"Р-Z — советский многоцелевой одномоторный самолёт 1930-х годов — развитие самолёта Р-5, созданного в ОКБ Поликарпова, облегчением конструкции и установкой нового двигателя М-34Н (затем М-34НВ). Последний крупносерийный советский биплан — разведчик и лёгкий бомбардировщик. Поставлялся в Республиканскую Испанию, где был активно задействован как штурмовик до 1939 года (затем захваченные Р-Z применялись франкистами в Марокко).
ВВС Республиканской Испании
Использовались под наименованием «Наташа»[2]. Первую партию (31 самолёт) доставили на Пиренеи в феврале 1937 года. Машины собрали на аэродроме Ла Рабаса под Аликанте и направили на укомплектование 20-й авиагруппу, состоявшую из двух эскадрилий. Каждая из них получила по 12 P-Z, остальные оставили в резерве. Первый боевой вылет состоялся 12 марта в ходе сражение за Гвадалахару. В условиях временного превосходства республиканцев в воздухе эскадрильи действовали с высокой эффективностью. В апреле одну из эскадрилий перебросили в Андалусию. В июне прибыла новая партия из 31 Р-Z и 20-й группе была сформирована 3-я эскадрилья, преобразованная затем в 50-ю отдельную. Летом 1937 года самолёты P-Z активно использовались на фронте, особенно много в ходе операций под Брунете и под Бельчите. В отличие от Р-5, они продолжали летать днём как штурмовики и лёгкие бомбардировщики, тем не менее усиление истребительной авиации франкистов истребителями Messerschmitt Bf.109 вскоре сделали их применение более сложным. Испанцы обычно летали на задания группами из 3-15 P-Z. Бомбили с горизонтального полёта с высоты 400—1000 м — в зависимости от интенсивности зенитного огня.
От итальянских Фиатов CR.32 и немецких Хенкелей Не-51 Р-Z отбивались в построении «клин» или «клин звеньев». Разогнавшись на пологом пикировании, экипажи оставляли нападавшим незначительное преимущество в скорости и последние почти не могли воспользоваться лучшей манёвренностью своих машин. При этом все стрелки сосредоточивали огонь на головной машине противника.
В конце сентября 46 имевшихся у республиканцев P-Z свели в четыре эскадрильи новой, 30-й группы. В декабре 1937 года экипажи штурмовиков оказали заметное влияние на ход сражения за Теруэль. К началу 1938 года в строю оставалось ещё около 40 боеспособных «Наташ», а к концу лета после боёв под Теруэлем и на реке Эбро — 32-33 самолёта.
К моменту капитуляции республиканского правительства в Мадриде, две эскадрильи P-Z (20 самолётов) находились в Баррахасе, а одна (13 машин) перелетела в Алжир и была интернирована французами. Вместе с возвращёнными французскими властями франкисты получили в общей сложности 36 P-Z в различном техническом состоянии. Ими укомплектовали авиагруппу 2-G-43, дислоцировавшуюся в начале 40-х годов в Марокко. В Испанских ВВС их использовали до 1946 года.[3]"
Четко видно закрытая кабина с сдвижным фонарем...
Так что все правильно...
Это сообщение отредактировал P376 - 17.09.2019 - 13:49