Я скажу так прекрасный самолёт в умелых руках, жаль что программу остановили, есть продолжение як-141. Он очень сложен в пилотировании но это не говорит что это плохой самолёт. В начале темы описка подъёмные двигатели их 2 в носовой части дуют под днище и расположены под углом от вертикали назад на 3 -5 градусов, у самолёта сложная система стабилизации по краям крыльев в хвосте и в носе -управляемые сопла с помощью которых можно было корректировать направление при подъёме возможно по теме либо остановка подъёмных двигателей либо поломка привода носового сопла (скорее движки)
Самолёты вертикального взлёта это будущее авиации военной жаль что переход от СССР в Россию отбросил нашу страну на пол века назад.
Харриер что английский имел 4 управляемых сопла для подъёма и перехода в полёт, у нас же гораздо сложнейшая схема с 2-мя подъемными движками и 1 маршевым с поворотными соплами плюс система стабилизации - на то время это был прорыв, а что касается вояк - надо было либо учиться летать нормально либо за баранку грузовика садиться а не за штурвал и там 2 года сидеть.