Нам удалось найти интервью того самого цыганенка Степы (Михаил Бузылёв) с Михаилом Афанасьевым, редактором газеты «Фокус».
Здравствуйте, Михаил.
Михаил Бузылёв: Здравствуйте читатели газеты «Фокус»
В качестве небольшого вступления. Нам с Вами почти столько же лет как главному герою фильма «Мужики!» Павлу Зубову. Трудно поверить, что такой фильм сняли 27 лет назад. Это – шедевр во всех смыслах. Настоящий мужской поступок Павла, настоящая любовь Насти. Настоящая мужская дружба, настоящая любовь Полины к братьям… Михаил, где сейчас эти качества?
Михаил Бузылёв:Сейчас эти качества, как мы видим и понимаем, изменились.
Это точно. Но слыша в очередной раз крик Вашего героя Степы: «Мужики!» я вновь и вновь ловлю себя на мысли: откуда же взяли эти кретины с идиотскими шутками на современном ТВ?
Михаил Бузылёв:Они взялись из-за того, что в определенный промежуток времени в постперестроечной неразберихе кумирами многих наших молодых теле и кино деятелей стали коллеги с Запада. Стало модно держать курс на явно прозападное мышление.
Почему сейчас нет того вечного, что уложилось в полтора часа картины «Мужики»?
Михаил Бузылёв:
А все из за того же! Сейчас подавляющая часть плеяды молодых «мастеров кино» твердо убеждены, что нужно делать красивое кино, завернуть его в рекламную обертку и продать зрителю! Именно продать!
А такой фильм как, «Мужики!» я имею ввиду не только этот фильм, а вообще духовно – нравственные ценности, которые должны нести в себе эти фильмы в нашей действительности, надо прежде всего не продавать, а дарить зрителю.
Знаете, так сыграть в четыре года отроду, как играли Вы Степу… Если бы не Ваша блестящая игра в фильме, в подобный талант четырехлетнего ребенка трудно поверить. Я, конечно, не первый, кто Вам этого говорит, и все-таки, как Вам удалось так передать неповторимую ауру своего героя?
Михаил Бузылёв:Да, вы правы. На протяжении всей моей жизни и по сегодняшний день, где бы не был на территории бывшего Советского Союза, я испытываю огромную симпатию разных людей, разных профессий и социального положения. И все они горячо и искренне любят героев картины «Мужики!». И эта любовь неподдельная. В этом я уверен на все 100 %.
Во время съёмок я осознавал, что снимаюсь в кино, и я играл свою роль – делая то, что от меня просили, и максимально внимательно старался слушать тетю Искру. В этом заслуга Искры Бабич, это она погружала меня в нужную атмосферу событий фильма. И её ассистента в этом, моего отца Дмитрия Бузылёва.
На съемочной площадке наверняка происходили какие-то забавные случаи, от воспоминаний который Вы сейчас улыбаетесь. Не расскажете?
Михаил Бузылёв:Вы знаете, весь период съёмочного процесса был настолько динамичен для меня, что таких улыбающихся моментов было у меня не так уж и много. Помню как в селе Татарка, Ставропольского края, где снимался фильм, справляли мой день рождения. Исполнилось пять лет! Было очень весело, справляли всей съёмочной группой. Даже мой дедушка был – Бузылёв Михаил Дмитриевич.
Они с отцом играли, дедушка на баяне, а папа на гитаре. Было много цыганских песен. Праздник удался на славу! И на ночную рыбалку сходил впервые в своей жизни. Стал же взрослый, вот меня и взяли.
И до сих пор улыбаюсь, когда вспоминаю эти моменты! Вот, например, в фильме был такой эпизод, когда мой герой залезает в конуру, а потом вместе с собакой ест пополам булочку. Так вот, я очень боялся залезть в эту конуру. Каждый раз, когда я туда заглядывал, мне казалось, что меня там ждёт мумука.
Кто?
Михаил Бузылёв:Меня мама в детстве, когда я не слушался, пугала мумукой. Съёмочная группа провозилась со мной полдня, но я ни в какую не лез в конуру. Тогда папа придумал такой ловкий ход. Он оторвал у конуры заднюю стенку и сам в неё залез. После этого я уже без страха стал в неё заглядывать и залезать — ведь там был папа!
Но иногда папе приходилось быть очень строгим со мной. И когда я срывал дубли, он появлялся около камеры с ремнём. Например, долго не удавалась сценка в конце фильма. Помните, когда отец семейства Павел Зубов, которого играет Александр Михайлов, увёз детей на север. Вот он вместе с друзьями возвращается из магазина (а одного из друзей играл мой отец), и я бросаюсь к ним и кричу: «Папа, папа!» На меня все зашикали: «Ты ещё не умеешь говорить!»
Съемочная группа предусмотрела каждую мелочь в фильме. Вас даже одевали так, как миллионы советских мальчишек. А как Вы танцевали под песню «Валенки» перед работницей РАОНО, пытавшейся забрать вас в детский дом «для дефектных детей»… Или читали с Павликом (сыгранного Петром Крыловым) книжку, нет никакого сомнения, что это происходило в реальности. И невозможно поверить, что дети исполняют роли. Что говорила режиссер Искра Бабич перед съемками, что Вы так искренне играли?
Михаил Бузылёв:Она как женщина и режиссер, подобрала к нам нужные ключи – прямое общение. Я общался только с ней, и в большинстве случаев мне было легко играть, она умела доносить нужную информацию, а в определенные моменты требовать от нас то, что нужно в этот момент в кадре. А когда её силы к общению со мной заканчивались, в ход вступал отец, и его грозный ремень!
Я с детства помню эпизод из фильма, когда Рекс бежал за машиной. И всегда я думал, что при случае спрошу у Вас, как снимался этот эпизод.
Михаил Бузылёв: Этот эпизод долго не могли снять, так как Рэкс был уже не молод. А в своей деревне, он только гонял кур да гусей. Никак не хотел бежать за такси и все тут!
В какой то момент съёмочная группа была в отчаянии, не бежит и всё! Тогда предложили такой выход из сложившейся тупиковой ситуации: хозяйка Рекса садится с нами в такси, и мы потихоньку все едем. И только тогда Рэкс стал бежать за машиной и преследовать нас по настоящему. Хозяйке приходилось прятаться, падать на пол автомобиля у заднего сидения, так как впереди сидел оператор и у него в кадре был весь салон автомобиля.