Очень приятно, что на ЯПе неожиданно вспомнили про Жана нашего Мишеля, который даёт всем жару - великого французского композитора электронной музыки, и уже написали 3 страницы. Надеюсь, что тема будет близка и понятна публике нашего сайта.
Теперь к теме. Справедливо, что вспомнили про помощника и правую руку мастера - звукорежиссёр Мишель Жесс. Нравится любопытный факт, что 8-я вещь со 2-го альбома ("Равноденствие" - "Equinoxe") стала называться "Band In The Rain" - почти как у Пола Маккартни одна из самых известных вещей - "Band On The Run".
Почему хождение пешком? Не знаю, у меня лично музыка Жарра, особенно ранние альбомы точно, ассоциировалась с полётами в воздухе, часто близко к космосу, с большой географией, с происходящей во время них сменой стран, времён года и суток.
И почему по прошлому? Да, лет ему немало, но такое уж он далёкое прошлое? В выдержке из биографии здесь не упомянули, но совсем недавно он издал аж 3 интересных альбома: продолжение,
3-я часть "Кислорода" ("Oxygene"), вместе с первыми двумя слушается весьма эффектно, скажу я вам, и
2 части своего проекта "Electronica" - альбомы разных любопытных сотрудничеств с другими артистами, к которым он приезжал в гости, почти все из них это звёзды разной электронной музыки, но не только, например там внезапно вспыл Пит Таунсенд - гитарист The Who. С последними Жарра объединяет давняя любовь к большим и эффектным концертным шоу.
Помню, как рекламировался здесь концерт Жарра у МГУ к 850-летию Москвы, который открывал Лужков. Самому в последний момент попасть не получилось, но аккурат перед 20-летием события пересмотрел официально изданную запись, он настолько увлечённо и творчески подходит к делу, являясь и на сцене настоящим кудесником электроники. Хватает очень эффектных моментов (хотя не все люди из такой большой публики были в теме, это да), даже вещь в стиле рэйв там под конец затесалась.
Можно ли считать его одним из первопроходцев в электронике? Я думаю, что смело. Ведь напомню, тут приведён рассказ, что он уже в 1-й половине 70-х начал музицировать и сочинять, экспериментировать, а в 1976 прогремел. А в те времена ведь не было толком электронной сцены особо никакой. Не было хауса, техно и транса. Не было диджеев, ремиксов, сэмплирования. А первые синтезаторы представляли из себя здоровенные и капризные тумбочки, комоды. Он был одним из тех, кто задавал направление.
В те времена, 70-е, складывалось несколько школ, направлений электроники, со своими особенностями. Например:
- Kraftwerk - ярко выраженная песенная форма подачи своего творчества.
От их знаменитого альбома с русской фразой в песне и на обложке и с дизайном в стиле советских художников-футуристов 20-х было уже совсем недалеко до настоящего синтпопа, каким он станет, до Gary Numan'а, Human League, OMD и депешей с последователями.
- Tangerine Dream - длинные пьесы с растянутой драматургией, иногда на целую сторону виниловой пластинки. Зачатки первобытного транса.
- Space - более короткие этюды с ярко заметной песенной структурой: если так можно сказать, попытка выразить инструментальным языком и клавишными соло то, что другие артисты пытались бы сказать обычными песнями. И конечно это более лёгкий для восприятия, менее мрачный
жарр жанр.
Естественно, Ж.-М.-Жарр ближе к своим французским коллегам. Какую атмосферу, звучание он создавал синтезаторами, которые были тогда у него, а позже сочетаниями эффектов и первых сэмплов - это нечто, цепляет надолго.
У нас в РФ нередко путают между собой произведения Жарра и его коллеги Маруани. Второй, к сожалению, добился в целом по странам мира куда менее скромных успехов. Хотя применял нестандартные мелодические ходы и является тоже довольно талантливым композитором, сочинителем.
Если кратко пройтись по альбомам. Я прослушал ещё далеко не все, но есть среди них очень понравившиеся записи, которые крутил много. У меня они как-то шли по 2:
"Oxygene" (1976) и "Equinoxe" (1978) - обязательно иметь в коллекции, очень притягательная, цепляющая, атмосферная электроника, аналогов которой было мало.
"Magnetic Fields" (1981) и "Zoolook" (1984) - тоже очень сильно, по технике записи, создания, явный шаг вперёд. Особенно последний - как там всё здорово скомпоновано, присутствует неповторимый коктейль из разных фраз и даже звуков животных.
"Rendez-Vous" (1986) и "Revolutions" (1988) - музыка стала какой-то более земной что ли, но тоже весьма любопытно. В тематике начали появляться социальные моменты, за счёт чего 2-й из этих альбомов очень актуален и сейчас. 1-й что выражает - путешествия и интерес к астронавтам.
И наконец чем хотел бы закончить -
"Waiting For Cousteau" (1990) - несколько весёленьких вещей соседствуют с очень длинной пьесой в стилистике ambient. Обволакивающая, успокаивающая, много ночей слушал эту запись. Этот альбом тоже всем рекомендую, может откроете доселе неизвестного Жарра.