— А молодой начинающий исполнитель, став известным именно в интернете, может заработать самостоятельно, отказавшись от сотрудничества с рекорд-лейблами?
— На Западе таких уже сейчас много. Но если учитывать, что там есть тот же iTunes Store и другие сервисы, где я могу пойти и заплатить за что-то карточкой, то у нас это не так хорошо действует, к сожалению. Когда система будет отлажена, то, естественно, люди смогут жить на это совершенно спокойно.
— Как вы в принципе относитесь с тому, что перечёркиваются авторские права, а музыка просто отправляется в свободное плавание по интернету? Есть же, скажем, Российское авторское общество…
— Российское авторское общество, при всем моем уважительном отношении к нему, постепенно начинает выглядеть «фашистской организацией». Я читаю в интернете про то, как они ведут все более и более нелогичную и непоследовательную деятельность, и поражаюсь. А происходящий сейчас эпизод с тем, как они пытаются содрать деньги с хора ветеранов, которые бесплатно на концерте пели военные песни, — это, с моей точки зрения, и есть фашизм. Согласитесь сами, нелепо думать, что для того, чтобы спеть чью-то песню, мне нужно заручиться полудюжиной разрешений её спеть. Это противоречит здравому смыслу и таинству пения, а выглядит как отчаянное желание, пока не пришли взрослые, содрать со всех как можно больше денег.
И это означает, что конец такой системы, скорее всего, не за горами.
— Получается, что ломается система…
— Я аплодирую! (Аплодирует). Эта система пришла из небытия и уходит в небытие. А поскольку, например, мы в 70—80 годы спокойно жили без неё и всё, что делалось, делалось совершенно бесплатно, то для меня такая система логична.
Если я хочу заработать деньги, я должен идти и их зарабатывать. А то, что я написал что-то или что-то сделал, — так это моя привилегия; привилегия того, что я могу себе позволить делать это ради собственного удовольствия. И брать за это деньги мне никак не хочется. Если люди готовы платить — пожалуйста. Если не готовы — они могут брать это даром. Философия «бесплатно только птички поют» — признак такой сердечной нищеты, что становится ужасно обидно за людей, её исповедующих.
Я, например, предпочитаю платить, если есть такая возможность. Наверное, это проявление моей старомодности, и это мне очень по душе. К сожалению, часто просто нет такой возможности — заплатить. Мне, например, когда я что-то у кого-то беру, проще дать что-то взамен. И деньги — самое простое, что я могу дать.
— Чем вы ещё как пользователь в интернете интересуетесь? Блоги, социальные сети?
— Мой блог — это мои песни. У меня нет потребности и возможности где-то ещё высказывать свои мысли. С социальными сетями и прочим примерно так же — у меня нет на это времени. Я так долго учился жить так, чтобы общаться с теми людьми, с которыми я хочу общаться, что менять свои привычки мне совершенно не интересно. Я заработал своё право общаться с тремя-четырьмя людьми. :) А в интернете меня интересуют, как правило, почта, новости, поиск информации. Хотя новости, в общем-то, тоже абсолютно ненужная вещь для меня.
— А с точки зрения не рядового пользователя, а артиста? С точки зрения «Аквариума» как бизнеса (вы всё-таки этим деньги зарабатываете)?
— По счастью, всё, что происходит в блогах и сообществах, посвящённых «Аквариуму», происходит само, без нашего участия. И я даже считаю немножко безнравственным в это вмешиваться. Похоже, что «Аквариум» для меня — это до сих пор не бизнес, а удовольствие.
С Борисом Гребенщиковым беседовал Дмитрий Чистов.
Интервью опубликовано на сайте «Интернет в цифрах»