Напоследок,статья из ЖЖ,несколько штрихов к сказанному...
"В сущности, ты человек неплохой..."
По телевизору сказали - умер Константин Григорьев. И ничего не ёкнуло. В первый момент. И только потом накатило...
В 1982-м году меня, пацана сопливого, пригласили озвучивать Джима Хопкинса в фильме "Остров сокровищ". Меня часто приглашали на озвучание, в Ленфильме я был на хорошем счету. Можно сказать - в номенклатурном списке. Тому есть объективные причины: поставленная и качественно интонированная дикция (кружком художественного слова Дворца Пионеров) и близкое к студии проживание (в 10 минутах пешего хода) делали меня ценным кадром.
Вот сниматься почти не приглашали. Рожей не вышел. В отличие от Феди Стукова - популярного лица детских (и не только) фильмов 80-х. Он представлял, так скажем, видеоряд Джима. Но Федя отличался собачьим синдромом: глаза умные, сказать не может. Потому, значит, режиссёрам приходилось подыскивать адекватный голос к его рыжим кудрям.
По молодости я не мог оценить подарка судьбы, а ведь вокруг стадами паслись зубры отечественного актёрского цеха: Владислав Стржельчик, прикалывавшийся над тем, что музыку к фильму режиссёра Воробьёва, пишет композитор Птичкин; Валерий Золотухин, в тапочках и с палочкой - допрыгался по ветвям, вживаясь в образ Бен Гана; мрачный Леонид Марков, которому явно передавалась при озвучании вечная датость его персонажа; хищный Олег Борисов, которого я побаивался, путая с настоящим Джоном Сильвером; Ольга Волкова, которая успевала состариться вдвое, пока делала несколько шагов к микрофону; Николай Караченцов, Георгий Штиль, Виктор Костецкий, Николай Крюков...
Но особняком стоял Константин Григорьев. Капитан Смоллетт - настоящий мужчина, романтический идеал для подростка. Я даже пытался подражать его жестам и интонации, нарываясь на режиссёрское раздражение.
Память избирательна. Она хранит осколки цветного стекла, брезгуя бриллиантами, потому что осколки наполнены живым смыслом, а брюлики бездушны. Вот такой осколок...
Григорьев зачастую дольше других отрабатывал свои озвучательные эпизоды. Причина проста - легкий "фефект фикции" в области шипящих мешал ему точно попасть даже в собственную артикуляцию на экране. И вот как-то на фразе (капитан Смолетт бросает её, как кость, одному из "хороших" пиратов) - "В сущности, ты человек неплохой..." - случился затык. Первый дубль, второй, десятый... Конец рабочего дня, все устали, реакции неадекватны, народ разбирает на хи-хи. Стржельчик, хрюкая, выползает из тон-ателье, Воробьёв, с повлажневшими глазами сиплым голосом требует прекратить сопение по углам. Потом махает рукой и говорит Григорьеву, что тот, в сущсссти, неплохой человек (взрыв хохота), но озвучание "кольца", очевидно, придётся перенести на завтра, а график горит, а у Караченцова заканчивается командировка в Питер, ну и т.д.
Детство кончилось, походы в кино с другой стороны экрана кончились. Чего уж там - СССР кончился. И Константин Константинович выпал из поля зрения. А впал только в прошлом году, когда досужие искатели жареного с видеокамерой показали на одном из центральных каналов, как живёт народный артист. Это даже не нищета, это за социальной гранью.
Народ не бросил своего артиста. Он просто не знал. А как только узнал, люди пошли к Григорьеву с деньгами, с едой, с лекарствами, организовали расчётный счёт для пожертвований, пытались помочь привести в порядок квартиру. Вот только среди помогающих не было почему-то властей. И кинематограф забыл своего героя. И напоминаниям не внял.
Константин Григорьев прожил 70 лет. Для мужчины в России это много. Можно позавидовать. Но те, кто знает, как он прожил последние 20 из них, завидовать не будут. Помощь запоздала...
А для меня напутствием звучит, звучит его чуть шепелявым голосом, казалось бы, ничего не значащая фраза из легкожанрового, как жизнь, фильма: "В сущности, ты человек неплохой..."
Вячеслав Хованов
Это сообщение отредактировал Лышко - 19.02.2016 - 13:22