10 малоизвестных и страшных фактов о «чёрной смерти» - болезни, выкосившей пол-Европы

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) 1 2 [3] 4   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Vankhelsing
19.06.2016 - 22:53
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.07.14
Сообщений: 2467
Потому что мылась"просветленная " европа два раза : при рождении и после смерти. Например те же евреи, проживавшие среди населения европы, чумой болели, меньше всех, потому что регулярно соблюдали гигиену, мыли руки перед едой и сами мылись регулярно. Древние славянские племена, знавшие баню, китайцы, при всей своей плотности населения никогда не знали чумных эпидемий. Знаменитый одеколон (Eau de Cologne-"Кельнская вода") был придуман не для того, чтобы благоухать ароматами, источая приятный шлейф после себя, а для того, чтобы заглушить удушливый смрад немытого годами тела обеспеченного вельможи, особы приближенной к королю. Чтобы понять, как пах среднестатистический европеец, зайдите зимой в московский метрополитен в первый или последний вагон кольцевой линии. Там в дневное время отсыпаются московские бомжи, греясь и катаясь по кольцу. Смрад стоит такой, что невозможно находиться в противоположном от него конце вагона. Поэтому эти вагоны всегда ездят пустыми, туда никто не садится, пока там спит бомж. Ну и последний штрих: мало кто знает, что привычка носить с собой маленькую собачку или кошечку на светские рауты произошла вовсе не от любви к животным или гламурного стиля. Таким образом завшивленная европа хоть как то спасалась от атакующих их немытые тела блох. У животного температура тела выше и блохи реагируя на это, отдавали приоритет животному а не человеку, который держит на руках это животное. Ну и парики для чего были придуманы, я думаю объяснять тоже не надо. И после всего этого, Европа нам пытается диктовать как надо жить.

Это сообщение отредактировал Vankhelsing - 19.06.2016 - 22:55
 
[^]
Молотков
19.06.2016 - 23:03
-3
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 8.02.16
Сообщений: 248
Цитата (User75 @ 19.06.2016 - 15:58)
Цитата (NordicRuss @ 19.06.2016 - 16:52)
А в это же самое время "дикие русские варвары" дважды в неделю ходили в баню.
И не болели...

Конечно не болели..

История повальных болезней в России до появления Черной Смерти.

Первые, более или менее подробные сведения о повальной болезни, находимые в летописях, относятся к 1092 году. Почти во всех летописях мы находим описание мора в России, которое, несмотря на несколько фантастическое изложение, ясно указывает на то, что в этом году свирепствовала повальная болезнь, сопровождавшаяся необычайной смертностью. Приводим слова летописца: «Предивно быть Полотьске: бывше в нощи тутен (туман), станящь по улицы, яко человецы рищюще беси; аще кто вылезяше из хоромины, хотя видети, абье уязвлен будяше невидимо от бесов язвою, и с того умираху, и не сташе излазити из хором, но сем же начаша в дне являтися на коних, и не бе их видети самех, но конь их видети копыта; и тако язвляху люди полотьския и его область». Следуя по этому описанию, болезнь представляла нечто необычайное, небывалое. Внезапность заболевания и быстро наступавший роковой исход, до того поразили современников, что они, не находя объяснения этим явлениям, стали искать сверхъестественную причину и приписывали заболевание и смерть ударам бесов или мертвецов, ездивших на конях по улицам и преследовавших людей. Заболеваемость и смертность были, по-видимому, весьма значительны: всякий, кто выходил из дому, неминуемо заболевал и также неминуемо умирал. Пределы действительного распространения болезни нам в точности неизвестны. В большинстве исторических сочинений XVIII и XIX вв. Говорится, что мор распространился на Киев, и повествование летописца о 7000 умерших с 14 ноября (Филлипова дня) до масленицы (по Карамзину, до 1 февраля) относится историками к этому городу, но в основных источниках, летописях, нигде не упоминается о Киеве. Судить о характере этой, по всей вероятности, эпидемической болезни, на основании скудных и фантастических летописных данных, мы не можем: о симптомах в летописях не говорится ничего. Ввиду того, что болезнь в одном месте летописей называется язвою, а в другом - раною, можно с некоторой вероятностью предположить, что она сопровождалась наружными симптомами. Следующая в хронологическом порядке эпидемия — и в то же время эпизоотия, — приводится в летописях 1158 г. в Новгороде. «Мор бысть мног», говорит летописец, «в Новгороде в людех и в конех, яко не льзе бяше дойти торгу сквозе город, ни на поле выити, смрада ради мертвых; и скот рогатый помре». На основании этих данных, конечно, невозможно строить никаких предположений о характере болезни.

В 1187 г. снова посетила Россию повальная болезнь. «В том же лете», говорит летописец, «бысть болесть силна в людех, не бяше бо ни единаго двора без болящаго, а в ином дворе ни кого же не бяше здравого, некому бяше и воды подати, ано все лежить болно». Как видно, здесь говорится только о повальном заболевании, но о смертности не упоминается; и поэтому позволительно думать, что болезнь что болезнь не сопровождалась большой смертностью, иначе было бы трудно объяснить себе отсутствие указания в этом отношении в летописях, где это явление в подобных случаях никогда не упускается из виду, а напротив всегда подчеркивается и обстоятельно описывается хронистами. В XIII столетии мы встречаем в летописях неоднократно сообщения о «море» в России. Но часто, если не в большинстве случаев, такой «мор» зависел не от повальных болезней, а от голода, почему мы и не станем останавливаться на описании этих моров. В 1230 г. разразилась в Смоленске страшная эпидемия, сопровождавшаяся громадною смертностью, хотя в то же время по всей Руси свирепствовал ужасный голод, унесший также множество жертв, но в летописях резко отличается мор в Смоленске от «мора от глада». «Того же лета бысть мор силен в Смоленсце, сотвориша четыре скуделницы и положиша в дву 16 тысяць, а в третьеи 7000, а в четвертои 9000. Се же бысть по два лета». Несколько лет спустя, 1237 г. подобная же участь постигла Псков и Изборск. «В лето 1237 бяше мор зол на люди в Пскове и Изборске, мряху бо старые и молодые люди, мужи и жены и малые дети…». Смертность была до того сильна, что при всех церквах были вырыты ямы и в каждую из них хоронили по 7-8 трупов. В 1265 г в летописях снова отмечается мор: «Тогда же мор вельми зол бяше на людех», а в 1278 г. «мнози человецы умираху различными недуги». На основании этих кратких данных, конечно, нельзя делать никаких заключений о характере болезней. Возможно, что повальные болезни, господствовавшие, по записям хронистов, в конце XIII в. почти всюду в Западной Европе, время от времени заносились и в Россию. По-видимому, повальному болезни не переводились. Они тянулись из года в год, и бессильный по отношению к ним народ, не будучи в состояни предпринять что-либо к прекращению их, терпеливо нес все эти невзгоды, считая из божьей карой за грехи людей. Позже уже развилось суеверное представление о том, что мор может быть вызван колдовством и отравлением воды татарами, подобно тому, как в Западной Европе народ приписывал появление чумы отравлению колодцев евреями.

Переходя к XIV столетию, мы встречаем здесь первые известия о море в летописях под 1308 г.: «Того же дета», пишет новгородский летописец, «бысть казнь от Бога, на люди мор и на кони, а мыши поядоше жито; и бысть хлеб дорог зело». В 1321 г. мы встречаем в летописях опять сообщение о море, причем в одной говорится только о смертности среди людей: «мор бысть на люди», а в другой прибавлено: — «и на кони». После 20-летнего перерыва. 1341 г. снова ознаменовался сильным мором в Пскове и Изборске, во время войны с ливонскими рыцарями. «Бяше мор зол», говорит летописец, «на людех во Пскове и в Изборске, мряху бо старыя и молодыя люди, и чернцы и черницы, мужи и жены и малыя детки, не бе бо их где погребати, все могиле вскопано бяше по всем церквам; а где место вскопают или мужу или жене, и ту с ним положат малых деток, семеро или осмеро голов с един гроб». Это последнее известие о повальной болезни, которое мы находим в летописях до появления в России Черной Смерти.

Чумные эпидемии в России со 2-й половины до конца XIV столетия.

Эпидемии чумы, опустошавшие Европу во второй половине XIV столетия и получившие у современников название Черной Смерти, отличается от всех следующих., равно как от предыдущих чумных эпидемий необычайными размерами и особенной злокачественностью. Ни одна из других эпидемий не охватывала одновременно такой обширной области как эта, ни одна не унесла такое огромное число жертв. Недаром она запечатлелась в памяти народов и по всюду занесена в летописи, тогда как о многочисленных других повальных болезнях не осталось почти никаких воспоминаний. Тем более ценно для нас то согласие, которое мы находим в этом отношении между самым важным западноевропейским историческим документом — описание чумы Габриеля де-Мюсси — и русскими летописями. Как там, так и здесь 1346 г. называется годом первого появления Черной Смерти на Востоке. В русских летописях под 1346 г. мы читаем: «Того же лета казнь бысть от Бога на люди под восточною страною на город Орначь и Хазторокань, и на Сарай, и на Бездеж, и на прочие грабы во странах их; бысть мор силен на бесермены и на татары, и на черкасы и на всех тамо живущих яко не кому их погребати». А в 1346 г. на Востоке умирало бесчисленное множество татар и сарацинов от неизвестной внезапной болезни. В городе Танне, подвластном татарам, в этом году произошло столкновение между монголами и генуэзцами, следствие которого генуэзца бежали в Каффу, где татары осаждали из в течение 3-х лет.

Среди татар появилась чума, и ежедневно их умирало несметное число. Тогда они в ожесточении и отчаянии стали бросать трупы умерших от чумы при помощи метательных машин, в город, с целью погубить неприятеля. Это им вполне удалось. В городе началась паника, и итальянцы, бросив его, бежали к себе на родину. Далее де-Мюсси пишет, что по дороге среди беженцев началась ужасная эпидемия: из 1000 осталось только 10 живых. «Родные и друзья и соседи поспешили к нам, но мы принесли с собой убийственные стрелы, при каждом слове распространяли мы свой смертный яд». Ввиду такого хода чумы, главным же образом ввиду того, что первое развитие ее в Европе происходило на юго-востоке, по соседству с Россией и притом в стране, с которой Россия в то время находилась в постоянных и близких сношениях, можно бы было думать что зараза прежде всего проникла в Россию с Востока. По летописям, однако, оказывается, что чума появилась впервые в России лишь в 1352 г., т.е. лет 5-6 спустя после появления ее в Крыму и Золотой Орде, и притом не по соседству с этими странами, а напротив, на западе, в Пскове. Правда, Псков находился в то время в оживленных торговых сношениях с западноевропейскими, и особенно с ганзейскими городами, и поэтому чума, господствовавшая в 1349 г. уже во всей Европе, легко могла быть занесена отсюда в Западную Россию. Но все же, остается странным, что распространение заразы не произошло раньше, и по ближайшему прямому пути, то есть с востока.

Эпидемия 1352 г. описывается во всех летописях русских до того обстоятельно, что мы можем из этого летописного описания составить себе вполне ясную картину этого события. Чума появилась в Пскове летом 1352 г. и, по-видимому, сразу приняла обширные размеры. Смертность была громадная. Священники не успевали хоронить мертвых. За ночь накоплялось до 30 и более трупов у каждой церкви. В один гроб клали по 3-5 трупов. Всех обуял страх и ужас. Видя везде и постоянно перед собой смерть и считая роковой исход неизбежным, многие стали помышлять только о спасении души, уходили в монастыри, раздавали имущество свое, а иногда даже детей посторонним, тем самым передавая заразу в новые дома.

Наконец, Псковичи, не видя нигде спасения, не зная, какие принять меры, послали послов в Новгород к архиепископу Василию, прося его приехать в Псков благословить жителей и помолиться с ними о прекращении мора. Василий исполнил их просьбу, приехал в Псков и обошел город с крестным ходом. На обратном пути он заболел и умер 3 июля. Вероятно, он заразился в Пскове. Новгородцы привезли тело его в Новгород и похоронили в соборе Св. Софии. Несмотря на то, что в Пскове уже были первые проблески сознания заразительности болезни, новгородцы, по-видимому, не придавали большого значения этому обстоятельству, иначе они, вероятно, не решились бы на подобный поступок. Последствия такой неосторожности не заставили ждать себя. В августе разразилась эпидемия чумы в Новгороде. Затем чума проникла в Ладогу, Суздаль, Смоленск, Чернигов, Киев и распространилась по всей России. Что касается симптомов этой эпидемии, то летописи мы находим лишь очень краткое, но тем не менее характерное сообщение, согласующееся с описаниями западноевропейских врачей и хронистов. По летописи, болезнь начиналась кровохарканием, а на третий день наступала смерть. Очевидно в России господствовала легочная форма чумы, поскольку о бубонах в эту эпидемию не упоминается. Ни о лечении, ни о методах предупреждения заразы в летописях ничего не упоминается. В 1360 г. снова описывается в летописях мор в России, опять в Пскове, и псковичи в отчаянии видя свое бессилие против болезни, отправили опять послов в Новгород, прося владыку приехать к ним и благословить город. Архиепископ Алексей приехал, благословил город и обошел его с крестным ходом, и после этого, по заявлению летописца, мор прекратился.

В описании этого мора в первый раз упоминается о припухании желез, о кровохаркании же не упоминается. О распространении мора на другие города не говорится. В 1364 г. снова появился мор. Он начался на Низовьях Волги и распространился дальше на север. Особенно пострадали города Нижний Новгород, Рязань, Коломна, Переславль, Москва, Тверь, Владимир, Ярославль, Суздаль, Дмитров, Можайск, Волок, Кострома, Белозерск. В Москве смертность в эту эпидемию была ужасная: мертвых не успевали хоронить, в одну могилу хоронили по 5-10 трупов. Симптомы болезни на этот раз описываются в летописях довольно обстоятельно. У некоторых сразу появлялось кровохаркание. И через 1-3 дня наступала смерть, у других припухали лимфатические железы в разных местах: шейные, затылочные, подчелюстные, подкрыльцовые и паховые. Кровохарканию предшествовала острая боль в груди, затем следовали жар, обильный пот, озноб. В 1374 г. в летописях описывается мор, распространившийся по всей России, и свирепствовавший также в Орде; одновременно был скотский падеж.

Так как о симптомах болезни в летописях ничего не сказано, то мы не можем судить о том, какого рода была это болезнь. В 1387 г. в Смоленске снова страшно свирепствовала неизвестная повальная болезнь так, что в городе осталось в живых, по одним летописям, только 10, а по другим, только 5 человек. Но о припадках этой болезни в летописях не говорится ни слова. Напротив, при описании мора, постигшего Псков в 1388-1389 гг., и проникшего затем в Новгород, говорится, что он характеризовался припуханием желез, так что мы можем считать его новым возвратом чумы. Когда мор появился в Пскове, то псковичи снова обратились к владыке с просьбой приехать к ним и благословить город, что он и исполнил, хотя в летописях и сказано, что он и приехавшие с ним возвратились в Новгород здоровыми, тем не менее, однако, в Новгороде скоро начался мор. Не зная, что предпринять против мора, новгородцы решили для спасения своего построить церковь Св. Афанасию, которую и соорудили в 1 день, «и преста мор». К такому приему прибегали народы в своем отчаянии неоднократно в последствии при появлении мора. В Пскове описывается мор также в 1390 г. Было ли это продолжением чумы 1389 г., или была зараза снова занесена в Псков извне, это неразрешимый вопрос. Во всех летописях данных о море 1388, 1389, 1390 гг. говорится что болезнь характеризовалась появлением желез (бубонов), и смертельный исход наступал на второй или третий день, как и в прежние эпидемии. Смертность была особенно сильна в Пскове.

Чумные эпидемии XV и XVI столетия.

В 1401 г., а по Никоновской летописи в 1402 г., описывается мор в Смоленске, но без обозначения симптомов. Мор, появившийся в 1403 г. в Пскове, характеризуется в летописях как «мор железою», ввиду чего мы можем его причислить к чумным эпидемиям. Этот мор интересен в том отношении, что здесь впервые упоминается в летописях о случаях выздоровления, хотя и говорится, что такой исход наблюдается редко; большинство больных умирало на 2 или 3 день болезни, как и в прежние эпидемии. Мор «железою» повторился в Пскове в 1406 и 1407 гг. Последнюю эпидемию Псковичи поставили в вину князю Данилу Александровичу, поэтому отреклись от него, и призвали к себе в князья брата великого князя Константина, после чего, по свидетельству летописца, прекратился мор. В 1408 г. в летописях описывается сильно распространенный мор «коркотою». По аналогии с летописными описаниями других эпидемий можно предположить, что под словом «коркотою» здесь подразумевается кровохаркание, и ввиду почти повсеместного распространения этого мора, можно предположить, что мы имеем в данном случае дело с легочной формой чумы.

После 9-летнего перерыва чума снова посетила Россию в 1417 г., захватив, главным образом, северный области и отличаясь страшной смертностью. По картинному выражению летописца, смерть косила людей, как серп косит колосья. С этого времени чума, с короткими перерывами, стала часто посещать Россию. Затем, в 1419 г., описывается в летописях мор, сначала в Киеве, а потом по всей РОРоссии, России, но о симптомах болезни ничего не говорится. Возможно, что это было продолжение эпидемии 1417-1418 гг., а может быть, чума, свирепствовавшая в Польше, была занесена через Киев в Россию. В 1420 г. почти во всех летописях встречается описание мора в разных городах России. В некоторых летописях ничего не говорится о симптомах болезни, в некоторых она называется коркотою, в других сказано, что люди умирали «железою». Очевидно наблюдались сразу обе формы чумы — легочная и бубонная. Особенно пострадали города Кострома, Ярославль, Галич, Плесса, Ростов, Новгород и Псков.

Смертность была до того сильна, что некому было собирать хлеб с полей, вследствие чего, в свою очередь, развился голод, унесший так же массу жертв. Никоновская летопись сообщает далее о море «по всей земли Русской» в 1423 г., не приводя никаких подробностей о характере болезней. Напротив, мор 1424 г. характеризуется в летописях кардинальными симптомами чумы — кровохарканием и припуханием желез. О продолжительности эпидемий ничего не говорится в летописях. Вообще же можно сказать, что, начиная с 1417 г. чумные эпидемии почти беспрерывно, или с весьма короткими перерывами господствовали в России то в меньшей, то в большей степени, до 1428 г. При появлении мора в Пскове князь Федор, из боязни заболеть, бежал из этого города со своею Челядью в Москву. Очевидно, в это время уже существовало смутное представление не только о заразительности болезни, но и о заражении местности, где она свирепствовала. Однако, бегство не спасло князя; он скоро умер в Москве, — может быть, от чумы. В те времена, когда не знали и не понимали сущности заразы, подобные бегства от эпидемии, в большинстве случаев, конечно, не только не спасали бежавших, но даже служили причиной распространения заразы на новые области. С 1427 по 1442 гг. в летописях не упоминается об эпидемиях, но в 1442 г. в Пскове опять появился мор, характеризовавшийся появлением желез, так что мы можем причислить эту эпидемию к чумным. Судя по летописям, она ограничилась только Псковом и прекратилась только в 1443 г. После 1443 г. опять наступает затишье до 1455 г. В этом году снова появился «мор железою» в злосчастном Пскове, откуда он затем распространился на Новгород.

При описании мора в Пскове летописец говорит, что мор начался в Опочьском конце города, у Федорка, приехавшего из Юрьева, отсюда эпидемия распространилась по всему городу, пригородам, и всей области Псковской. Это первый раз, когда мы встречаем в летописи исходную точку повальной болезни и способ занесения ее. Следующее описание повальной болезни мы встречаем в 1478 г. во время нападения татар на город Алексин, они были отбиты и прогнаны за Оку. И «Бог, милуя род христианский, посла смертоносную язву на татар, начаша понапрасну умираты мнози в полцех их…». Здесь говорится только о море среди татар, в другом же месте летописи сказано, что было «много зла в земле, голод, мор, и брани». Во время войны великого князя с Новгородом в 1478 г. в осажденном городе развился сильный мор, продолжавшийся и после падения Новгорода, но из летописи не видно, какого рода была эта болезнь. То же самое приходится сказать о море , постигшем Псков в 1487 г., и продолжавшемся еще в 1488. Этим мором заканчиваются повальные болезни 15 столетия. Затем наступает в это отношении затишье в течении 20 лет, а в 1506 г. мы встречаем в Пскове снова страшный мор. В 1507 и 1508 гг. сильный мор свирепствовал в Новгороде, может быть, занесенный из Пскова. Смертность в обоих городах была необычайная: в Новгороде, где чума держалась, по летописям, три года, за одну только осень 15396 чел.

После 15-летнего перерыва Пскову пришлось снова пострадать от мора неизвестного характера, унесшего массу жертв, и продолжавшегося и в 1522 г. При описании этого мора мы опять находим в летописях указания относительно того, где были первые смертельные случаи в городе. Кроме того, он представляет интерес в том отношении, что здесь мы впервые встречаем указание на устройство застав: князь велел запереть улицу, на которой начался мор, с обоих концов, а сам покинул город. Однако народ не мог отказаться от старого средства и построил церковь. Мор, однако, не прекращался. Тогда сам великий князь, опечаленный участью Пскова, велел построить еще одну церковь. По-видимому, мор ограничился Псковом. Но смертность была громадная, в 1522 г. в одну «скуделницу» похоронили 11500 чел. До 1552 г. в летописях больше не упоминается о море. Между тем, в западноевропейских государствах за это время почти беспрерывно свирепствовала чума. В 1551 г. она была в Лифляндии, в 1552 г. она разразилась со страшною силою сначала в Пскове, затем в Новгороде, несмотря на то, что новгородцы при появлении чумы в Пскове стали принимать меры против занесения ее. Они устроили заставы на псковской дороге, запретили псковичам въезд в город и изгнали даже уже бывших в Новгороде псковских купцов с товаром, причем прибегали к крайне жестоким мерам: тех купцов, которые не повиновались этому распоряжению велено было ловить, вывозить за город вместе с товаром, и там сжигать купцов и товар, а горожан, которые держали их у себя наказывали кнутом.

Это первый встречаемый в летописях пример устройства в России застав в более широких размерах и исключения одного города из общения с другим — объявление его «неблагополучным». Но, должно быть, эти меры были приняты слишком поздно, чума, вероятно, уже была занесена в Новгород псковичами, когда их стали изгонять оттуда. Оба города страдали от нее одинаково в течение 1552, 1553, 1554 гг. В Пскове умерло за один год более 25000 чел., а в Новгороде, Старой Руссе, и во всей новгородской области 279594 чел. Особенно много умерло священников, монахов, и вообще лиц духовного звания. Что эпидемия была чумная, на это указывают слова Псковской летописи, что люди умирали «железою». Как всегда, народ прибегал к обычным средствам: молитвам, постам, постройке церквей и т.п. Эпидемия прекратилась, по-видимому, лишь в конце 1551 г. Одновременно в этой чумою господствовали в России и другие повальные болезни.

Так, в Свяжске войско великого князя, выступившее на войну с Казанью, сильно страдало в 1552 г. от цинги, а в 1553 г. в осажденной Казани также развилась эпидемия, характер которой не поддается определению. Развитие этой болезни летописец ставит от того обстоятельства, что, когда Иоанн отрезал казанцев от воды, они стали добывать воду в городе, «начаша воду копати, и не обретоша, но токмо мал поток докопашася смраден, и до взятья взимаху воду с нужию, а тое же воды болезнь бяше в них, пухли и умираху с нее». Описание этой болезни не имеет прямого отношения ни к эпидемиологии России вообще, ни к истории чумных эпидемий в частности, но мы привели слова летописца потому, что из них можно судить о совершившемся уже некотором прогрессе в воззрении на происхождение болезней: болезнь уже не объясняется божьим гневом, а приводятся физические причины происхождения ее. Следующее описание эпидемии мы встречаем в летописях 1563 г. в Полоцке. Смертность была большая, но, по краткому описанию летописца невозможно определить характер болезни. В 1566 г. снова появляется мор в Полоцке, затем захватил города Озерище, Великие Луки, Торопец и Смоленск, а в следующем году распространилась на Новгород, Старую Руссу и продолжался до 1568 г.

На этот раз летописец также не упоминает о симптомах болезни. Зато мы в описании этой эпидемии опять встречаем указание на устройство застав и применение крайне жестоких мер против занесения повальной болезни, как мы впервые это видели при описании чумы 1552 г. Когда язва дошла до Можайска 1556 г., Иван IV приказал устроить здесь заставу и не пропускать никого в Москву из областей, в которых господствовал мор. Точно так же, в следующем году, во время войны с Польшей из Ливонии русские полководцы приостановили наступательные действия войска, опасаясь заразительной болезни, свирепствовавшей в Ливонии. Это указывает на то, что в это время на Руси стали относить более сознательно к опасности заражения и ограждать себя рациональными мерами, а не постройкою церквей в один день, арестными ходами и т.п. Последняя эпидемия 16 столетия, о которой упоминается в летописях, была в 1592 г. в Пскове и в Ивангороде. Народ обращался опять к помощи сверхъестественных средств, присланных царем из Москвы, святой воде, мощам чудотворцев, т.п.

Спасибо. Познавательно.
 
[^]
bysj
20.06.2016 - 00:39
-1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.04.15
Сообщений: 3640
Цитата
Болели, ещё как болели

Да болели, но ... болезнь передавалась в Россию, а не начиналась в ней
 
[^]
Dtaran611
20.06.2016 - 01:53
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.09.15
Сообщений: 3607
Цитата (Inspector200 @ 19.06.2016 - 15:53)
В тексте упорно упоминается термин ПАНДЕМИЯ. Европейцы времён средневековья были скотами? Хоть прочтите что это такое

Деградировать - оно, конечно, можно. Деградировать на ЯПе даже почетно. Но не до такой же степени!

Пандеми́я (греч. πανδημία — весь народ) — эпидемия, характеризующаяся распространением инфекционного заболевания на территории всей страны, территорию сопредельных государств, а иногда и многих стран мира (например, холера, грипп). Обычно под пандемией подразумевают болезнь, принявшую массовый[1][2], повальный[3] характер, поражающую значительную часть всего населения[4][5], первоначально, почти всё население[6].

Эпизоо́тия (греч. ἐπι — на, среди; ζῷον — животное) — широкое распространение инфекционной болезни среди одного или многих видов животных на значительной территории (следует отличать от энзоотии), значительно превышающее уровень заболеваемости, обычно регистрируемый на данной территории.[1] Говоря простым языком, эпизоотия — это «эпидемия у животных».
 
[^]
вариск
20.06.2016 - 02:38
0
Статус: Offline


Студент

Регистрация: 29.12.14
Сообщений: 3950
Цитата (NordicRuss @ 19.06.2016 - 15:52)
А в это же самое время "дикие русские варвары" дважды в неделю ходили в баню.
И не болели...

Не поверишь, была.
Специально для тебя из вики скопировал:
В 1771—1772 годах эпидемия чумы в Москве унесла жизни 56 907 человек[14] и привела к Чумному бунту.
Кажется даже в 18 веке от чумки какой-то наш царь(али наследник) умер. Не помню уже какой.
 
[^]
Капитошка
20.06.2016 - 02:55
4
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 22.10.06
Сообщений: 406
Цитата (Молотков @ 20.06.2016 - 00:03)

Спасибо. Познавательно.

Блять, ты дебил? Отредактировать цитату, чтоб не всю портянку скролить ради твоих двух слов - мозгов совсем не хватило?
Лишь бы пиздануть...faceoff.gif
 
[^]
WT2008
20.06.2016 - 03:01
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.12.10
Сообщений: 3877
Цитата (Inspector200 @ 19.06.2016 - 15:53)
В тексте упорно упоминается термин ПАНДЕМИЯ. Европейцы времён средневековья были скотами? Хоть прочтите что это такое

Сам и читай!
Про животных — это ЭПИЗООТИЯ.

А пандемия — эпидемия на многие страны и континенты. И это я ещё не гуглил, по памяти расписал.

Добавлено в 03:07
Лет 10 тому назад я в первый раз увидел старинные гравюры с людьми во время чумы. На их лицах были надеты маски-клювы (на дне плескалась вроде бы карболка для дезинфекции; хотя слова такого не знали, но пытались обеззаразить себя). Эти люди — санитары или могильщики, не помню.

Так вот в первое же мгновение меня как будто ударило, обдало ужасом.
И первая мысль: "Я это видел!". (Дежа вю, что ли?..)

Потом я решил, что видел такое в прошлой жизни (если таковые есть...). И умирал от чумы... Или увидел(а) таких санитаров и потом сам(а) умер(ла).

Это сообщение отредактировал WT2008 - 20.06.2016 - 03:01
 
[^]
Pykalico
20.06.2016 - 03:15
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.06.16
Сообщений: 1053
Цитата (yurannn @ 19.06.2016 - 22:11)
Хочу еще про сифилис в Европе!!!

Ну так это, ехай.Расскажешь потом cheer.gif
 
[^]
WT2008
20.06.2016 - 03:17
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.12.10
Сообщений: 3877
Ещё я читал про чуму. Когда вся семья умирала, то из дом поджигали с целью "ликвидации" заразы.
А на самом деле переносчики-носители болезни — крысы да блохи разбегались кто куда и распространяли болезнь.

Читал в "Фаворите" про то, как князь Орлов царицей был направлен из Питера в Москву спасать от мора. Он догадался, что те, кто не имел контакта с больными — не заболевали. Не заболели в городе узники острогов. Он собрал их всех и объявил:
— Я орёл, и вы — орлы! Помогайте хоронить умерших. Всем после конца мора будет дарована свобода.
Пообещал царские грамоты выдать каждому (насколько я помню).

Пикуль писал, что "как ни странно, весь этот сброд не разбежался тотчас, а принялся ревностно выполнять уговор ради царского слова".

Писатель тоже сообщал в книге, что некоторые заболевшие не умирали. Значит, многие из ныне живущих — их потомки, и устойчивы к вирусам сильнее остальных...
 
[^]
sibir100
20.06.2016 - 06:52
1
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 22.11.14
Сообщений: 940
Эпидемия, пандемия- от греч. δῆμος Демос(люди, народ) массовые заболевания людей
эпизоотия -от греч. ζῷον животное массовая гибель скота
 
[^]
phelina
20.06.2016 - 06:59
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 26.10.12
Сообщений: 9040
Цитата (bysj @ 20.06.2016 - 00:39)
Цитата
Болели, ещё как болели

Да болели, но ... болезнь передавалась в Россию, а не начиналась в ней

Ну так и в Европу ее из Крыма завезли.

Добавлено в 07:00
Цитата (МультиНата16 @ 19.06.2016 - 21:30)
Можно книжечку почитать "Дневник чумного года" за авторством Д. Дефо. Очень интересно и кажется достаточно правдиво.
Не дай Бог никому такое пережить, я думаю.

Еще "Чума" Альбера Камю хороша.

Добавлено в 07:04
Цитата
Генетики обнаружили интересную мутацию в геноме европейцев. Примерно ок.13 процентов русских, шведов, эстонцев, меньше татар и ещё каких-то национальностей Европы имеют оную.


Есть еще исследование жителей одной английской деревушки, где была локальная вспышка чумы в 17 веке. Заинтересовались потому, что заболеваемость и смертность были куда ниже, чем 300 лет до этого. Проверили генетику современных жителей, чьи предки проживали там же, и оказалось, что среди них высокая доля людей с иммунитетом к чуме.
 
[^]
Slavih
20.06.2016 - 09:11
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 13.03.11
Сообщений: 2183
Цитата (NordicRuss @ 19.06.2016 - 15:52)
А в это же самое время "дикие русские варвары" дважды в неделю ходили в баню.
И не болели...

Выше упомянут карантин. Иван Грозный перекрыл границы когда в европе началась очередная бяка!
 
[^]
Grammaton
20.06.2016 - 09:19
-2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.15
Сообщений: 2246
Цитата (Vankhelsing @ 19.06.2016 - 22:53)
Потому что мылась"просветленная " европа два раза : при рождении и после смерти. Например те же евреи, проживавшие среди населения европы, чумой болели, меньше всех, потому что регулярно соблюдали гигиену, мыли руки перед едой и сами мылись регулярно. Древние славянские племена, знавшие баню, китайцы, при всей своей плотности населения никогда не знали чумных эпидемий. Знаменитый одеколон (Eau de Cologne-"Кельнская вода") был придуман не для того, чтобы благоухать ароматами, источая приятный шлейф после себя, а для того, чтобы заглушить удушливый смрад немытого годами тела обеспеченного вельможи, особы приближенной к королю. Чтобы понять, как пах среднестатистический европеец, зайдите зимой в московский метрополитен в первый или последний вагон кольцевой линии. Там в дневное время отсыпаются московские бомжи, греясь и катаясь по кольцу. Смрад стоит такой, что невозможно находиться в противоположном от него конце вагона. Поэтому эти вагоны всегда ездят пустыми, туда никто не садится, пока там спит бомж. Ну и последний штрих: мало кто знает, что привычка носить с собой маленькую собачку или кошечку на светские рауты произошла вовсе не от любви к животным или гламурного стиля. Таким образом завшивленная европа хоть как то спасалась от атакующих их немытые тела блох. У животного температура тела выше и блохи реагируя на это, отдавали приоритет животному а не человеку, который держит на руках это животное. Ну и парики для чего были придуманы, я думаю объяснять тоже не надо. И после всего этого, Европа нам пытается диктовать как надо жить.

Не заебало постить эту интернетовскую байку? Не так там все плохо было.
Можно почитать ТУТ
 
[^]
krymskihan
20.06.2016 - 10:00
2
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 24.01.13
Сообщений: 484
Цитата (Grammaton @ 20.06.2016 - 09:19)
Цитата (Vankhelsing @ 19.06.2016 - 22:53)
Потому что мылась"просветленная " европа два раза : при рождении и после смерти. Например те же евреи, проживавшие среди населения европы, чумой болели, меньше всех, потому что регулярно соблюдали гигиену, мыли руки перед едой и сами мылись регулярно. Древние славянские племена, знавшие баню, китайцы, при всей своей плотности населения никогда не знали чумных эпидемий. Знаменитый одеколон (Eau de Cologne-"Кельнская вода") был придуман не для того, чтобы благоухать ароматами, источая приятный шлейф после себя, а для того, чтобы заглушить удушливый смрад немытого годами тела обеспеченного вельможи, особы приближенной к королю. Чтобы понять, как пах среднестатистический европеец, зайдите зимой в московский метрополитен в первый или последний вагон кольцевой линии. Там в дневное время отсыпаются московские бомжи, греясь и катаясь по кольцу. Смрад стоит такой, что невозможно находиться в противоположном от него конце вагона. Поэтому эти вагоны всегда ездят пустыми, туда никто не садится, пока там спит бомж. Ну и последний штрих: мало кто знает, что привычка носить с собой маленькую собачку или кошечку на светские рауты произошла вовсе не от любви к животным или гламурного стиля. Таким образом завшивленная европа хоть как то спасалась от атакующих их немытые тела блох. У животного температура тела выше и блохи реагируя на это, отдавали приоритет животному а не человеку, который держит на руках это животное. Ну и парики для чего были придуманы, я думаю объяснять тоже не надо. И после всего этого, Европа нам пытается диктовать как надо жить.

Не заебало постить эту интернетовскую байку? Не так там все плохо было.
Можно почитать ТУТ

Ну в теперешнем положении хвалиться особо нечем. Так хоть тем, что 500 лет назад было потычем. А большинство гордящихся и проверять не будет, правда, неправда.
 
[^]
Молотков
20.06.2016 - 10:14
-1
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 8.02.16
Сообщений: 248
Цитата (Капитошка @ 20.06.2016 - 02:55)
Цитата (Молотков @ 20.06.2016 - 00:03)

Спасибо. Познавательно.

Блять, ты дебил? Отредактировать цитату, чтоб не всю портянку скролить ради твоих двух слов - мозгов совсем не хватило?
Лишь бы пиздануть...faceoff.gif

Я сюда деградировать прихожу, да общаться с такими вот как ты "учителями".
 
[^]
АйБишнег
20.06.2016 - 10:44
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 1.03.07
Сообщений: 1188
херня какая-то.

сначала он пишет, что виновата параша на улице

Цитата
И дело даже не в том, что люди не мылись, а в том, что не существовало современной инфраструктуры, в частности канализации, постоянного вывоза мусора, холодильного оборудования и т. д.


а потом - что параша ни причем

Цитата
Эта теория миазмов привела к тому, что отчаявшиеся люди в то время начали убирать грязь с улиц, чтобы избежать плохого воздуха и помочь предотвратить болезнь. Хотя это на самом деле были хорошие меры, но к эпидемии не имели никакого отношения.


аналитика от бога
 
[^]
bazilvs
20.06.2016 - 10:57
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 13.08.13
Сообщений: 8099
чума вызывается не вирусами а бактериями, потому и сведена на нет сейчас, но вообще-то успехи медицины в этом вопросе незначительны- выдающихся прорывов не было уже лет 30.
сделали вакцину против эболы, так эболой в ссср занимались давно.
бешенство до сих пор неизлечимо, против спирохет нет лекарств, рак тоже минимум успехов - говорят с меланомой движение - но сейчас сми деградантские и никто не отвечает за базар, могут любую херь писать.
даже дифтерия проблема.
и пандемии гриппа хронические, каждый год.
так что успехи не ахти
 
[^]
7FL
20.06.2016 - 11:03
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.06.15
Сообщений: 7555
Вот еще, обширно и подробно: http://supotnitskiy.ru/book/book3-5.htm

Сокрушительная пандемия чумы 1346—1353 гг., названная современниками «черной смертью», до сих пор не нашла удовлетворительного объяснения. Попытки понять причины катастрофы обычно сводятся либо к поиску доказательств того, что «это была не чума» (Lederberg J., 1997), и охотно принимаются учеными, озабоченными проблемой появления новых инфекций. Либо из контекста исторических событий извлекаются те исторические источники, которые можно интерпретировать как свидетельство применения биологического оружия (БО) татарским ханом Джаныбеком (Kortepeter M. et al., 2001; Wheelis M., 2002 и др). Разумеется, в аспекте биотеррористической настороженности последних лет, и эта версия кажется весьма привлекательной. Мы же попытаемся приблизиться к пониманию «черной смерти» как сложного природного процесса, способного повторяться в виде пандемической катастрофы. Но, прежде чем приступить к анализу исторических источников, необходимо разобраться в том, что же подразумевали их авторы под «чумой», «эпидемией», «заразной лихорадкой» и другими эпидемиологическими терминами, без которых нельзя релевантно отразить смысл не только древних, но и сравнительно поздних, относящихся к концу XIX столетия документов.
 
[^]
filsonische
20.06.2016 - 12:47
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.10.15
Сообщений: 1248
На меня больший ужас наводят эти маски- пиздец, как зловеще они выглядят hz.gif
 
[^]
Молотков
20.06.2016 - 12:52
-2
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 8.02.16
Сообщений: 248
 
[^]
Краснодарец
20.06.2016 - 13:22
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.05.14
Сообщений: 5301
Цитата (Капитошка @ 20.06.2016 - 02:55)
Цитата (Молотков @ 20.06.2016 - 00:03)

Спасибо. Познавательно.

Блять, ты дебил? Отредактировать цитату, чтоб не всю портянку скролить ради твоих двух слов - мозгов совсем не хватило?
Лишь бы пиздануть...faceoff.gif

Я раз так пошутил, меня как наказали, аш стыдно было.
Серьёзно рискует чувак! dont.gif
 
[^]
NeGrozi
20.06.2016 - 14:05
1
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.12.14
Сообщений: 768
Цитата (bazilvs @ 20.06.2016 - 10:57)
чума вызывается не вирусами а бактериями, потому и сведена на нет сейчас, но вообще-то успехи медицины в этом вопросе незначительны- выдающихся прорывов не было уже лет 30.
сделали вакцину против эболы, так эболой в ссср занимались давно.
бешенство до сих пор неизлечимо, против спирохет нет лекарств, рак тоже минимум успехов - говорят с меланомой движение - но сейчас сми деградантские и никто не отвечает за базар, могут любую херь писать.
даже дифтерия проблема.
и пандемии гриппа хронические, каждый год.
так что успехи не ахти

Чума как другие ужасные болезни останавливаются карантином, изоляцией, вакцинацией и т.д. Даже в городе миллионнике потери будут максимум в процент.
Это не преставляет опасность для человечества, но для отдельного человека при заражении все будет плохо.
Диплом на такую тему делал по гранту от пиндосов.
 
[^]
bush007
20.06.2016 - 18:47
0
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.03.11
Сообщений: 611
ну уж..
камрады..
Все "факты" списаны из источников типа "википедии" и новостных сайтов, которые перепечатывают слова с десяти источников...
Что было на самом деле - мы не узнаем никогда.

ОК, бро, "в летописи хз какой написано,чо бла бла бла..."
А кто вам скажет, что эта летопись подлинная?

Да, "маститые ученые подтверждают.."
А чем они маститые то?
Что мастит у них был?

Эти "ученые" в свое время сделали себе имя и состояние, на источниках сомнительных.
И если они вынуждены признать правду, то их имя, звание и состояние падет прахом.

Потому они будут с пеной у рта защищать текущую версию.

Ну мозг проветрите что ли...
Мы не знаем точно, как именно жили люди сто лет назад, а тут "по свидетельству бла бла" сразу картина ясна на 500 лет назад.

Не верю.

Да, были болезни.
Но их мега охваченность сверхпреувеличена, имхо!

Даже сейчас, когда самолеты-пароходы-машины - стоит одному заболеть и пипец всему..
И лекарства не существует..
Однако что то нет пандемий и прочей фигни.

 
[^]
phelina
20.06.2016 - 23:14
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 26.10.12
Сообщений: 9040
Цитата
Да, были болезни.
Но их мега охваченность сверхпреувеличена, имхо!


Охваченность легко выяснить по могильникам и экономическим последствиям, если не верите письменным источникам. Вам так хочется уподобиться всяким альтернативщикам и прочим немогликам?

Цитата
Даже сейчас, когда самолеты-пароходы-машины - стоит одному заболеть и пипец всему..
И лекарства не существует..
Однако что то нет пандемий и прочей фигни.


Потому что контроль. Знаете, что должен сделать врач скорой помощи на вызове при подозрении на чуму? Закрыть дверь на ключ, положить его себе в карман и никого не выпускать, в том числе и себя. Контроль и карантин. В отличие от 14 века.
 
[^]
bysj
21.06.2016 - 01:09
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.04.15
Сообщений: 3640
Цитата
Кажется даже в 18 веке от чумки какой-то наш царь(али наследник) умер. Не помню уже какой.

Если не ошибаюсь, то Пётр III.
Минусёры минусят потому что ...?
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 45618
0 Пользователей:
Страницы: (4) 1 2 [3] 4  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх