Всю жизнь живу в Киеве, первый раз услышал про такое мероприятие. Плюс за развитие кругозора. Немного про само место ниже.
Недостроенный Объект №1 в Киеве - железнодорожный туннель, который планировалось возвести с 1936 по 1945 год. В
В 1929 году начинается возведение Киевского укрепрайона, одного из самых мощных в линии Сталина, протянувшейся от Балтийского до Черного моря. К 1935 году основные строительные работы закончились, Киев прикрыт 65 километровой цепью ДОТов и искусственных водоёмов, глубиной до 5 километров, они замаскированы и ожидают своего часа. Но становится ясно, укрепрайон имеет ахилесову пяту - два железнодорожных моста соединяющие берега Днепра можно легко разрушить авиацией, прервав подвоз боеприпасов и пополнений для частей обороняющих Киев. Принимается решение о небывалом строительстве сразу двух туннелей по которым можно снабжать город, не опасаясь бомбардировок и обстрелов. Строительство планируется закончить через 9 лет; проходить оно будет в полной секретности; длина южного туннеля будет превышать 6.5 километров; для строительства запланируют постройку ТЭЦ, бетонного завода, городков строителей и искусственного полуострова на Днепре. Инициатива исходит либо лично от Сталина, либо от Хрущёва - руководителя строительства метро в Москве. К июню 1941 году будет выполнено около 10% запланировано работы: около 600 метров подземных работ под Днепром и до 1 километра туннелей по берегам и введена в строй ТЭЦ у Ж/Д вокзала, которая работает по сей день.
События лета 41-го перечеркнули все планы строительства, в июле работы приостанавливают: туннели консервируются, техника вывозится на восток, из рабочих формируется мостостроительная бригада для нужд фронта. Всё что не удалось вывезти, либо консервируется под слоем масла в туннелях, либо закапывается в землю. После освобождения Киева, с 1944 года строительство продолжается, но в стране есть более насущные проблемы, новый гипотетический противник обладает ядерной бомбой и в 1949 строительство закрывается теперь уже навсегда.
В связи с повышенной секретностью стройки она ведётся сразу в нескольких местах, участки называются “титулами”. Титул №10 находился в урочище Наталка на современной Оболони. Здесь можно увидеть как выглядит самый первый этап строительства - бетонный кессон собирается на поверхности, технологические отверстия застраиваются кирпичными загородками. Потом, вода подаваемая под высоким давлением через трубы вымывает из под кессона землю и он погружается под собственным весом. Смесь воды и земли - пульпа по трубам подымается на поверхность. Подобная технология позволяет не только опускать конструкцию вниз, но и направлять её в горизонтальном направлении.
размеры кессона полсотни метров в длину, 15 в диаметре, полуметровые стены и сверху канал около 10 метров вширь; как говорится: почувствуй себя муравьём
Расчётная глубина около 32 метров, по мере погружения труба сверху достраивается бетонными кольцами. После погружения на поверхности остается только технологическое отверстие диаметром 5 метров. В погружённом кессоне разбираются боковые 3х метровые кирпичные стенки и специальный землепроходческий щит начинает проход туннеля в заданном направлении. Каждые пройдённые 70см вставляют бетонное кольцо укрепляющее стенки туннеля. За одни смену работы считалось большим достижением проход этих сантиметров и поставка хотя бы одного кольца.
Кессон - это железобетонная коробка размером 5 х 17 х 52 метра, с открытым дном, ее стенки образуют на почве запертою камеру. Над кессоном отливают из железобетона горизонтальную туннельная секция внутренним диаметром 8,2 м, из патрубков наверху. Секция делится кирпичными перегородками на три отделения: центральное и два боковых. В одном собирают проходческий щит. Другой служит для приема щита со встречного туннеля. В центральном отделении монтируется металлическая шахта со шлюзовых камерами для пропуска людей и грузов. Ею рабочие спускаются к кессона. Давление в шахте достигает 3 атмосферы. Мощным струей воды вымывает почву под кессоном, а землесосом смесь воды с грунтом (пульпа) откачивают наверх. При этом кессон, патрубок над центральным отделением наращивают, образует шахту, которую преподают чугунными тюбингами диаметром 6 м.
В связи с работой на глубине в земле с большим количеством грунтовых вод вся работа в кессоне и туннеле происходит по давлением до 4х атмосферы. С этим и связан более короткая смена от 40 минут при 4х атмосферах до 6х часов при нормальном давлении в день. После каждой смены в течении 1.5 часов работники проводили в специальном шлюзе-барокамере, где постепенно снижается давление, это позволяло избежать опасной кессонной болезни вызвано повышенным содержанием азота в крови при работе в таких условиях. Через некоторое время рабочие проходили реабилитацию в душкомбинате - лежали по две недели, как говорили “в заломе”. Повышенным на строительстве было не только давление, но из зарплаты и снабжение работающих. При средней зарплате в тяжпроме 500-700 рублей в месяц, вольнонаёмному рабочему платили 1500-1700 рублей + специальный продовольственный паёк. Применялся ли труд заключенных во время строительства, вопрос досих пор открыт. Всего на строительстве было занято до 12 тысяч человек, учитывая количество лопато-тележечной работы скорее всего что да.
Таких сооружений в Киеве несколько. На Осокорках и Жуковом острове. Около 10.
Периодически возникают легенды о бронепоезде, составе с строительной техникой или расселенных в туннеле строителях. Проверить эти гипотезы мешают не только состояние туннелей, но и информация, о том что немцы использовали их для хранения отравляющих веществ. Скорее всего они просто затоплены, внутри есть кое-какое оборудование, но вряд ли кто-то узнает про это что-то наверняка. Конструкции такого типа могут вполне простоять ещё 500-700 лет, так что наши потомки ещё смогут поломать головы над вопросами: “что это такое” и “кому оно было надо”.