Бог войны на пенсию пока не собирается

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
KROVLJ
16.12.2015 - 13:37
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
59
В годы Второй мировой войны появились ядерное оружие, управляемые ракеты всех типов и реактивная авиация. На их фоне изменения в столь консервативном виде вооружения, как артиллерия, выглядят незначительными. Тем не менее, в годы войны революция произошла и тут. Основное внимание в статье будет уделено послевоенной противотанковой артиллерии, и дальнобойным орудиям с упором на отечественные системы. Однако там, где это необходимо для понимания процессов эволюции в артиллерийском деле мы достаточно подробно расскажем и о некоторых зарубежных образцах.

21 фото Александр Широколад

Бог войны на пенсию пока не собирается
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
KROVLJ
16.12.2015 - 13:38
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Противотанковая артиллерия

Противотанковые пушки


В 1939-1941 гг. на вооружении армий всех стран состояли противотанковые пушки калибра 25-47 мм и весом 360-440 кг. В ходе войны их калибр возрос до 100 мм, а вес до 3650 кг у советской БС-3, до 5 тонн - у германской 8 cm Pak.43 и до 10 тонн - у 12,8-см пушек. Таким образом, вес противотанковых орудий увеличился за четыре года от 10 до 25 раз. Соответственно, бронепробиваемость по нормали возросла от 30-40 мм до 150 мм.
Однако защищённость танков в послевоенные годы продолжила улучшаться, вес же противотанковых пушек наоборот стал уменьшаться. Так, у советских 85-мм противотанковых пушек Д-44 и Д-48, запущенных в серийное производство в 1946 г. и 1954 г. соответственно, он составлял 1725 кг и 2350 кг. А вот страны Запада практически отказались от создания буксируемых противотанковых пушек и борьбу с танками возложили на 90-мм противотанковые САУ, сами танки, безоткатные пушки, а с середины 1950-х годов - ПТУРСы.
Однако не бывает правил без исключений. как раз таким исключением стала довольно неплохая германская 90-мм самодвижущаяся противотанковая пушка Pak.90, созданная фирмой «Рейнметалл» в 1968 г. Вес системы 5 т. Заряжание унитарное. Затвор полуавтоматический. Скорость самодвижения - до 20 км/ч. Время перехода из походного положения в боевое - 30 с. Изюминка этого орудия заключается в его очень низком силуэте - всего 1,4 м.

Любопытно, что изготовленные в 1942-1945 гг. буксируемая 76-мм пушка ЗИС-3 и 100-мм пушка БС-3 до сих пор состоят на вооружении или стоят в резерве ряда стран и участвовали во всех локальных войнах с 1945 г. по 2014 г. Да и сейчас БС-3 успешно используется ополченцами в Донбассе. По данным СМИ она не пробивает лобовую броню танка Т-64БВ, но без проблем справляется с его бортовой бронёй. Хотя, лично я не уверен, что после попадания 100-мм снаряда БС-3 в лоб шестьдесятчетвёрки с близкого расстояния, даже если он и не пробил броню, экипаж и приборы танка останутся в работоспособном состоянии.

Фото: Советская послевоенная 85мм противотанковая пушка Д-48

Это сообщение отредактировал KROVLJ - 16.12.2015 - 13:44

Бог войны на пенсию пока не собирается
 
[^]
KROVLJ
16.12.2015 - 13:40
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Безоткатные противотанковые орудия

В ходе Второй мировой войны впервые в бою были применены безоткатные орудия. Уверен, что тут же объявится «квасной патриот», который начнёт разглагольствовать про динамо-реактивные пушки Курчевского. Действительно, в 1931-1935 гг. советская промышленность выпустила до 5 тысяч ДРП Курчевского, из которых примерно четыре тысячи не прошли военную приёмку, а остальные были сняты с вооружения к 22 июня 1941 г. Хотя, если быть точным, то три (!) 76-мм пушки СПК, установленные на автомобилях, приняли участие в войне с Финляндией в 1939-1940 гг., и одна из них теперь красуется в Военном музее в Хельсинки.
Немцы с 1941 г. применяли безоткатные пушки 7,5 cm L.G.40 и 10,5 cm L.G.40. Они неплохо показали себя при захвате Крита воздушно-десантными частями в мае 1941 г. В 1944 г. фирма «Рейнметалл» изготовила малую серию безоткатных 15 cm L.G.42. Вес её в боевом положении составлял 850 кг.
Характерной внешней особенностью 15-см L.G.42 был лёгкий лафет с тремя трубчатыми станинами. Колёса при стрельбе могли вывешиваться. В боекомплект пушки входили все нарезные германские 15-см снаряды. При начальной скорости 290 м/с (по другим источникам 310 м/с) дальность стрельбы составляла 6500 м.

На фото: Советское 76 мм безоткатное орудие СПК в Военном музее в Хельсинки

Это сообщение отредактировал KROVLJ - 16.12.2015 - 13:40

Бог войны на пенсию пока не собирается
 
[^]
KROVLJ
16.12.2015 - 13:42
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Однако по ряду причин после войны максимальный калибр безоткатных пушек был ограничен 120 мм. Хотя В.Г. Грабин в 1950-1955 гг. испытал опытный образец 420-мм безоткатной пушки С-103. Орудие предназначалось для стрельбы ядерным боеприпасом. В серию С-103 не пошла. Главной причиной этого стало создание в СССР спецбоеприпасов с меньшими весогабаритными характеристиками.

Фото: Грабинская 420мм безоткатная пушка С-103

Бог войны на пенсию пока не собирается
 
[^]
KROVLJ
16.12.2015 - 13:43
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Фото: 420мм безоткатная пушка С-103 после разрыва ствола

Бог войны на пенсию пока не собирается
 
[^]
KROVLJ
16.12.2015 - 13:46
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Американская безоткатная пушка М.20

На Западе развитие безоткатной артиллерии пошло по линии американской 75-мм безоткатной пушки М.20, принятой на вооружение в июне 1945 г. Это орудие было реализовано по схеме «ненагруженный ствол, уширенная камора и перфорированная гильза». Стрельба велась унитарными выстрелами с нарезными снарядами.
Вес пушки М.20 в боевом положении на треноге - 52 кг. Кумулятивный снаряд весом 6,5 кг при начальной скорости 300 м/с имел эффективную дальность стрельбы по танкам - 500 м, а бронепробиваемость по нормали доходила до 90 мм. Дальность стрельбы осколочно-фугасной гранатой составляла 6 км.
75-мм пушка М.20 применялась в Корейской войне 1950-1953 гг. Из М.20 было подбито несколько северокорейских танков Т-34. Однако М.20 оказалась бессильной против брони советских танков ИС-3 и Т-54.
Орудие М.20 устанавливалось на самых разных типах автомобилей и бронетранспортёров. А в начале 1950-х годов французы установили его на мотороллере (сейчас мотороллеры почему-то называются «скутерами»). На «Веспу-150» ТАР крепилась 75-мм пушка М.20 и шесть унитарных выстрелов. Вес мотороллера с пушкой - 160 кг, а с расчётом и боекомплектом - 300-350 кг. Таким образом, разогнаться «Веспу» до рекламных 120 км/ч было мудрёно.
«Веспу-150» ТАР приняли на вооружение французских ВДВ и её даже сбрасывали с парашютом. Для стрельбы мотороллер надо было ставить на сошки (подножки). Проходимость на местности оказалась неудовлетворительной из-за высокого давления шин на грунт.

