Вот статейка об этом случае :
ОБЛЕТ российскими боевыми самолетами американской авианосной группы - случай уникальный. В том смысле, что наши самолеты принадлежат к группировке, обеспечивающей интересы ПВО Дальнего Востока и Тихоокеанского флота.
Самолеты морской авиации как наши, так и американские, довольно часто совершают облеты чужих боевых кораблей, находящихся в нейтральных водах. И поэтому неудивительно, что действия четверки российских самолетов против авианосца "Китти Хок" не вызвали негативной реакции официальных властей США.
Как передает ИТАР-ТАСС из Вашингтона, официальный представитель Пентагона заявил: "У нас не было с Россией никаких инцидентов, и мне неизвестно о какой-либо негативной реакции с нашей стороны на эти облеты". Американцы вообще удивлены, что события месячной давности вдруг вызвали в России какой-то резонанс именно сейчас.
А произошло это потому, что вся информация являлась строго секретной. Впервые ее обнародовал 15 ноября командующий 11-й армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант Анатолий Наговицын в Твери на сборах руководящего состава Вооруженных Сил России.
В планах боевой подготовки военно-морских летчиков существует раздел, посвященный отработке приемов преодоления противовоздушной обороны кораблей. Верхом совершенства считается преодоление ПВО авианосной группировки ВМС США. Удается это крайне редко - надо отдать должное американцам, защиту своих авианосцев они строят очень грамотно и в высшей степени надежно. Однако, как говорится, и на старуху бывает проруха.
В далеком 1970 году летчики группы бомбардировщиков Ту-16 авиации ВМФ СССР Тихоокеанского флота получили задание любой ценой взломать ПВО одного из американских авианосцев, находившегося в Японском море. Ранее такое не удавалось. Американские истребители всегда брали под своеобразный конвой самолеты этого типа задолго до их подлета к цели. При этом один из "вражеских" самолетов обязательно шел под фюзеляжем Ту-16, оснащенного фотоаппаратурой, не давая возможности фотографировать авианосец сверху. А без таких снимков задача считалась невыполненной.
Так случилось и в тот раз. Однако янки никак не ожидали, что русские применят военную хитрость. Один из Ту-16 совершил маневр, который выполняется при заходе на посадку, и пошел на снижение в направлении взлетной палубы авианосца, с которого как раз готовился взмыть очередной истребитель. Советский бомбардировщик даже выпустил шасси. При виде этого американцы просто одурели. Истребитель, висевший под брюхом Ту-16, сразу ушел в сторону, а на авианосце началась паника.
Истребитель, уже сцепившийся с катапультой, дернулся куда-то в сторону и намертво заклинился. Обслуживающий верхнюю палубу персонал бросился врассыпную, ища укрытия от русского "барсука" (так классифицируется в НАТО Ту-16), готового плюхнуться на авианосец. Наш же самолет медленно проплыл над гигантским кораблем, снимая все, происходящее внизу, на полную катушку. Атака удалась! Хотя, конечно, в реальности Ту-16, прицельно отбомбившись, был бы сразу уничтожен той авиацией прикрытия, которая была уже в воздухе. И тем не менее прорыв состоялся, в том же реальном бою авианосцу были бы нанесены повреждения, сделавшие бы невозможным выполнение им боевых задач.
Полученные снимки рассматривали специалисты на Дальнем Востоке и в Москве - на фото ярко была запечатлена паника, царившая на американском авианосце. Но эти снимки до сих пор не обнародованы. Имен летчиков до сих пор мы тоже не знаем. Остается надеяться, что командование ВМФ рассекретит со временем информацию тридцатилетней давности.
А вот последний прорыв авиагруппы, о котором рассказал генерал-лейтенант Наговицын, принципиально отличался от того, что имело место в 1970 году. Во-первых, очень сложная задача ставилась летчикам ВВС ПВО, которые как бы не должны решать ее в принципе. Во-вторых, выполнена эта задача была блестяще, и в реальности авианосец был бы уничтожен до того, как сумел бы изготовиться к защите, что и зафиксировано бесстрастной аэрофотосъемкой.
По плану боевой подготовки летчиков одиннадцатой армии ВВС и ПВО 17 октября группа в составе двух Су-24МР - разведчиков (самолеты такого же типа используются в морской авиации как ракетоносцы) и двух истребителей прикрытия Су-27 должна была найти в Японском море авианосную группу противоположной стороны и вскрыть ее противовоздушную оборону. Задача изначально очень сложная, так как американцы эффективно маскируют такие группы в тени многочисленных островов, поэтому даже с воздуха при помощи РЛС обнаружить авианосец трудно. К тому же работающие радары позволяют кораблям засечь приближающиеся самолеты и встретить их "достойно".
Однако наши летчики, проявив высочайший профессионализм, сумели, не обнаружив себя, определить точные координаты "вражеского" авианосца (им оказался "Китти Хок"). А то, что произошло дальше, уже известно. Су-24МР, включив фотоаппараты, совершили боевой заход на авианосец в тот момент, когда на него с танкера подавалось топливо для самолетов. Американские моряки и летчики были застигнуты врасплох.
Как рассказал Анатолий Наговицын, на авианосце начали рубить шланги, подающие топливо, и спешно готовить к взлету дежурные истребители. Были включены все средства собственной противовоздушной обороны "Китти Хока", что также зафиксировали самолеты-разведчики. В итоге американцам удалось поднять в воздух два самолета - F/A-18 и F-14. Однако их почти сразу увели в сторону отвлекающим маневром истребители сопровождения Су-27, а Су-24МР выполнили еще несколько пролетов над полностью открытым авианосцем "Китти Хок". На родном аэродроме летчиков встречали как настоящих героев.
Естественно, никакой игры мускулами в данном случае не было, поэтому-то Пентагон не стал устраивать политических демаршей, а командование ВВС и ПВО не стало сразу афишировать удачный полет. Произошла обычная военная игра, в которой верх одержали российские летчики. Всех пилотов, участвовавших в операции, командование ВВС и ПВО представило к высоким государственным наградам. Они это заслужили. Летают наши летчики, увы, очень редко, но, как ими самими подтверждено, все-таки метко.