Катапультируемые кресла у всех членов экипажа, летчики - вверх, остальные - вниз, причем существует куча ограничений (например - если выпущены щасси - штурман и второй штурман практически обречены,
если у самолета отрицательный тангаж (опущен нос) - оба летчика и штурман не смогут откатить сидения из рабочего положения в катапультное, перед покиданием самолета необходимо выполнить несколько подготовительных действий, например помощнику командира экипажа централизовано сбросить люки, или каждый сбрасывает люк самостоятельно но - первым должен быть сброшен люк штурмана (при сбросе люка у штурмана принудительно открываются замки люки, люк отбрасывется избыточным давлением в кабине, если нет избыточного давления- люк прижат набегающим потоком)
Летчикам перед покиданием выполнить след. действия:
- притянуть кислородные маски, опустить очки на глаза;
- централизовано сбросить люки;
- убрать ноги с педалей и поставить их на подножки кресла;
- отбросить штурвал (при этом штурвал расцепляется с проводкой управления);
- захлопнуть боковины кресла:
- подтянуть и застопорить привязные ремни кресла);
- откатить кресло из рабочего положения в катапультное (откат осуществляется пневматикой, давление - 150 атм., расстояние - 60 см, при отрицательном тангаже откат невозможен - кресло не становится на замок),
- закрыть глаза, выдернуть из заголовника шторку привода катапульты на лицо.
у штурмана и второго штурмана действий тоже много, у кормы - КОУ (командир огневых установок) и ВСР (воздушный стрелок радист) действий значительно меньше т.к. их кресло находится в катапультном положении, катапультирование тоже вниз.
На Ту-16 - постановщике помех есть 7-й член экипажа - оператор радиопротиводействия, размещается в подвесной гермокабине в передней части бомбоотсека, в остальной части бомбоотсека - аппаратура РЭБ, ни иллюминаторов ни форточек нет, катапультирование вниз.
Авиационных происшествий с Ту-16 достаточно много, практически ни одно вынужденное покидание самолета гладко для экипажа не прошло - травмы, гибель.
Особенность Ту-16 (и Ту-104) - склонность к сваливанию на больших высотах и скоростях (скоростной подхват), причем из сваливания Ту-16 выводился, хотя было несколько катастроф, у Ту-104 сваливание заканчивалось катастрофой (конструктивно и аэродинамически Ту-16 и Ту-104 имели различия), аварийность Ту-104 в свое время стала причиной крупной ссоры Туполева и летчиков, летающих на Ту-104.
-