Привет с полетной палубыВо флотах, имеющих в своем составе авианосцы, существует давняя традиция - экипаж передает с борта корабля привет своим родным, близким, своей стане, родному городу, порту, или вообще всему миру, выстраиваясь не полетной палубе таким образом, что шеренги образуют слова приветствия или какого то послания. Американцы это послание называют «spell-out».
Доподлинно неизвестно кто, когда и на каком корабле это сделали первыми. Кто-то говорит, что это случилось до Второй мировой войны, кто-то – после ее окончания. Но вот фото факт датированный 1936 годом. Авианосец ВМС США USS Lexington (CV-2) с белой на темной палубе надписью – «NAVY». Но это не надпись, слово не написано, а его выстроили несколько сотен моряков в белой униформе. Это и есть «спэлл-аут» или приветствие с полетной палубы авианосца. Первый ли он в истории? По крайней мере, более ранних фото нет (у меня). Предположим, что первый.
Слово NAVY, для первого послания с полетной палубы и почина новой морской традиции - удачный выбор для моряков военного флота США тех лет. Вспомним 1936 год.
В этот год заканчивались действия договоров ограничений морских вооружений. Соединённым Штатам можно и, главное, нужно было начинать возрождать военно-морской флот, который с 1920 по 1933 гг. оставался неподвижен. Вернее движение было, только его вектор был со знаком «минус».
Послевоенные президенты от Вильсона до Рузвельта, считали, что все, что необходимо сделать для того чтобы страна жила в мире и безопасности, это подписать бумажку с названием «Договор».
Согласно одному из таких гарантов, известному, как Вашингтонский договор ограничений морских вооружений, Соединенные Штаты лишились одних из лучших своих кораблей, как находившихся в строю, так и строящихся.
Благодаря этому договору, едва не отправилась на металлолом прямо со стапеля и Леди Лекс, задуманная первоначально, как линейный крейсер «Лексингтон». Только счастливое, для нее, стечение обстоятельств за переговорным столом, превратило крейсер в авианосец - второй в военном флоте США, сохранив при этом крейсерское имя. Четверых же ее сестер – шипов постигла печальная участь.
Только пришедший к власти в 1933 году президент Рузвельт, который, как, оказалось, был одним из немногих в этой стране, кто был способен видеть чуть дальше края земли на западном и восточном побережьях, начал прилагать усилия для возрождения флота.
Поначалу дела шли туговато, так как и Конгресс и общественность считали, что пока и так все хорошо. Но со временем, а особенно когда с Европы пришли новости, что Париж уже не совсем французский, мнение по этому поводу начло меняться. Со стороны обеих океанов запахло чем-то похожим на войну, а ни армии, ни флота, нет. На постройку кораблей начали выделять деньги, потом много денег, но как заметил адмирал Старк: «За доллары нельзя купить вчерашний день».
Но, вернемся в 36-й. Как бы там не было, а корабли во флоте были и на них нужно было набирать команды. В начале года в военном флоте служили 8063 офицера и 82500 матросов. Это составляло всего 80 % нормальной численности экипажей наличных кораблей. Нужно понимать, что молодые американцы того времени, находившиеся в течение 15 лет под воздействием мощной антимилитаристской пропаганды, соглашались пойти на военную службу, только если их туда заманивали соблазнительными условиями - не слишком много работы и более чем достаточно отдыха. Как в таких условиях можно привлечь людей на службу в армию или флот? Что придумать?
Вот тогда у командира «Лексингтона» появилась идея – выстроить на палубе моряков таким образом, чтобы получилось слово «NAVY», сделать с этого фотографию, которая, безусловно, станет хитом в местных и центральных газетах и тем самым, привлечет внимание общественности к вооруженным силам, к флоту, к Леди Лекс и ее команде, одновременно.
USS Lexington (CV-2) и спэлл-аут с его полетной палубы. Лонг-Бич, Калифорния. 17 сентября 1936г.Фото: U.S. Naval Historical Center Photograph.