«Веспа-150» ТАР участвовала в войнах в Индокитае и Алжире. Честно говоря, трудно понять логику французских генералов. Ведь на обычный мотороллер можно было посадить стрелка с гранатомётом СПГ-7. Эффективность, быстрота реакции, да и стоимость были бы значительно ниже. Поневоле вспомнишь советский штамп о жажде наживы западных производителей оружия.

Фото: Американская 75мм пушка М20 и шесть унитарных выстрелов на мотороллере Веспа -150

Бог войны на пенсию пока не собирается
 
[^]
KROVLJ
16.12.2015 - 13:47
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Американская безоткатная пушка М.40

В 1953 г. на вооружение американской армии была принята 106-мм безоткатная пушка М.40. Любопытно, что калибр пушки был стандартным для Запада - 105 мм. Но в документации калибр изменили, дабы орудие не путали со 105-мм безоткатной пушкой М.27, принятой на вооружение в 1951 г. и оказавшейся крайне неудачной.
Длина ствола орудия М.40 - 2690 мм (25,6 клб.) Вес на треноге - 209-220 кг (разные модификации). Ствол нарезной, заряжание унитарное. Схема орудия - уширенная камора и перфорированная гильза. Для пристрелки на стволе укреплён 12,7-мм стволик с баллистикой выстрела М.40. Скорострельность пушки М.40 - до 5 выстрелов в минуту.
В боекомплект пушки входит кумулятивный выстрел с начальной скоростью 500 м/с и эффективной дальностью стрельбы около 1 км. По данным западных СМИ бронепробиваемость различных образцов кумулятивных снарядов - от 250 до 450 мм. Кроме того, в боекомплект М.40 входят осколочно-фугасный выстрел и осколочный выстрел, содержащий 6000 поражающих элементов в виде стальных стрел. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом - 6870 м.
Помимо треножного лафета использовался и нижний колёсный лафет от 40-мм зенитной пушки «Бофорс», допускавший круговой обстрел.
Однако чаще всего М.40 устанавливалась на различных автомобилях, включая «Джипы» и «Лендроверы», и бронеавтомобилях.
Производство 106-мм пушек М.40 помимо США велось в Израиле, Ираке, Пакистане и Японии. Эти орудия состояли на вооружении более 30 стран мира. В 1993-1995 гг. Израиль поставил М.40 Эстонии. М.40 успешно применялась почти во всех локальных конфликтах с 1953 по 2015 год.
Специально под М.40 в 1955 г. в США была создана САУ М.50, более известная как «Онтос». На башне САУ установлено шесть 106-мм пушек М.40, две крупнокалиберных 12,7-мм пулемёта и один 7,62-мм пулемёт. Боекомплект пушки - 18 выстрелов. Броня противопульная - 13 мм (по кругу), а днище - 6 мм.
Фото: 106мм безоткатное орудие М40 установленное на "джипе"

Бог войны на пенсию пока не собирается
 
[^]
KROVLJ
16.12.2015 - 13:48
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Угол горизонтального наведения орудий - 80°, а вертикального наведения - от -10° до +20°. Экипаж - 3 человека. Вес в боевом положении - 8,63 т.
Из-за сильного пламени при выстреле стрельба из всех стволов одновременно не велась. Для повышения вероятности поражения цели с первого выстрела стрельба велась залпом максимум из двух стволов. Для пристрелки орудия использовались два пулемёта калибра 12,7 мм, смонтированные на орудиях.
Эффективную стрельбу из двух орудий одновременно по движущимся целям можно производить на дистанции 1000 м. Перезаряжание орудия производилось в укрытии, поскольку экипажу приходилось выходить из САУ.
Два орудия - 2-е и 5-е - могли легко сниматься с установки и вести огонь с земли.
Установка «Онтос» с 1956 по 1969 г. состояла на вооружении корпуса морской пехоты США. Всего изготовлена 321 САУ. С 1965 по 1969 год «Онтос» принимала участие в войне в Южном Вьетнаме. Американские СМИ давали восторженные оценки установке, но на взгляд автора они хороши лишь для борьбы с партизанами, не имевшими достаточного количества танков и артиллерии.
В 1955 г. в Японии начались испытания САУ «Тип 60», оснащённой двумя 106-мм пушками М.40 и 12,7-мм пристрелочным пулемётом. Боекомплект пушки - всего 8 выстрелов. В войска «самообороны» «Тип 60» начал поступать в 1960 г.
Как и у «Онтоса», перезарядка пушек проводилась в укрытии. Броневая защита - 12 мм (по кругу). Вес установки 8 т. Экипаж 3 человека. Максимальная скорость по шоссе 45-55 км/ч.
Производство САУ «Тип 60» закончилось в 1979 г. Всего фирмой «Коматцу» было выпущено 227 машин.

Фото: Японская 160мм САУ "Тип-60"

Бог войны на пенсию пока не собирается
 
[^]
KROVLJ
16.12.2015 - 13:51
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Британская безоткатная пушка «Бат L1»

Самым мощным безоткатным орудием стран НАТО стала 120-мм британская пушка «Бат L1», принятая на вооружение в 1953 г.
Орудие имело нарезной ствол с вертикальным затвором, лафет с колёсным ходом и щитом. На дульной части ствола закреплена шворневая лапа для буксировки орудия автомобилем или тягачом.
Вес орудия в боевом положении около 1 тонны. Вес выстрела 27,2 кг, вес кумулятивного снаряда - 12,84 кг. Эффективная дальность стрельбы по танкам - около 1 км. Бронепробиваемость - 250-300 мм (для разных снарядов). Скорострельность - 6-8 выстрелов в минуту.
В конце 1950-х гг. пушка «Бат L1» была модернизирована: увеличили угол горизонтального наведения; большой щит заменили малым (защищает только командира орудия); изменили конструкцию лафета и поворотного механизма. Слева от ствола установили пристрелочный 7,62-мм пулемёт «Брен». Расчёт уменьшился до 3 человек. Вес по сравнения с орудием «Бат» снизился и в боевом положении составил 730 кг. Остальные ТТХ остались без изменений.
В 1962 г. на вооружение британских ВДВ была принята ещё одна модификация пушки «Бат» - 120-мм орудие «Бомбат L6» весом всего 300 кг. Оно также снабжалось пристрелочным 12,7-мм пулемётом. Уменьшение веса орудия достигнуто за счёт снятия щита, применения высокопрочных сталей и лёгких сплавов, а также конструктивной доработки отдельных узлов орудия.
Нижний станок представляет собой вертикальную тумбу, укреплённую на трубчатой боевой оси, снабжённую пневматическими шинами. На боевой оси закреплена небольшая стрела, которая в боевом положении орудия откидывается вперёд и удерживает его от опрокидывания. В случае необходимости стрельбу из орудия может вести один человек.
Кроме колёсного лафета орудие «Бомбат» устанавливается на автомобилях типа «Лендровер», БРТ FV-432 и других шасси.

На фото: 120-мм безоткатное орудие «БАТ» на огневой позиции

Это сообщение отредактировал KROVLJ - 16.12.2015 - 14:05

Бог войны на пенсию пока не собирается
 
[^]
KROVLJ
16.12.2015 - 13:51
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Советская безоткатная пушка Б-11

В СССР развитие серийных безоткатных орудий было ограничено калибром 107 мм. Постановлением Совета Министров СССР № 2081-975 от 2 октября 1954 г. на вооружение Советской армии было принято 107-мм безоткатное орудие Б-11.

Ствол Б-11 состоит из гладкой трубы, каморы и казённика с проушинами для крепления затвора. Камора уширенная. Станок состоит из рамы с механизмом подрессоривания, механизмом наведения и стрелы с удерживающим устройством. При изменении расстояния между опорами рамы и стрелы высота линии огня изменяется в пределах от 710 до 1200 мм.
Для переноски орудие может легко разбираться на три части - ствол, станок и колёса. При стрельбе расчёту запрещается находиться сзади пушки ближе 40 м. Замечу, что и для всех западных безоткаток также запрещается находиться со стороны казённой части ближе чем на 40-50 м.
Вес Б-11 в боевом положении 305 кг. Дальность прямого выстрела кумулятивным снарядом БК-883 при начальной скорости 400 м/с - 450 м. А максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом ОФ-883 при начальной скорости 375 м/с - 6650 м. Скорострельность - 4-5 выстр./мин. Время перехода из походного положения в боевое - 1 минута.
107-мм пушка Б-11 была установлена на авиадесантную САУ БСУ-11-57Ф. Установка создана в 1955 г. в ОКБ-40 на базе АСУ-57. Угол вертикального наведения пушки Б-11 - от -10° до +45°. Угол горизонтального наведения 15°. Дополнительно на САУ был установлен 7,62-мм пулемёт СГМТ. Однако по ряду причин БСУ-11-57Ф в массовое производство не поступала.
Замечу что в ЦНИИ-58 под руководством В.Г. Грабина согласно Постановление Совмина СССР № 483-294 от 12 марта 1955 г. было создано 100-мм нарезное (!) безоткатное орудие С-100. В 1956 г. оно прошло испытания, но на вооружение не поступило.

На фото: 107мм безоткатное орудие Б-11 на авиадесантной САУ БСУ-11-57Ф

Это сообщение отредактировал KROVLJ - 16.12.2015 - 14:07

Бог войны на пенсию пока не собирается
 
[^]
KROVLJ
16.12.2015 - 13:52
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Зенитная артиллерия, сменившая назначение

Эволюция всей гаммы орудий зенитной артиллерии выходит за рамки нашей статьи. Здесь же я скажу лишь о том, что германские конструкторы фирмы «Рейнметалл», создавая 2-см и 3,7-см зенитные автоматы, ставили их на двухколёсные лафеты. Это позволило помещать зенитные автоматы в обычных окопах и легко маскировать их. В результате германские зенитные автоматы стали мощным средством огневой поддержки пехотных частей. В ходе войны на Западном и особенно на Восточном фронте 2-см и 3,7-см автоматы сыграли важную роль в борьбе с бронеобъектами и пехотой противника. А потому вполне разумно причислить их к противотанковому оружию, пусть и с ограниченными возможностями.
В 1930 г. фирма «Рейнметалл» поставила в СССР несколько образцов 2-см и 3,7-см автоматов, а также несколько комплектов деталей для сборки ещё нескольких образцов и всю технологическую документацию.
Однако замнаркома обороны по вооружению маршал Тухачевский решил возложить ПВО сухопутных войск на 76-мм дивизионные пушки, сделав их универсальными. Ну а зенитные автоматы маршал не жаловал. Бракоделы с завода № 8 (им. Калинина) были в курсе идей Тухачевского и, выпустив около 150 заведомо некачественных зенитных автоматов 2К и 4К, созданных на базе рейнметалловских систем, прикрыли их производство.
В результате в Красную армию зенитные автоматы стали поступать только во второй половине 1940 г. Не мудрствую лукаво, за основу 37-мм автомата 61К те же ребята с завода им. Калинина взяли 40-мм автомат «Бофорс», установленный на четырехколёсной огромной колымаге. Даже 25-мм зенитный автомат 72К тоже поставили на четырехколёсный же лафет, что сделало крайне неудобным использование обоих советских зенитных автоматов в качестве оружия поддержки пехоты.
Мало того, рабочая скорострельность у 37-мм автомата 61К оказалась всего 120 выстр./мин., а у 72К - около 200 выстр./мин. А чего вы хотите при ручном обойменном заряжании?!
Одна из до сих пор неразгаданных тайн Великой Отечественной войны - почему наши генералы не использовали для создания зенитных установок 23-мм пушу ВЯ с темпом стрельбы 550-650 выстр./мин.? Замечу, что темп стрельбы при ленточном питании равен практической скорострельности, разумеется, в пределах температурного режима. Между прочим, опытная пушка А.А. Волкова и С.А. Ярцева с заводским индексом ТКБ-201 прошла заводские испытания ещё в 1941 г.
А, может, пушка ВЯ имела какие-либо конструктивные недоставки или была недостаточно технологична для запуска в крупносерийное производство? Увы, только в 1942 г. её произвели в количестве 13420 штук! А всего до окончания производства в 1947 г.было выпущено - 64655 штук! Однако все эти пушки ВЯ ставились исключительно на штурмовиках Ил-2.
Наши генералы проклинали «фашистских стервятников», но не догадались поставить одиночные или спаренные ВЯ на лёгкие колёсные лафеты, на «Виллисы» или бронированные шасси.
Лишь в 1954 г. ГАУ выдало промышленности тактико-технические требования на разработку 23-мм зенитного автомата в одиночной, спаренной и счетверённой установках.
Испытания 23-мм спаренных и одиночных установок закончились в сентябре 1956 г. Наиболее удачной оказалась спаренная установка ЗУ-14 конструкции Рачинского и Пурцена. Основным её преимуществом был двухколёсный ход и, соответственно, минимальный вес.
В октябре 1955 г. был изготовлен первый опытный образец ЗУ-14. В марте 1956 г. ЗУ-14 после прохождения заводских испытаний отправили на полигонные, и после их завершения в 1960 г. эта установка была принята на вооружение под обозначением ЗУ-23.
Так же как это было с безоткатными пушками, ЗУ-23 устанавливалась на шасси «Джипов», «Ленроверов», БТР, гусеничных тягачей, на морских и речных катерах и т. п. В различных конфликтах в подавляющем большинстве случаев из ЗУ-23 вели огонь не по воздушным, а по наземным небронированным и легкобронированным целям (БМП, БТР), а потому их можно без особой натяжки причислить к полевой артиллерии. Применяются ЗУ-23 и сегодня в Донбассе. В июле-августе 2014 г. из них было сбито несколько украинских вертолётов и штурмовиков. Однако в подавляющем большинстве и тут они ведут огонь по легкобронированным объектам, автомобилям и живой силе.
 
[^]
KROVLJ
16.12.2015 - 13:53
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Безоткатные орудия «носители» ядерного оружия

Американская система «Дэви Крокет»


В 1960-х гг. безоткатные орудия стали… носителями ядерного оружия! Правда единственным типом ядерного оружия «ближнего» боя, принятым на вооружение в США, стала система «Дэви Крокет» («Davy Crocett»). Она включала в себя два гладкоствольных безоткатных орудия М-28 и М-29 калибром 120 мм и 155 мм, созданных по схеме «уширенная камора».
Оба орудия стреляли одинаковым надкалиберным снарядом М-388 с ядерным зарядом W-54 Y1. Калибр боевой части снаряда 279 мм, длина 762 мм, вес 35 кг. Мощность заряда по различным данным составляла от 0,05 до 1 кт. С 1961 г. по 1971 г. было изготовлено свыше 2100 ядерных зарядов W-54 Y-1 для системы «Дэви Крокет».
Конструкция снаряда выполнена из титанового сплава. При стрельбе снаряд укреплялся на поршне (штоке), соединённом с поддоном. Заряжание производилось с дула. После выстрела поршень отделялся. В полёте каплеобразный снаряд стабилизировался четырёхпёрым косопоставленным оперением. Тем не менее, рассеивание снаряда было довольно высоко. Так, для М-29 при дальности стрельбы 4 км круговое вероятное отклонение составляло по американским данным 288 м, а по советским - 340 м. Это неизбежно при использовании надкалиберного невращающегося снаряда.

Бог войны на пенсию пока не собирается
 
[^]
KROVLJ
16.12.2015 - 13:53
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
У орудия М-29 была большая опасная зона для собственного личного состава и боевой техники. Так, спереди она представляла собой прямоугольник длиной 70 м и шириной 50 м, а сзади, соответственно, 70 м и 60 м.
Безопасное удаление своих войск от места ядерного взрыва по американским данным составляло 1 км.
Обе системы разбирались. Лёгкая система М-28 на поле боя переносилась тремя номерами расчёта во вьюках весом около 18 кг. Обе системы стреляли с треноги и с джипа. При стрельбе с джипа с задней части кузова откидывалась опорная рама с сошниками. Система имела оптический прицел. Лёгкое орудие снабжалось 20-мм пристрелочным стволиком.
В кузове 1/4-тонного джипа и снаружи на правом борту размещались 6 контейнеров герметично укупоренных метательных зарядов.

Бог войны на пенсию пока не собирается
 
[^]
KROVLJ
16.12.2015 - 13:54
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Кроме того, тяжёлое орудие М-29 устанавливалось на гусеничном бронетранспортёре М113. Обе системы могли сбрасываться с парашютом.
Разработка систем «Дэви Крокет» велась фирмой «Арми Випонс Команд». На вооружение обе системы были приняты в 1961 г. 7 и 17 июля 1962 г. на полигоне в Неваде из орудия «Дэви Крокет» был произведён пуск снарядов с боевыми ядерными устройствами.
В 1962 г. орудия «Дэви Крокет» были размещены в Западной Европе. Ими вооружались пехотные дивизии (по 20 пусковых установок) и воздушно-десантные батальоны (по две ПУ). Всего в Европу американцы доставили две тысячи установок М-28 и М-29.

Бог войны на пенсию пока не собирается
 
[^]
KROVLJ
16.12.2015 - 13:54
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
В 1971 г. система «Дэви Крокет» была снята с вооружения.

Бог войны на пенсию пока не собирается
 
[^]
KROVLJ
16.12.2015 - 13:55
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Комплекс «Резеда»

В 1960-е гг. редкая американская «игрушка» оставалась без советского симметричного ответа.
В начале шестидесятых была начата разработка тактического ракетного комплекса «Резеда» с неуправляемой ракетой, имевшей специальную боевую часть. Головным разработчиком комплекса было назначено НИИ-147. В работе над ракетой принимали участие ЦКБ-14 и ряд других организаций.
Наш комплекс «Резеда» состоял из пусковой установки на шасси БТР-60ПА, командирской машины на шасси БТР-60ПА и транспортно-заряжающей машины на шасси автомобиля ГАЗ-66.
Пусковая установка имела две трубчатые направляющие. В проекте они именовались динамо-реактивными орудиями, но, судя по проекту, всё же были направляющими, а динамо-реактивными орудиями они были названы по некомпетентности проектантов.
Стрельба велась неуправляемой надкалиберной твёрдотопливной ракетой 9М-24. Диаметр боевой части ракеты составлял 360 мм, а диаметр двигателя - 230 мм, общая длина ракеты 2300 мм. Вес всей ракеты 9М-24 - 150 кг, вес боевой части - 90 кг. Максимальная дальность стрельбы - 6 км, минимальная - 2 км. Круговое вероятное отклонение - 200 м.
Работы над комплексом дошли, по крайней мере, до стадии заводских испытаний элементов системы. По плану комплекс «Резеда» предполагалось представить на Государственные испытания во II квартале 1965 г. Но, по-видимому, работы по «Резеде» были прекращены до Государственных испытаний.
Говоря о безоткатных орудиях, нельзя не остановиться и на любопытных случаях, когда в ходе боевых действий простые солдаты и младшие офицеры поправляли великих конструкторов и генералов. С 1943 г. все безоткатные орудия проектировались в качестве противотанковых средств, а опыт локальных войн превратил их в оружие ВДВ, а также в главную ударную силу армий малых слаборазвитых стран и партизан. В результате 99,9% снарядов, выпущенных из безоткатных орудий, было выпущено совсем не по бронированным целям.

Бог войны на пенсию пока не собирается
 
[^]
KROVLJ
16.12.2015 - 13:56
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Дальнобойная артиллерия

М-65


История зло посмеялась над множеством отечественных и иностранных генералов и политиков, пытавшихся в послевоенные годы похоронить дальнобойную артиллерию. После 1945 г. в США, Англии и ряде других стран многие сочли, что дальнобойная сухопутная артиллерия - анахронизм. Зачем нужны огромные стационарные, буксируемые и железнодорожные махины в век реактивной авиации и атомного оружия?

Исключение было сделано лишь для атомной артиллерии.
25 мая 1953 г. на пустынном Французском плато в штате Невада проходила испытания огромная 280-мм полустационарная пушка М-65, внешне напоминавшая тяжёлое орудие Первой мировой войны. Раздался выстрел, и через 25 секунд пустыня осветилась ярчайшей вспышкой, а через секунду к небу стало подниматься грибовидное облако. Так впервые в истории человечества был произведён выстрел ядерным боеприпасом.
Проектирование 280-мм атомной пушки М-65 (Т-131) было начато в США в 1949 г. Первый опытный образец изготовлен в 1950 г. В том же году его испытали, приняли на вооружение под обозначением М-65 и запустили в серийное производство. С учётом опытного образца в начале 1950-х годов было выпущено 20 пушек М-65
Пушка имела скреплённый ствол длиной свыше 13 м. Створ нарезной, с 72 мелкими нарезами. Затвор пушки поршневой, заряжание картузное, заряд переменный. Нижний станок лафета передней и хоботовой частями опирался на плиты основания. Передняя плита была снабжена штырём, обеспечивавшим наведение в горизонтальной плоскости в секторе 15° (при этом хоботовая часть лафета смещалась по задней плите основания). Посредством перестановки задней плиты основания обеспечивалась возможность кругового обстрела.
Снаряд на линию заряжания подавался с помощью подъёмного крана, смонтированного на лафете. Досылание снаряда и заряда в камору производилось с помощью механического досылателя.
Возка орудия производилась двумя седельными тягачами, повёрнутыми в разные стороны. Перевозки системы была возможна лишь по шоссе и хорошим грунтовым дорогам.
Первым ядерным снарядом, поступившим на вооружение армии США, стал 280-мм снаряд Т-124. Вес его составлял 364,2 кг, а длина - 4,9 калибра. При максимальном заряде начальная скорость достигала 628 м/с, а дальность - 24 км. Минимальная дальность была 15 км. Круговое вероятное отклонение (КВО) снаряда при максимальной дальности составляло 133 м.
Снаряд Т-124 комплектовался ядерным зарядом W-9 мощностью 15 кт. Устройство W-9 производилось с апреля 1952 г. по ноябрь 1953 г. Всего было выпущено 80 штук. Снаряд Т-124 с зарядом W-9 был снят с вооружения в мае 1957 г.
В июле 1955 г. взамен снаряда Т-124 началось производство снаряда Т-315. Вес нового снаряда составлял 272 кг, а длина - 4,8 калибра. Снаряд комплектовался ядерным зарядом W-19 мощностью 15-20 кт. Всего было произведено 80 зарядов W-19. Все они были сняты с вооружения к 1963 г.
Уменьшение веса ядерного заряда позволило увеличить его начальную скорость до 722 м/с, а дальность - до 30,2 км.
Для пристрелки предусматривалось использование обычного фугасного снаряда весом 272,2 кг, содержавшего 55,3 кг взрывчатых веществ. Дальность стрельбы этим снарядом составляла 28,7 км.
Пушка М-65 оказалась малоподвижной, она плохо проходила по узким улицам и малым мостам. Формально из походного положения в боевое пушка переходила с помощью гидравлических домкратов всего за 20 минут, но фактически с учётом инженерной подготовки позиции на это уходило несколько часов.
Пушка М-65 была доставлена в Европу, где использовалась для усиления корпусов армии США. На вооружении она оставалась до 1963 г.

Фото: 280мм полустационарная пушка М-65

Это сообщение отредактировал KROVLJ - 16.12.2015 - 14:08

Бог войны на пенсию пока не собирается
 
[^]
KROVLJ
16.12.2015 - 13:58
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Малый дуплекс М-46 - М-47

В СССР в первое послевоенное десятилетие гармонично развивались все типы артиллерии, включая артиллерию большой и особой мощности. Руководство страны принципиально отказалось от создания больших стационарных артиллерийских установок.
Используя германский и собственный опыт, в Союзе началось проектирование малого дуплекса для корпусной артиллерии, триплекса для артиллерии большой мощности и большого дуплекса для артиллерии особой мощности.

23 апреля 1946 г. Артиллерийский комитет ГАУ выдал тактико-технические требования на проектирование 130-мм и 152-мм пушек на едином лафете. Эти орудия (малый дуплекс) предназначались для замены 122-мм пушки А-19 и 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20, и должны были при почти одинаковом весе иметь существенно лучшую баллистику.
Разработка дуплекса велась на заводе № 172 и в НИИ АВ на конкурсной основе. Работы были санкционированы несколькими Постановлениями Совета Министров СССР, первое из которых (№ 1540-687) вышло 10 июля 1946 г.
Разработанные в КБ завода № 172 130-мм и 152-мм пушки получили индексы М-46 и М-47. Их технический проект был рассмотрен АК ГАУ 27 декабря 1946 г. Артком предложил переработать проект. Переработанный проект был рассмотрен и одобрен 28 мая 1947 г. (Ф. 20)
Опытные образцы М-46 и М-47 были изготовлены заводом № 172 в июне 1948 г. После прохождения заводских испытаний опытный образец М-47 и трубу от М-46 направили на НИАП, где в июле-ноябре 1948 г. прошли конкурсные испытания М-46 и С-69.
20 декабря 1948 г. в отчёте НИАПа об испытаниях было отмечено превосходство систем СКБ завода № 172 перед системой НИИ-58. Тем не менее, и у дуплекса М-46 - М-47 отмечен ряд конструктивных недоделок. В связи с этим на НИАПе с 27 июля по 14 ноября 1949 г. прошли повторные испытания систем завода № 172 и НИИ-58. В ходе испытаний из М-46 сделано 1249 выстрелов, а из М-47 - 423 выстрела, кроме того, М-46 прошла 568 км возкой.
По результатам повторных испытаний было решено дальнейшие работы по 130-мм и 152-мм системам НИИ-58 не проводить, так как устранение всех их недостатков «приведёт к существенному изменению их узлов и по существу, к созданию нового образца». С другой стороны, было решено изготовить опытную серию М-46 и М-47 для проведения войсковых испытаний.
Войсковые испытания четырёх М-46 и четырёх М-47 проводились с 9 сентября по 9 ноября 1950 г. Обе системы тесты выдержали и были рекомендованы к принятию на вооружение.

Фото: 130мм пушка М-46

Бог войны на пенсию пока не собирается
 
[^]
KROVLJ
16.12.2015 - 13:58
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
31 декабря 1950 г. было принято Постановление Совмина СССР № 4900-2130 об изготовлении в 1951 г. заводом № 172 малой серии из двадцати М-46 и четырёх М-47.

Бог войны на пенсию пока не собирается
 
[^]
KROVLJ
16.12.2015 - 13:58
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
В 1957 г. производство гаубицы М-47 было прекращено, а пушки М-46 производилась до 1976 г. включительно.


Бог войны на пенсию пока не собирается
 
[^]
KROVLJ
16.12.2015 - 13:59
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Для стрельбы из пушек М-46 и М-47 применяются выстрелы раздельного гильзового заряжания с осколочно-фугасными гранатами и бронебойно-трассирующими снарядами.
При переходе в походное положение ствол оттягивался. В исключительных случаях пушка перевозилась со стволом, не приведённым в походное положение, со скоростью до 5 км/ч.
Обе пушки перевозились только механической тягой. Их штатным тягачом был средний артиллерийский тягач АТ-С. Допустимая скорость перевозки пушек по хорошим дорогам - до 50 км/ч, по бездорожью - 10-20 км/ч. Время перевода пушек М-46 и М-47 из боевого положения в походное и обратно - 3-4 минуты.
Таким образом, пушки М-46 и М-47 могли передвигаться по хорошим дорогам вдвое быстрее, чем 152-мм гаубица-пушка МЛ-20. Кроме того, новый дуплекс позволял значительно быстрее переходить из походного положения в боевое, так как он был снабжён приставными сошниками, которые очень быстро крепились к хоботовой части станин перед стрельбой и которые зарывались на полную глубину с первых 2-3 выстрелов, тогда как у 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20 и 122-мм пушки А-19 забивка тяжёлой кувалдой четырёх сошников становилась операцией трудоёмкой и длительной. Для оттягивания ствола имелась лебёдка с высоким КПД.
130-мм пушка М-46 находилась на вооружении более тридцати стран мира. Любопытно, что в каталоге «Образцы вооружения и боевой техники российского производства» (Москва, 1993) на экспорт наряду с 152-мм пушкой 2А36 «Гиацинт» предлагалась и 130-мм пушка М-46. А где-то в 2005 г. в одно из центральных учреждений ВМФ обратились вьетнамцы с просьбой поставить им в подразделения береговой обороны запасные части к системе М-46.
Кстати, в ходе Вьетнамской войны американские эсминцы и крейсера постоянно обстреливали берега Северного Вьетнама. Вьетнамцы поначалу использовали в обороне побережья 76-мм пушки ЗИС-3. Однако они имели малую дальность и мощность. Ситуация резко изменилась, когда СССР начал поставлять 130-мм пушки М-46.
В 1972 г. береговые батареи этих орудий поразили 16 американских кораблей, приблизившихся к берегу. Они получили свыше 80 попаданий артиллерийских снарядов. В числе поражённых были: в апреле - эсминец «Ллойд Томас», в июне - крейсер «Ньюпорт-Ньюс». 27 июня крейсер получил попадание 130-мм снаряда, были повреждены орудие и корабельный катер. В декабре того же года на эсминце «Голдсборо» DDG-20 (водоизмещением 4500 т) погибли два моряка, была пробита верхняя палуба. На эсминцах «Хигби» и «Хэнсон» оказались убитыми и ранеными, соответственно, 63 и 37 человек. «Хигби» ремонтировали 5 месяцев, а «Хэнсон» - 3 месяца.
На взгляд автора, если когда-либо будет написана история боевого применения 130-мм пушки М-46, то она будет читаться, как детектив. Чего стоит хотя бы участие её в многочисленных «артиллерийских дуэлях». Так, например, М-46 на Ближнем Востоке в 1967-1973 гг. неоднократно участвовали в дуэлях через Суэцкий канал и на Голанских высотах в Сирии.
А ещё раньше, в конце 1950-х годов М-46 участвовали в дулях во Формозском проливе. Там американцы и гоминдановцы с маленьких островов обстреливали материковый Китай. Профессор Василий Георгиевич Маликов, который был в те годы военным советником в КНР, рассказывал мне, что китайцы как-то немного не могли достать из М-46 батарею дальнобойных американских орудий на одном из островов.
Тогда он произвёл расчёт и велел китайцам нагреть заряды М-46, затем дождавшись попутного ветра, обстрелять вражескую батарею. Достали! Больше с этого острова огня по территории КНР не открывалось!
Кстати, китайцы «передрали» один в один М-46 и начали выпускать у себя 130-мм пушку «тип 59». Позже её слегка модернизировали и запустили в производство под названием «тип 59-1».
В 2005 г. западные эксперты оценивали общее число 130-мм корпусных пушек в Народно-освободительной армии Китая (НОАК) примерно в 1000 стволов. Среди них значились как советские М-46, так и китайские «тип 59» и «тип 59-1».
 
[^]
KROVLJ
16.12.2015 - 14:01
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Триплекс С-23 - С-33 - С-43

В послевоенные годы ГАУ тормозило работы по принятию на вооружение новых мощных орудий Грабина, и взамен них в 1947-1954 гг. провело на заводе «Баррикады» капитальный ремонт всех Б-4, находившихся на вооружении.
К тому времени был принят на вооружение артиллерийский тягач АТТ, развивавший скорость до 35 км/ч. Но как только он начинал ехать быстрее 15 км/ч., ходовая часть Б-4 разрушалась. ГАУ потребовало от ЦНИИ-58 создать новый ход для Б-4. Резолюция Грабина была краткой: «Любая модернизация невозможна».

Тогда за дело в инициативном порядке взялись конструкторы СКБ-221 завода «Баррикады», и в апреле 1954 г. разработка технического проекта нового лафета была закончена, а уже в декабре 1954 г. два опытных колёсных лафета с установленными на них 203-мм гаубицей Б-4 и 152-мм пушкой Бр-2 были поданы на испытания. Новый лафет приняли на вооружение в 1955 г. 203-мм гаубица на нём получила индекс Б-4М, 152-мм пушка - Бр-2М, а 280-мм мортира - Бр-5М. Новые тела гаубиц, пушек и мортир не производились, происходила лишь замена лафетов.
Между тем состоявший на вооружении Красной армии ещё с довоенных времён триплекс в составе 203-мм гаубицы Б-4, 152-мм пушки Бр-2 и 280-мм мортиры Бр-5 был изначально сконструирован крайне неудачно, что подтвердилось в ходе Финской и Великой Отечественной войн.
Разработка элементов нового триплекса была начата в ЦАКБ в 1944 г. Вместо громоздкого гусеничного хода Грабин задумал в новых системах применить единый колёсный лафет полевого типа с раздвижными станинами и мощными сошниками.
Первоначально 180-мм и 210-мм пушки разрабатывались под шифром Н6-277. Как триплекс тема сформировалась в 1945 г., когда был выполнен аванпроект триплекса из 180-мм пушки Г6.536, 210-мм гаубицы Г6.536-I и 280-мм мортиры Г6.536-II.
В 1947 г. проект был доработан. В состав системы была включена и 203-мм пушка-гаубица, но систему по-прежнему продолжали именовать триплексом.
Состав системы на 1947 г.: 180-мм пушка С-23, 210-мм гаубица С-23-I, 280-мм мортира С-23-II, 203-мм пушка-гаубица С-23-IV.
Лафет для всех систем единый. Предварительная подготовка позиции требовалась только для установки дополнительной лобовой сошниковой опоры при стрельбе со слабого грунта.
Установка системы на позиции благодаря наличию гидравлических устройств для оттягивания ствола, подъёма хобота на передок и выключения подрессоривания производились силами расчёта. Возка системы нераздельная за тягачом АТТ.
С 29 мая 1948 г. по 16 марта 1949 г. все четыре системы «триплекса» прошли полигонные испытания на ржевском полигоне под Ленинградом. На испытаниях выявился ряд конструктивных недостатков триплекса, и орудия отправили в Подлипки на доработку.
Затем все системы вновь отправили на Ржевку. Доработанные образцы имели прежние индексы с добавлением буквы «А». 280-мм мортира С-23А-II и 203-мм пушка-гаубица С-23А-IV испытывались на лафете № 1 с 22 июля 1949 г. по 28 февраля 1950 г. 203-мм гаубица полигонные испытания не выдержала, и работы по ней были прекращены. 180-мм пушка С-23А и 210-мм гаубица С-23А-I на лафете № 2 прошли полигонные испытания в январе 1950 г.
В 1950 г. прошли войсковые испытаний орудий триплекса на полигонах в Луге и около станции Перкьярви на Карельском перешейке. После проведения очередных малых контрольных испытаний на полигоне Ржевка на войсковые испытания последовательно подавались двухорудийные батареи 210-мм гаубиц, батарея 180-мм пушек, батарея 280-мм мортир и 203-мм гаубица-пушка с лафетом № 1. Каждый раз батарея комплектовалась путём наложения на два имеющихся лафета стволов, проходивших полигонные испытания, и дополнительно изготовленных ЦНИИ-58 «батарейных» стволов калибра 180 мм, 210 мм и 280 мм.
Тут следует сделать маленькое лирическое отступление. В нашем ГАУ периодически возникала эпидемия картузомании, то есть патологической страсти к картузному заряжанию. Преимущество у него только одно - некоторое снижение стоимости выстрела, а вот недостатков более чем достаточно - оно усложняет заряжание орудий, хранение боеприпасов, а также создаёт серьёзные проблемы с обтюрацией пороховых газов. Первая попытка перевести на картузное заряжание 152-мм гаубицу-пушку МЛ-20 и другие системы, предпринятая ещё до войны закончилась провалом, и вот в 1950 г. спецы из ГАУ решили ещё раз наступить на те же грабли. Жертвой этого стали орудия триплекса. Дальнейшие испытания стала проходить только 180-мм пушка «0966» с картузным заряжанием на лафете № 1. Остальные стволы и лафет № 2 остались на Ржевке, где их использовали для отстрела боеприпасов и т. п.
В 1953 г. ЦНИИ-58 были разработаны технические проекты 210-мм гаубицы С-33 и 280-мм мортиры С-43 картузного заряжания, имеющие общий лафет со 180-мм пушкой картузного же заряжания.
Заводу № 221 ГАУ заказало опытную серию из семи пушек С-23 и опытный образец 210-мм гаубицы С-33 и 280-мм мортиры С-43. Все они, естественно, имели картузное заряжание.
В апреле 1955 г. из Сталинграда в Москву были отправлены первые четыре 180-мм пушки С-23, изготовленные заводом № 221. А в июне того же года в столицу отправились стволы 210-мм гаубицы С-33 и 280-мм мортиры С-43, под которые имелся лишь один лафет. К концу 1955 г. завод № 221 сдал ещё 4 пушки С-23.
Полигонные испытания гаубицы С-33 и мортиры С-43 были закончены в октябре 1955 г. К этому времени Хрущёв и Ко начали гонения на артиллерию. Было решено 210-мм гаубицу С-33 и 280-мм мортиру С-43 на вооружение не принимать, а малую серию 180-мм пушек С-23 оставить на вооружении, но впредь не производить.
В итоге восемь пушек С-23 поступили на вооружение одной из частей Московского ВО. Вскоре одну гаубицу С-33 переделали в С-23 (заменили свободную трубу и произвели ещё ряд мелких переделок). Таким образом, всего 180-мм пушек стало девять. Несколько раз пушки С-23 проходили на парадах по Красной площади, вызывая восхищение москвичей и удивление западных военных атташе.
К 1967 г. пушки С-23 были выведены из боевого состава. Но вот грянула «шестидневная война». Израильтяне заняли господствующие над сирийской территорией Голанские высоты и установили там американские 175-мм самоходные пушки М107, имевшие дальность стрельбы 32 км. Таким образом они получили возможность безнаказанно внезапно открывать огонь по сирийским военным объектам - штабам, РЛС, позициям зенитных ракет, аэродромам... А «великий и могучий Советский Союз» ничем не мог помочь братьям-арабам, так как высокоточных ракет у нас тогда не было, а дальнобойную артиллерию погубил Хрущёв.
И вот по указанию ЦК КПСС на заводе «Баррикады» (№ 221) срочно приступили к восстановлению производства С-23. Сделать это было весьма непросто, поскольку значительная часть документации и технического оборудования была утеряна. Тем не менее, коллектив завода успешно справился с поставленной задачей. До 1971 г. для Сирии было изготовлено двенадцать 180-мм пушек С-23.

Фото: 210мм гаубица С-33

Бог войны на пенсию пока не собирается
 
[^]
KROVLJ
16.12.2015 - 14:02
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Артиллерия особой мощности

Большой дуплекс С-72 - С-73


Красная армия в годы Великой Отечественной войны практически не имела современной артиллерии особой мощности. Поэтому уже в 1945 г. в ЦАКБ была начата разработка орудий особой мощности.
В.Г. Грабин счёл целесообразным создать дуплекс в составе 210-мм дальнобойной пушки и 305-мм гаубицы взамен малосерийного дуплекса: 210-мм пушки Бр-17 и 305-мм гаубицы Бр-18. В 1945 г. этот дуплекс получил шифр Н6.565.
Грабин по привычке решил подстраховаться, и дуплекс разрабатывался в двух вариантах: на едином артсамоходе и в буксируемом варианте. В последнем случае система перевозилась на трех повозках.

В 1945 г. возникла идея превратить самоходный вариант дуплекса в триплекс, введя в его состав 500-мм мортиру. Но по неясным причинам в план 1946 г. эта мортира не попала.
Стволы 210-мм пушки и 305-мм гаубицы состояли из свободной трубы, кожуха и казённика. Крутизна нарезки обоих стволов постоянная. Затворы поршневые двухтактные с ручным приводом. Ствол гаубицы был оснащён дульным тормозом, представлявшим собой цилиндр с круглыми отверстиями.
Лафет единый для обоих орудий. Тормоз отката гидравлический веретённого типа с переменной длиной отката. Накатник и уравновешивающий механизм гидропневматические.
Подъёмный и поворотный механизмы работали от электропривода, но был предусмотрен и ручной привод. Питание электродвигателей системы производилось от генератора постоянного тока мощностью 50 кВт, смонтированного на «кране перевооружения».
Заряжание обоих орудий картузное. Заряжание гаубицы снарядом производилось с помощью специального механизма, имевшего электропривод. Заряжание пушки снарядом производилось ручным досылателем. Заряды обоих орудий досылались вручную.
Лафет по устройству близок к лафетам полевых орудий. Станины раздвижные, крепление их с грунтом производилось с помощью зимних забивных сошников (подобно С-23) и летнего сошника лобового бруса.
Переход из походного положения в боевое и обратно производился с помощью автоматического крана грузоподъёмностью 20 тонн.
В начале 1950-х годов орудиям дуплекса присвоили индексы ЦНИИ-58: 210-мм пушку стали именовать С-72, а 305-мм гаубицу - С-73. В 1954 г. 280-мм пушке-гаубице, которую предполагалось установить на лафете дуплекса, присвоили индекс С-90.
10 июля 1947 г. Министерство вооружений приказом № 212 включило в план работ на 1948 г. «изготовление двух 210-мм пушек и двух 305-мм гаубиц на едином лафете («Большой дуплекс») с повозками». Однако из-за доработок проекта в ЦНИИ-58 к изготовлению орудий сумели приступить не ранее 1950 г.
Обе системы перевозились на трёх отдельных повозках в разобранном виде. Повозки для пушки имели индекс С-74, а для гаубицы - С-75.
Для перевода орудия из походного положения в боевое и обратно ему был придан специальный 20-тонный автомобильный кран стрелового типа и вспомогательный автомобиль МАЗ-200.
280-мм пушка-гаубица С-90 имела вес в боевом положении 62 тонны. Угол вертикального наведения 0°; +70°, угол горизонтального наведения 50°. Скорострельность, время перехода из походного положения в боевое, скорость возки и т. д. те же, что и у орудий дуплекса. В боекомплект С-90 входили фугасный снаряд весом 246 кг и бетонобойный снаряд весом 395 кг. Начальная скорость и дальность стрельбы для фугасного снаряда составляли 820 м/с и 30 км, а для бетонобойного - 525 м/с и 19,2 км.
Заводу «Баррикады» был дан заказ изготовить ствол 280-мм пушки-гаубицы С-90 и наложить его на лафет «Большого дуплекса» к 1 июня 1955 г.
В период с 29 января 1953 г. по 30 ноября 1954 г. на полигоне Ржевка были проведены заводские испытания опытного образца 305-мм гаубицы С-73. По результатам заводских испытаний в ЦНИИ-58 провели его доработку, после которой гаубица 27 ноября 1956 г. вновь поступила на Ржевку.
Стрельбы из гаубиц производились с 26 марта по 7 декабря 1956 г., а также 10-13 мая 1957 г. Всего с начала испытаний из гаубицы был произведён 621 выстрел, из них 100 выстрелов на усиленном заряде (полный заряд, нагретый до температуры 40°С).
При стрельбе подъём снаряда производился с помощью крана заряжания, а досылали его в канал ствола вручную с помощью досылателя. Подача заряда в камору осуществлялось вручную. Исключением была стрельба 13 мая 1957 г., в ходе которой использовали механизм заряжания.
Судя по отчёту, гаубица стреляла отлично, но руководство полигона было настроено к ней крайне недоброжелательно. Начальник полигона генерал-майор Бульба не сумел указать ни одного недостатка в ходе испытаний гаубицы. Зато он заявил, что, мол, перевооружение системы невозможно без крана АК-20, который де имеет низкую проходимость... «Войсковая часть № 33491 считает, писалось в отчёте, что если имеется необходимость в орудии с баллистическими характеристиками гаубицы С-73, то её качающуюся часть целесообразно наложить на артсамоход типа объекта 271».
Слов нет! «Мудрый» генерал Бульба предложил наложить С-73 на «артсамоход типа объекта 271», но не уточнил, во сколько это обойдётся государству и сколько займёт лет. А главное, Бульба умолчал о том, что артсамоход объект 271 (406-мм пушка СМ-54) был чудовищным монстром, который не мог проходить через обычные мосты, не вписывался в улицы городов, туннели под мостами, застревал под линиями электропередач, не мог перевозиться на железнодорожной платформе... Из-за чего сей агрегат так и не был принят на вооружение.
По здравому рассуждению, в случае «выхода из строя крана АК-20» можно в состав батареи С-73 ввести один, два или даже четыре запасных крана. Выйдет из строя один, его заменит другой, а вот что делать, если сломается движок артсамохода? Кроме того, вопрос с недостаточной проходимостью кране, легче всего решить постановкой на гусеничное шасси самого крана, а не всего орудия целиком!
Как мог генерал-майор технической службы не понять, что С-73 - это не полковая и не дивизионная пушка, обязанная сопровождать наступающую пехоту. Это ведь штучное орудие особой мощности!
Тем не менее, Грабину пришлось уступить генералам из ГАУ и заняться гигантскими самоходными артиллерийскими установками. На базе С-72, С-73 и С-90 в 1954-1955 гг. в ЦНИИ-58 был разработан «Большой триплекс» - 210-мм пушка С-110А; 280-мм пушка-гаубица С-111А и 305-мм гаубица на едином самоходном лафете. Технический проект самоходного триплекса был направлен в Министерство оборонной промышленности 31 декабря 1955 г.
Но всё это было напрасно - ни одно орудие особой мощности, разработанное Грабиным, не было принято на вооружение. Руковоство страны во главе с Хрущёвым считало, что артиллерия отжила своё.

На фото: макет орудия С-72

Бог войны на пенсию пока не собирается
 
[^]
KROVLJ
16.12.2015 - 14:03
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
За артиллерией будущее!

По мнению автора, и политики, и генералы обязаны внимательно следить за прогрессом в военной технике и отслеживать результаты всех локальных войн.
Однако персонажей, чрезмерно увлекающихся стратегическим ядерным и высокоточным оружием, следует перемещать в иные сферы государственной службы, где они нанесут меньший ущерб стране.
Характерный пример. Сколько средств впустую было затрачено на создание 100-мегатонной «царь-бомбы» академика Сахарова. Однако создать носитель (самолёт, или ракету) для этой гигантской «дуры» так и не удалось. С горя академик-гуманист предложил оснащать ею атомные торпеды калибра 1550 мм, с помощью которых он намеревался устроить гигантское цунами и смыть с лица земли все восточное побережье США.
Знаменитая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 Королёва оказалась негодной для использования по назначению, хотя и стала неплохим ускорителем космических аппаратов. Кстати, Королёв так и не создал ни одной серийной МБР.
Западные СМИ расписывают успехи американского и натовского высокоточного оружия в Ираке, Афганистане и Ливии, то есть в тех странах, где не было нормальной ПВО и хорошо обученных специалистов противовоздушной обороны. А вот о результатах почти трёхмесячной тотальной бомбардировки Косово силами НАТО с использованием ракет «Томагавк» и высокоточных средств поражения они помалкивают. К конечном итоге сербам по условиям соглашения пришлось вывести Косово все свои части . За процессом вывода пристально следили натовские военные и сотни журналистов. И что же оказалось? Перед наблюдателями целыми и невредимыми прошли 90-95% всех сербских танков, зенитных ракет, артиллерии, РСЗО и другой техники. Иными словами, там, где грамотно ведётся маскировка, все виды современного высокоточного оружия бессильны.
По разным причинам во второй половине ХХ в. в нескольких десятках локальных конфликтов применение военной авиации было ограничено или вообще исключено. В качестве примера можно привести артиллерийские дуэли в Формозском проливе в 1950-х годах и на Суэцком канале в 1960-х, перестрелки между американцами и северовьетнамцами через границу в начале 1970-х годов, а в конце 1970-х артиллерийские дуэли на границе между Северным Вьетнамом и Китаем. Из новейшей истории России тоже можно привести соответствующий пример - во 2-й Чеченской войне ствольная артиллерия и РСЗО были главной и решающей силой, а высокоточное оружие применялось крайне редко.
Да, собственно, что говорить? Включите телевизор и посмотрите новости с Донбасса. Там пушки и РСЗО в очередной раз подтвердили, что артиллерия была и будет Богом войны.

У меня всё...

Это сообщение отредактировал KROVLJ - 16.12.2015 - 14:03

Бог войны на пенсию пока не собирается
 
[^]
VVoldemar
16.12.2015 - 14:07
2
Статус: Offline


Сам такой!

Регистрация: 14.11.11
Сообщений: 15279
Мопэд, однако, забавный.. Действительно хороший пример бесполезного даже не изобретения, а скорей колхоза.

Да и американские минометы с ядерными зарядами впечатлили.

Это сообщение отредактировал VVoldemar - 16.12.2015 - 14:09
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 10563
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх