Был ли прав Пикассо, когда сказал, что гениальные художники воруют?
Вопрос очень интересный. К примеру в чем причина скандальности картины Эдуарда Мане “Завтрак на траве”? Чем именно картина могла так поразить общественность 19 века, что прославилась на века?
И получаю один и тот же ответ – неловкостью изображенной ситуации – обнаженная женщина в компании одетых мужчин завтракает на улице. Зрители видят в такой композиции вызов этическим нормам общества. И с этим предположением сложно не согласиться, если бы не одно “но”.
Дело в том, что выбранный художником сюжет не является новинкой в истории мировой живописи и, кроме того, почти в точности цитирует (или копирует?) классиков эпохи Возрождения. Ведь прообразом “Завтрака на траве” стал “Суд Париса” Рафаэля Непосредственно картина, к сожалению, не сохранилась, но до нашего времени дошла гравюра на меди авторства Маркантонио Раймонди.
На картине Рафаэля представлен сюжет древнегреческой мифологии – три богини, изображенные в центре композиции: жена Зевса Гера, воительница Афина и богиня любви Афродита убеждают прекрасного Париса, кому их них принадлежит яблоко с надписью «Прекраснейшая». Одним словом, перед нами представлен древнегреческий конкурс красоты. При этом каждая из девушек обещает юноше награду: Гера — власть над всей Азией, Афина — военные победы и славу. Но Парис отдает яблоко Афродите, которая обещала наградить его любовью любой женщины, которую он выберет.
Внимание в этой многосюжетной композиции приковывают позы героев, второстепенной по значимости, группы людей в правой части картины, которые практически в точности повторяют позы участников гламурного завтрака, устроенного Мане, с той лишь разницей, что Рафаэль цитировал античность прямолинейно и не стал одевать даже мужчин в своем произведении. Все трое участников беседы предстают перед нами обнаженными и вполне раскрепощенными.
Примечательно, что Мане написал на переднем плане людей, которых он знал. Один из мужчин — будущий шурин, голландский скульптор Фердинанд Леенхофф, а второй — его брат Эжен. Женщина на переднем плане изображения — Викторина Луиза Мёран, популярная в то время муза парижских художников, по прозвищу «Креветка». Кстати, в тот год девушка позировала для не менее скандальной «Олимпии» Эдуарда Мане.
Пикассо исследовал и частенько «препарировал» творчество многих своих предшественников. Пожалуй, ни одна картина прошлого не удостоилась у него такого внимания, как «Завтрак на траве» Эдуарда Мане. В течение двух лет, 1961-1962, Пабло Пикассо создает 26 картин (14 из них - в музее Орсэ в Париже), шесть линогравюр и 140 рисунков своих версий картины Мане, каждый раз ухмыляясь: «Un artista copia, un gran artista roba» (Хорошие художники копируют, великие художники воруют)