Эхо войны. Як-1, мл. лейтенант Белостоцкий

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
ТаганСармат
21.09.2015 - 21:46
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
189
Як-1, летчик Белостоцкий

P.S. Огромнейшая благодарность Вам, Поисковики!

Отсюда: http://kubplazdarm.tuapse.ru/aviatsiya-vov...lostotskij.html

Это уже были третьи наши работы на месте падения самолета. Первые раскопки позволили установить его тип - истребитель Як-1, обнаружить часть останков летчика. Удар о землю был сильным, много деталей боевой машины ушло на большую глубину. И вот, "Кубанский плацдарм", объединив усилия своих поисковых групп из разных районов Кубани, вернул имя еще одного летчика, погибшего в воздушном бою.

Эхо войны. Як-1, мл. лейтенант Белостоцкий
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
ТаганСармат
21.09.2015 - 21:46
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Каждый раз, обнаруживая под Крымском место падения очередного самолета типа Як, память возвращается к 3-му истребительному корпусу генерала Савицкого, 287-й истребительной авиационной дивизии. Именно эти подразделения, прибывшие на фронт в апреле 1943 года из резерва Ставки Верховного Главнокомандующего и вооруженные новенькими истребителями Як-1б и Як-7б, послужили катализатором начала крупнейшего в истории войн воздушного сражения, в котором в смертельной схватке сошлись тысячи самолетов.

Эхо войны. Як-1, мл. лейтенант Белостоцкий
 
[^]
ТаганСармат
21.09.2015 - 21:46
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Поэтому обнаружив вблизи хутора Эреванский на Гореньковом бугре обломки Яка, мы стали более детально изучать документы именно этих подразделений. По характерным фрагментам обломков самолета, обнаруженных на поверхности в ходе разведывательного выезда, он был идентифицирован как Як-1б. Район обнаружения места падения прикрывала 287 иад и в списках безвозвратных потерь было 4 очень подходящих варианта.

Эхо войны. Як-1, мл. лейтенант Белостоцкий
 
[^]
ТаганСармат
21.09.2015 - 21:47
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Подъем самолета было решено провести в рамках Межрегиональной Вахты Памяти, открывшейся на Вечном Огне г. Крымска 19 сентября 2015 года. В тот же день участники Вахты выдвинулись в район поиска. По мере расширения и углубления раскопа попадалось все больше обломков самолета и фрагментированные останки пилота. На глубине около 3-х метров появились крупные конструкции более 70 лет законсервированные в синей глине. Металл сохранился в превосходном состоянии.

Эхо войны. Як-1, мл. лейтенант Белостоцкий
 
[^]
ТаганСармат
21.09.2015 - 21:47
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Без труда читались заводские номера мотора М-105 № ПФ 4-3473, выбитые как на дюралевых, так и на стальных элементах двигателя.

На глубине 4 метра конструкции самолета залегали сплошным слоем. Первым из раскопа был поднят редуктор, следом за ним 20-мм бортовая пушка ШВАК. В дно воронки была вдавлена разбитая на множество фрагментов бронеспинка, защищавшая летчика от атак сзади. Здесь же находилось то, что осталось от летчика. Среди останков был найден ботинок, поясной ремень, компас и даже зубная щетка в пластиковом футляре.

В течение дня работы по подъему самолета были завершены, а его обломки переданы в школьный музей г. Абинск для оформления экспозиции. Теперь предстояло провести комплекс архивных работ и установить имя пилота, находившегося за штурвалом истребителя в его последнем боевом вылете.

Установленный номер мотора не соответствовал ни одному из тех вариантов, которые мы рассматривали как наиболее вероятные. Более того, такого номера мотора вообще не было в нашей базе данных. Пришлось полностью перелопатить все копии первичных документов по учету самолетов и моторов в частях, имевших на вооружении самолеты Як-1б и защищавших небо Кубани. И наши усилия были вознаграждены. В ведомости учета самолетов и моторов, прибывших в состав 291 ИАП 265 ИАД 3 ИАК нашелся номер найденного мотора. В апреле 1943 года самолет Як-1б № 32129 с мотором М-105 ПФ № 4-3473 был зачислен в состав 291 ИАП и закреплен за пилотом старшим сержантом Белостоцким Алексеем Алексеевичем.

Эхо войны. Як-1, мл. лейтенант Белостоцкий
 
[^]
ТаганСармат
21.09.2015 - 21:48
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
...

Эхо войны. Як-1, мл. лейтенант Белостоцкий
 
[^]
ТаганСармат
21.09.2015 - 21:48
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Однако, в последствии самолет Як-1б № 32129 проходит по всем документам в привязке к мотору М-105 ПФ № 4-1155, в том числе в Приказе о списании самолета и мотора, как потерянных при боевой работе в апреле 1943 года. И именно с этим номером он учтен в нашей базе данных. Поэтому мы и не смогли сразу, еще на месте раскопа, установить имя летчика. Более того, мотор М-105 ПФ № 4-3473 больше вовсе не упоминается в документах 291 ИАП и 265 ИАД.

В сложившейся ситуации было бы поспешным называть имя пилота, не удостоверившись на каком именно самолете стоял мотор М-105 ПФ № 4-3473. За истиной мы обратились к нашим московским друзьям и коллегам, которые не раз помогали возвращать имена летчикам, обнаруженным нами при проведении поисковых работ. Уже через 10 минут после отправки запроса, было получено подтверждение, что 29.03.1943 г. при выпуске с завода НКАП СССР № 291 в г. Саратове этот мотор стоял именно на самолете Як-1б № 32129.

Эхо войны. Як-1, мл. лейтенант Белостоцкий
 
[^]
ТаганСармат
21.09.2015 - 21:49
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Скорее всего, при оформлении документов по учету материальной части, писарем была допущена ошибка, которая в последствии «пошла гулять» по всем официальным бумагам. А поскольку в скорости после прибытия в часть самолет не вернулся с боевого задания, то сравнить номер мотора было просто не с чем и никто не стал разбираться путаницей в номерах: какая разница, ведь ни самолета, ни мотора все равно уже нет. Ошибка вскрылась лишь спустя 72 года.

Алексей Алексеевич Белостоцкий успел провоевать всего неделю.

В свой последний боевой вылет он отправился 28.04.1943 года. В это время советский войска пытались прорвать укрепленную оборону противника на подступах к станице Крымская. С этими событиями был связан второй этап Кубанского воздушного сражения, продлившийся с 28 апреля по 4 мая 1943 года и закончившийся освобождением Крымской.

Это сообщение отредактировал ТаганСармат - 21.09.2015 - 22:05

Эхо войны. Як-1, мл. лейтенант Белостоцкий
 
[^]
ТаганСармат
21.09.2015 - 21:49
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Из Оперативной сводки № 09 штаба 265 ИАД за 28.04.1943 г.:

«…2. 291 ИАП 12.15 – 13.50 20 Як-1 прикрывали войска в р-не Крымская. 12.45 на Н=3000-4000 м в р-не прикрытия вели воздушный бой с 6 Фв-190 и 14 Ме-109.

Наши потери - не вернули с задания 4 экипажа: ст. пилот л-т Дьяченко, начальник БСС л-т Лученко, пилот ст. с-т Ястребов, пилот ст. с-т Белостоцкий. Совершил вынужденную посадку на аэродром Славянская командир звена л-т Логинов.

1 Як-1 наблюдали падающим в р-не южнее Крымская. Местонахождения остальных экипажей Як-1 неизвестно.

Сбито 2 Ме-109: 1 капитаном Лапшиным, второй сбили в паре ст. л-т Крывяков и л-т Лавренов. Подтверждает майор Янович.

Противник вел бои парами эшелонировано по высоте.

Произведено 20 самолето-вылетов, налет 20 ч. 30 м.

Израсходовано ШВАК – 600, БС – 400».

Из донесения о безвозвратных потерях в частях 3 ИАК за апрель 1943 года:

«291 истребительный авиационный полк

…4. Белостоцкий Алексей Алексеевич, младший лейтенант, пилот, 1921 г.р., уроженец г. Севастополь, 28.04.1943 г. Не вернулся с боевого задания из района станица Алевро-Семенцовская. Мать – Белостоцкая Мария, проживала по адресу г. Новосибирск, ул. Омская, д. 17».

Это сообщение отредактировал ТаганСармат - 21.09.2015 - 22:06
 
[^]
ТаганСармат
21.09.2015 - 21:50
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Стоит отдельно объяснить имеющие место разночтения в звании Алексея Алексеевича в различных документах. Где-то он учтен как старший сержант, а где-то как младший лейтенант. Все дело в том, всем пилотам, имевшим звания сержантов и старшин, в начале мая 1943 года были присвоены первичные офицерские звания младших лейтенантов. И несмотря на то, что погиб Белостоцкий в звании старшего сержанта, в документах о безвозвратных потерях, оформленных в мае 1943 года, уже после получения соответствующего Приказа, он, как многие другие летчики, уже был учтен как младший лейтенант.

Исходя из сведений о времени, месте и высоте воздушного боя, можно с большой долей вероятности утверждать, что старший сержант Белостоцкий был сбит пилотом 4./JG 52 Fw. Werner Quast, в последствии кавалером рыцарского креста. Именно он заявил об одержанной победе над советским истребителем Як-1 в квадрате 85183 на высоте 4000 метров в 11.40 по берлинскому времени (12.40 по московскому времени), что полностью соответствует всем ранее изложенным обстоятельствам и фактическому месту обнаружения места падения самолета.

Утром 7 августа 1943 года в бою над Новороссийском Вернер Кваст был подбит оборонительным огнем штурмовика Ил-2. Кваст успел выпрыгнуть с парашютом и, приземлившись в расположении советских войск, попал в плен. 31 декабря за одержанные 85 побед его наградили Рыцарским Крестом.

Обратно в Германию он вернулся в 1949 г. и затем с 1956 г. служил в Бундеслюфтваффе ФРГ. Гаупт-фельдфебель Кваст погиб 12.07.1962 г., когда его вертолет потерпел катастрофу около г. Миттенвальд, в 76 км южнее Мюнхена, у самой границы с Австрией.

В отличии от Вернера Кваста, на счету Белостоцкого не было сбитых самолетов противника, он не был награжден высокими правительственными наградами. Он просто до конца выполнил свой долг перед Родиной.

В период с 20 по 24 апреля 1943 года он вместе с боевыми товарищами защищал небо над Цемесской бухтой Новороссийска. Что должен был чувствовать этот человек наблюдая под крылом самолета Черное море? Наверняка он вспоминал родной Севастополь и мечтал вернуться домой победителем.

В настоящее время организован поиск родственников летчика для организации последующего захоронения его останков на Родине.

А теперь - фоторассказ о работе на месте падения истребителя Белостоцкого.
 
[^]
ТаганСармат
21.09.2015 - 21:50
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Результаты первых раскопок. Фрагменты останков летчика, поясной ремень, остатки наручного компаса.

Эхо войны. Як-1, мл. лейтенант Белостоцкий
 
[^]
ТаганСармат
21.09.2015 - 21:51
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Зубная щетка в чехле

Эхо войны. Як-1, мл. лейтенант Белостоцкий
 
[^]
ТаганСармат
21.09.2015 - 21:51
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
...

Эхо войны. Як-1, мл. лейтенант Белостоцкий
 
[^]
ТаганСармат
21.09.2015 - 21:51
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
...

Эхо войны. Як-1, мл. лейтенант Белостоцкий
 
[^]
ТаганСармат
21.09.2015 - 21:52
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Из раскопа извлекли втулку винта. Лопасти отлетели при ударе о землю, шайбы редуктора с выбитым номером двигателя на втулке нет.


Эхо войны. Як-1, мл. лейтенант Белостоцкий
 
[^]
ТаганСармат
21.09.2015 - 21:53
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Тем временем - работа в раскопе продолжается

Эхо войны. Як-1, мл. лейтенант Белостоцкий
 
[^]
ТаганСармат
21.09.2015 - 21:54
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Фрагмент лобового плексигласа фонаря кабины летчика

Эхо войны. Як-1, мл. лейтенант Белостоцкий
 
[^]
ТаганСармат
21.09.2015 - 21:54
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
...

Эхо войны. Як-1, мл. лейтенант Белостоцкий
 
[^]
ТаганСармат
21.09.2015 - 21:54
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
...

Эхо войны. Як-1, мл. лейтенант Белостоцкий
 
[^]
ТаганСармат
21.09.2015 - 21:55
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Извлечен отколовшийся фрагмент двигателя с двумя цилиндрами

Эхо войны. Як-1, мл. лейтенант Белостоцкий
 
[^]
ТаганСармат
21.09.2015 - 21:55
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Момент истины - номер двигателя истребителя

Эхо войны. Як-1, мл. лейтенант Белостоцкий
 
[^]
ТаганСармат
21.09.2015 - 21:56
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
...

Эхо войны. Як-1, мл. лейтенант Белостоцкий
 
[^]
ТаганСармат
21.09.2015 - 21:56
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
В раскопе продолжаются работы. Очищен двигатель, на 4-х метровой глубине начинает выступать вода, заливая раскоп.

Эхо войны. Як-1, мл. лейтенант Белостоцкий
 
[^]
ТаганСармат
21.09.2015 - 21:56
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Фрагмент бронеспинки кресла летчика

Эхо войны. Як-1, мл. лейтенант Белостоцкий
 
[^]
ТаганСармат
21.09.2015 - 21:57
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Все извлеченные детали тщательно осматриваются. Любой фрагмент может рассказать об обстоятельствах гибели самолета.

Эхо войны. Як-1, мл. лейтенант Белостоцкий
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 14353
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх