJ
4.04.2016 - 12:03
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
В двигателе J-2, который стоял на второй и третьей ступенях ракеты-носителя "Сатурн-V", зажигание поддерживалось постоянно в процессе его работы. Так называемый запальник форкамерно-факельного типа представлял собой отдельную небольшую камеру сгорания, в которую подавались водород и кислород, непрерывно поджигаемые электрическим разрядом от запальной свечи (примерно так же, как и в автомобиле). Пламя из запальника выходило по центру камеры сгорания и обеспечивало непрерывность горения.



Камера сгорания двигателя шаттла SSME, использующая тот же принцип, отверстие запальника показано стрелкой

32 березовые палки или системы зажигания ракетного двигателя
 
[^]
KROVLJ
4.04.2016 - 12:04
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
А в случае с "Аполлоном-6" проблемы возникли на подходе к запальнику. Тонкая металлическая трубка, по которой подавался жидкий водород, имела гибкие элементы с гофрированием:



32 березовые палки или системы зажигания ракетного двигателя
 
[^]
KROVLJ
4.04.2016 - 12:04
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Жидкий водород настолько холодный, что сжижает атмосферный воздух. В условиях наземных испытаний в углублениях гофра образовывался слой жидкого воздуха, который работал, как амортизатор. А на высоте запуска второй ступени воздуха уже было мало, амортизирующий слой не образовался, гофр стал вибрировать и лопнул.

Подача водорода прекратилась, запальник погас, и в двигателе началось нестабильное горение. Система управления ракеты заметила это и дала команду на выключение двигателя. Но тут проявилась вторая проблема - провода к двигателям были перепутаны, и система управления выключила другой, здоровый, двигатель. А первый двигатель погас сам.

32 березовые палки или системы зажигания ракетного двигателя
 
[^]
KROVLJ
4.04.2016 - 12:05
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Несмотря на серьезность возникших проблем, исправить их было просто. В трубках подачи водорода и кислорода убрали гофрированные участки:



32 березовые палки или системы зажигания ракетного двигателя
 
[^]
KROVLJ
4.04.2016 - 12:05
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
А провода от системы управления укоротили, чтобы их физически было невозможно перепутать. Модифицированный двигатель был успешно испытан в полете "Аполлона-7". А уже потом состоялся полет "Аполлона-8" с разгоном к Луне. Конспирологи, которые пишут, что полет к Луне произошел сразу после аварии "Аполлона-6", ошибаются и тут. Увы, им часто не хватает даже базовых знаний.

А электрическая система зажигания с форкамерой успешно используется на кислородно-водородных двигателях. При необходимости она может запускать двигатель несколько раз. Для шаттлов это не было нужно, но вот разгонным блокам иногда приходится производить несколько включений. Вот фотография с испытаний запальника для разрабатываемого европейского разгонного блока Vinci:

32 березовые палки или системы зажигания ракетного двигателя
 
[^]
KROVLJ
4.04.2016 - 12:06
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Еще об электричестве


Удобство электрического зажигания сделало его фактически единственным вариантом для запуска твердотопливных двигателей. Вот, например, шашки для зажигания твердотопливных ускорителей Спейс Шаттла:

Что любопытно, они расположены не снизу ускорителя, как это могло бы показаться логичным, а сверху.

32 березовые палки или системы зажигания ракетного двигателя
 
[^]
KROVLJ
4.04.2016 - 12:07
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Парадоксальный вариант


Иногда отдельная система зажигания вообще не нужна. Несимметричный диметилгидразин и азотный тетраоксид воспламеняются просто при контакте друг с другом, избавляя инженеров от необходимости придумывать специальные системы. Кроме этого, НДМГ и АТ хранятся в жидком виде при комнатной температуре, что сделало их отличным выбором для пилотируемых кораблей, маневрирующих спутников и межпланетных станций. Особенно удобно отсутствие системы зажигания для маневровых двигателей, которые используются в больших количествах и отличаются небольшим размером.


Классика жанра - двигатели ориентации на "Союзе" и лунном модуле


32 березовые палки или системы зажигания ракетного двигателя
 
[^]
KROVLJ
4.04.2016 - 12:08
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Химия поможет


Удобство самовоспламеняющихся химических соединений привело к тому, что они используются как пусковое горючее для запуска несамовоспламеняющихся топливных пар. В простейшем случае в трубопроводы ставят "ампулы" (трубы с мембранами) с самовоспламеняющимися компонентами. При запуске двигателя они выбрасываются в камеру сгорания, смешиваются, воспламеняются и создают пламя, от которого загорается основное горючее:


При необходимости многократного запуска можно сделать отдельный бачок с пусковым горючим, запаса которого хватит на несколько пусков. Подобные системы используются достаточно часто на кислородно-керосиновых двигателях, они стояли на F-1 (первая ступень "Сатурна-V"), их используют в семействе РД-170/180/190 и "Мерлинах" Маска. Главным недостатком химического зажигания является то, что если используются одноразовые ампулы, мембраны при запуске разорвались, а ракета не улетела, ее приходится снимать со старта, везти в монтажно-испытательный комплекс и менять ампулы на новые. Например, в 2013 году повторный запуск Falcon 9 со спутником SES-8 состоялся только через шесть дней.

32 березовые палки или системы зажигания ракетного двигателя
 
[^]
KROVLJ
4.04.2016 - 12:08
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Пиу-пиу


В последние годы активно идет работа над лазерными системами зажигания. Вот, например, отечественные лазерные модули, которые успешно прошли испытания на РД-107/108:



32 березовые палки или системы зажигания ракетного двигателя
 
[^]
KROVLJ
4.04.2016 - 12:10
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
В будущем такие системы могут вытеснить химическое и форкамерное электрическое зажигание, в том случае, когда нужен многократный запуск двигателя, а существующие системы недешевы и сравнимы по стоимости с лазерными модулями.


Фото с испытаний.

У меня всё...



32 березовые палки или системы зажигания ракетного двигателя
 
[^]
АГСчик
4.04.2016 - 12:11
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.07.14
Сообщений: 5837
Я где-то читал, что для охлаждения сопло используются металлические стержни, которые испаряясь(!!!) забирают избыточное тепло тела сопел и тем самым их охлаждают

Это сообщение отредактировал АГСчик - 4.04.2016 - 12:29
 
[^]
Сергей913
4.04.2016 - 12:23
30
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 2.11.14
Сообщений: 303
Еще про дерево. Как-то попалась брошюра 1958 года, про ракеты там что-то, и вот я ее прочитал. И в этой книжке было написано, что корпуса боеголовок у стратегических ракет сделаны из дерева.

Все, кому я говорил об этом, крутили пальцем у виска. Ну не вяжутся современные ракеты с деревянным корпусом. Однако, после небольшого пояснения, все сомневающиеся становились сразу задумчивыми.

Корпус боеголовки сделан из фанеры, пропитаной там чем-то. При вхождении в атмосферу эта фанера загорается и превращается в графит. А тому уже температура пофиг. Вот и получается, что боеголовки у ракет деревянные.
 
[^]
payal
4.04.2016 - 12:29
1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 25.03.15
Сообщений: 20
А что... Дёшево и сердито !
 
[^]
Kogaron
4.04.2016 - 12:33
1
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 11.07.14
Сообщений: 227
Цитата (АГСчик @ 4.04.2016 - 12:11)
Я где-то читал, что для охлаждения сопло используются металлические стержни, которые испаряясь(!!!) забирают избыточное тепло тела сопел и тем самым их охлаждают

Блин поколение ЕГЭ. Читать надо книжки которые в СССР выпускали, там такой ереси никогда не печатали.
 
[^]
КаПиТаHHеМо
4.04.2016 - 12:35
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.08.15
Сообщений: 1063
Цитата (АГСчик @ 4.04.2016 - 12:11)
Я где-то читал, что для охлаждения сопло используются металлические стержни, которые испаряясь(!!!) забирают избыточное тепло тела сопел и тем самым их охлаждают

Теоретически так можно сделать, см Абляционное охлаждение, но всё гораздо проще, охлаждаются сопло и камера сгорания двигателей топливом или окислителем.
 
[^]
КоSяк
4.04.2016 - 12:37
-2
Статус: Offline


Карабиец

Регистрация: 7.10.10
Сообщений: 1024
блд нашу страну не победить...
 
[^]
JamSoot
4.04.2016 - 13:03 [ показать ]
-15
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 49883
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх