Почему для нас это возможно?Потому что мы бездельники и тунеядцы. Потому что мы фрилансеры. Преимущественно переводчики. Это значит, что нам не нужен быстрый интернет. Только стабильный. Трафик у нас мизерный — программа перевода обменивается с памятью на сервере. А вот коллеге-пиарщику иногда приходится хуже.
Техническая постановка задачиЧто нас отделяло от безбедной работы? Связь и электричество.
Связь
Было известно, что на нашем излюбленном месте ловят МТС и Мегафон. В прошлом году мы не пользовались МТС по невежеству. Мы думали, что раутер, который нам продал Мегафон, залочен. Пока этим летом я не попробовал его разлочить и не обнаружил, что это все шелуха брэндинга, а внутри порядок. А два таких раутера покупать нас задушила жаба.
3G/Wi-Fi раутер Huawei E960
Это раутер, в который с одной стороны вставляется симка, а с другой вылетает животворящий вайфай. Его работу с 3G мы никак оценить не можем, потому что у нас тут только EDGE.
Куплен у Мегафона за 9000 рублей, из которых тысячу составлял ненужный нам контракт, от которого нельзя было отказаться на тот момент (июнь 2009). Прибор показал себя отлично в плане основной функциональности.
Он работает.
Есть вход для внешней антенны, разъем SLA (нам казалось, что это очень важно).
Но не без особенностей.
Лампочки на приборе весьма опосредованно связаны с происходящим. То есть с ответом на самый волнительный вопрос: есть ли связь, и если да, то какая.
Выдает IP-адреса как-то по впечатлению более произвольно, чем обычные раутеры. Не старается оставить за потребителем выданный ему в прошлый раз адрес. Поэтому обращение к расшаренному каталогу соседа всегда предваряет вопрос: «ты сейчас какой»?
Антенны
Наши условия приема таковы. И Мегафон, и МТС сидят на одной вышке, от которой до нас 8 километров. Расстояние небольшое, но, к сожалению, ровно на прямой линии в 250 метрах от нас десять тысяч лет назад ледник оставил 50-метровую скалу. Это обстоятельство делает нестабильными телефонные переговоры на нашей части острова.
Поэтому нам показалось, что нужно как-то это дело усилить.
Мы перепробовали три антенны, от маленькой ненаправленной в прошлом году до метровой направленной в этом. Плюс встроенная антенна раутера. И пока единственный вывод, который мы можем сделать: в наших условиях внешняя антенна, кажется, бессмысленна.
Когда наша направленная антенна висит на сосне и точно нацелена на соту (сквозь скалу), она дает такой же результат, что и встроенная антенна раутера. Отметим, что подробных исследований с измерениями мы не проводили (нечем), а основываемся на эмпирическом “инет есть, скорость такая-то”.
То есть похоже, что нашим ограничителем является не качество приема, а емкость соты. Это подтверждается отличной связью ночью и посредственной днем и ухудшением в выходные по сравнению с буднями. Кроме того, после недавнего похолодания резко упало наблюдаемое количество людей в этих краях и выросло качество связи днем, что опять же подтверждает. Учитывая, что GPRS-трафик обладает в GSM-сетях меньшим приоритетом, чем голосовой… в общем, местные жители и дачники, что вам эти телефоны? Смотрите лучше телевизор.
МТС почти всегда хуже Мегафона, но иногда выручает, если последний просел.
Кстати, качество связи за год выросло.
Скорость, трафик и деньги
Ну, тут все становится проще с каждым годом. Если в прошлом году мы платили рубль за мегабайт, то в этом на обеих симках у нас куплены анлимы. Тем более, что у МТС’а есть дешевый анлим на низкой скорости, а высокой скорости мы тут и не видали никогда.
Тем не менее, трафик мы стараемся экономить и не забивать канал лишним. Для этого большинство пользуется Оперой с включенной функцией turbo (трафик идет через сервера Оперы и там сжимается; в том числе пережимаются картинки). В качестве фаерволла, удобного для учета и контроля, мы в прошлом году еще выбрали NetLimiter. Он с норовом, но работает.
В среднем скорость колеблется от 3-4 килобайт в секунду днем до 15 ночью, иногда падая до 1 Кб/сек. Аплоад 1-10 Кб/сек. Средний пинг ночью около 500 миллисекунд, днем около 1000, иногда проседает до 4000. Да, до четырех секунд. К счастью, такое бывает нечасто.
После похолодания и вообще по мере углубления в август дневные скорости вплотную прибилизись к ночным.
ЭлектричествоСхема электроснабжения, как она была задумана перед прошлогодним мероприятием, такова. Есть генератор и аккумулятор. Мы заряжаем аккумулятор от генератора, работаем от него через инвертор, пока он не садится, потом работаем от генератора и заряжаем аккумулятор одновременно. And so on. Такой она в общих чертах и осталась.
Генератор
В основе всего бензиновый генератор Hitachi Е24SB. Дизельные модели работают дольше и гудят чуть громче, но ниже, т.е. меньше мешают, но стоят ощутимо дороже, а еще весят минимум полтинник. Тихие дизельные с жидкостным охлаждением мы не рассматривали вовсе из-за запредельной цены и веса. Газовые тоже не смотрели: бюджетные модели уж очень ненадежны, да и газ добыть не так легко, как бензин, который налил в горсть да привез. Совсем дешевые бензиновые не интересовали из-за низкого моторесурса (мы бы уже сегодня остались без генератора), а инверторные — из-за высокой цены при весьма небольшой мощности (а мало ли, потом пригодится по гаражным делам).
Приятно удивило время работы: вместо заявленных производителем 3 часов на полном баке (3.8 литра) этот движок при нашей средней нагрузке в 150-200 Вт выдает 5 часов 15 минут надежного питания; при нагрузке в 1 кВт (тепловентилятор+ноутбуки, лампочки и т.д.) — 3 часа. Выбор именно этой модели Хитачи был обусловлен рядом причин. Во-первых, это четырехтактный двигатель с верхним расположением клапанов (OHV) производства Mitsubishi, моторесурс которого не уступает недорогим дизельным моделям; так, по крайней мере, говорят, пользователи; наш опыт пока что подтверждает (за 250 моточасов мы меняли только масло, свечу и фильтр даже не чистили (руки не доходили), а генератор не просто работает как часы, но и запускается с половины оборота стартера). Столько моторесурса нам, вероятно, за жизнь не выработать, зато точно хватит. Во-вторых, весит он всего 37 килограмм, это при 2.1 кВт номинальной мощности генератора. За это у него небольшой бак и не лучший глушитель, но это нам не страшно: доливать не лень, а шум мы прячем за упомянутым ниже пригорком. В-третьих, он стоит не очень дорого (около 20 тысяч); примерно как три двухтактных, зато по стоимости часа моторесурса и киловатта мощности равных ему практически нет. В-четвертых, это Хитачи, отсюда и приятные сюрпризы с временем работы от полного бака (они, вероятно, считали под номинальной нагрузкой, а не максимум, хоть и написали «максимум»), и (хочется верить) надежность.
Еще один важный фактор, который мы недооценили в свое время, это единообразие топлива. Генератор, лодочный мотор, бензопила и личные автомобили участников — все работает на 92-ом бензине. При выборе генератора мы это учли, но это не казалось нам критически важным. Сейчас понятно, что в результате мы избавлены от большого количества совершенно лишних хлопот и можем вести учет и прогнозирование расхода бензина просто по остатку топлива в канистрах.
Генератор мы унесли за пригорок на 50 метров, положили на бревенчатый поддон и накрыли тентом. В лагере шум генератора воспринимается как далекая моторка — низкий и тихий, довольно быстро перестаешь обращать на него внимание. Отличный прибор, рекомендуем.