Экранопланы, рождённые в СССР

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
MaxMagrovich
9.01.2015 - 12:01
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 6.01.15
Сообщений: 25
136
Честно с̶п̶и̶з̶д̶ж̶е̶н̶о̶ собрано с просторов.
Будет 12 фото.



В начале 1960-х гг. была принята государственная программа по экранопланам, предусматривающая создание ряда новых пилотируемых самоходных моделей экранопланов, а также разработку проектов боевых экранопланов для ВМФ и других родов войск с созданием полноразмерного экспериментального экраноплана. В 1964-1965 гг. в ЦКБ по СПК осуществлялось проектирование и создание уникального, самого большого в мире летательного аппарата - экраноплана "КМ"- корабль-макет, получившего у зарубежных спецслужб названия: "Каспийский монстр", "Каспийское чудовище". Главным конструктором этого экраноплана был Р.Е. Алексеев, ведущим конструктором - В.П. Ефимов. В постройке экраноплана КМ были задействованы многие предприятия Советского Союза, в частности Горьковского региона - завод "Красное Сормово", авиастроительный завод имени Серго Орджоникидзе.

Экранопланы
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
MaxMagrovich
9.01.2015 - 12:02
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 6.01.15
Сообщений: 25
Первая публикация об экранопланах появилась в ТМ в 1972 году. Это было интервью с американцем Александром Липпишем - создателем лодок, скользящих по воздуху над водой. Как о диковинке узнал советский читатель об одноместном экраноплане Х-113 массой 345 кг. В конце беседы конструктор поделился своей мечтой построить 500-тонный лайнер, способный пересекать океаны со скоростью 200 км/ч и нести 240 т полезной нагрузки. В ту пору всем нам было невдомек, что подобные машины созданы уже почти 10 лет назад и не в секретных ангарах Локхида или Боинга, а на берегу Волги, под Горьким - ныне вновь Нижним Новгородом. И уникальные аппараты, и имя их главного конструктора до последнего года держались в тайне. На Западе же о корабле-макете знали не только спецслужбы, но и любой интересующийся подобной техникой. В одном из выпусков "Джейна"- популярного английского издания, посвященного военной технике всех стран - "Каспийский монстр" был охарактеризован так: "Гигантская советская экспериментальная крылатая машина, использующая влияние близости земли, с размахом крыльев 40 м, длиной более 90 м, проходит испытания на Каспийском море. Они начались в 1965 году. Аппарат, для которого оптимальная высота движения от 4 до 14 м над поверхностью, имеет потенциальную скорость 560 км/ч ..."
КМ, или корабль-макет, как его назвали в ЦКБ, имел длину 92 м, высоту 22 м, размах крыла 37 м. Днище корпуса было устроено по-корабельному, хотя внешне КМ походил на самолет. На переднем пилоне размещалось 8 турбореактивных двигателей тягой по 10 т каждый - их мощность использовалась в основном при старте. На киле стояли еще два таких же двигателя, достаточных для поддержания крейсерского режима. В рекордном полете его масса достигала 544 т, что было в то время неофициальным мировым рекордом для летательных аппаратов того времени. Он был побит только с созданием самолета Ан-225 "Мрия".
Испытания корабля-макета ("Джейн" немного ошибся - они начались в 1966 году) решили провести на Каспийском море. Почти месяц, полупритопленного, с отстыкованным крылом, накрытого маскировочной сеткой, "монстра" буксировали по Волге. По требованиям секретности, шли ночами, днем отстаивались. И все это время доделывали KM - руководство, желая отрапортовать "наверх" и получить награды, назначило Алексееву, попросту говоря, сумасбродные сроки.


Экранопланы
 
[^]
MaxMagrovich
9.01.2015 - 12:02
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 6.01.15
Сообщений: 25
Наконец КМ достиг Каспийска - городка, расположенного рядом с Махачкалой. Туда же прибыли высокопоставленные чиновники и потребовали от конструктора немедленного отчета. Экраноплан еще находился в плавучем доке, а Доктор наравне со всеми тянул канаты, пристыковывая крыло. И вдруг он удивил своих сотрудников, казалось бы, уже привыкших к его неординарности, - взяв полетный лист, Алексеев невозмутимо начертал на нем: "Полет в доке".
Запустили все 10 двигателей, грохот нарастал, тросы, удерживающие КМ, натянулись, как струны, на берегу начал ломаться деревянный забор, попавший под выхлопы моторов. При тяге в 40% от номинальной док с пришвартованным в нем экранопланом тронулся с места, стало срывать якоря. Удовлетворенный произведенным на чиновников впечатлением, Алексеев приказал глушить двигатели. С тех пор слова "полет в доке" для конструктора и его сподвижников обозначали очковтирательства, на которые случалось идти, дабы не конфликтовать с требующим быстрых результатов начальством.
А оно все торопило, и для соблюдения назначенной даты первого полета пришлось серьезно рискнуть. Дело в том, что на корабле-макете не успели смонтировать радиооборудование, не работали и высотомеры. В четыре утра, когда начальство нежилось в постели, буксир вывел док в море. Он еще не полностью погрузился в воду, а из него уже на малом газе вырулил экраноплан - за штурвалом сидел Доктор. Он показал жестом: "Вперед!" - и поднял КМ из воды. Летал сразу около 50 мин на высоте примерно 4 м.
На берегу Алексеев доложил ошеломленным председателю и членам комиссии: "Машина вела себя прекрасно", а заодно, пообещав никому не говорить, что они все проспали, попросил подписать полетный лист. Деваться сконфуженным чиновникам было некуда - полет наблюдало немало свидетелей. Удачный исход первого испытания принес Алексееву "добро" финансировать его проект как минимум 5 лет. На самом же деле полет прошел не столь уж гладко - в какой-то момент корпус экраноплана, построенный по авиационным принципам, начал извиваться, как змея. Недостаток решили устранить самым простым путем - корпус укрепили 10-и 20-миллиметровыми металлическими листами. Перебирать его ажурную силовую конструкцию, перекладывать кабельные трассы и прочую начинку было некогда.
Но все равно огромная, тяжелая машина показала феноменальные качества. Она устойчиво шла над экраном на высоте 3 - 4 м на крейсерской скорости 400-450 км/ч. Вообще Алексеев обладал какой-то удивительной конструкторской интуицией. Например, когда за рубежом опубликовали схемы его судов на подводных крыльях, один немецкий профессор-гидроаэродинамик, изучив их, категорически заявил: "Эти аппараты не могут двигаться так быстро - крылья разрушатся от кавитации". Узнав же, что русские от опытных образцов уже переходят к серийному выпуску, уязвленный ученый не удержался и приехал к Алексееву. Зарубежного гостя прокатили на "Ракете", причем часть плавания он провел довольно оригинально. По его просьбе открыли нижний люк, профессор свесился вниз головой поближе к воде (двое из команды держали его за ноги) и наблюдал водные потоки, омывающие крыло. Через некоторое время профессор принял нормальное положение и, пожав Алексееву руку, сказал: "Удивительно, гениально!"


Экранопланы
 
[^]
MaxMagrovich
9.01.2015 - 12:03
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 6.01.15
Сообщений: 25
Да, Доктор был необычным человеком. Его, как и КМ, вполне можно назвать "монстром", способным на то, что другим не под силу. До сих пор достигнутое им в создании экранопланов остается отечественным секретом. Зарубежные аналоги этих машин представляют собой, по сути, низколетящие самолеты - пилоты насильно удерживают их у поверхности. КМ же был настолько устойчив, что Алексеев иногда на показ переставал им управлять и даже выключал в полете двигатели. Наблюдавших такое летчиков особенно впечатляло, что аппарат безо всякого вмешательства рулей отслеживал каждый изгиб рельефа. Обладал КМ и хорошей маневренностью - он был способен на крутые развороты с большим креном и касанием шайбы (окончания крыла) о воду. Наблюдатели видели, как после затяжного разбега по морю с 3-балльным волнением он оторвался от воды и ушел за горизонт.
Испытания КМ проходили на Каспии в течении в течении 15 лет и закончились очень печально. 9 февраля 1980 года умер Алексеев. В тот же году погиб КМ. Пилот, давно не сидевший за штурвалом "монстра", слишком резко задрал при взлете нос машины, она быстро и почти вертикально пошла вверх, растерявшийся летчик резко сбросил тягу и не по инструкции сработал рулем высоты - корабль, завалившись на левое крыло, ударился о воду. Жертв не было. Все, кто знал "Каспийского монстра", до сих пор уверяют - нужно было сделать нечто из ряда вон выходящее, чтобы угробить его.


Добавлено в 12:03
Основные ТТХ:

Модификация КМ-1
Размах крыла, м 37.60
Размах хвостового оперения, м 37.00
Длина, м 92.00
Высота, м 21.80
Площадь крыла, м2 662.50
Масса, кг
пустого самолета 240000
максимальная взлетная 544000
Тип двигателя 10 ТРД ВД-7
Тяга, кгс 10 х 13000
Максимальная скорость, км/ч 500
Крейсерская скорость, км/ч 430
Практическая дальность, км 1500
Высота полета на экране, м 4-14
Мореходность, баллов 3


Экранопланы
 
[^]
MaxMagrovich
9.01.2015 - 12:04
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 6.01.15
Сообщений: 25
Но, на этом разработки экранопланов в СССР прекращены не были.

Экраноплан-ракетоносец проекта 903 "Лунь".


Экранопланы
 
[^]
MaxMagrovich
9.01.2015 - 12:04
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 6.01.15
Сообщений: 25
Проект ударного экраноплана-ракетоносца проекта 903 "Лунь" разрабатывался в середине 70-х годов на основе опыта создания экспериментального КМ. "Лунь" выполнен по традиционной самолетной схеме моноплана с крылом трапециевидной в плане формы и Т-образным хвостовым оперением. Центроплан крыла размещен в средней части корпуса, под днищем - гидролыжное устройство, используемое при посадке для снижения перегрузки.
Первый полет экраноплана состоялся в 1985 году на Каспийском море. Мореходность "Луня" на взлетно-посадочном режиме была 5-6 баллов. В боевом варианте "Лунь" построен в единственном экземпляре, второй решено переоборудовать под специализированный поисково-спасательный вариант "Спасатель".


Экранопланы
 
[^]
MaxMagrovich
9.01.2015 - 12:04
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 6.01.15
Сообщений: 25
Вооружение - шесть пусковых контейнеров с противокорабельными ракетами (ПКР) ЗМ-80 "Москит" разработки ОКБ А. Я. Березняка. К этому времени на вооружении кораблей ВМФ появилась новая противокорабельная ракета "Москит" не имеющая аналогов в своем классе. Мощная сверхзвуковая ракета с прямоточным маршевым двигателем была способна пустить на дно любой боевой корабль стран НАТО. Ею с начала восьмидесятых начали оснащать новейшие эсминцы типа "Современный". Экранопланы, использую свою высокую скорость, могли бы наносить удары по кораблям противника на просторах Черного и Балтийского морей и легко уходить от преследования.
Силовая установка экраноплана проекта 903 состоит из восьми двигателей НК-87 с тягой по 13000 кг. Они расположены по четыре слева и справа сразу за кабиной. Она позволяет развивать огромную, по сравнению с кораблями ВМФ, скорость, равную 500 км/час. Экраноплан имеет очень высокую мореходность, позволяющую совершать "боевые вылеты" при 5 - 6 баллах.


Экранопланы
 
[^]
MaxMagrovich
9.01.2015 - 12:05
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 6.01.15
Сообщений: 25
В 1987 году первый экраноплан-ракетоносец "Лунь", несший на себе шесть контейнеров с управляемыми противокорабельными ракетами "Москит", был достроен и поступил на испытания. Но начавшийся развал СССР уготовил для уникальной машины и всех экранопланов вообще печальную участь. Обвальное сокращение вооруженных сил, нарастающие экономические трудности поставили на прикол экранопланы "Орленок", а "Лунь" пытались переделать в экраноплан-спасатель, но потенциальных заказчиков эта машина не нашла.
Основные ТТХ:

Длина, м 73,8
Размах крыла, м 44,0
Площадь крыла ,м2 550
Экипаж, чел 10
Полётный вес, тонн 380
Полезная нагрузка, тонн 137
Скорость максимальная, км/ч 500
Высота полёта на экране, м 1-5
Дальность, км 2000
Мореходность, баллов 5-6




Экранопланы
 
[^]
MaxMagrovich
9.01.2015 - 12:05
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 6.01.15
Сообщений: 25
Чуть ранее было начато проектирование первого и единственного в мире транспортно-десантного экраноплана.

Транспортно – десантный экраноплан проекта 904 "Орлёнок".


Экранопланы
 
[^]
MaxMagrovich
9.01.2015 - 12:05
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 6.01.15
Сообщений: 25
Транспортно – десантный экраноплан Орлёнок был заказан ВМФ в 1968 году. За полтора года был разработан технический проект и рабочие чертежи, а в ноябре 1970 г. на опытном заводе «Волга» при ЦКБ по СПК было начато его строительство. Главным конструктором экраноплана был Ростислав Евгеньевич Алексеев.
Осенью 1972 году начались ходовые (летные) испытания в районе Горького (сейчас Нижний Новгород). Испытания прошли успешно. Зимой экраноплан дорабатывали на заводе, а весной 1973 г. он был доставлен на Каспийское море для проведения морских испытаний.

Орлята сначала проходили опытную эксплуатацию, в процессе которой отрабатывались тактические приёмы их использования и подготавливались экипажи.
Поскольку Орлёнка планировали принять на вооружение, остро встала проблема подготовки экипажей. Не совсем было понятно, кто должен им управлять, моряки или лётчики. Проблему снял командующий авиацией флота Иван Борзов. Ему показали, как летают экранопланы и он принял решение: «Здесь чистый полёт на малой высоте, и управлять должны лётчики!»


Экранопланы
 
[^]
MaxMagrovich
9.01.2015 - 12:06
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 6.01.15
Сообщений: 25
Силовая установка экраноплана Орлёнок состоит из двух стартовых турбореактивных двухконтурных двигателей НК-8-4К с тягой по 10500 кг каждый и маршевого турбовинтового двигателя НК-12МК с тягой 15500 кг. Стартовые двигатели вместе с воздухозаборниками находятся прямо в корпусе, в носовой части экраноплана. Двигатели установлены по бортам, а воздухозаборники специально размещены перед фонарём кабины пилотов, для предотвращения попадания брызг и пыли внутрь двигателей. Маршевый двигатель поднят максимально высоко от воды и размещён на верху киля. Специальных двигателей для экранопланов не разрабатывали, а использовали авиационные, доработав их должным образом.

Но не только двигатели сближали Орлёнка с самолётом. Это был не просто экраноплан, это был экранолёт (летательный аппарат, также как и экраноплан использующий экранный эффект для полёта, но имеющий возможность оторваться от «экрана» и лететь на больших высотах аналогично самолёту)! Он мог подниматься на высоты до 3000 метров!
Орлёнок, предназначен для переброски морских десантов. Он способен принять на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две бронемашины (БТР (БТР-60 /БТР-70), БМП (БМП-1 / БМП-2), БМД, БРДМ (БРДМ-1 /БРДМ-2), ПТ-76) с экипажами, взлететь с волны до 2-х метров и со скоростью 400 км/час доставить десант к месту высадки. После посадки на воду и выхода на относительно пологий берег, Орлёнок высаживает людей и технику через откидывающуюся вправо носовую часть.
Вооружение состоит из турельно-башенной пулеметной установки «УТЁС-М» (2 пулемета НСВТ).


Экранопланы
 
[^]
MaxMagrovich
9.01.2015 - 12:06
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 6.01.15
Сообщений: 25
В мае 1982 года, в СССР были проведены крупные учения. В них впервые приняли участие два Орлёнка. Скорость, с которой два летательных аппарата осуществили в Туркмении высадку двух рот морской пехоты, ошеломила не только наших военных. После выхода на берег, в течение минуты была осуществлена высадка, а ещё через 3-4 минуты экранопланы были уже вне досягаемости.

Государственная программа предусматривала строительство 120 машин. Но к середине 80-х цифру скорректировали до 24. Но даже этого ВМФ не получил. В 1985 году умер министр обороны — Маршал Советского Союза Д.Ф.Устинов, который поддерживал идею строительства флота десантных и других экранопланов. Новый министр обороны Сергей Соколов, в прошлом танкист, и деятель с широтой зрения, ограниченной танковым триплексом, закрыл программу строительства экранопланов.

Всего было построено 5 экранопланов этого типа.
Принятые на вооружение «Орлята» вошли в состав авиации ВМФ. Из них сформировали 11-ю авиагруппу, подчинявшуюся непосредственно штабу морской авиации.
В августе 1993-го был крайний вылет экраноплана Орлёнок (С-26). После этого, полёты были прекращены. На тот момент на базе находилось 2 исправно служивших Орлёнка.

Основные ТТХ:

Размах крыла, м 31.50
Длина, м 58.11
Высота, м 16.30
Площадь крыла,м2 304.60
Масса, кг
пустого снаряженного 120000
максимальная взлетная 140000
Тип двигателя
стартовые 2 ТРД НК-8-4К
маршевый 1 ТВД НК-12МК
Тяга, кгс
стартовые 2 х 10500
маршевый 1 х 15500
Максимальная скорость, км/ч 400
Крейсерская скорость, км/ч 350
Практическая дальность, км 1500
Высота полета на экране, м 2-10
Практический потолок, м 3000
Экипаж, чел 6-8
Полезная нагрузка, кг до 20000
Вооружение: 2 НСВТ-12,7 «Утёс»


Добавлено в 12:07
Информация взята из следующих источников:
http://www.airwar.ru/enc/sea/km1.html
http://www.rusarmy.com/vmf/rk_pr_903.htm
http://students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm07/evn/orlenok.htm



У меня всё. Можете пинать.

Экранопланы
 
[^]
Chudilo
9.01.2015 - 12:10
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.02.08
Сообщений: 2243
Цитата
Информация взята из следующих источников:
http://www.airwar.ru/enc/sea/km1.html
http://www.rusarmy.com/vmf/rk_pr_903.htm
http://students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm07/evn/orlenok.htm


Так и на ЯПе не раз обсасывали эту тему.
 
[^]
tarantin
9.01.2015 - 12:10
8
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 17.11.13
Сообщений: 533
Нравятся мне эти машины. Уникальные. Зелень автоматом.
 
[^]
AlexBBB
9.01.2015 - 12:14
14
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 25.09.14
Сообщений: 300
Да !!!, это вам не к готовым иномаркам колёса прикручивать!!!
 
[^]
DiagenZ
9.01.2015 - 12:51
6
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 17.11.11
Сообщений: 72
Цитата (MaxMagrovich @ 9.01.2015 - 12:02)
Вообще Алексеев обладал какой-то удивительной конструкторской интуицией.

Что есть, того не отнять.
Ростислав Евгеньевич на 2м курсе корфака дважды заваливал сопромат у Натальи Викторовны Маттес)) Профессор сжалилась, влепив трояк))
 
[^]
vikingr90
9.01.2015 - 13:17
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 21.12.14
Сообщений: 1000
За поднятую тему - респект. Машины были уникальные. Вот таких бы постов побольше, а не обсасывания единственного ржавого "уникального" авианосца.
 
[^]
vidgit
9.01.2015 - 20:20
0
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 8.06.13
Сообщений: 13
https://www.youtube.com/watch?v=-aOi4nnvFRg

Это сообщение отредактировал vidgit - 9.01.2015 - 20:21
 
[^]
XaHK
9.01.2015 - 20:28
2
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 12.12.14
Сообщений: 9
просрали все полимеры
 
[^]
Ajven
9.01.2015 - 20:28
6
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 15.01.11
Сообщений: 171
Для желающих попутешествовать и узнать что то новое - есть музей Алексеева в городе Чкаловск, радом с музеем Чкалова. очень много интересного и познавательного.
Страница о музее скоростей
а я почти всё детство провёл на базе, где проводили первичную сборку и испытания экранопланов. посёлок Либежево. 100 километров от Нижнего Новгорода (Горького)

Это сообщение отредактировал Ajven - 9.01.2015 - 20:31
 
[^]
tiidovec
9.01.2015 - 20:33 [ показать ]
-10
Ajven
9.01.2015 - 20:34
7
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 15.01.11
Сообщений: 171
Цитата (tiidovec @ 9.01.2015 - 20:33)
Все это конечно круто, но зачем нужен плавающий самолет?

бешеная скорость и грузоподъёмностьплюс низкая высота полёта (незаметность для радаров) и возможность несения ядерного оружия.
 
[^]
sedmish
9.01.2015 - 20:49
1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 14.10.13
Сообщений: 0
поставил Мне не хватает внимания со стороны окружающих. Обнимите меня, кому не лень.- я это видел на сайте, и я это строил в жизнни
 
[^]
Захарыч
9.01.2015 - 20:53
0
Статус: Offline


Краснопяточный грядкоторчатель

Регистрация: 25.02.13
Сообщений: 4563
Частенько на ютубе про них смотрю...
и ещё про Т4 - сотка.
 
[^]
linch3003
9.01.2015 - 20:53
3
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 6.06.09
Сообщений: 1479
На фоне нынешнего возрождения, так сказать, "былого", очень хотелось бы верить, что и "Каспийского монстра" поднимут.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 18794
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх