Вот так выглядела эксплуатация детского труда в начале ХХ века

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (11) « Первая ... 9 10 [11]   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
vlad107
20.09.2018 - 06:54
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.12.14
Сообщений: 1755
России

Вот так выглядела эксплуатация детского труда в начале ХХ века
 
[^]
vlad107
20.09.2018 - 06:54
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.12.14
Сообщений: 1755
Россия

Вот так выглядела эксплуатация детского труда в начале ХХ века
 
[^]
vlad107
20.09.2018 - 06:54
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.12.14
Сообщений: 1755
Россия

Вот так выглядела эксплуатация детского труда в начале ХХ века
 
[^]
vlad107
20.09.2018 - 06:54
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.12.14
Сообщений: 1755
Россия

Вот так выглядела эксплуатация детского труда в начале ХХ века
 
[^]
vlad107
20.09.2018 - 06:55
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.12.14
Сообщений: 1755
Россия

Вот так выглядела эксплуатация детского труда в начале ХХ века
 
[^]
vlad107
20.09.2018 - 06:55
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.12.14
Сообщений: 1755
Россия

Вот так выглядела эксплуатация детского труда в начале ХХ века
 
[^]
vlad107
20.09.2018 - 06:55
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.12.14
Сообщений: 1755
Россия

Вот так выглядела эксплуатация детского труда в начале ХХ века
 
[^]
vlad107
20.09.2018 - 06:56
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.12.14
Сообщений: 1755
Россия

Вот так выглядела эксплуатация детского труда в начале ХХ века
 
[^]
vlad107
20.09.2018 - 06:57
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.12.14
Сообщений: 1755
Россия

Вот так выглядела эксплуатация детского труда в начале ХХ века
 
[^]
vlad107
20.09.2018 - 06:58
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.12.14
Сообщений: 1755
О торговле детьми в Российской империи на рубеже XIX-XX вв 28.05.2017

https://rvs.su/statia/o-torgovle-detmi-v-ro...-vv#hcq=ZLkO94r

Ещё один штрих к портрету «России, которую мы (они) потеряли». Которую они нам хотят возвратить. В русских и карельских волостях в конце XIX века была популярна игра «Котя, котя, продай дитя»: «Игроки представляют, что имеют у себя каждый по ребенку, а часто даже приглашают маленьких детей и садят их перед собою. Садятся обыкновенно кружком…» Водящий обращается к одной из пар со словами: «Котя, котя, продай дитя!» В случае отказа ему отвечают: «Сходи за реку, купи табаку!» Если игрок соглашается и говорит: «Продам», он тут же должен бежать по кругу в одну сторону, а спрашивающий — в другую. Кто раньше прибежит к «проданному» — тот садится, а опоздавший снова начинает «покупать» [1]. Это была не просто детская забава в конце XIX – начале XX века на самом деле покупали и продавали. Даже во второй половине ХХ столетия от сельских жителей Карелии можно было услышать рассказы о том, как местные купцы помимо дров, сена, дичи поставляли в Петербург и живой товар. Они собирали малолетних детей у бедняков, обремененных большими семьями и отвозили их в столицу, где детский труд был широко востребован. Старожил карельской деревни Пелдожа А.И. Баранцева (1895 года рождения) вспоминала коллизию, развернувшуюся в семье Мярян: «Куча детей у них родилась: Мийккул, затем Настуой, затем Анни и Мари были. Всех их родители отправили в Питер, там и жили. Видишь ли, раньше бедные родители часто продавали своих детей в прислуги к богачам в Питер. Так отправили в Питер и детей Мярян…» [2]. Традиционно ребенок считался «готовым» к отправке в город в 10 лет. Но при возможности родители предпочитали отсрочить уход мальчика из семьи до 12–13, а девочки — 13–14 лет. На первой неделе Великого поста сотни подвод, в каждой из которых размещалось от трех до десяти детей, тянулись по крепкому насту из Олонецкой губернии в столицу. Петербургский писатель и журналист М. А. Круковский написал на основе своих впечатлений цикл очерков «Маленькие люди». Один из них — «Приключение Сеньки» — рисует историю крестьянского мальчика, отданного отцом за пять рублей в Петербург. «У крестьян Олонецкого края, — писал Круковский, — во многих прионежских деревушках существует неразумный, бессердечный обычай без особой нужды (курсив мой. — О. И.)посылать детей в Петербург и отдавать их мелким торговцам в услужение, «в обучение», как говорит народ» [3]. Публицист был не совсем прав. Именно нужда заставляла крестьянина принять непростое решение. Семья на некоторое время избавлялась от лишнего рта, надеясь в будущем получать от «бурлака» (так крестьяне называли проживающих и зарабатывающих «на стороне») денежную помощь. Торговля детьми, скупка и доставка в Петербург дешевой рабочей силы становилась специализацией отдельных крестьян-промышленников, которых в быту именовали «извозчиками» или «рядчиками». «Помню хорошо, в Киндасове жил некто Патроев… Он все время набирал детей и увозил в Питер. Вася Лаурин, мой брат Степан Секон, Гриша Родин, Мария Ивановна… Мари Мярян — все они были в Питере [подручными]. Патроев отвозил их в кибитке, вот как раньше детей продавали. А потом купцы там были, мастера, они заставляли детей работать в пошивочных [и других мастерских] шили да все», — вспоминала Баранцева [4]. Во второй половине ХIХ века поставкой детей из Олонецкого уезда в Петербург успешно занимался крестьянин Федор Тавлинец, проживавший в деревне Погост Рыпушкальской волости. За 20 лет он отправил в столицу около 300 крестьянских детей. Там он устраивал их в ремесленные заведения, заключал контракт с ремесленниками на обучение и получал вознаграждение за поставку учеников. О его деятельности властям стало известно, когда «извозчик», нарушая договоренности, попытался уклониться от передачи части вырученных денег родителям [5]. Мальчиков обычно просили разместить в магазины, а девочек — в модные мастерские. Они снабжали ребенка одеждой и провизией на дорогу, паспорта же вручали промышленнику. С момента увоза судьба детей всецело зависела от случая и, прежде всего, от возницы–промышленника. «Извозчику» не платили за перевоз, он получал деньги с того человека, которому отдавал в обучение ребенка. «Понятно, что при таких условиях, — писал житель села Кузаранда Н. Матросов, — последний рыскает по столице и разыскивает место, где ему дадут побольше денег, не спрашивая, способен ли ребенок к данному ремеслу, хорошо ли ему будет жить и что выйдет впоследствии» [6]. За каждого ребенка, сданного в учение на 4–5 лет, «извозчик» получал от 5 до 10 рублей. При увеличении срока обучения цена возрастала. Она в 3–4 раза превышала сумму, отданную скупщиком родителям, и в значительной степени зависела от внешних данных, состояния здоровья и расторопности малолетнего работника. Лавочник или хозяин мастерской оформлял ребенку вид на жительство, обеспечивал его одеждой и питанием, получая взамен право всевластно им распоряжаться. В судебной практике того времени подобное явление фиксируется именно как торговля детьми. Например, хозяйка одной из ремесленных мастерских на суде объясняла, что в Петербурге принято покупать детей в учение, в результате чего покупатель приобретает право пользоваться рабочей силой ребенка [7]. Масштабы торговли детьми в конце XIX века, по мнению современников, приобретали громадные размеры. Круковский рисовал удручающую картину, наблюдавшуюся при появлении скупщика ранней весной: «Стоны, крики, плач, иной раз — ругань слышны тогда на улицах безмолвных деревень, матери с бою отдают своих сыновей, дети не хотят ехать на неизвестную чужбину» [8]. Закон признавал необходимость обязательного согласия ребенка, отдаваемого в обучение ремеслу или «в услужение»: «Не могут быть отданы дети родителями без собственного их согласия…» [9]. На деле же интересы детей в расчет, как правило, не принимались. Чтобы закрепить свою власть над ребенком, покупатели брали от родителей долговую расписку. Но не только бедность заставляла олонецких крестьян расставаться со своими детьми. Воздействовали и уверения, что в городе ребенок будет определен «на хорошее место». Народная молва хранила память о богатых выходцах из Карелии, сумевших разбогатеть в Петербурге. Рассказы об их капиталах будоражили мысли и чувства карельского крестьянина. Неслучайна пословица — «Miero hinnan azuw, l’innu neidižen kohendaw» — «Мир цену установит, город девушку сделает лучше» По наблюдениям чиновников, священников, учителей каждый отец, имевший нескольких детей, мечтал отправить одного из них в столицу. Однако не все дети могли быстро привыкнуть к новым условиям жизни в городе. Карельский сказитель П. Н. Уткин рассказывал: «Увезли меня в Питер и определили на пять лет мальчиком к сапожнику. Ну, мне стало жить очень плохо. В четыре часа утра разбудят и до одиннадцати вечера на побегушках». Герой повествования решился бежать [10]. Многие по разным причинам уходили от хозяев, вынуждены были скитаться. В рапорте уездного исправника Олонецкому губернатору в конце ХIХ века было зафиксировано, что отданные в учение, а по сути дела, проданные в Петербург дети «подчас почти полунагие в зимнее время прибывают разными путями на родину» [11]. Охрана детского труда законодательно распространялась лишь на крупное производство, где надзор за исполнением законов осуществляла фабричная инспекция. Ремесленные и торговые заведения оказывались вне этой сферы. Законодательно возраст вступления в ученичество не оговаривался. На практике обычно не соблюдались и установленные «Уставом о промышленности» ограничения продолжительности рабочего дня учеников — с 6 утра до 6 вечера, и тем более назидание мастерам: «…Учеников своих учить усердно, обходиться с ними человеколюбивым и кротким образом, без вины их не наказывать и занимать должное время наукою, не принуждая их к домашнему служению и работам» [12]. Условия жизни, в которых оказывались подростки, толкали их на преступления. Треть всех правонарушений, совершаемых малолетними в начале ХХ века (а это были в основном кражи, вызванные недоеданием), приходилась на учеников ремесленных мастерских [13]. Материалы олонецкой печати дают представление о том, как складывались судьбы проданных в Петербурге детей. Кому-то, как говорила пословица, Питер становился матерью, а кому-то — мачехой. Многие из оказавшихся в столице детей вскоре оказывались «на дне» петербургской жизни. О них инспектор народных училищ С. Лосев писал: «В то же время, когда Великим постом в Петербург направляются из Олонецкой губернии подводы с живым товаром, из Петербурга бредут по деревням и селам пешком, побираясь Христовым именем, оборванные, с испитыми лицами и горящими глазами, нередко пьяные, смиренные при просьбе милостыни и нахальные в случае отказа в ней, молодые парни и зрелые мужчины, изведавшие петербургское «ученье» в мастерских, петербургскую жизнь…» [14]. Среди них было немало тех, кто в наказание за нищенство или другие проступки был лишен вида на жительство в столице. С детства оторванные от крестьянского труда, эти люди разлагающе воздействовали на односельчан. Пьянство, прежде не свойственное карелам, получало распространение в их среде в конце XIX — начале ХХ века, особенно среди молодежи и 15–16-летних подростков. Тот, кто стыдился своего возвращения неудачником в родную деревню, пополнял ряды «золоторотцев». Впрочем, немало было молодых людей, которые «удержались на плаву», адаптировались к городской жизни. По мнению современников, из всех «ценностей» городской цивилизации они освоили лишь лакейские манеры и так называемую «пиджачную» культуру, состоявшую в манере одеваться по определенному шаблону. Подростки стремились вернуться в деревню в «городском» костюме, вызывавшем почет и уважение сверстников. Появление новой вещи не оставалось незамеченным близкими и знакомыми. Принято было, поздравляя с обновкой, говорить: «Аnna jumal uwdištu, tulien vuon villaštu» — «дай бог обновку, а в будущем году шерстяную». Как правило, первым делом подросток покупал галоши, которые по возвращении в деревню независимо от погоды надевал по праздникам и на беседы. Затем, если позволяли средства, приобретались лакированные сапоги, часы, пиджак, яркий шарф… Просвещенные современники смотрели на это с иронией. Один из них писал: «Сколько спеси и глупого чванства, к сожалению, приносят лакированные сапоги с собой. Человек перестает узнавать своих ближних из-за блеска сапог. Единственно утешает в сих случаях то обстоятельство, что сняв с себя галоши и сапоги, он становится прежним Васькой или Мишкой» [15]. В отличие от отходников на лесозаготовки и другие ближние промыслы, зарабатывавших на новую рубашку к Пасхе, сапоги или пиджак, «питеряки», «питербуры», то есть парни, работавшие долгое время в столице, обладали «щегольским» костюмом и составляли особо уважаемую и авторитетную группу деревенского молодежного сообщества. Вот детали одного из вариантов «изящного» костюма 13–14-летнего парня, возвратившегося в Олонецкую Карелию из Петербурга в 1908 году: пестрые брюки, котелoк, красные перчатки [16]. Также мог присутствовать зонтик и надушенный розовый носовой платок. Статусная роль одежды в карельской культуре выражена достаточно ярко. Видимо, поэтому в карельском языке слово «herrastua», наряду со значениями «щеголять», «франтить», имеет и другой смысл — «мнить себя начальником». Наиболее удачливые и предприимчивые «выученики Петербурга», сумевшие разбогатеть и даже стать хозяевами собственных заведений, были, конечно, немногочисленны. Их визитной карточкой на родине становился большой красивый дом, в котором жили родственники и куда время от времени наезжал хозяин. Слава и капиталы этих людей являлись веским аргументом для крестьянина, отправлявшего своего ребенка в столицу. Влияние города на жизнь подростка в конце XIX – начале ХХ века было неоднозначным. Современники не могли не отметить позитивное воздействие — интеллектуальное развитие юношей и девушек, расширение их кругозора. В большей мере это относилось к тем, кто поработал на фабриках или заводах Петербурга. Вернувшись в деревню, эта немногочисленная часть молодежи уже не расставалась с книгой. И все же принудительная отправка детей в город вызывала озабоченность прогрессивной части общества. Крестьянин-карел В. Андреев из деревни Сямозеро писал: «Увезенные в город и помещенные в мастерские — они [дети. — О.И.], принужденные жить в помещениях хуже собачьих конур, питаемые отбросами и разной бурдой, постоянно избиваемые хозяевами и мастерами — большинство хиреет, и гостьей всех этих мастерских — скоротечной чахоткой уносится в могилу. Меньшинство же, перенесшее каким-то чудом все эти мытарства, достигало звания мастера, но, живя в пьяной и развратной компании несколько лет, само заражалось этими пороками и преждевременно сходило в могилу или пополняло ряды преступников. Дельных и работящих мастеров считалось и считается весьма мало». Ему вторил крестьянин П. Коренной: «Выходят в люди десятки, сотни гибнут. Их душит городская жизнь, отравляет организм, портит нравственно, возвращая деревне людей болезненных, с испорченной нравственностью»

Это сообщение отредактировал vlad107 - 20.09.2018 - 07:00

Вот так выглядела эксплуатация детского труда в начале ХХ века
 
[^]
Zuke
20.09.2018 - 06:59
0
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 21.12.12
Сообщений: 5376
Как же я счастлив что живу в настоящее время и ни я ни мои дети не работают с 5 лет, а весело ебут вола до 20 лет!
 
[^]
asali
20.09.2018 - 07:35
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.05.13
Сообщений: 2358
Цитата (tolia0611 @ 19.09.2018 - 12:21)
Кстати работал с таджиками - их и при СССР начиная с 6го класса на несколько месяцев выгоняли хлопок собирать.

Одно дело, когда со школы на определенное время гонят работать, другое, когда ты даже в школу не ходишь, и с трех лет с 6 утра до полуночи работаешь на черной работе, что бы натурально не сдохнуть с голода.
 
[^]
ZX72
20.09.2018 - 07:42
3
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 4.06.08
Сообщений: 2794
Цитата (a124025 @ 19.09.2018 - 16:09)
Не поедешь, ебали мозги вплоть до угрозы исключения из ВУЗа. Школьникам ебали мозги пионерско-комсомольские активисты на всевозможных линейках и советах дружин. Совку требовалась дешёвая детская рабсила. А школьников из Средней Азии нагибали больше всех.
Желаю всем детишкам совкодрочеров подобный аттракцион.

А вот я застал. И по мне, так охуенно перед первым курсом сгонять в колхоз. Работа не напряжная, группа к началу учебы уже сплоченная, особенно если драки с местными были. Я вот когда дочка учиться ошла, очень жалел, что теерь колхозов нет. И да, школьниками тоже никто не напрягался в колхоз съездить осенью.

Это сообщение отредактировал ZX72 - 20.09.2018 - 07:43
 
[^]
a124025
20.09.2018 - 08:07
-3
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 12.07.17
Сообщений: 473
Цитата (ZX72 @ 20.09.2018 - 07:42)
Цитата (a124025 @ 19.09.2018 - 16:09)
Не поедешь, ебали мозги вплоть до угрозы исключения из ВУЗа. Школьникам ебали мозги пионерско-комсомольские активисты на всевозможных линейках и советах дружин. Совку требовалась дешёвая детская рабсила. А школьников из Средней Азии нагибали больше всех.
Желаю всем детишкам совкодрочеров подобный аттракцион.

А вот я застал. И по мне, так охуенно перед первым курсом сгонять в колхоз. Работа не напряжная, группа к началу учебы уже сплоченная, особенно если драки с местными были. Я вот когда дочка учиться ошла, очень жалел, что теерь колхозов нет. И да, школьниками тоже никто не напрягался в колхоз съездить осенью.

Интересно, зёма, чтобы ты запел, когда твою дочку обрюхатили в ночи местные где-нибудь в максатихинском районе, как было в нашей группе в политехе.
Все, кто считал колхозный тухляк романтикой, как правило, вылетели после первого семестра. "И это правильно". В школах и институтах надо учиться, а не латать дыры в убогом, совковом сельском хозяйстве.
 
[^]
mrPitkin
20.09.2018 - 10:12
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.08.14
Сообщений: 51480
Лодырюгам из лодырюг даже платный труд в тягость.
 
[^]
KOSTOGLOT
20.09.2018 - 10:17
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.13
Сообщений: 3493
"...По большей части, на фабрике работают чернокожие, в том числе, дети и подростки..."

Я и "не по большей части" ни одного ниггера не узрел.
 
[^]
Сканда
20.09.2018 - 12:24
0
Статус: Offline


Алаберный

Регистрация: 24.08.11
Сообщений: 7190
Цитата (Sabalak @ 19.09.2018 - 14:42)
Цитата
А это СССР. 1982 год. Сырдарьинская область. Школьник тоже не в восторге от сбора хлопка.

Талдыкорганская область - все на сахарной свекле
Братан охуевает, когда читает-слышит там школьник сокласника порезал, тут стрельнул
В то время у каждлого школьника в портфеле по тесаку лежало - ботву рубить, и ни у кого даже мысли не было в драке за него схватиться
- ограничивались расквашенными носами

еще косьба была, пацан как то осень вернулся - а у него правая дельта в два раза больше левой - целое лето на граблях просидел, дергая рычаг и сбрасывая собранное сено
купка овец еще была, потом доооолго креолином воняли

я на току был, с тех пор осталось погоняло Бригадир
пиздец по ночам чесался от пули и шелухи

Бля, мы не с одного посёлка?
Хотя я с Урала. Ещё "топтальщики" сена в арбе зацепленной за комбайном "ветерок". Потом всё чешется. Зато на обеде с мужиками историй наслушаешься. Каждый второй- комик)

Отправлено с мобильного клиента YAPik+

Это сообщение отредактировал Сканда - 20.09.2018 - 12:29
 
[^]
Cache
20.09.2018 - 16:58
1
Статус: Offline


Почетный ЯПер

Регистрация: 16.03.09
Сообщений: 4723
Цитата (Anatoll80 @ 19.09.2018 - 11:34)
Надо своим детям это показать, а то кроме мы пошли гулять и дай денег на мороженое фиг что сделать заставиш sad.gif

Я дочери скинул
 
[^]
mksm79
21.09.2018 - 19:00
0
Статус: Offline


юморист

Регистрация: 25.07.14
Сообщений: 416
Цитата (Garik499 @ 19.09.2018 - 11:11)
11. Мальчишки - дробильщики на шахте в из Питтстоуне, Пенсильвания.

кто найдёт кота?без приколов...
 
[^]
mksm79
21.09.2018 - 19:03
0
Статус: Offline


юморист

Регистрация: 25.07.14
Сообщений: 416
Цитата (Garik499 @ 19.09.2018 - 11:11)
11. Мальчишки - дробильщики на шахте в из Питтстоуне, Пенсильвания.

второй снизу,справа,за шкиркой)))кстати,фото гениальное!давайте подумаем кто главный из пацанов,почему,что они думают в данный момент...детали,...

Это сообщение отредактировал mksm79 - 21.09.2018 - 19:14

Вот так выглядела эксплуатация детского труда в начале ХХ века
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 40348
0 Пользователей:
Страницы: (11) « Первая ... 9 10 [11]  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх