Кто-то должен упасть. Вспоминаем самую страшную авиакатастрофу в истории страны

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (6) 1 [2] 3 4 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Jus
19.05.2017 - 10:22
2
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373391
Наконец Дейчик машет рукой: нашел. Разглядеть импровизированный мемориал непросто.

Кто-то должен упасть. Вспоминаем самую страшную авиакатастрофу в истории страны
 
[^]
Jus
19.05.2017 - 10:22
8
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373391
Лесничество вместе с наровлянским краеведом Василием Чайкой и его пионерами периодически по собственной инициативе расчищает этот кусок от зарослей, чтобы обелиски совсем не потерялись.

Кто-то должен упасть. Вспоминаем самую страшную авиакатастрофу в истории страны
 
[^]
Jus
19.05.2017 - 10:22
3
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373391
27

Кто-то должен упасть. Вспоминаем самую страшную авиакатастрофу в истории страны
 
[^]
Jus
19.05.2017 - 10:22
5
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373391
Говорят, стоял еще четвертый памятник из нержавейки — пассажира Алексея Бедарева. Теперь его нет. Куда делся? Может, пригодился кому. Как и декоративные навершия, оградки, звездочка, табличка…

Кто-то должен упасть. Вспоминаем самую страшную авиакатастрофу в истории страны
 
[^]
Jus
19.05.2017 - 10:22
4
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373391
Отмечаем место — теперь не потеряется.

Кто-то должен упасть. Вспоминаем самую страшную авиакатастрофу в истории страны
 
[^]
Jus
19.05.2017 - 10:23
4
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373391
30

Кто-то должен упасть. Вспоминаем самую страшную авиакатастрофу в истории страны
 
[^]
Jus
19.05.2017 - 10:23
3
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373391
31

Кто-то должен упасть. Вспоминаем самую страшную авиакатастрофу в истории страны
 
[^]
Jus
19.05.2017 - 10:23
2
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373391
32

Кто-то должен упасть. Вспоминаем самую страшную авиакатастрофу в истории страны
 
[^]
Jus
19.05.2017 - 10:23
3
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373391
«Вещи висели на деревьях, лежали во дворах»

Олегу Сазанчуку тогда было 17 лет. В тот день он находился дома, в деревне Физинки, неподалеку от места событий.

— То, что потяжелее (металл и люди), упало в основном в районе ЛТП. А более легкие предметы (то, что в багаже было и с людей в воздухе сорвало) разлетелись далеко. Что-то и до Наровли долетало. Вещи висели на деревьях, лежали во дворах. Военная форма чья-то мне запомнилась… Тогда-то мы вообще ничего не поняли, что происходит! Потом появились вертолеты. Садились прямо на огородах, из них выскакивали солдаты, собирали все, что упало, улетали. Помню, одноразовые стаканчики мы находили, тогда это редкость была…

Теперь Сазанчук — директор предприятия «Наровлякиновидеосеть». Лет десять назад по собственной инициативе и за свои деньги издал небольшую книжку, в которой собрал рассказы свидетелей и участников тех событий. Говорит, чтобы не забылось.

Солдаты и милиция прочесывали местность, собирая и изымая все, что имело отношение к самолету. Но все собрать невозможно. Олег Сазанчук в деревне Антонов отыскал деда, который из обшивки смастерил лодку. Говорят, рабочая, плавает.

Кто-то должен упасть. Вспоминаем самую страшную авиакатастрофу в истории страны
 
[^]
Jus
19.05.2017 - 10:23
5
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373391
— И сейчас еще много чего можно найти, это я как охотник говорю. Сам встречал в лесу фрагменты обшивки с теплоизоляцией. Прошлой осенью картошку копали — нашли еще кусок, сантиметров 10…

В школьном музее есть стенд, посвященный катастрофе. Краевед Василий Чайка собирает информацию не для отчета, а потому что «нельзя забыть». На самом деле многие уже не помнят и не знают… Чайка рассказывает, что знает, своим детям, водит их иногда на место событий. Кусок воздуховода нашел сам, лист обшивки подарили.

Кто-то должен упасть. Вспоминаем самую страшную авиакатастрофу в истории страны
 
[^]
Jus
19.05.2017 - 10:23
3
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373391
— Я жил неподалеку, в деревне Тешков. Учился тогда в 9-м классе. На лугу сено убирали. Услышал двойной хлопок — бах-бах, с интервалом меньше секунды… А про то, что упал самолет, узнали уже вечером, когда слухи дошли. С тех пор боюсь летать.

Кто-то должен упасть. Вспоминаем самую страшную авиакатастрофу в истории страны
 
[^]
Jus
19.05.2017 - 10:24
5
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373391
Была еще история с небольшой старинной картиной, которую везли тем самолетом сотрудницы Русского музея. Мне об этом рассказывал инструктор райкома партии. Подобрал тракторист — картинка да и картинка. Принес домой, кинул на шкаф. Там и валялась, пока за ней не пришли из милиции.

«Имеются жертвы»

Киевлянину Данилу Бенатову было 6, когда его мама отправлялась в командировку в Ленинград. Помнит, что закатил тогда скандал, не желая расставаться, но успокоился, когда пообещали привезти подарок. Очевидно, этот подарок так и остался в лесу под Вербовичами.

Ирина Бенатова. Фото из архива Данила Бенатова

Кто-то должен упасть. Вспоминаем самую страшную авиакатастрофу в истории страны
 
[^]
Jus
19.05.2017 - 10:24
3
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373391
Сейчас Данилу 43, он совладелец патентного бюро в Киеве. Выяснение обстоятельств катастрофы для него теперь дело принципа. Он ищет по всему миру людей, чьи родные тогда погибли, по капле собирает информацию о каждом из пассажиров в специально созданной группе. Сетует, что далеко не все хотят вспоминать об этом.

— Я разослал сотни полторы бумажных писем — кто-то отозвался, большинство писем вернулось, кого-то я пытался вызванивать, находил телефоны.

Так получилось, что тем рейсом летели три основные категории: это ученые (в том числе моя мама), военные, которые направлялись в отпуск, и сельчане — они в Ленинграде продавали клубнику, а обратно везли ковры и прочий дефицит. Мы ждали маму к обеду. Часа через четыре бабушка позвонила родственникам в Ленинград, они сказали, что самолет вылетел вовремя. Позвонила в Борисполь — там сначала ничего толком не говорили, но к концу дня сознались, рассказали о катастрофе. Другим еще позже сообщили…


Советских людей проинформировали о катастрофе через два дня. Фото из архива Данила Бенатова

Кто-то должен упасть. Вспоминаем самую страшную авиакатастрофу в истории страны
 
[^]
Jus
19.05.2017 - 10:25
7
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373391
Потом бабушку вызвали в транспортную прокуратуру, спрашивали о семье, багаже, цели поездки. Обещали, что вызовут в суд, говорили, что дело на контроле у Андропова. Она тогда подписала бумагу, в которой отказалась от гражданского иска, то есть от претензий к государству.

Кстати, после катастрофы далеко не все тела были сильно повреждены. Родные просили отдать их. Но почти всех кремировали. Почему? Один из родственников пострадавших, кадровый сотрудник «Аэрофлота», говорил мне, что просто пожалели денег на цинковые гробы.

Знаю, что некоторым семьям потом возвращали украшения: сотрудники прокуратуры ездили с мешком колец и сережек, а люди искали свои.

Никто из пострадавших приглашен на заседания не был. Суд был открытым, но проходил в городе Химки Московской области — видимо, чтобы случайные люди туда не попали.

Гайка замедленного действия

Почему же упал самолет?

После 28 июня полеты Як-42 прекратились почти на два года. Осмотрели все самолеты этой модели, разбирая их на части. Пришли к выводу, что в полете разрушился так называемый механизм перестановки стабилизатора (МПС). По сути, это винтовая пара в хвостовом оперении, которая отвечает за изменение положения стабилизатора — шток с резьбой, по которому ходит 15-килограммовая бронзовая гайка.

Читаем материалы суда, которые 30 лет тихо лежали в Государственном архиве РФ, пока их не раскопал Бенатов: «Непосредственной причиной катастрофы явился сход гайки с винта МПС, обусловленный износом витков ее резьбы и последовавшим полным их срезом. Рассоединение МПС в момент перевода самолета на снижение привело к полной потере управления по тангажу, резкому снижению, вызвавшему появление нерасчетных аэродинамических нагрузок и избыточного давления гермокабины, в результате чего самолет разрушился. […] Физико-технические свойства смазки не соответствуют эксплуатационным допускам. […] Смазка ЦИАТИМ-221 не только теряла свойства даже при незначительной наработке, но и явилась одной из причин катастрофического износа резьбы».

Повышенный износ злополучной гайки впоследствии обнаружили почти на всех Як-42. Но были и исключения. В обвинительном заключении упоминаются самолеты, выпущенные в Смоленске, — МПС на них почему-то оказались в порядке. Стали выяснять, в чем фокус.

Смоленские Як-42 эксплуатировал Быковский авиаотряд. Выяснилось, что местные техники самовольно, вопреки регламенту, требовавшему проводить смазку винтовой пары каждые 900 летных часов, делали это чаще. Зачем? В суде объясняли, что, заметив загрязненность узла, очищали его, потом смазывали заново — выходило чаще, чем требовалось. Так, нарушая инструкцию, спасли своих пассажиров.

Звоночки

Между тем погибший борт СССР-42529 — не первый, у которого возникли проблемы с этим узлом. Оказывается, звоночки были — их слышали, но проигнорировали. Незадолго до катастрофы, в апреле — мае 1982 года регистрировались пять временных отказов МПС на трех Як-42 Краснодарского объединенного авиаотряда. Тогда обошлось. Пассажиры бортов с номерами 42530, 42531 и 42541 не знают по сей день, насколько близко от смерти они были.

Кто-то должен упасть. Вспоминаем самую страшную авиакатастрофу в истории страны
 
[^]
Jus
19.05.2017 - 10:25
5
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373391
Но все равно кто-то должен был упасть, чтобы проблему заметили. Согласно регламенту, осмотр стабилизатора на Як-42 производился визуально. Заметить износ резьбы таким способом было невозможно. Получается, на десятках советских самолетов бронзовые гайки наперегонки изнашивались — незаметно и неуклонно. Вопрос был лишь в том, какой борт станет первым.

«Они скрывают!»

Конспирологические версии никто не отменял, они бродят и по сей день. Да и как им не бродить, если все было так засекречено. В Наровле не все верят в вариант с гайкой. Подозрительности добавляет то, что рядом с местом катастрофы расположены стратегические объекты: Чернобыльская АЭС (до взрыва остается меньше четырех лет) и знаменитая загоризонтная РЛС «Дуга» (или «Чернобыль-2»).

Озвучивают свои предположения охотно, но на всякий случай вполголоса и анонимно:

— Все слышали хлопки. Что это было? А почему фюзеляж развалился в воздухе? Вы верите, что от перегрузки? Ну оторвало бы хвост, крылья… Больше похоже, что сбили его случайно. Или изнутри взорвался.

«Участвовал в создании стенгазеты»

Конструированием Як-42 руководил заместитель главного конструктора Московского машиностроительного завода «Скорость» Сергей Андреев. Согласно материалам суда, ему еще в августе 1981-го докладывали, что резьбу на гайке усиленно «режет». Андреев посоветовал «разбираться на месте».

Ему, а также начальнику отдела завода Георгию Румянцеву и начальнику бригады Юрию Первушину, разрабатывавшим МПС, и предъявили обвинение в преступной халатности. Они виновными себя не признали, возложив ответственность на изготовителя — Саратовский авиазавод, который «не обеспечил должное качество резьбы».

Как бы то ни было, погибли 132 человека, материальный ущерб от потери самолета составил 3 301 757 рублей (плюс остановка на два года всего парка Як-42). Приговор по этому делу довольно любопытен. Формально все трое обвиняемых признаны виновными, но фактически освобождены от ответственности. Андреев осужден на три года, остальные на два — все с отсрочкой на год. На коллектив завода возлагалась обязанность по наблюдению за осужденными и «проведению воспитательной работы».

Кроме того, было предписано взыскать в пользу Ленинградского авиаотряда (которому принадлежал самолет) с Румянцева и Первушина по 3000 рублей, с Андреева — 5000 (а также судебные издержки в доход государства — по 10 рублей 77 копеек). На самом деле 5000 рублей — это размер Государственной премии СССР, которую ранее получил Андреев «за научные исследования, вносящие крупный вклад в развитие отечественной науки». Таким образом, звание лауреата ему оставили, но деньги отобрали.

Все трое были на некоторое время понижены в должностях, участвовали в доработке Як-42 (чтобы этим самолетам снова разрешили летать) и создании новой техники (в основном военной).

Впоследствии, ходатайствуя о снятии наказания, представители коллектива отмечали активное участие осужденных в общественной жизни, безупречное поведение в быту, а также почему-то роль КПСС в техническом прогрессе. Учтены работа в редколлегии стенгазеты, ведение общественных семинаров, выступления в обществе «Знание».

А что же потерпевшие (помимо авиапредприятия, которое потеряло самолет)? Их роль в этом деле описана одним коротким абзацем: «Учитывая, что иски потерпевшими заявлены не были и потерпевшие не участвовали в судебном заседании […], могущие возникнуть иски подлежат разрешению в порядке гражданского производства».

Впоследствии семьям предложили по 300 рублей страховки за каждого погибшего. Многие от денег отказались. О гражданских процессах по возмещению вреда ничего не известно.

Кто-то должен упасть. Вспоминаем самую страшную авиакатастрофу в истории страны
 
[^]
Vurun
19.05.2017 - 10:27
33
Статус: Offline


ПандЪ

Регистрация: 23.05.07
Сообщений: 2990
Цитата
Надежда Алексеевна показывает, как летели пассажиры. Но быстро одергивает себя: слишком страшно. Ее нелетающий домашний аист Буся, подошедший послушать, от таких разговоров принимается ожесточенно стучать клювом, торопливо отбегает в сторону.

Цитата
На своих коротких ножках мы пытаемся не отстать от директора местного лесхоза

Всегда охуевал от таких художественных приемов.
Цитата
А что же потерпевшие (помимо авиапредприятия, которое потеряло самолет)? Их роль в этом деле описана одним коротким абзацем: «Учитывая, что иски потерпевшими заявлены не были и потерпевшие не участвовали в судебном заседании […], могущие возникнуть иски подлежат разрешению в порядке гражданского производства».

Впоследствии семьям предложили по 300 рублей страховки за каждого погибшего. Многие от денег отказались. О гражданских процессах по возмещению вреда ничего не известно.

Охренеть безропотный народ... 132 отцов, матерей, сыновей и дочерей в винегрет, но все молчат, всех все устраивает.

Это сообщение отредактировал Vurun - 19.05.2017 - 10:30
 
[^]
MATPACOBHA
19.05.2017 - 10:29
3
Статус: Offline


гыгыгыкалка

Регистрация: 13.09.15
Сообщений: 186
Это жутко blink.gif бедные люди.
Только поезда теперь, ну нафиг alik.gif

Отправлено с мобильного клиента YAPik+
 
[^]
Ulezz
19.05.2017 - 10:31
4
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 3.09.12
Сообщений: 179
Охуеть, после такого, "на некоторое время понижены в должностях"

Это сообщение отредактировал Ulezz - 19.05.2017 - 10:33
 
[^]
Paisss
19.05.2017 - 10:34
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.09.14
Сообщений: 1092
Цитата (MATPACOBHA @ 19.05.2017 - 10:29)
Это жутко blink.gif бедные люди.
Только поезда теперь, ну нафиг alik.gif

Отправлено с мобильного клиента YAPik+

дак как бы и поездами не всегда безопасно!!!
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%...%84%D0%BE%D0%B9
 
[^]
MATPACOBHA
19.05.2017 - 10:36
0
Статус: Offline


гыгыгыкалка

Регистрация: 13.09.15
Сообщений: 186
Цитата (Paisss @ 19.05.2017 - 10:34)
Цитата (MATPACOBHA @ 19.05.2017 - 10:29)
Это жутко blink.gif бедные люди.
Только поезда теперь, ну нафиг alik.gif

Отправлено с мобильного клиента YAPik+

дак как бы и поездами не всегда безопасно!!!
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%...%84%D0%BE%D0%B9

Чё мне теперь пешком ходить blink.gif

Отправлено с мобильного клиента YAPik+
 
[^]
Paisss
19.05.2017 - 10:40
19
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.09.14
Сообщений: 1092
Цитата (MATPACOBHA @ 19.05.2017 - 10:36)
Цитата (Paisss @ 19.05.2017 - 10:34)
Цитата (MATPACOBHA @ 19.05.2017 - 10:29)
Это жутко blink.gif бедные люди.
Только поезда теперь, ну нафиг alik.gif

Отправлено с мобильного клиента YAPik+

дак как бы и поездами не всегда безопасно!!!
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%...%84%D0%BE%D0%B9

Чё мне теперь пешком ходить blink.gif

Отправлено с мобильного клиента YAPik+

пешком еще больше вариантов смерти!! можно просто не парится и жить дальше! как говорится Кому суждено утонуть — не повесится ...
 
[^]
va3610
19.05.2017 - 10:42
50
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.06.13
Сообщений: 11889
Цитата (Vurun @ 19.05.2017 - 10:27)
Цитата
Надежда Алексеевна показывает, как летели пассажиры. Но быстро одергивает себя: слишком страшно. Ее нелетающий домашний аист Буся, подошедший послушать, от таких разговоров принимается ожесточенно стучать клювом, торопливо отбегает в сторону.

Цитата
На своих коротких ножках мы пытаемся не отстать от директора местного лесхоза

Всегда охуевал от таких художественных приемов.
Цитата
А что же потерпевшие (помимо авиапредприятия, которое потеряло самолет)? Их роль в этом деле описана одним коротким абзацем: «Учитывая, что иски потерпевшими заявлены не были и потерпевшие не участвовали в судебном заседании […], могущие возникнуть иски подлежат разрешению в порядке гражданского производства».

Впоследствии семьям предложили по 300 рублей страховки за каждого погибшего. Многие от денег отказались. О гражданских процессах по возмещению вреда ничего не известно.

Охренеть безропотный народ... 132 отцов, матерей, сыновей и дочерей в винегрет, но все молчат, всех все устраивает.

Тебе лет-то сколько умник, это СССР был, в те времена лишнего не пиздели. Можно было до кучи так по шапке получить, мало не показалось бы.
 
[^]
EZEZ
19.05.2017 - 10:42
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 5632
Цитата (Paisss @ 19.05.2017 - 11:34)
Цитата (MATPACOBHA @ 19.05.2017 - 10:29)
Это жутко blink.gif бедные люди.
Только поезда теперь, ну нафиг alik.gif

Отправлено с мобильного клиента YAPik+

дак как бы и поездами не всегда безопасно!!!

да и на водном транспорте людей в 80-е погибло немало sad.gif
 
[^]
noa3
19.05.2017 - 10:49
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.03.11
Сообщений: 2761
В гибели людей прежде всего виноват завод изготовитель, следовательно с него и надо было спрашивать. Одна ошибка конструктора и результат - налицо.
Безмерно жаль людей, однако в отсутствии спроса такое может повториться.
Надеюсь нынче спрос - должный.
 
[^]
alex1i
19.05.2017 - 10:50
26
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.02.12
Сообщений: 1060
Блядский цирк, судя по хронологии, все только свои жопы прикрывали и репутацию партии. Не удивительно, что такая страна развалилась.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 59970
0 Пользователей:
Страницы: (6) 1 [2] 3 4 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх