Почему важно уметь писать от руки?
В зависимости от способа восприятия мира, люди делятся на три типа: аудиалы, визуалы и кинестетики. У дошкольников (иногда и у младших школьников) все три системы восприятия развиты одинаково. Но потом один канал начинает выделяться и он определяет, как же человек воспринимает мир. Кстати, именно из-за того, что у людей отличаются системы восприятия, часто между ними возникает непонимание.
Процесс писания позволяет развивать все три сенсорных системы. Аудиальные навыки улучшаются, когда пишешь под диктовку или проговариваешь текст вслух. Визуальные навыки задействуются тогда, когда мы наблюдаем за появлением букв на бумаге. И кинестетические навыки создаются ощущениями от прикосновения к ручке и бумаге.
Анна Манген (университет Ставангера) исследовала, что теряет человек, если меняет ручку на клавиатуру. Как оказалось, в этом случае наш мозг лишается ответа на действие руки – не получает ощущения от прикосновения к ручке и бумаге.
Все клавиши одинаковые и разницы в их восприятии нет. Когда мы пишем от руки, мозг запоминает последовательность ее движений, их форму, форму букв и все это заставляет его развиваться.
Существенный плюс от писания рукой в том, что сам по себе этот процесс достаточно медленный. Мозг тоже обладает замедленным восприятием. И чем дольше длится входной сигнал, тем лучше он его усваивает.
Анна Манген показала, что при чтении текстов, написанных от руки, и текстов с экрана компьютера задействуются разные участки мозга. При чтении рукописных текстов работают как раз сенсорные участки мозга. Именно поэтому человек способен распознать любой почерк (а вот компьютер этого не умеет).
Эксперименты доктора Вирджинии Бернигер доказывают, что ручкой человек пишет лучше и более полными предложениями. Он также более ясно выражает свою мысль, у него получается более полное образное описание.
Данный факт д-р Бернигер объясняет двумя вещами. Первое, когда человек прописывает буквы, связывает их в слова, его мозг активируется. Второе, скорость письма обычно соответствует скорости нашего мышления. Поэтому при письме параллельно идет процесс обдумывания текста.
При работе за компьютером человек многие вещи делает автоматически или же его отвлекают разные программы. Поэтому важные мысли у него могут просто испариться.
Особенно полезно писать от руки при обдумывании дальнейших действий и планировании. При письме легче выразить мысли и можно лучше их прочувствовать. В процессе такой работы мы можем прокручивать в голове разные варианты и делать правильный выбор.
Считается, что моторная память – самая крепкая и долговечная. Вот почему лучше запоминается, когда записываешь. Данный феномен хорошо известен всем студентам. Шпаргалки, которые они пишут для экзамена, им могут и не пригодиться, но свою функцию они выполняют – все написанные знания прочно остаются в их памяти.
То же проявляется при изучении иностранного языка. Доказано, что любой незнакомый алфавит можно легко запомнить за несколько часов, если хорошо его прописать. Это же показали эксперименты Анны Манген. Она взяла две группы. Одна из них учила алфавит, что имеет непростые буквы, прописывая их от руки. Другая группа должна была находить буквы на клавиатуре и печатать их.
Через шесть недель доктор Манген проверила знания участников. Как оказалось, те из них, кто учил буквы, записывая их на бумаге, помнили почти все. А вот те, кто изучал алфавит с компьютером, путались.
Объясняется это тем, что процесс писания от руки активирует ту зону мозга, что пропускает входящую информацию прямо в память. Кстати, при компьютерном наборе эта зона не активируется (руки работают автоматически). ©
Текст не мой, но отражено очень верно. Это то чему раньше учили в педагогических ВУЗах (я училась на преподавателя русского языка и литературы).
Все, кто пишет: "Я ручку не помню, когда в руках держал. Зачем?", задумайтесь. Вы не выросли на клавишном обучении. Поэтому вам уже все равно ручкой или клавишами. А вот детям нашим сегодня активно и очень навязчиво пытаются впарить планшеты с первого класса. Они очень сильно потеряют в образовании и, самое для меня страшное, в мышлении.
Сейчас думающие родители борются за то, чтобы не разрешать в школе гаджеты вообще. Потому что уже много исследований показали негативное влияние постоянной работы на компьютере во время обучения. Но большинство родителей вникать не хотят, поэтому получим ЦОС, а через 11 лет (первый выпуск полностью учившийся на компах) будем все отменять и кричать: "Какой ужас, что же делать?". Думать.
Это сообщение отредактировал Vanillacream - 6.07.2021 - 09:40