29 января 1975 года зверобойно-рыболовное судно ЗРС "Березина" АШ-2012, как и траулеры других советских флотов, вело промысел трески в Норвежском море. И вдруг в эфир с него ушел сигнал "SOS". Первыми приняли его на сейнере "Лапландия" у острова Медвежий.
Далее о случившейся на "Березине" беде узнали на БМРТ "Капитан Демидов", рефрижераторе "Отто Гротеволь", учебном судне "Батайск", СРТМ "Медвежий". К месту катастрофы срочно направили спасателей"Алдан"и "Диамант".
РДО о ней ушли в "Севрыбу" и Министерство рыбного хозяйства. Сразу же был создан оперативный штаб по спасению ЗРС, в состав которого вошли опытнейшие морские специалисты.
В 16.00 к "Березине" первым подошел комсомольско-молодежный экипаж "Капитана Демидова". Его задачей стала срочная эвакуация тридцати моряков.
19.00. У "Березины" появился опасный крен на левый борт. Тушение эффекта не давало. Штормовой ветер начал раздувать огненные языки.
21.45. На месте происшествия - транспортный рефрижератор "Отто Гротеволь". Еще часть пострадавшего экипажа ЗРС эвакуирована на борт БМРТ "Капитан Демидов".
Тем временем часы отсчитывали минуты следующего дня - 30 января.
В 01.15 на "Березину" высаживаются новые аварийные партии. Электросварщик Э. М. Теряков наглухо заваривает выгоревшие окна иллюминатора, которые захлестывала штормовая волна. Спасательные работы продолжаются. К месту пожара подошел "Алдан".
13.10. Ветер усиливается до восьми баллов. Не так-то просто унять огненную стихию, она продолжает бушевать.
14.40 - 19.30. Лопаются один за другим первый и второй буксирные тросы. Благодаря большим усилиям подается и закрепляется стальной трос толщиной в руку. Спасатели решили буксировать "Березину" под укрытие берегов Фарерских островов. Но она оставалась во власти ветра и волн. Неоднократные попытки вновь завести буксиры не дали успеха...
Море стало стихать только к утру следующего дня. 31 января в 12.10 капитан транспортного рефрижератора "Отто Гротеволь" С. В. Суворов смелым маневром ошвартовывается у борта терпящего бедствие судна. Аварийные партии продолжают схватку с огнем.
17.26. "Отто Гротеволь" в третий раз заводит буксир и начинает буксировку. Троса и на час не хватает. Он перетирается, и "Березина" опять дрейфует по ветру.
23.00. Буксир удается завести рыбакам "Батайска". В этом деле отличилась команда во главе со старпомом Сударевым. Второй помощник капитана Рысенко, матросы Мотовилов, Полещук, Жаков, Петрусенко, Попов, Терещук, доставив буксир в шлюпке на ЗРС, надежно закрепили его.
1 февраля, 6 часов утра.
Приходит еще один спасатель - "Диамант", и караван судов с "Березиной" идет курсом к берегу. Сорок пять членов экипажа были доставлены "Батайском" в Мурманск, а затем возвратились домой. А вот десяти человек родные и близкие не дождались: четвертого механика С. К. Космовского, моториста Н. Б. Мигунова, старшего повара М. А. Лобажева, технолога В. С. Рогушина, мастеров добычи В. Т. Тестова и А. Н. Хромцова, матросов В. Ф. Минченко, В. В. Пашкова и В. В. Зозуленко, токаря Ю.Э. Довгяло...
Так горько завершился первый и единственный промысловый рейс "Березины".