Выдам кратенькое резюме с плюсами и минусами (ИМХО и по памяти)
Т-34 (обр. 1940, 1941 и 1942гг)Плюсы:
Отличная пушка. Это я о Ф-34 (впрочем Л-11 и Ф-32 тоже не плохи, но хуже).
Это пожалуй единственный элемент без нареканий. Надежна, мощна, подходящий калибр, позволяющий танку решать все могущие встать перед ним задачи.
Потенциально (при устранении дефектов) хороший двигатель - мощный и обеспечивающий большой запас хода.
Неплохое бронирование на 1941 и первую половину 1942 года.
Перспективная платформа имеющая резервы модернизации.
Минусы:
Главная проблема - низкая техническая надежность. В основном двигатель и КПП. У двигателя ресурс несмотря на заявленные 100 часов редко достигал такого значения. В в большой степени из-за плохих фильтров масляного и особенно воздушного, который крайне плохо чистил воздух. Можно сказать вообще не чистил. Кроме того обладал недостаточной пропускной способностью.
КПП отличаясь невысокой технической надежностью еще и плохо управлялась. Одной из главных задач стрелка-радиста была помощь водителю в переключении передач.
В результате скорость марша (очень важный параметр) у Т-34 составляла 11-14 км/ч (такая же как и у БТ), что уступало не только Т-28 (который вообще рекордсмен по этому параметру 24-26км/ч), но и Т-26 с его 15-17км/ч.
Заявленной максимальной скорости Т-34 в 55 км/ч тоже не достигал, впрочем она как раз не имеет никакого значения вообще.
Из конструктивных просчетов главная это экипаж 4 человека. Занятость командира как наводчика по разным оценкам снижала боевую ценность танка в 1,5-3 раза. Причем за наводчика работал не только командир танка но и командир взвода, роты, батальона, со всеми вытекающими...
Плохая обзорность дополняла эту безрадостную картину. Экипаж в танке очень плохо воспринимал обстановку на поле боя. Отсутсвие или плохо работающие (а в бою практически никогда не работающие) радиостанции эту проблему дополняли.
Пожалуй это единственный серьезный конструктивный недостаток танка.
Это основные моменты. На самом деле конструктивных и производсвенных дефектов было много, но не все были смертельными. Неудачная подвеска или почти гладкая гусеница, тесная башня жизнь портили но не были смертельными до определенного момента.
А, да... Забыл еще один мрачный конструктивный дефект: топливные баки в боевом отделении танка. При полупустых баках при попадании в борт взрывалось так, что вырывало бортовые и/или лобовые листы.
Резюме: сырой и недоведенный танк. В варианте как есть (к тому же при плохо обученных экипажах и не лучше обученном командовании) боевая эффективность довольно низка и заметно ниже, чем потенциально возможно при данной конструкции.
Т-34 (обр. 1943)Плюсы:
Устранены практически все производственные дефекты.
Отлично поработали технологи, стоимость танка (она же время изготовления, она же массовость) упала в РАЗЫ.
Появилась командирская башенка, башня стала просторнее, обзор улучшился.
Минусы:
Экипаж по прежнему 4 человека.
Недостаточное бронирование и вооружение.
Резюме:
Отличный (ну или просто очень хороший) танк. Думаю именно таким его и видел Кошкин. С учетом резко повысившегося уровня обученности экипажа и командования достаточно эффективное и недорогое оружие.
Но! Поздно! Поздно! Я понимаю, что все силы были брошены на эвакуацию и срочное устранение кошмарного количесва дефектов, что небыло карусельных станков для расширения погона...
Но время ушло и мы опоздали... Мы получили отличный танк, но уступающий основным танкам противника по основным параметрам.
Т-34-85 (обр. 1944)Плюсы:
Отработанная блестящая конструкция от стандартного Т-34. Хорошая изученность в войсках и на производстве.
5 человек в экипаже, командир, наконец, занят прямым своим делом.
Достаточно мощное орудие. Бронебойность не блестящая, но для танка это не так важно (в боекомплекте всего четверть бронебойных)
С учетом высокой обученности экипажей и командования (и чего греха таить численного и морального превосходства над противником) зверь-машина.
Минусы:
Не очень удачное расположение двигателя и нюансы формы корпуса не позволяют усилить лобовое бронирование, которое к этому времени как минимум вдвое тоньше неоходимого. Это невозможно даже с некоторым ущербом для подвижности. Свою роль здесь сыграла и неудачная подвеска.
Весь вес от увеличенной башни и орудия пришелся на передние катки и усились лобовое бронирование уже не было возможности.
(Эти проблемы решили в Т-44, который при той же массе имел более низкий силуэт 90мм лоб и усиленное бортовое бронирование)
Резюме:
Характеристики и возможности танка хорошо ложатся на преобладающий характер боевых действий. Танк хорош как для поддержки пеходы (калибр орудия), так и для введения в прорыв (высокая надежность, большой запас хода и хорошая подвижность)
Хотя слабое бронирование несколько портит впечатление (и увеличивает потери), танк способен решать все задачи. Простая и отработанная конструкция позволяет иметь таких танков много. Очень много.
Итого: имеем легенду: Танк может все и их много.
Теперь немцы.
Pz-IIIПлюсы:
Всем танк хорош. Надежен, удобен, освоен в войсках, недорог. Очень быстр.
При испытаниях в СССР дал более 69км/ч, опередив даже БТ, который чуток превысил 68км/ч и то на колесах.
Минусы:
Не для второй мировой войны. Разве что для начально стадии, для катания по Польше и Франции.
Танк не имеет резервов модернизации и не может использоваться для полноценных боевых действий времен ВОВ.
Резюме:
Машина удачная, но устаревшая (в основном потенциально) к 1942 г. Однако в 1941г показала себя неплохо. Особенно с учетом длинннствольной 50мм пушки последних моделей, единственный танк могущий бороться с Т-34 на вменяемых дистанциях.
Pz-IVПлюсы:
Основная рабочая лошадь панцерваффе. Танк тоже неплох. Похож на усиленный, но ухудшенный вариант "трешки". В вариантах до модификации F2 довольно бестолковая машина. Однако 7,5 cm Kw.K.40 L/43 сразу выводит этот танк в первую линию. А увеличение толщины лобовой брони до 80мм в модификации G и установка Kw.K.40 L/48 выводят Т-34 из игры и ставят под угрозу даже КВ. (Пушка на КВ слабовата лоб с километра не возьмет, так что обоим борта надо искать, или на коротких дистанциях кто вперед попадет).
Минусы:
Забавно: минусы есть, но все они какие-то мелкие.
Подвеска чуть хуже чем у "трешки", масса больше, в результате скорость и проходимость меньше.
Узкие гусеницы и отсутсвие резерва мощности двигателя (хотя его слабым не назовешь) иногда ухудшали маневренность и проходимсоть в критических условиях, но в среднем проблем с этим танки не испытывали.
Обилие люков экипажа и технических, с одной сторны улучшало возможность покидания танка или его обслуживание, но чаще снижало снарядостойкость.
Резюме:
Лошадь она и есть лошадь. Неплохая (а потом и хорошая) пушка, отличные приборы наблюдения и связи. Хорошо обученные экипажи и командование. Достаточная проходимость, маневренность и запас хода. И все эти при массе меньше, чем у Т-34. В общем такая неброская идеальность.
И это сыграло с этим весьма достойным танком злую шутку. Сумрачный тевтонский гений не смог смириться с тем, что у русских есть танки не хуже (Т-34), а то и мощнее (КВ) и дал сбой. Длиннствольную (хотя и 48 калибров весьма не коротко) 75-мм было на танк уже не поставить (вот тут Т-34 выиграл за счет более тяжелой платформы, т.е. больших резервов модернизации, на него 85-мм влезла), 88мм вообще никак. И на арену вышли "кошки".
Pz-V ПантераНу чтож, взглянем на танк, который иногда называю лучшим в ВМВ.
Плюсы:
Очень мощная пушка. Очень. 70 калибров - это серьезно. Дырку сделает почти в чем угодно и почти с любой дистанции (а оптика в этом поможет).
Честно говоря больше плюсов не нашел, да и этот, единственный засветился и в минусах.
Минусы:
Пушка мощная. Но калибр? В кого стрелять из 75мм? В Т-34? Так ее и Pz-IV только так. ИС-ов еще нет, КВ уже нет...
Немцы. Ау. Нафига вам этот танк нужен был вообще (учтем, что Тигр уже выпускался)?
Про детские болезни промолчу, неизбежно это, да и ничего серьезного.
Главный минус - само существование этого танка. Ибо не нужен, но дорог. 2-3 "четверки" у панцерваффе отнимал.
Танк не способен решать многие из задач. Это ж противотанковая самоходка по сути. А нафига, при наличии Jagdpanzer IV L/70 с той же пушкой, но в разы более дешевой?
Резюме:
Сравним его (ее?) не с Т-34-85, тут сравнение будет лишено смысла, поскольку массы танков разнятся в 1,5 раза, при том что боевые характеристики где-то лучше, где-то хуже... В результате (ИМХО конечно) Т-34-85 выглядит безусловным лидером. А сравним мы его с серой лошадью Pz-IV.
Пушка у обоих 75мм
Лоб у обоих 80мм
Экипах у обоих 5 человек
Масса Pz-IV - 25 тонн, Пантеры 45 тонн.
20 тонн за увеличение длины орудия на 22 калибра!? (При том что результат явно избыточен по мощности, на момент запуска в производство, конечно).
И кроме того, 1 Пантера вместо 2-3 Pz-IV? Плюс все ж таки бОльшие проблемы с подвижностью, несмотря на заметно более мощный двигатель.
Товарищ Сталин сказал бы что это вредительство (и был бы прав, по своему), но так как дело было у немцев, то он ничего не сказал. И тоже был прав. По своему.
Pz-VIH ТигрВот этот танк интересен. Не зря тоже часто номинируется на роль лучшего.
Плюсы:
Отличное орудие. Мощное, скорострельное, вменяемый калибр для тяжелого танка (на нижней границе вменямости, но вышло довольно удачно, основная мишень по факту была бронирована, а для этого калибр хорош). Оптика, связь в комплекте.
Итог в 1-1,5 км никто не шевелится. Ибо чревато. Точнее смертельно.
Толстая броня. Действительно толстая. Очень хорошо защищенный танк. Подбить довольно сложно.
Простота управления, за механика водителя мог сесть любой член экипажа. Пустячок по факту, но приятно.
Почти квадратная форма, в результате хорошая поворачиваемость. Что в общем плюс, т.к. позволяет повернуться лбом тому кто по тебе стреляет и потом спокойно его долбить.
Минусы:
Один главный - тяжеловат. Мощности двигателя хватает, но многие агрегаты работают с перегрузкой. Трудно транспортировать, не все мосты выдерживают, а для ЖД слишком широк, нужно менять гусеницы. Проходимость по мягкой почве недостаточна. Подвижность и запас хода маловаты.
Резюме:
Танк хорош, но ограничен. Танк обороны. Или контратак по знакомой местности. Для прорыва линии обороны может использоваться, но на определенной местности. И при хорошей разведке. Но при выполнении этих условий - очень опасный противник. Причем для тяжелых танков или самоходок. Для Т-34-76 не по зубам. Для Т-34-85 должно повезти... Другой вопрос, что если Тигр и Т-34-85, то 85-х будет несколько, как практика показала... Втроем-вчетвером забодают уверенно.
Но все равно хорош. Кроме того этот танк немцам был нужен. И самолюбие потешить (вот мол у нас какой, неуязвимый) да и нишу тяжелых танков закрыть.
Pz-VIB Тигр IIПлюсы:
Отличная пушка KwK 43 L/71.Толстая броня. Но все это я без энтузиазма. И пушка-то особо не нужна, и броня так или иначе бьется...
Минусы:
Тяжел. Очень тяжел. Тяжел до бесполезности, ибо трудно использовать преимущества.
Резюме: Собственно для пушки танк и спроектирован. Зачем, ну зачем немцам еще один танк под орудие 88мм? Шило в одном месте и пушечку хочется потешить? Так ведь есть Jagdpanther, которя часто называется лучшей самоходкой (ИМХО СУ-100 лучше), с этой пушкой. И пушка-то ведь именно противотанковая. Т.е. в самый раз для самоходки.
В результате эту пушку проблема доставить к полю боя, а когда она доставлена, трудно использовать, потому как ехать можно только по очень удобной местности и недалеко. В результате те самые Т-34-85, которые им не по классу совсем, их не только побили наголову, так еще и несколько захватили...
Короче из-за избыточного веса это не танк, а монумент. В музее смотрится отлично. Там ему и место.
Уф. На сегодня устал. Будет интересно, завтра-послезавтра выложу резюме не по конкретным танкам, а по танкам в общем. По танковым концепциям, которые у нас с немцами были разные (в 45 тонн немцы ставят пушку 75мм, русские 122мм), по двигателям (бензин против дизеля интересная темка тоже) и т.п.
Это сообщение отредактировал Navigobear - 16.01.2011 - 01:02