Зарубежные партнеры отказываются работать с российскими производителями.
17-го февраля 2008 года Алжир заявил о возврате 15-ти российских самолетов МиГ-29. Такого в истории нашей техники еще не было. Причиной стало, якобы, плохое качество самолетов. Однако в дальнейшем выяснилось, что качество российской техники тут сыграло не главную роль. Дело в том, что в политической элите Алжира существуют пророссийские, профранцузские и проамериканские группировки, отстаивающие интересы своих партнеров. Каждая из трех стран претендует на алжирский рынок. Например, Франция не прочь поставлять туда свои истребители «Rafale».
Контракт на поставку 28-ми одноместных МиГ-29СМТ и 6-ти двухместных МиГ-29УБ на общую сумму около $ 8 млрд. Россия и Алжир подписали в марте 2006 года. После поставки первой партии в конце 2006 года, закупки самолетов прекратились. Алжирская сторона предъявила претензии к качеству двух МиГ-29УБ. Конфликт затянулся, несмотря на то, что российская сторона готова была исправить недостатки. В результате контракт был сохранен благодаря переговорам президентов России и Алжира, состоявшимся в феврале 2008 года.
Страсти почти улеглись в тот момент, как стало известно о новом конфликте. 21-го февраля 2008 года норвежская компания «Odfjell ASA» объявила об аннулировании контракта с ФГУП «ПО «Севмаш» на строительство танкеров-химовозов. Норвежская компания «Odfjell ASA» занимается перевозкой химикатов и жидких нефтепродуктов. В 2004 году она заключила контракт с ФГУП «Севмаш» на поставку 12-ти танкеров стоимостью $ 544 млн. Причиной разрыва контракта норвежская сторона назвала серьезные задержки окончания строительства и требования россиян повышения стоимости контракта.
В официальном заявлении ФГУП «Севмаш» говорится, что предприятие «категорически отвергает обвинение и в свою очередь заявляет, что добросовестно исполняло обязанности по строительству судов; однако навязанное заказчиком положение контракта о фиксировании цены 2004 года на весь период строительства 12-ти судов вызвало недостаток финансовых средств; переговоры об установлении справедливой цены к результату не привели».
А 26-го февраля «Севмаш» посетила индийская делегация. В ходе визита индийцы провели переговоры с руководством «Севмаша», проверили выполнение работ на авианосце «Vikramaditya» (бывший российский тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков». Контракт на поставку тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» был подписан Рособоронэкспортом и ВМС Индии тоже в 2004 году. В рамках проекта планируется отремонтировать и модернизировать корабль, оснастить его новейшими системами вооружений и корабельной авиационной группой — истребителями МиГ-29К, а также противолодочными дозорными вертолетами Ка-27 и Ка-31. На ремонт и модернизацию крейсера было отведено 52 месяца. Сумма контракта составляла $ 2−2,5 млрд.
А совсем недавно американский президент предложил Индии бесплатно передать свой устаревший авианосец «Китти Хок». Взамен США предлагают индийской стороне приобрести 65 новейших палубных истребителей F/A-18E/F для размещения на этом авианосце. Таким образом, если Индии вдруг покажется, что она не сможет отказаться от предложения американцев, то, возможно, «Севмаш» потеряет и этот контракт.
Еще ранее, в сентябре 2007 года, представители индийского флота сообщили, что планировавшаяся на 15-е августа передача Индии в лизинг российской атомной подводной лодки Chakra проекта 971 «Щука-Б» отложена до 15-го июня 2008 года, поскольку Амурский судостроительный завод (Комсомольск-на-Амуре) задерживает ее строительство на десять месяцев. Попутно Россия также настаивала на увеличении стоимости контракта с $ 650 млн до $ 785 млн. Индия согласилась на отсрочку, но отказалась пересматривать цену.
В прошлом году Индия отказалась принимать модернизированный противолодочный самолет Ил-38 и дизель-электрическую подводную лодку проекта 877ЭКМ из-за нареканий по поводу качества выполненных работ. В результате всех этих задержек и проблем в начале декабря главком военно-морских сил Индии адмирал Суреш Мехта заявил, что Дели может пересмотреть формат военно-технического сотрудничества с Россией.
Конечно, вполне возможно, что это лишь частные неудачи российского производителя. Хотя аналитик компании «ВЕЛЕС капитал» Марина Иркли так не считает: «Тенденция потери российскими машиностроителями зарубежных рынков действительно имеет место быть. И это не удивительно в отсутствие финансирования и государственной поддержки самолето- и судостроения на протяжении более 10-ти лет во время переходной экономики. Основные судостроительные заказы приходятся на японские и южнокорейские верфи. Российские же компании теряют свою долю».
Основной причиной этого являются сроки строительства, которые не отвечают современным стандартам и требованиям. Так, на российских верфях строительство судна затягивается на 1,5 года, в то время как на азиатских — 7−8 месяцев. Изношенность оборудования на российский верфях достигла 70−75%, да, собственно, и верфей-то таких мало, т.к. после распада СССР на территории РФ остались только предприятия ВПК, а гражданское судостроение отошло Украине. «Таким образом, после периода застоя, продержавшись еще своими силами с начала 1990-х г. на советской базе, российское судо- и авиастроение начинает пожинать первые плоды: потеря доли рынка, отказ зарубежных государств от производимой продукции и, соответственно, загнивание отрасли, которую невозможно будет восстановить без государственной поддержки и значительных инвестиций», — заключает Марина Иркли.
======================================== ==========
29 марта 2017
Агентство «Интерфакс-АВН» («Агентство военных новостей») сообщило, что из-за задержек выполнения концерном воздушно-космической обороны «Алмаз Антей» опытно-конструкторских работ под угрозой срыва находятся сроки поставки фрегатов «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и «Адмирал Макаров».
Министерство обороны в лице заместителя министра обороны генерала армии Юрия Ивановича Борисова подтвердило этот печальный факт.
«Из-за несвоевременного выполнения концерном «Алмаз Антей» опытно-конструкторских работ по элементу «Редут» и «Штиль» под угрозой срыва находятся сроки поставки кораблей проектов 22350 «Адмирал Горшков» и 11356 «Адмирал Макаров».
Это заявление было сделано Борисовым на мероприятиях Единого дня приемки военной техники, который состоялся 24 марта этого года.
Что же послужило причиной этому весьма неприятному факту?
По словам Юрия Ивановича, «основными причинами несвоевременной сдачи явились низкий уровень организации собственных работ, задержки поставок комплектующих, недостаточные производственные мощности и недостаток квалифицированного персонала».
Буквально вчера мы говорили о проблемах в области космической техники. И вот теперь к космосу добавляется и ВМФ? Это действительно заставляет задуматься о многих вещах одновременно.
Давайте для начала просто попробуем разобраться со всеми пунктами заявления замминистра.
Низкий уровень организации собственных работ.
Серьезное обвинение в адрес руководства. Тем более, если неготовность ЗРК является самой существенной причиной для вступления корабля в строй. Стоит напомнить, что президент России в прошлом году озвучил сроки сдачи кораблей. Ноябрь 2016 года. Однако воз, то есть фрегаты, все еще там… на верфях.
Перед тем, как плавно перейти к руководству, стоит оглянуться назад. В историю. Это порой бывает полезно.
Зенитно-ракетная система «Полимент-Редут» разрабатывалась аж с 1991 года «Морским НИИ радиоэлектроники «Альтаир». Да, именно этим предприятием, а не «Алмазом», как пишут многие СМИ.
«Альтаир» был создан в далеком 1933 году и по сути являлся единственным и уникальным НИИ, который работал исключительно на нужды ВМФ. Именно в стенах МНИИРЭ «Альтаир» родились такие известные изделия, как «Волна», «Москит», «Штиль», «Форт», «Клинок» и менее известные, но не менее значимые. Два Ордена Ленина на знамени института — лучшее тому свидетельство.
В наше время «Альтаир» был ведущим отечественным разработчиком систем ПВО средней и большой дальности. Был.
22 декабря 2010 года в результате объединения ОАО «МНИИРЭ «Альтаир», ОАО «НИЭМИ», ОАО «МНИИПА» и ОАО «НИИРП» создан межвидовый головной разработчик систем ПВО ГСКБ «Алмаз-Антей».
Вернемся к «Полимент-Редуту».
Поскольку не стоит рассказывать, как было в 90-е годы с финансированием, точнее, как его не было, то понятно, что разработка велась за счет инициативы предприятия. Отсюда как бы и длительные сроки разработки.
Но настали другие времена, и, как говорят источники, с 2006 года началось нормальное финансирование со стороны государства, и «процесс пошел». Уже во второй половине 2010 года начались стендовые испытания с плановым сроком установки на корабль в ноябре 2011 года.
И тут грянул 2010 год, в конце которого «Альтаир» был включен в состав Головного специализированного конструкторского бюро (ГСКБ) концерна ПВО «Алмаз-Антей» (ныне ПАО «НПО «Алмаз»).
Многие эксперты даже не из числа «либеральных» уверенно считали, что это был просто рейдерский захват стратегического НИИ.
Что произошло дальше, обсуждалось практически на всех российских военных сайтах, в том числе и у нас.
И современный классический сценарий от «эффективных манагеров». Лишение финансирования, изъятие средств на счетах («мы вам все купим и привезем к порогу»), массовые увольнения и сокращения.
Кто «вылетел» в первую очередь? Естественно, «старая гвардия». Директор, заместитель по научной работе — главный конструктор, заместитель по производству, заместитель по режиму и безопасности, заместитель по финансам, бухгалтерия в полном составе от главного бухгалтера до кассира.
Естественно, на освободившиеся места тут же пришла «молодая эффективная» команда из числа друзей и приближенных директора нового образования Нескородова.
Да-да, того самого, недавно вышвырнутого с «волчьим билетом» по статье «утрата доверия».
Но его «эффективная команда» дельце свое гнилое сделала. Убрала «непрофильные производственные активы», фактически ликвидировала производство, сменила руководителей среднего звена.
Взамен существовавшего десятки лет производственного цеха было наскоро сварганено дочернее предприятие — ОАО «Опытное производство», с которым начали работать по договорам.
И самое важное: новая команда почему-то решила напрочь отказаться от разработок для ВМФ, предпочтя им работу по сухопутному направлению.
Как я понял, изрядно покопавшись в статьях, посвященных этой теме, если «Полимент-Редутом» никто себя не напрягал, и работы были фактически свернуты.
Тем не менее, «Адмирал Горшков» с того же 2010 года уже был спущен на воду и худо-бедно, но строился. И «Адмирал Макаров» тоже. И к ноябрю 2016 года, согласно указанию Путина, корабли должны были войти в строй.
Видимо, на верфях, чем ближе к контрольной дате, тем больше «проявляли обеспокоенность». Но «дефективным» из «Алмаз Антея» было не до каких-то там морских ЗРК, это уже стало «не их тематикой».
Но понимая, что пинок от заказчика (читай — Путина) последует, то пришлось напрячься и ЗРК для фрегатов кое-как долепить и отправить на корабли. Вот только почему-то работать они не стали как надо.
Итог печальный: Нескородова выкинули, «Полимент-Редут» не работает, фрегаты в строй не введены. А ведь уже не ноябрь 2016, уже как бы апрель 2017 на носу…
И, что самое неприятное, доводить ЗРК на фрегатах фактически некому. «Дефективные манагеры» Нескородова благополучно расправились с теми кадрами, которые могли бы что-то предпринять. В этом году будет 7 лет с того момента, как «Альтаир» прекратил свое существование. Кто будет налаживать ЗРК, кто будет их модернизировать — вопрос…
Наруководили, короче.
Что больше всего беспокоит, так это то, что все делается как под копирку. Сценарий одинаков что для Москвы, что для Воронежа, что для Омска.
Недавно я по косточкам разбирал то, что творится сегодня на КБХА, одном из столпов космической инженерии. И вот тут же абсолютно схожий случай.
Все то же самое: приход нового руководства, однозначно соображающего в производственных вопросах меньше слесаря с этого производства, но — «эффективных».
Чем Нескородов отличается от Камышева (КБХА)? Да ничем.
Камышев, обалденный специалист в производстве космических двигателей, всю карьеру прошатался по банкам и сомнительного свойства структурам (в биографии написано «и другие»), поруководил «Ростелекомом».
Нескородов в 1990 году закончил московский физтех по специальности «инженер-физик», три года поработал инженером в Центральном институте авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, затем перебрался в «Тверьуниверсалбанк», а оттуда — в «Алмаз Антей».
«Эффективные» близнецы, не находите? Находим. И самое в этом поганое, что находят и те, кто продвигает этих выкидышей банковской сферы на столь ответственные посты.
Нескородов отстранен от должности советом директоров предприятия «за систематическое невыполнение поручений руководства концерна, упущения в работе и утрату доверия».
А вот теперь задумаемся, чем это поможет фрегатам? Да ничем.
Наш флот не намерен отказываться от ЗРК «Полимент-Редут», не потому, кстати, что нет других вариантов, а потому что задумка и исполнение были от знающих и понимающих людей. «Полимент-Редут» — система отличная, чтобы там не писали, особенно «по результатам испытаний».
Испытания проводили заинтересованные люди, а вот кто готовил к ним ЗРК и насколько эти работники были компетентны — тот еще вопрос. Лично я сильно сомневаюсь в этих специалистах. Скорее всего, были посланы «на отвали» те, кто по каким-то причинам еще остался в штате и был хоть немного, но в курсе.
Ведь специалисты по морским разработкам уже давно стали не нужны в «Алмаз Антее», еще в 2014 году Нескородов заявил, что «разработка систем ПВО сухопутного базирования станет основным направлением деятельности концерна».
Конечно, есть в этом эффективный смысл. Куда проще пачками продавать за полновесные доллары С-300 и С-400 всем желающим, чем забивать себе голову какими-то там фрегатами…
Не завидую новому гендиректору «Алмаза» Геннадию Бендерскому. Человек не просто попал в огонь, а по полной программе. Радует, однако, что до «Алмаз Антея» Бендерский не в банке сидел, а руководил Лианозовским электромеханическим заводом (ЛЭМЗ). Не кредитами ворочал, а предприятием, выпускающим в том числе и РЛС. Не системы ПВО, но рядом.
И трудовой путь Геннадий Иванович начал в 1982 году угадайте где? Не в банке? Угадали! На том же ЛЭМЗ, инженером-технологом. И так и работал на этом предприятии, пока, очевидно, не прижало. Бессменно до момента назначения в «Алмаз Антей». Не «эффективный менеджер», инженер.
Хорошее назначение, бесспорно. Но даст ли оно плоды, учитывая то, что срок сдачи кораблей перенесен всего-навсего на июль этого года, и действовать придется в условиях не просто цейтнота?
Все еще, как было констатировано на официальном уровне, упирается в отсутствие квалифицированных кадров, разбазаренных и уволенных предыдущим директором. Да и собственная «кузница кадров» «Альтаира» тоже уничтожена.
Остается только пожелать Геннадию Ивановичу успехов в решении этой тяжелейшей задачи, здоровья и крепких нервов. И проклясть «дефективных манагеров» команды Нескородова.
Ситуация, возможно, поправимая. Можно при желании по крупицам восстановить «альтаировские» кадры. Даже нужно. Но здесь уже вопрос к высшему руководству нашего ВПК и конкретно к куратору господину Рогозину.
Ведь фактически именно на них лежит ответственность за неудачи в выполнении гособоронзаказа. И за назначение «эффективных менеджеров» в руководство ключевых предприятий ВПК.
И простите, но громкими заявлениями и увольнением виновных ситуацию кардинально не улучшить. Да, ситуация не станет от этого еще хуже, конечно, это плюс. Но если мы хотим видеть реальное возрождение нашего военно-промышленного комплекса, то на ключевых должностях обязаны находиться грамотные специалисты, инженеры, а не бывшие сотрудники банков.
Создается впечатление, что господин вице-премьер Рогозин этого просто не понимает. А действовать сегодня в угоду завтра надо более эффективно, если, конечно, мы все хотим этого завтра.
Автор: Роман Скоморохов
ФОРМАЛИН
|
|
Подозрение на: оффтоп Статья #2 дезинформационного кодекса Выполненное действие: пользователь предупрежден Погрешность принятого решения: 1% |
Это сообщение отредактировал system - 1.02.2018 - 13:07