Интересная лодка...
ДАННЫЕ НА 2013 г.
Комплекс пр.10830 "Калитка" / 1083К, АГС пр.10831 / "пр.210 Лошарик" - LOSHARIK АС-12
Атомная глубоководная станция 1 ранга / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство - компонент комплекса пр.1083К. Глубоководная атомная станция спроектирована СПМБМ "Малахит". Главный конструктор - С.М.Бавилин (после 2001 г., вероятно, Коновалов Ю.М.). Создание эскизного проекта комплекса второго поколения пр.10830 / пр.1083 с глубоководной станцией пр.10831 и ПЛА-носителем пр.09786 "Оренбург" (БС-136) велось с использованием опыта создания экспериментальных комплексов пр.1851. После защиты эскизного проекта АГС пр.10830 оформлено Постановление СМ СССР о создании АГС пр.10831 с полисферическим прочным корпусом. Организовано выполнение ОКР по отработке технологии изготовления полисферического прочного корпуса и моноблоков легковесного заполнителя, а так же по созданию комплектующего станцию оборудования. Судя по всему, к 1988-1990 г.г. разработаны и утверждены технический и рабочий проекты станции. Разработка проектов велась одновременно с макетированием размещения оборудования в сферических отсеках лодки. В 1991 г. при практически готовых блоках прочного корпуса АГС по техническому заданию заказчика выполнена корректировка технического проекта 10830 в части размещения в носовой части АГС дополнительного вооружения (вероятно, систем специального оборудования). Откорректированный технический проект пр.10830 / 1083К комплекса представлен и защищен в мае 1992 г.
Создание задела для строительства подлодки проекта и подготовка производства начаты на ПО "Севмаш" видимо в 1988 г. Головная и пока единственная АГС проекта - АС-12 с заводским №01210 - заложена в "секретном" цехе №42 ПО "Севмаш" в г.Северодвинске 16 июля 1990 г. В середине 1990-х годов из-за нехватки финансирования строительство станции по сути было заморожено и согласно сообщениям СМИ возобновилось только в 2000 г. Станция была спущена на воду около цеха №42 ПО "Севмаш" 5 августа 2003 г. Подводная лодка-носитель пр.09786 БС-136 "Оренбург" была переоборудована из ПЛАРБ пр.667БДР К-129 (последней в серии) в 1994-2002 г.г. на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске.
В период с 2004 по 2007 г.г. капитан 1-го ранга Опарин А.И. возглавлял заводские, государственные и глубоководные испытания специальной опытовой подводной лодки в Белом, Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях. По неподтвержденным данным станция к осени 2009 г. завершила программу государственных испытаний. По состоянию на начало 2010 г., возможно, еще не принята в строй ВМФ России. В мае 2010 г. в части СМИ появилась информация о награждении государственной премией специалистов СРЗ "Звездочка", КБ "Рубин", "Малахит" и "Прометей" за "опытный глубоководный заказ 1083К".
Во многих источниках встречается наименование № проекта "210", что является сокращенным наименованием заказа - заводского № лодки. Так же в части источников сообщается, что шифр проекта "Лошарик" - является стихийным самоназванием и неофициальным наименованием. В части источников АГС пр.10831 соотносится с наименованием лодок НАТО - NORSUB-5.
Конструкция - конструкция станции выполнена, вероятно, из титановых сплавов и, возможно, каких-то новых материалов. Прочный корпус полисферический - т.е. состоит из нескольких отсеков-сфер, соединенных между собой переходами. Один из отсеков занят ядерной силовой установкой. Пространство между сферами прочного корпуса и легким обтекаемым корпусом заполнено моноблоками легковесного заполнителя.
Двигательная установка - 1 атомный реактор с паропроизводящей установкой Э-17 и ТЗА мощностью не более 10000 л.с. разработки ОКБ машиностроения им. И.Африкантова (г.Нижний Новгород, 2006 г.). Так же в части источников упоминается ППУ КТП-7И "Феникс".
Ядерная энергетическая установка вероятно находится в одном из сферических блоков прочного корпуса и таким образом биологическая защита реактора осуществляется в том числе с использованием слоя забортной воды.
Механика - движитель - 1 основной гребной винт в кольцевой насадке (предположительно), несколько подруливающих колонок с электрическими двигателями.
ТТХ станции:
Экипаж - 25 офицеров
Длина - 69 м (до 79 м по оценке)
Ширина - 7 м (?)
Осадка - 5 м (?)
Водоизмещение нормальное - 1390 т
Водоизмещение полное - 2000 т
Глубина погружения предельная - до 6000 м (не подтверждено)
Скорость подводного хода - 30 уз
Вооружение - отсутствует
Оборудование - обычное и специальное оборудование для обеспечения плавания подлодки и выполнения задач.
Статус:
- 2003 г. 5 августа - АГС зав.№01210 в присутствии Главкома ВМФ России В.Куроедова спущена на воду около цеха №42 ПО "Севмаш".
- 2004 г. 13 июля - АГС находится в плавдоке около цеха №42 ПО "Севмаш" в Северодвинске.
- 2010 г. июнь-июль - АГС АС-12 пр.10831 базируется в Оленьей Губе.
- 2010 г. - по непроверенным сведениями подводная лодка АС-12 должна была быть принята ВМФ России от промышленности.
- 2012 г. 27 сентября - в ходе экспедиции "Севморгео" лодка-носитель БС-136 пр.09786 с глубоководной станцией 1-го ранга АС-12 пр.10831 достигли Северного полюса. Экспедиция "Севморгео" проводилась с целью уточнения высокоширотной границы континентального шельфа в Арктике. Были сделаны пробы скальной породы для сбора доказательств о принадлежности хребтов Ломоносова и Менделеева к российскому континентальному шельфу. Результаты планируется предоставить в Комиссию ООН по морскому праву в 2014 году. "В ходе экспедиции мы пробурили три скважины на глубине 2-2,5 километра и взяли три керна ("столбики" скальной породы, которые вынимаются буром - ред.). Один керн длиной 60 сантиметров, второй - 30, а третий - 20 сантиметров. Беспрепятственно добраться до твердых пород мешал слой ила на дне, достигавший по толщине пяти метров". В части документов глубоководная станция АС-12 названа БН-220 - "бортовой номер 220". В работе экспедиции так же приняли участие ледокол «Диксон» в качестве научно-исследовательского судна и ледокол «Капитан Драницын» в качестве ледокола обеспечения исследований
Это сообщение отредактировал bpk572 - 27.03.2014 - 21:23