Мгновенно на фото узнал своего "железного коня" и лишь потом стал читать текст...
Этот велосипед купил за две студенческие стипендии, если не подводит склероз в 1962 г. Толчком послужил велосипед "Турист" у моего приятеля, - уж очень была красива и легка эта машина, а уж переключатель скоростей - тогда это было что-то с чем-то !
В связи со всесоюзным всеобщим "космическим" психозом "Турист" был срочно переименован в "Спутник"(моё поколение помнит, - чего только не называли этим именем ).
Этот тип т.н. "легкодорожного велосипеда", купить в те годы было не просто, кстати приятелю его "Турист" привезли из Москвы. Так вот, я как на работу ходил в магазин "Спорттовары" и ждал, когда же появится искомое. В итоге купил через 3 - 4 месяца...
После первоначальной эйфории наступило время критической оценки и сравнение с "Туристом". Если коротко, то "Турист" был изготовлен более качественно.
Главные недостатки "Спутника" :
1. Алюминиевые ободы колёс, которые легко деформировались ;
2. Плохая работа "переключателя скоростей" ( переключатель не "держал" регулировок ) ;
3."Собачки" трещётки задней втулки были явно перекалены и ломались ;
4. "Заделка" концов тросов была не качественная, да и сами троса быстро "махрились".
Возможно были и ещё какие-то недостатки, но уже не помню, ведь прошло более полувека...
Ну, а в сравнении с дорожными велосипедами, "Спутник", безусловно выигрывал. На шоссе я спокойно "увязывался" за автобусами "ЛАЗ", которые служили мне "лидером". Ехал у них под "попой", в зоне "разрежения" и слушал двигатель, чтобы уловить момент переключения передачи перед торможением.
Вот такие воспоминания...