Точная причина открытия клапана в то время так и не была выявлена. По конструкции он представлял собой цилиндрическую заглушку с сальниковым уплотнением в виде резинового кольца в проточке, шток которой удерживался шариковым замком.
Тот в свою очередь раскрывался при срабатывании пиропатрона. Автономный регистратор бортовых измерений показывал, что преждевременной команды на подрыв пиропатрона не было: она прошла, как и положено, на участке парашютирования. Отрабатывалась версия самопроизвольного вскрытия клапана в результате ударной нагрузки во время разделения отсеков корабля.
Проводились десятки экспериментов по воздействию ударов на клапан, вносились различные отклонения по установке клапана, но он упорно не открывался. Наконец, когда все возможные нарушения были внесены вкупе, удалось добиться вскрытия, чем была подтверждена версия «случайного стечения обстоятельств», ставшая официальной.
Однако лётчик-космонавт Владимир Шаталов, участвовавший в расследовании, через много лет сообщил, что, скорее всего, катастрофа произошла из-за «несоблюдения технологии во время сборки». Клапаны должны затягиваться до определённого усилия (не менее 50 кг) тарированными ключами, но находятся в таком месте спускаемого аппарата, куда при монтаже и контроле добраться трудно.
Когда клапаны начали проверять на собранных «изделиях», в том числе на аппарате летавшего ранее «Союза-10», то выяснилось, что они затянуты по-разному: с усилием от 20 до 30 кг — ни один не соответствовал норме! Самопроизвольное открытие могло произойти от обычной тряски при работе тормозной установки и разделении отсеков.
По результатам работы Правительственной комиссии корабль «Союз» (7К-Т) был существенно доработан. В первую очередь модифицировали вентиляционный клапан, повысив устойчивость к ударным нагрузкам. Кроме того, на него была установлена быстродействующая ручная заглушка.
Но, главное, для обеспечения безопасности экипажа во время динамических операций (старт, стыковка, расстыковка и посадка) решили использовать вариант высотного авиационного скафандра «Сокол», получивший название «Сокол-К». С учётом возросшей массы полезной нагрузки разместить внутри корабля трёх космонавтов стало нереально, поэтому долгие годы, до ноября 80-го, на орбиту летали «Союзы» с экипажами из двух человек.
Вскоре после гибели Добровольского, Волкова и Пацаева в Звёздном городке, где жил и тренировался отряд космонавтов, пошла молва, что названия драгоценных и благородных камней в позывных приносят несчастье их обладателям.
Владимир Михайлович Комаров (позывной «Рубин») погиб при посадке в апреле 1967 года; затем в январе 1970 года умер Павел Иванович Беляев (позывной «Алмаз»); теперь задохнулись «Янтари». Космонавты оказались довольно суеверными, и больше двадцати лет никто из отряда не решался взять себе «драгоценный» позывной. Табу нарушил только Юрий Иванович Маленченко, который совершил два успешных полёта (в 1994 и 2003 годах) под позывным «Агат».